{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Обзор корпоративных мессенджеров на 2023 год

Сделали подборку популярных и востребованных мессенджеров для работы в следующем году. Рассказываем, что они умеют и кому подойдут.

Менять корпоративный мессенджер – боль. Но если привычный продукт теперь недоступен, это единственный вариант. Главное – определиться.

Сегодня поможем сделать сложный выбор на следующий год. Разобрали популярные российские и зарубежные корпоративные платформы: функции, плюсы/минусы и кому действительно зайдут. Про WhatsApp и Telegram не забыли, без них работа все равно не обходится.

А еще в конце статьи оставили табличку с подробным сравнением. Сам обзор и табличка будут регулярно обновляться.

Если не нашли в тексте интересный сервис – пишите в комментариях. Обратная связь поможет нам сделать статью более точной, а читателям выбрать то, что им действительно нужно 🤝

Основной конкурент Slack и один из самых популярных инструментов для командной работы.

Гонка Microsoft Teams и Slack – отдельный вид искусства. IBM становится клиентом Slack, и 350 тысяч его сотрудников переезжают работать туда. Teams в это время пробивает отметку в 20 миллионов активных пользователей в день. Такие цифры оправданы – помогает бесшовная интеграция с офисным пакетом, корпоративным хранилищем, бизнес-аналитикой и вагоном других сервисов.

В России платформу от Microsoft до ухода вендора тоже очень любили. Сейчас по нашему опыту самый частый запрос от компаний – «аналог MS Teams».

На каких платформах работает: iOS, Android, Windows, macOS, Linux, Web

Что внутри:

  • Мессенджер

Есть каналы, чаты с тредами и реакциями, статусы пользователей, поиск, чат-боты, голосовые и видеосообщения (но не в кружочке).

  • Звонки и конференции

Групповые звонки из чата вмещают до 20 человек, конференции – до 300, а масштабные онлайн-мероприятия – до 10 000 пользователей. Все функции знакомы – планирование встреч, демонстрация экрана, запись звонка и поднятие руки.

  • Интеграции

Кроме пакета Office 365 (в который Teams и входит), платформа интегрируется с сотнями сервисов: от CRM и таск-менеджеров до сервисов бизнес-аналитики и «тяжелых» систем видеоконференций.

Любое приложение доступно во внутреннем сторе, если нужно больше – можно загрузить собственную аппку.

  • Защита данных

Здесь без сюрпризов – сквозное шифрование, хранение информации на сервере в зашифрованном виде, интеграции с десятками систем безопасности.

Кому подойдет: тем, кто купил полную лицензию еще до того, как Microsoft собрал чемоданы.

Небольшие команды могут использовать бесплатную версию, но ее возможности сильно ограничены.

Платформа, которой пользуются крупнейшие российские корпорации и SMB.

Особенность eXpress – собственный децентрализованный федеративный протокол передачи данных, проще говоря, Федерация. Общение по принципу «каждый с каждым» – не только внутри корпоративного контура, но и с пользователями, зарегистрированными на серверах других организаций.

Есть вариант установки на собственном сервере или по модели SaaS.

На каких платформах работает: iOS, Android, Harmony, Windows, macOS, Linux, Web

Что внутри:

  • Мессенджер

Есть групповые чаты, каналы, система тегов (для порядка в чатах и сообщениях), упоминания, голосовые сообщения и бот-платформа.

Тредов, статусов пользователей и реакций в eXpress нет. Но если верить дорожной карте, должны появиться в ближайших релизах – к концу 2022 или началу 2023 года.

  • Звонки и конференции

В eXpress доступны личные и групповые звонки, с видео и демонстрацией экрана.

Есть нативные мгновенные конференции, планирование встреч с отправкой приглашений на почту участников и добавлением в календари. Для регулярных совещаний – виртуальные комнаты, которые не удаляются после завершения звонка. Есть гостевой доступ – регистрироваться для участия в конференции не нужно.

Сейчас лимит участников – 50 человек, в ближайшем обновлении число вырастет до 100.

  • Интеграции

eXpress – модульное приложение, в которое можно встроить неограниченное количество смартаппов. Они отвечают за интеграцию различных корпоративных систем. Работать с любой бизнес-платформой можно не выходя из eXpress.

Список интегрированных сервисов широкий: CRM, менеджеры задач, ERP, платформы аналитики, документооборот, кадровые сервисы. Есть интеграции с почтой и «тяжелыми» сервисами видеоконференций.

Еще при желании можно создать личный кабинет сотрудника с лентой новостей компании, технической поддержкой, обратной связью и другими плюшками.

  • Защита данных

Разработанный с нуля протокол сквозного шифрования на эллиптических кривых, криптоконтейнер и трехфакторная аутентификация. А еще контроль доступов, экспорта данных и интеграция с системами информационной безопасности.

