Как стартап внедрил корпоративный мессенджер для общения между сотрудниками

А когда у компании появились первые клиенты — перенес туда всю внешнюю коммуникацию. Рассказываем в кейсе HPC-Park.

Как стартап внедрил корпоративный мессенджер для общения между сотрудниками

Знакомимся с HPC-Park

Ребята с 2019 года занимаются решениями для высокопроизводительных вычислений (HPC). IaaS-платформа для работы с искусственным интеллектом (машинное обучение нейронных сетей), HPC кластеры, ИТ-интеграция и вообще все, что связано с суперкомпьютерами и большими данными – это к ним. Ниже объяснили, почему компания вообще делает то, что делает:

Обучать искусственный интеллект долго и дорого. Нужно достать оборудование, создать архитектуру, выделить место в ЦОД и ресурсы на поддержку. Для компаний получается слишком много затрат и головной боли. Чтобы эту боль снять, мы начали разрабатывать облачную IaaS-платформу для высокопроизводительных вычислений.

Получилось успешно – платформу сделали своими силами и в 2021 году выкатили релизную версию. По сути, ребята предоставляют контейнеры с популярными фреймворками для машинного обучения: PyTorch, TensorFlow с передовыми ускорителями вычислений. Интересный факт – аппаратная часть платформы заняла 22 место в рейтинге суперкомпьютеров СНГ.

Почему решили устанавливать корпоративный мессенджер

Когда компания два года назад выбирала корпоративный продукт, в приоритете была внутренняя коммуникация. На рынок в то время стартап еще не вышел и с клиентами не общался. Поэтому в первую очередь закрывали задачу взаимодействия сотрудников.

Что было важно в начале проекта:

1. Перейти на одну платформу вместо зоопарка сервисов.

До перехода на чисто корпоративный продукт сотрудники совещались в Zoom и общались в чатах WhatsApp или Telegram. Zoom всем нравился, и компания оформила подписку. В переписке же единого стандарта не было – сотрудники пользовались всеми мессенджерами, к которым привыкли в жизни.

Одна платформа = все чаты собраны в одном месте, а не разбросаны по разным мессенджерам.

2. Убедиться в том, что информация не утечет.

С самого начала работа стартапа предполагает коммерческую тайну. Поэтому очевидно в чатах циркулирует чувствительная информация: технические детали продуктов, финансовые показатели, внутренняя дорожная карта и т.д.

В консьюмерских мессенджерах все это попадает на сервера самого мессенджера. Это небезопасно. А еще сложно контролировать, куда уходят важные документы.

Например, Вася, менеджер по продажам, получил внутренний роадмап разработки продукта. В нем указаны даты релиза функций, которые влияют на подписание контрактов с заказчиками. Вася сохраняет документ на телефон и за деньги отправляет конкурентам. Они корректируют свой план разработки и в течение года забирают себе всех клиентов. Мораль: действия Васи принесли ущерб, и их следовало контролировать.

Корпоративный мессенджер = хранение информации на собственных серверах компании, политики доступа к документам и администрирование сотрудников.

3. Не мудрить и выбрать мессенджер, похожий на привычные сервисы.

Чем больше корпоративная платформа похожа на WhatsApp или Telegram, тем меньше времени сотрудники адаптируются. Компания выбирала мессенджер с набором функций, как в лучших потребительских приложениях.

Как стартап внедрил корпоративный мессенджер для общения между сотрудниками

Почему выбрали именно eXpress

В первую очередь потому, что мессенджер закрывает задачи коммуникации. Внутри есть чаты, звонки и видеоконференции, как в Zoom. UX/UI максимально приближен к WhatsApp и Telegram – сотрудникам компании не пришлось переучиваться и читать километр мануалов.

Вторым по важности вопросом была информационная безопасность и защита данных компании.

Что предложил eXpress:

  1. Установка платформы на собственных серверах компании. Информация всегда под контролем.
  2. Все криптоплюшки: end-to-end шифрование, защищенный контейнер приложения. Сообщения и медиа зашифрованы, посторонний человек не может их прочитать или посмотреть.
  3. Контроль доступа пользователей к определенным файлам. Если сотрудник не бухгалтер и не топ-менеджер, скачать или просмотреть отчет он не сможет.
  4. Запрет на сохранение и экспорт данных в сторонние приложения. Если документ конфиденциальный, скачать или направить его в другое приложение невозможно.
  5. Режим повышенной конфиденциальности – аналог знакомых секретных чатов.

А еще компании два года назад понравилась бот-платформа eXpress. Через ботов сотрудники согласовывали документы, настраивали переброску уведомлений из почты в мессенджер и решали десятки других задач.

Что изменилось, когда компания вышла на рынок

После того, как на протяжении года мессенджер использовали только для общения внутри, стартап начал активно контактировать с клиентами. Появилась новая задача – коммуникация с внешними пользователями.

Возвращаться к публичным мессенджерам – не вариант, потому что небезопасно. Показывать заказчику в том же WhatsApp или Telegram планы или технические детали – это риск. У клиентов, к слову, тоже есть свои ноу-хау, и идея выбросить их в открытый доступ не вдохновляла.

Тогда внешнее общение перенесли в eXpress. Как так вышло:

  1. Часть заказчиков уже использовала мессенджер. Не нужно было танцевать с бубном, чтобы вести клиента от пресейла до технической поддержки готового проекта.
  2. Некоторым заказчикам HPC-Park устанавливал платформу самостоятельно. Навыки сотрудников позволяли. И мы тоже 😉
  3. Единицы использовали мессенджер на публичном контуре. Разворачивать eXpress в планы не входило, но установить приложение и зарегистрироваться заказчик не отказывался.

Общаться между разными организациями получилось благодаря Федерации eXpress – единой сети корпоративных серверов. Дополнительные инструменты внедрять не потребовалось, а вся коммуникация проходила в одной корпоративной платформе.

Как стартап внедрил корпоративный мессенджер для общения между сотрудниками

Планы на будущее

Сейчас eXpress перешел в лигу супераппов. Поэтому впереди задачи интеграции с корпоративными системами и разработка встроенных приложений Smart Apps под задачи HPC-Park.

Например:

  1. Интеграция с Service Desk для технической поддержки клиента 24/7.
  2. Интеграция с системой электронного документооборота. Чат-боты уступают место более современным товарищам.
  3. Работа над мессенджинговой частью. Когда писали статью, уже выпустили треды. В процессе реакции, статусы пользователей и куча других плюшек.

В общем, еще много всего интересного. Работаем дальше.

1919
27 комментариев

Молодцы, и спасибо что поделились.
Мы в своей внутренней компании используем mattermost. Похож на slack , и цепляется через доменную учетку и Gitlаb

1

Спасибо за обратную связь
Расскажите, если не секрет, давно развернули маттермост? И какие функции/особенности для вашей команды ключевые?

Хм, а не проще ли просто Телегой пользоваться?

1

Проще, если нет заморочек с безопасностью.
А так ребятам нужен был мессенджер на своём сервере. Но бесплатную и клевую телегу на свой сервер не запилишь.
Ну и ни компании, ни клиентам не улыбалась перспектива вливать коммерческую тайну в public мессенджер. Писали об этом в статье.

Круто!

1

Спасибо :) мы стараемся

А считали экономическую выгоду после разработки и внедрения?