Кому подойдет: крупным корпорациям и небольшим командам – доступна как on-premise, так и облачная версия продукта.

Красивый и удобный облачный мессенджер, без которого сложно представить повседневную жизнь.

Компании, как правило, не рассматривают его в качестве основной платформы для общения. Мы знаем, что он быстрый, удобный, и пользователи к нему привыкли за несколько лет регулярного использования.

Стоп-факторы: нет инструментов администрирования, невозможно контролировать, где находится информация. Есть боты для интеграций, но некоторые компании просто не впишут их в свой контур информационной безопасности.

А вот небольшим командам зайдет, если подобных ограничений нет.

На каких платформах работает: iOS, Android, Windows, macOS, Linux, Web

Что внутри:

  • Чаты

Чаты Telegram уже давно стали классикой. Единственный минус – нет тредов в чатах (есть только в каналах) и статусов (не говорим о Premium).

  • Звонки и конференции

Есть и звонки, и конференции (снова только в каналах) с демонстрацией экрана и поднятием руки. Максимальный лимит видеозвонка – 30 пользователей.

  • Интеграции

С помощью ботов можно интегрировать необходимые для работы сервисы. Например, CRM, таск-трекер или аналитику (как пример, Brand Analytics).

  • Защита данных

Есть шифрование (протокол MTProto 2.0), двухфакторка, настройки видимости. Из интеграций только антивирус. Для небольших команд этого вполне хватает, для компаний – набор неубедительный.

Кому подойдет: небольшим командам, которым бесплатное и привычное решение нужно еще вчера.

Корпоративный мессенджер, который внешне очень похож на Slack. Можно поставить на свой сервер или пользоваться облачной версией.

Продукт на основе open source, можно кастомизировать или сделать приложение под собственным брендом. Установить в своей инфраструктуре можно бесплатно, но держим в уме ограничение в 10 000 push-уведомлений в месяц. В платной версии или при выпуске отдельного приложения лимита нет.

На каких платформах работает: iOS, Android, Windows, macOS, Web

Что внутри:

  • Чаты

Все возможности, за которые любили Slack – чаты, каналы, треды, реакции и статусы пользователей. Еще одна фишка – омниканальность, можно отвечать на сообщения из WhatsApp или Telegram в одном интерфейсе.

  • Звонки и конференции

Хорошие новости – есть аудио и видео звонки. Плохие – нет нативных конференций и демонстрации экрана. Решается с помощью интеграции со сторонними системами ВКС.

  • Интеграции

Доступна интеграция с десятками систем под разные задачи: Salesforce, Jira, Zoom, Dropbox, Google Meet и др.

Если приложения под ваши задачи не нашлось, вариант только создать свою аппку и самостоятельно подключить ее к мессенджеру.

  • Защита данных

Rocket Chat позиционирует себя как защищенный инструмент. Есть сквозное шифрование, интеграции с системами ИБ.

Не увидели автоматического разлогина сотрудника при увольнении. Для небольших команд условие необязательное, а вот для компаний – проблема.

Кому подойдет: небольшим командам, которые очень скучают по Slack и готовы дорабатывать мессенджер под себя.

Быстрый облачный мессенджер, который появился совсем недавно и дополнил одноименную CRM.

Доступен только в облачной инфраструктуре, развернуть на собственных серверах не получится.

На каких платформах работает: iOS, Android, Windows, macOS, Web

Что внутри:

  • Чаты

Есть чаты, каналы, менеджер задач, боты, треды, реакции и статусы пользователей. Единственное – нет голосовых сообщений.

  • Звонки и конференции

Звонки в Пачке собраны на фреймворке Jitsi и одновременно вмещают до 100 человек. Демонстрация экрана и запись звонка на месте.

  • Интеграции

Есть своя собственная CRM и простой таск-трекер. Можно интегрировать сторонние приложения – календарь, сервис конференций, ERP и др.

У мессенджера открытый API, возможна интеграция через Webhook. Если нужно, можно использовать коннектор Albato.

  • Защита данных

Поддерживается SSO, есть двухфакторная аутентификация.

Не увидели, в каком виде информация хранится на сервере, используется ли end-to-end при передаче данных, и можно ли интегрировать Пачку с DLP, SIEM и антивирусом.

Кому подойдет: командам и небольшим компаниям без жестких требований к информационной безопасности.

Мессенджер от VK для командной работы. Объединяет в цифровом пространстве общение сотрудников всех отделов одной компании.

На каких платформах работает: iOS, Android, Windows, macOS, Linux, Web

Что внутри:

  • Чаты

Чаты, каналы, треды, реакции и статусы пользователей на месте. Есть еще таск-менеджер, боты, голосовые сообщения, теги и упоминания.

  • Звонки и конференции

Личные и групповые звонки вмещают до 25 человек. Доступны конференции с демонстрацией экрана – к ним по ссылке могут подключиться до 100 пользователей.

Из минусов – нельзя запланировать конференцию.

  • Интеграции

В VK Teams можно использовать мини-приложения в интерфейсе мессенджера. Например, для заказа справок и зарплатных листов.

Еще есть интеллектуальный помощник сотрудника – бот на базе ML/AI, он интегрируется с системами компании.

  • Защита данных

Для защиты передаваемых данных в чатах предусмотрено TLS, для звонков – end-to-end шифрование.

Есть сквозная аутентификация с ПК в домене Active Directory, автоматический разлогин сотрудника при увольнении и интеграции с системами ИБ.

Кому подойдет: командам и небольшим организациям, которым нужна коммуникация внутри компании.

Облачный мессенджер от Meta* (организация признана в РФ экстремистской, деятельность запрещена) с самой большой аудиторией по всему миру.

Смотреть за гонкой WhatsApp и Telegram так же интересно, как за противостоянием Slack и Microsoft Teams. Да, мессенджер Павла Дурова быстро набирает обороты, но у WhatsApp все еще самая большая аудитория активных пользователей.

На каких платформах работает: iOS, Android, Windows, macOS, Web

Что внутри:

  • Чаты

Классические функции зеленого мессенджера – чаты, каналы, боты, голосовые сообщения, упоминания, реакции и статусы пользователей.

Нет тредов и закрепления сообщений.

  • Звонки и конференции

Для общения по видео есть звонки с лимитом в 8 пользователей.

Присоединиться к звонку можно по ссылке. А вот планировать конференцию и демонстрировать экран – нет.

  • Интеграции

С помощью WhatsApp Business API можно интегрировать мессенджер с Битриксом, AmoCRM, Roistat, Яндекс Метрикой, 1С и другими сервисами.

Остальные интеграции возможны, но готовых решений от WhatsApp нет.

  • Защита данных

Аккаунт защищен двухфакторной аутентификацией, есть сквозное шифрование, секретные чаты, настройки видимости и поддержка SSO.

Кому подойдет: SMB, который сфокусирован на продажах и работе с клиентами.

Корпоративный мессенджер от команды разработчиков Сбера.

Доступно размещение в локальной инфраструктуре компании или по модели SaaS, есть опции White Label.

На каких платформах работает: iOS, Android, Windows, macOS, Linux, Web

Что внутри:

  • Чаты

Для общения текстом – чаты, каналы, реакции, голосовые сообщения и конструктор чат-ботов.

Из минусов – нет тредов, тегов, статусов пользователей.

Появятся ли они в будущем – большой вопрос. C 10 февраля 2021 года обновления включали в себя только багфиксы и незначительные улучшения.

  • Звонки и конференции

В Dialog есть личные голосовые и видеозвонки. Нативных конференций или групповых звонков в мессенджере не предусмотрено.

Конференции на большое количество участников и демонстрация экрана доступны только в интегрированных «тяжелых» сервисах.

  • Интеграции

Возможна интеграция со сторонними сервисами (о платформах конференций выше). У мессенджера открытый API, есть варианты интегрировать системы через Zapier или Webhook.

На момент написания статьи документация по Dialog API на GitHub выдала 404 :(

  • Защита данных

Есть интеграции с DLP, SIEM и антивирусом, реализована антивирусная предпроверка входящих файлов. Соединения «клиент - сервер» защищены TLS и DTLS.

End-to-end шифрования нет, в каком виде данные хранятся на сервере, не увидели.

Кому подойдет: компаниям и командам, которым для работы достаточно базовых функций.

Платформа для унифицированных коммуникаций с мессенджером и видеоконференциями.

Можно разместить на своем сервере или использовать облачную версию.

На каких платформах работает: iOS, Android, Windows, macOS, Linux, Web

Что внутри:

  • Чаты

Только минимальные возможности – групповые чаты, теги, статусы, упоминания пользователей и поиск.

Треды, реакции, каналы и другие функции не предусмотрены.

  • Звонки и конференции

Личные/групповые звонки и видеоконференции – основные возможности Trueconf. Есть функции планирования собраний (с лимитом до 1000 участников), демонстрация экрана и запись звонка.

  • Интеграции

В платформу можно интегрировать календарь, CRM и аналитику. Еще доступна интеграция с «тяжелыми» системами конференций.

Поработать с другими сторонними сервисами в интерфейсе приложения не получится. Наоборот, TrueConf сам в них встраивается.

  • Защита данных

Аккаунты защищены двухфакторной аутентификацией. Данные хранятся на сервере в зашифрованном виде, есть end-to-end шифрование.

При необходимости можно настроить видимость пользователей и интегрировать антивирус.

Автоматического разлогина сотрудников после увольнения и интеграций с SIEM и DLP в платформе нет.

Кому подойдет: компаниям, которые отдают предпочтение общению по видео.

Корпоративный мессенджер с установкой только на локальный сервер компании.

На каких платформах работает: iOS, Android, Harmony, Windows, macOS, Linux, Web

Что внутри:

  • Чаты

Чаты, каналы, боты, менеджер задач, статусы и упоминания пользователей. Тредов и реакций в Communigate нет.

  • Звонки и конференции

Доступны только личные звонки. Проводить конференции с демонстрацией экрана и записью звонка можно только в интегрированных сервисах.

  • Интеграции

Есть собственная почта, файловое хранилище и календарь.

Дополнительно можно интегрировать с системами видеоконференций и другими сторонними сервисами.

  • Защита данных

Сквозное шифрование, двухфакторная аутентификация и шифрование данных на сервере. Есть интеграция с системами информационной безопасности и функция автоматического разлогина при увольнении сотрудника.

Кому подойдет: компаниям, которые чаще всего общаются в почте.

Таблица-сравнение корпоративных мессенджеров доступна по ссылке. Напоминаем, что обратной связи всегда рады – пишите в комментарии.

Всем спасибо, работаем дальше 💪

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Marat Salakhetdinov

очень годная подборочка

Ответить
Развернуть ветку
Лёха Литвинов

Корпоративный мессенджер в 2023 году: WhatsApp....

Дальше можно не читать

Ответить
Развернуть ветку
eXpress
Автор

Спасибо, хехнули :)
Согласны, WhatsApp (как и Telegram) – вообще не корпоративный мессенджер, но для работы сотрудники компаний его тоже используют. Поэтому не включить в обзор не могли.

Ответить
Развернуть ветку
Лёха Литвинов

да, используют, но это наоборот грустно. Рабочие чаты не должны быть рядом с личными. Причины вы и сами знаете. Например, та же утечка корпоративной информации - скинул финансовый отчет не в тот диалог и всё

Ответить
Развернуть ветку
eXpress
Автор

И снова согласны – так быть не должно. Поэтому подсветили в обзоре все минусы с точки зрения защиты информации.
За обратную связь спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

По мне использовать сегодня в компании отдельный мессенджер не интегрированный в общую it систему компании, это просто ненавидеть свой бизнес, или шефа.
По моему сейчас не найти компанию у которой нет срм или какого то менеджера задач или проектов, а в любом из этих продуктов есть свой мессенджер

Ответить
Развернуть ветку
Jetchat

Спасибо коллегам по цеху eXpress за интересную статью!

Наш корпоративный мессенджер на данный момент находится в разработке, но так как подборка на 2023 год, тоже хотели бы попасть в неё в будущем ;)

Ответить
Развернуть ветку
eXpress
Автор

Когда закончите разработку, дайте нам знать – мы потестириуем, сравним и добавим в подборку ;)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Epeykin

А где mattermost, который максимально похож на тот же слак?

Ответить
Развернуть ветку
eXpress
Автор

Упустили его, вы правы. Спасибо, что сказали, добавим его в обзор чуть позже вместе с другими сервисами.

Ответить
Развернуть ветку
Marina Kondrateva

Еще есть Flock - аналог Слака, был на моем прошлом месте работы. Сигнал с исчезающими сообщениями якобы для безопасности (забыл - ну извини, перечитать сообщение невозможно).

Ответить
Развернуть ветку
eXpress
Автор

Спасибо, что рассказали, Flock забрали на сравнение. Будет здорово, если поделитесь опытом работы в нем :)
А насчёт Signal — он не очень популярен даже для общения на каждый день. Поэтому в обзор он не попал

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Васянин

Телеграм и вотсап всё-таки лучше исключить из подборки, даже если ими и пользуются компании. Стоило бы ещё amo упомянуть (вполне неплох, разве что видеоконференций не хватает) и мессенджер от Яндекса (они за последние полгода активно стали корп. сервисы дорабатывать). Студия Лебедева ещё свой Интранетус делала, но видимо заглох

Ответить
Развернуть ветку
eXpress
Автор

Да, согласны, amo и мессенджер от Яндекса добавим. Самое время пилить вторую часть со всеми сервисами из комментов :)
Ну а Интранетус исчез с радаров так же быстро, как и появился, да.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Кац

Почему нет Twist?

Ответить
Развернуть ветку
eXpress
Автор

Twist знаем, но не слышали, чтобы кто-то из наших заказчиков им пользовался или рассматривал к внедрению. Поделитесь опытом?
А мы рассмотрим, сравним и позже добавим в обзор :)

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда