Интервью с основателем «Эвотора» Андреем Романенко — о запуске нового сервиса для закупок предпринимателей «на_полке» Статьи редакции

А также о «болях» предпринимателей, преимуществах кассовой реформы для бизнеса (и государства) и российском венчуре.

Андрей Романенко

28 февраля 2019 года компании «Эвотор» и «Сбербанк» представили новый b2b-маркетплейс «на_полке».

С его помощью предприниматели смогут закупать товары (продукты питания, бытовую химию, напитки и другие) от разных поставщиков в одном окне.

С конца 2018 года сервис работал в тестовом режиме на территории Москвы и Московской области, а с марта 2019 года выйдет в первые регионы — Краснодар и Нижний Новгород.

За февраль 2019 года пользователи сделали 850 заказов, товарооборот составил 15 млн рублей, средний чек — около 18 тысяч рублей.

В интервью vc.ru основатель «Эвотора» Андрей Романенко и руководитель «на_полке» Алексей Ширяев рассказали о:

  • первых результатах работы сервиса;
  • проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели при закупке товаров;
  • том, почему ритейлерам невыгодно развивать собственные b2b-маркетплейсы;
  • данных, которые собирают «Эвотор» и ОФД, и как эта информация может помочь производителям товаров;
  • том, кому нужнее кассовая реформа — бизнесу или государству, и что изменится после того, как все предприниматели перейдут на онлайн-кассы.

«на_полке»

Как возникла идея сервиса, и какую проблему он решает?

Андрей Романенко: Когда дело касается закупок, у предпринимателей исторически плохие бизнес-процессы. Обычно товароведы смотрят остатки и переписывают всё на бумагу. У точки в среднем от 25 до 50 поставщиков, у каждого — свой прайс-лист, нужно или иметь большую папку с бумагой, или держать цены в голове.

А мы разработали сервис, где все поставщики собраны в одном окне — причём среди них есть те же самые, у которых предприниматель заказывает в офлайне.

За 2018 год через смарт-терминалы «Эвотор» прошёл 1 трлн рублей, это около 3% от торгового оборота страны (по данным Росстата торговый оборот России за 2018 год составляет 43,3 трлн рублей — vc.ru).

С точки зрения продукта мы изначально ориентировались на клиентов «Эвотора», чтобы охватить этот 1 трлн рублей. Но при этом пользователем сервиса может стать любой другой владелец бизнеса.

В экосистему «Эвотора» также входит оператор фискальных данных «Платформа ОФД». Доля рынка «Эвотора» по итогам 2018 года — порядка 20%, «Платформы ОФД» — 26%.

Мы видим чеки пользователей и на основе этих данных знаем, что они продают и покупают. Если ты клиент «Эвотора» или «Платформы ОФД», то можешь пройти кросс-авторизацию «на_полке».

Сервисом можно пользоваться как через смарт-терминал «Эвотор», так и без него — у нас есть и мобильная, и веб-версия.

Сколько поставщиков сейчас на платформе?

Алексей Ширяев: Всего около 100 поставщиков, которые предлагают 60 тысяч единиц товара в категориях «продукты питания», «табак», «алкоголь», «бытовая химия», «косметика» и других. Это Coca-Cola, Metro Cash & Carry, «Пивдом», «Тайди-Сити», «Молочные реки», «Восток-Запад».

Андрей Романенко: С приходом Coca-Cola стало понятно, что если большим брендам нужна автоматизация b2b-маркетплейса, то в этом есть большое будущее.

Мы работаем с тремя категориями клиентов — производителями, дистрибьюторами и оптовиками. Воспользоваться сервисом могут те компании, у которых выстроена своя логистика. Свою логистику и распределительный центр мы создавать не планируем.

Почему?

Потому что считаем, что на рынке будет оставаться всё меньше дистрибьюторов, которые не вкладываются в логистику. Как иначе они будут дальше жить в современном мире?

Много лет, например, «Яндекс.Маркет» существовал без своей логистики. Здесь ровно то же самое. Там сервис подключал логиста и отдавал ему посылку, а мы берём на платформу только тех, у кого есть логистика.

По нашим расчётам, своя логистика есть у 90% оптовиков, дистрибьюторов и производителей. У производителя может и не быть логистики, но у него есть дистрибьютор, у которого она есть.

На чём будет зарабатывать сервис, если на сайте указано, что клиент платит напрямую поставщику?

Да, клиент платит напрямую, но у нас с поставщиками договорённость — мы берём 2% от поставки.

Производителям выгодно, что мы вместе с ними клиента переводим на digital. Он начинает работать в вебе и мобайле и постепенно переходит на все современные инструменты. Если ему нужен Telegram, то у нас уже есть бот в Telegram.

Понятно, что надо тестировать разные механики. Мы лучше умеем проводить скоринг клиентов: возможно, в какой-то момент мы возьмём на себя расчёты и даже сможем выдавать им кредит — ведь лучше нас о его продажах никто не знает.

На рынке есть хорошие примеры. Стоимость американского Square за два года выросла с $6 млрд до $32 млрд, а на пике компания стоила $40 млрд. 30% выручки ему даёт услуга кредитования торговых точек.

Принцип такой же, как и у «Эвотора»: они видят историю операций точки в онлайне. Никто лучше них на рынке не может сказать, сколько денег можно дать ему в долг.

Банки видят только транзакции по карте, но эквайринг в нашей стране составляет 30%, а 70% — это по-прежнему оплата наличными, эти средства не увидит ни один банк.

Какой ваш прогноз по выручке «на_полке» за 2019 год?

Любой стартап должен делать финансовую модель. Наш рынок составляет 1 трлн рублей. Даже если возьмём полрынка — 500 млрд рублей, то 2% от этой суммы — 10 млрд рублей.

Даже если всего 10% точек воспользуются сервисом, то мы будем счастливы с выручкой в 2 млрд рублей. Если ты за несколько лет придёшь к таким показателям, то завтра будешь стоить много.

«на_полке» — это отдельный бизнес?

Это один из продуктов внутри цифровой экосистемы «Эвотора».

Сколько человек работало над сервисом?

Только недавно вспоминали историю, как внутри компании решили ускориться и делать этот продукт сегодня, а не завтра.

В январе 2018 года у нас был мозговой штурм с командами в рамках стратегической сессии. Участвовать в сессии мог кто угодно, из любой вертикали сотрудников.

В итоге от 100 человек поступило около 50 идей. Из них мы выбрали 20 идей, которые несколько дней презентовали, делали митап и всё обсуждали.

От трёх команд поступило предложение сделать b2b-маркетплейс, и мы решили его запустить. Потом стали искать человека на рынке, который мог бы возглавить эту историю. Так в мае 2018 года к нам присоседился Алексей Ширяев.

У него полностью автономная команда, за исключением бэк-офиса, бухгалтерии и юристов. Это позволяет создавать продукт гораздо эффективнее и быстрее, чем внутри всех бизнес-процессов в немаленьком уже стартапе.

Вы нанимали новых людей или переводили людей из существующих команд?

Мы уже не первый раз проводим эксперимент. Как только открываются продукты, вокруг которых будет собираться большая команда, то первое, что важно, — ИТ-экспертиза.

Сейчас 80% активностей делаются вокруг создания ИТ-инструмента. Мы сказали ребятам, что открывается новый проект. Один из лидеров CTO в «Эвоторе» сказал, что готов присоединится к команде. Алексей провёл с ним собеседование, и Дима Шмыглёв с радостью присоединился. Они уже девять месяцев делают замечательный продукт.

Сколько человек в команде сервиса?

Алексей Ширяев: Сейчас около 25 человек. Я думаю, что в течение этого года увеличимся в два раза.

Уже сейчас есть предварительные соглашения с первыми клиентами?

Андрей Романенко: Мы запустили пилот в конце прошлого года. Работали только в Москве и в Московской области.

Сейчас будем выходить в первые регионы: Краснодар, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск. Посмотрим, как это будет работать, набьём шишки и после будем масштабироваться на всю Россию, а может быть, даже на СНГ.

За три месяца на платформе зарегистрировались 1700 пользователей и более половины сделали больше одного заказа — это уже показывает ценность нашего сервиса для клиентов.

Мы видим, что каждую неделю средний чек повышается на 10–20%. Поскольку сервис инновационный, клиенты сначала относятся с недоверием и заказывают ограниченное количество товаров, но потом начинают заказывать всё больше и больше.

Обычно заказы приходят вечером, после окончания рабочего дня — с 20 до 22 часов. Это время, когда никто из дистрибьюторов и торговых представителей уже не работает, поэтому заказать не у кого.

А предпринимателю не приходится тратить время на заказы в течение рабочего дня — у него есть множество других задач.

С Краснодаром, Екатеринбургом и Новосибирском более менее понятно, а почему в список первых регионов вошёл Нижний Новгород?

У нас есть ряд гипотез. Мы выбирали разные города с разным профилем, где могут быть разные кейсы и сценарии выхода, хотим проверить.

Самое важное — менталитет владельца торговой точки и дистрибьютора, которые могут быть совершенно разными. То есть паттерны закупки и доставки товаров могут отличаться от региона к региону.

У нас есть гипотеза, что в регионах «на_полке» будет более востребованным, чем в Москве, где есть качественная автоматизация дистрибьюторов.

Дистрибьюторы не такие уж и старомодные, как нам кажется. У некоторых даже стоит SAP, а у торговых представителей есть планшеты.

Мы делали расчёты и заметили, что «на_полке» позволяет в два раза сэкономить время товароведа. Обычно он тратит на заказы 40 часов в месяц — это около 168 закупок у 35–50 поставщиков. У нас он может заказывать в одном окне у разных поставщиков и тратить всего 20 часов в неделю.

Система сама разделит — кому какой заказ передать. Владелец точки коммуницирует только с нашей платформой.

Ему не нужно звонить торговому представителю и ехать на оптовую базу. Более того, сейчас предпринимателю нужно заключать договор поставки, производить взаиморасчёты и проверять качество товара с каждым из поставщиков. Мы со своей стороны берём практически все функции на себя, что позволяет существенно сэкономить время, а иногда и деньги.

Есть Foodza и ритейлеры, развивающие оптовое направление. Например, «Магнит», «Лента» Metro Cash & Carry. Считаете ли вы их конкурентами?

Алексей Ширяев: Foodza — один из наших поставщиков. С одной стороны, конечно, мы все конкуренты, но с другой — мы делаем инновационную штуку, и поэтому мы, скорее, партнёры, потому что двигать рынок в одиночку сложно.

Андрей Романенко: У нас под контролем последняя миля. Все компании борются за клиента. Работая с нами, они получают к нему доступ.

Наша задача — закрыть торговую матрицу точки на 99,9%, чтобы клиент мог купить всё на нашей платформе.

Есть многие производители из регионов, которые хотят прийти в сервис. Как мы делаем выбор, работая с поставщиками: смотрим, что больше всего продают, и добавляем ассортимент в матрицу.

Foodza есть на платформе, как и Metro Cash & Carry. Для них это расширение сети дистрибуции товаров. Всем нужны клиенты.

Если смотреть на «Магнит» и «Ленту», то они входят в топ-5 ритейла. У них есть очень мощная b2c-дистрибуция. Они научились строить реально крутые магазины.

Понятно, что у них самые лучшие оптовые цены на рынке. У них есть распределительные центры, поэтому они могут добавить туда b2b-логистику и побежать по клиентам, но по каким?

Им проще прийти к нам, а дальше будет всё как в App Store: если у производителя больше звёзд, то он станет первым в выдаче, даже при равных ценниках.

У них может быть одна и та же цена, но мы покажем первым того, у кого лучше отзывы клиентов, и кто в этом регионе работает.

Правильно ли я понимаю суть: им было бы дороже искать и привлекать b2b-клиентов, чем платить 2% от каждой покупки?

Да. Первое — у них нет последний мили, и они не знают, что именно и в каком объёме продают клиенты. Поэтому они не могут сделать конкретное предложение.

Второе — это наша инфраструктура. Ритейлеру проще интегрироваться с нами и не пытаться строить второй маркетплейс у себя внутри. У них есть хорошие b2c-магазины, в которых клиент может забрать свой заказ.

Можно видоизменить, но под b2b-продажи необходимы другие бизнес-процессы. Например, интеграция с direct debit или с «1С». У нас совершенно другой бизнес.

Понятно, что ритейл упрётся в потолок с точки зрения ограничений ФАСа по долям в регионах (не более 25% местного рынка для каждого ритейлера — vc.ru), поэтому они ищут новые рынки сбыта для себя.

Но ритейлерам гораздо проще идти не в ритейловый b2b, а в офисный b2b — то, что сделал «ВкусВилл» и DC-Daily. У нас в офисе стоит холодильник Healthy Food. «ВкусВилл» понял, что создал бренд со своей аудиторией любителей здоровой пищи, поэтому он может пойти в офисный сегмент. Точно так же, как и Metro Cash & Carry.

Есть пример в Америке — компания Boxed.com. Это b2b-маркетплейс по доставке продуктов в коробках для мерчантов на торговую точку. Ребята поняли, что у них половина заказов поступает из домохозяйств, которые любят покупать всё в коробках.

Даже к нам на платформу уже заходят домохозяйства и пытаются заказывать товар. Мы ещё не до конца научились понимать, что если это квартира, то нужно извиняться и говорить, что не доставляем.

Некоторые дистрибьюторы готовы возить и на квартиру. Хотя, может, недалеко то время, когда мы превратимся в оптовый b2c-продукт.

Вы начинали с производства смарт-терминалов и создания «Платформы ОФД». Сейчас есть магазин приложений и сервис для b2b-поставок. Какие ещё планы?

Один хороший человек научил меня одной фразе: «Если у тебя продукт не готов к запуску, то никогда никому об этом не говори, потому что у тебя не будет форы перед конкурентами».

У нас очень много планов. Я думаю, что о двух-трёх больших идеях расскажем в ближайшие пару кварталов.

Я был бы рад не заниматься производством [показывает на терминал «Эвотор»], если бы было достойное оборудование на этом рынке — мы бы были SaaS-компанией и не ударились бы в коммодити.

Мы придумали категорию смарт-терминалов — до нас на рынке касс такой категории не было.

На рынке касс существовало два типа кассовых устройств. Это автономные кассы — калькуляторы с принтером, который печатает чеки, и фискальный регистратор, который подключается к компьютеру, где стоит «1С».

Мы понимали, что если не создадим с нуля новую категорию, то история не получится.

Это ещё и конкуренция. Можно было пойти по модели: взять планшет и фискальный регистратор, а после раздавать на точки планшеты и наш софт.

Но в какой-то момент конкуренция в этой категории развилась бы очень сильно, и появились бы компании, которые приходили бы на точки и предлагали бы снести с планшета наш софт и поставить другой.

Никакой другой софт поставить на «Эвотор» нельзя, поэтому клиент остаётся с нами. Чтобы переманить клиента, конкурент должен подарить ему свою онлайн-кассу бесплатно — что довольно накладно: касса стоит как минимум 18 тысяч рублей.

Мы сделали правильный выбор с точки зрения аппарата «два в одном», мы сами его производим и сами создаём софт.

Если посмотреть, то сделали не хуже iPhone. Стиву Джобсу точно бы понравилось.

Венчур

Какой проект из портфеля Run Capital, iTech Capital, AddVenture оказался самым прибыльным или успешным?

AddVenture продал несколько именитых проектов, один из которых — Delivery Club. А также Pixonic, который купила Mail.Ru Group.

Сейчас есть несколько проектов, которые точно могут стать единорогами. Например, вертикаль по уборке квартир, которая растёт семимильными шагами. С точки зрения Run Capital — большой актив Group-IB.

Я вышел из состава акционеров iTech Capital летом 2017 года, продав свою долю. Фонд сделал несколько хороших сделок тех активов, которые покупались при старте. Например, МТС выкупил Ticketland.

Могу сказать точно, что во всех фондах инвесторы получат возврат своих инвестиций и нормальную норму доходности.

В оценке «Ведомостей», когда вы продавали iTech Capital, то получили $10 млн. Оценка издания соответствует действительности?

Не люблю комментировать цифры. На инвестициях точно заработали неплохие деньги. Больше 15–20% годовых.

Run Capital занимался посевными инвестициями, как и ФРИИ. Насколько тяжело было конкурировать?

Run Capital, по большей части, инвестирует в западные проекты, а ФРИИ — в российские. А кроме того, инвестирует в проекты, которые находятся не ниже стадии коммерческой эксплуатации.

Я благодарен ФРИИ за то, что они появились и начали заниматься образованием этого рынка, тренировать бизнес-ангелов и инвестировать в стартапы. Если бы не они, то я не знаю, что было бы с этим рынком за последние три года.

Что вы думаете про консервацию фонда?

Я переписывался и встречался недавно с Кириллом Варламовым (руководитель ФРИИ — vc.ru). У фонда сейчас в портфеле более 350 компаний, которые прошли посевную стадию. Им нужно сфокусироваться на развитии проектов.

У фонда есть большая команда, которая может помогать проектам вывести их на другой уровень, чтобы делать раунды B, C, D, чтобы привлекать деньги.

ФРИИ играет колоссальную роль с точки зрения обучения и трансформации инвесторского рынка. Я считаю, что это очень правильный шаг на ближайшие год-два: сфокусироваться не на том, чтобы ещё больше поднять денег и вложить в новые проекты, а вернуть деньги инвесторам и дальше спокойно развиваться на свои. Они добежали до точки, где нужно заняться развитием портфеля.

Истории, когда закрываются фонды, всегда есть. Некоторые делают ошибку, когда открывают второй фонд, не закрыв первый и не вернув деньги инвесторам. Это похоже на ветряную мельницу.

Я считаю правильным вернуть деньги инвесторам, а на заработанные развиваться дальше.

Не могу не спросить, пользуясь случаем: были ли вы лично знакомы с Майклом Калви?

Возможно, где-то пересекались, но личных встреч не было.

Что вы думаете о его аресте?

Арест и то, что дело рассматривается в рамках уголовного процесса, вызывает недоумение. Каким бы не был исход дела, данное событие безусловно отразится на инвестиционном климате России.

Когда открывали Run Capital, то говорили, что ощущаете себя больше инвестором, чем предпринимателем. В какой момент это изменилось, и вы решили вернуться в игру?

Мне кажется, я говорил «инвестор равно предприниматель». Не верю в инвесторов, которые сначала не состоялись как предприниматели.

Чем инвестор отличается от предпринимателя, который открыл кофейную точку? Ничем, потому что он инвестирует своё время.

Как вы оцениваете деятельность Qiwi сейчас?

Очень радует, что сейчас запускаются идеи, продукты и сервисы, которые были заложены в фундаменте пять лет назад. Тогда было не время их делать.

О проекте «Совесть» мы говорили в 2008 году, когда был Юрий Мильнер. В том же году нам предлагали купить денежную систему переводов Contact, а Qiwi приобрела её в 2014 году.

На какие стартапы в финтех-сфере стоит обратить внимание?

Мне нравится Revolut.

О них уже везде говорят.

Слушай, до Qiwi наша компания называлась «ОСМП» — «Объединённая система моментальных платежей». Наши партнёры придумали другую расшифровку названия — «Очень смелые и молодые парни». Revolut — тоже из этой области. Меняют подходы, особенно в Европе, где банкинг очень тяжёлый.

Я смотрю за Square. Ему хоть и десять лет, но они каждый год придумывают новые продукты и вещи на своей инфраструктуре. У них есть чему поучиться.

«Эвотор»

Вы создали Qiwi, потом устали и стали инвестором. После устали от инвестиций и открыли «Эвотор». Чем привлекла кассовая реформа?

Мне интересно делать одну вещь — участвовать в изменениях рынка. Например, как компания Gett в 2011 году. Я тогда не мог представить, что можно нажать на кнопку и вызвать такси.

То же самое нам говорили три года назад: что мы безумцы, производим непонятные смарт-терминалы и не продадим и 10 тысяч устройств. А полгода спустя мы прыгали от радости, когда преодолели эту отметку.

Приятно, что меняется индустрия, которая не менялась 20 лет. И государство сделало очень важную штуку: оно подтолкнуло розницу к автоматизации.

Истоки этого лежали не в 54-ФЗ (закон, который ввёл использование онлайн-касс — vc.ru), а в системе ЕГАИС (используется в рознице для учёта оборота алкоголя — vc.ru).

Благодаря этому в торговых точках появился интернет, а после — автоматизация процессов даже в сегменте продажи алкоголя, где приход, расход и чеки в онлайне.

Если бы «Сбербанк» не инвестировал в проект, то «Эвотор» мог бы стать заметным игроком на рынке онлайн-касс?

Я очень ценю и уважаю наше партнёрство и считаю, что мы сделали правильный выбор в партнёрстве с банком номер один в стране. У нас огромное количество синергии. Всё покажет время.

В интервью Максиму Спиридонову вы рассказывали, что когда возникла идея «Эвотора», то вы пошли с ней к Герману Грефу. Насколько легко или тяжело было получить аудиенцию? Общались ли вы раньше?

Получить аудиенцию было несложно, потому что я давно на рынке, особенно в финтехе и банковской сфере. Поэтому знаю множество топ-менеджеров, президентов и генеральных директоров компаний.

У меня не было сомнений, что нужно идти к «Сбербанку», а не другому стратегическому инвестору. Первый раз, когда мы пришли, то рассказали об идее и об американских игроках, как Square, iZettle и Point, которые делают смарт-терминалы и стоят миллиарды. Год назад компания PayPal купила стартап iZettle за $2,2 млрд.

«Сбербанк» понимал идею «Эвотора»: банк несколько лет разрабатывал пилот бизнес-планшета, который объединял принтер и планшет.

Мне тяжело сказать за моих партнёров, но я думаю, что мы точно нашли win-win в развитии экосистемы, дополняем друг друга, и у нас есть полное доверие с точки зрения акционеров и менеджмента, чтобы строить такую команду.

Какое впечатление Греф произвёл на вас как человек?

Я считаю, что Герман Оскарович входит в топ-5 менеджеров нашей страны. Это человек, к которому нужно прислушиваться, у него многому можно научиться.

С 1 июля 2019 года на онлайн-кассы должны перейти индивидуальные предприниматели и организации без сотрудников. Какая потребность возникнет в кассах и готов ли рынок их предоставить?

Рынок уже третий год работает. Все производители готовы. У всех на складах полно оборудования, чтобы обеспечить реформу.

Другое дело, что сейчас Минфин предлагает на год отсрочить введение онлайн-касс для ИП без сотрудников, которые оказывают услуги. Потому что они смогут 1 января перейти в статус самозанятого, а самозанятому касса не нужна. То есть чтобы они не тратили 18 тысяч рублей.

Если говорить про реформу, благодаря которой появились онлайн-кассы, кому она была нужнее — бизнесу или государству?

Я бы сказал, что всем: потребителям, предпринимателям, производителям и государству.

Потребитель. При покупке товара ему важны качество, цена и скорость покупки. Реформа решает все три вещи.

Первое — цена. На базе сервисов, которые сделала ФНС, появились QR-коды, а вслед за ними — сервисы, которые развивают историю с кэшбеками, например, «Едадил» или inShopper. То есть посетитель может просканировать QR-код на чеке и получить кэшбек по некоторым товарам.

Второе — качество. Государство продолжает историю с маркировкой. Это борьба с контрафактом, с некачественными продуктами. У нас постоянно показывают, что затирают сроки годности. После реформы это невозможно будет сделать — из-за блокчейна, маркировки и QR-кодов.

Третье — скорость. Я не мог себе представить, что в январе 2018 года в «Яндекс.Еде» будет 100 тысяч, а в декабре 2018 года — 1 млн заказов.

Скорость возможна только тогда, когда у тебя все бизнес-процессы построены на ИТ-платформе и есть возможность быстро интегрировать разные сервисы по API.

Реформа дала связанность всех устройств через интернет, а «Эвотор» дал технологическую платформу (API), на которой разные сервисы обмениваются данными и создают ценность предпринимателю и их клиентам.

Предприниматель. Часто звучит фраза, что касса «для ФНС» или «от ФНС». То, что даёт «Эвотор», — это не только и не столько касса, которая закрывает задачу соответствовать закону. Это умное устройство, которое приносит технологии в розницу — товарного учёта, лояльности, аналитики, маркетинга так далее. Оно помогает предпринимателю делать бизнес и получать от него максимум.

У нас 85% пользователей «Эвотора» используют разные приложения из экосистемы и видят в этом ценность. Например, одна из традиционных проблем в ритейле — воровство, из-за которого владелец точки теряет от 20 до 50% выручки. Она решается ведением товарного учета. А печать рекламных предложений на чеке приводит на 30-40% больше клиентов.

К тому же теперь все предприниматели находятся в равных условиях и могут конкурировать. Серые схемы уже уходят: активности государства и борьба с серым налом практически всё прикрыли.

Если раньше торговая точка была в серой зоне, то белые предприниматели не могли с ней конкурировать.

Сейчас, если мой конкурент работает нечестно, я могу на него пожаловаться, и к нему придут с проверкой.

Производитель. Они мечтали получить информацию в онлайне о том, как идёт дистрибуция их продукции, а не с опозданием в один или два квартала. Сейчас мы ведём большую работу с производителями по данным, которые они у нас покупают и делают всевозможные срезы, чтобы понимать аналитику.

Государство. Понятно, что оно заинтересовано в обелении всего рынка. Это лучший способ. Раньше была идея провести реформу в два года, но хорошо, что срок увеличили до трёх лет, чтобы всё прошло плавно с точки зрения предпринимателей.

Кроме того, государство пошло на встречу и дало вычет на 18 тысяч рублей за покупку онлайн-кассы. В какой стране мира можно было представить, что тебе государство подарит 18 тысяч рублей? А самозанятым ещё и бонус в размере 10 тысяч даёт на будущие налоги.

Это подталкивает к тому, чтобы все были белыми. Для государства — это прозрачность. Если вспомнить этот рынок пять лет назад, то касс было 1,2 млн единиц. Представь, какую титаническую работу проделало государство, что сейчас их 2,6 млн единиц?

Когда настанет тот момент, когда онлайн-кассы будут у всех?

До конца этого года будут у 95% предпринимателей. Всегда найдутся в отдалённых регионах торговые точки, на которых хорошо работает так называемый face recognition. Где продавец, хозяин, товаровед и кассир — это один и тот же человек, который знает в лицо всех жителей района. Зачем ему им чеки выдавать? Эта история будет всё равно жить.

Каково нынешнее состояние малого и среднего бизнеса в России? В чём его главная беда?

Если бы мы по своим данным видели, что на одного предпринимателя в стране приходится меньше одной торговой точки, то это было бы расстройство. Но в среднем видим, что на одного предпринимателя приходится 1,6 торговой точки.

Это говорит о том, что предпринимательство в сегменте малого и микробизнеса развивается.

Мы видим, как с приходом разных сервисов и продуктов поднимается выручка. Производители понимают, что они последние пять лет фокусировались на большом ритейле, а таких малышей даже не замечали.

Благодаря реформе стало понятно, как строится дистрибуция товаров в нашей стране.

Есть такие оптовики, которые по «красной цене» в ритейле скупают дешёвый товар, а потом продают его оптом, при этом неплохо зарабатывая.

Производители поняли, что у них появился шанс дать малому и микробизнесу такие же возможности, как они давали ритейлу.

Сейчас идёт обсуждение, что в будущем у граждан будет возможность получать деньги в обмен на разрешение бизнесу использовать их личные данные. Как вы относитесь к этому и будет ли такая система работать?

Я не слышал про эту инициативу, но точно знаю, что любая уважаемая компания, как мы, «Яндекс», Qiwi, Mail.Ru Group, Delivery Club и другие сервисы, которые работают с большим количеством потребителей, на своей стороне создают CDP-платформу.

Это платформа про клиента, где ты на основе данных с разных источников строишь его профиль, а после используешь эту информацию для лучшего таргетирования.

Мы давно сделали эту платформу и собираем скоринг по клиентам. Два разных клиента могут зайти в наш маркетплейс и увидеть два разных предложения, которые с вероятностью до 95% им подойдут.

Может ли такое появится на законодательном уровне… Надо смотреть директиву, что происходит в Евросоюзе, потому что очень часто оттуда приходят инициативы.

На CDP хранятся не только телефонные номера и электронная почта, но ещё сотни других параметров, которые пользователи оставляют в коммерческих компаниях, в банках, на почте.

Они все должны делиться данными? Нет конечно. Данные, которые относятся к персональным с точки зрения закона, наверное, можно положить в единую базу, чтобы компании могли получить к ним доступ, но я не верю в это. В Европе давным-давно не сильно взлетели DMP-платформы.

ОФД задумывался как посредник между клиентом предпринимателем и налогом, чтобы передавать информацию о платеже. Сейчас они продают данные по предпочтениям покупателей ритейлерам и другим компаниям. При этом не учитываются мнения людей, согласны ли они о том, чтобы их данные о покупках передавались дальше. Как вы считаете, это правильно?

Во-первых, закон позволяет в обезличенном виде использовать эти данные. ОФД ничего не знает о конечном покупателе. Он знает, что есть чек, а кто купил товары — сказать невозможно.

Возможности ОФД — это агрегированные данные, которые помогают принимать управленческие решения. Причём не только, например, производителям, но и самим предпринимателям.

ОФД сможет подсказать владельцу точки средние цены на определённый товар в том или ином районе. Или, например, помочь владельцу торгового центра построить эффективную модель платы за аренду.

Единственный случай, когда мы используем данные конкретного клиента, — это когда он сам в явном виде дал нам разрешение на это. Например, если его интересует банковское кредитование, скоринг по которому осуществляется на основании данных онлайн-кассы. Такие продукты с банками у нас уже есть.

Какие данные может получать производитель товаров?

Любые, которые нужны маркетингу с точки зрения цифровой дистрибуции товаров, начиная от А/В-тестов. Ты можешь запустить продажу одного продукта в одном регионе, в другом — иного или рекламную компанию, а потом посмотреть, где поднялись продажи, а где нет.

Каждый день ты можешь смотреть приросты по любой товарной группе или товару. Ты видишь по дням, где идёт какая дистрибуция. Можно сделать много выводов, накладывая логистику, и анализировать, почему показатели упали.

На основе продаж препаратов от гриппа можно быстрее понять, что в каком-то из регионов началась эпидемия, чем пока об этом узнают врачи. На основании этого можно делать много выводов.

В интервью Максиму Спиридонову в 2017 году вы говорили, что «Эвотор» занимал 6% на рынке онлайн-касс или 14% онлайн-касс без учёта сетевых магазинов. Сегодня вы говорите, что занимаете 20%?

Да. Всего на рынке 2,7 миллионов онлайн-касс, из которых 350 тысяч — наших. С точки зрения ОФД мы занимаем 26%.

Выручку компании не раскрываете?

Пока нет.

На рынке довольно много производителей онлайн-касс. Как вы убеждаете людей, чтобы они покупали именно ваш терминал?

Весь этот рынок всю жизнь дистрибутировался через партнёров, которых 3500 по стране. Мы за последние 20 лет имеем большую экспертизу, как создавать продукт для продажи через партнёрские каналы и сети агентов, дистрибьюторов.

Есть спрос снизу и сверху. Спрос сверху — это дистрибуция и маржа, которую ты отдашь, а спрос снизу — когда формируется потребительский спрос.

Клиенты первым делом залезают в интернет и набирают «купить кассу», где каждый второй запрос — «Эвотор». Он приходит к нашему партнёру и говорит, что не хочет кассу, а хочет «Эвотор».

Нам за последние два года удалось изменить парадигму в создании спроса снизу. Он не только работает в b2c, но и в b2b, когда можно через интернет влиять на сознание предпринимателей и формирование спроса. Конечно, это ещё качество продукта. Мы приделали лейбл «Произведено в России», и предприниматели поддерживают нас, а не китайских производителей.

Наконец, мы производим и кассу, и фискальный накопитель, и программное обеспечение, и инфраструктуру, поэтому всё идеально между собой работает.

В отличие от многих других, кто старается адаптировать выпущенные для других рынков устройства, и «поженить» с местным софтом.

Чем бы вы занялись, если бы однажды пришлось продать свою долю и покинуть «Эвотор»?

Я бы думал и запустил что-то третье — аналогичное по масштабам предыдущим двум проектам.

В финтех-сфере?

Необязательно. Но что-то глобальное, чтобы оставить след в истории для своих внуков. В жизни нужно сделать несколько известных вещей, и обязательно на миллиарды. Если у нас начнут продавать долголетие, то я обязательно куплю его, чтобы сделать больше.

0
45 комментариев
Написать комментарий...
Герман Садич

Простите конечно, у меня зоомагазины, пользую эвоторы- это ужас на крыльях ночи! Они каждый день просят проверить остатки немаркированного алкоголя! Виснут, теряют интернет, глючат от принтера этикеток, Чтобы напечатать копию чека мне надо поставить приложение и платить за это абонентку. А ежели мне нужно напечатать этикеток 10 на один товар, мне надо 10 раз натыкать это на экране. Стив Джобз блин

Ответить
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Герман, добрый день!

Прошу прощения за работу терминала, обязательно обратитесь в службу поддержки ЭВОТОР, вам обязательно помогут и все исправят. Нет идеальных продуктов, случается всякое, ЭВОТОР ценит своих клиентов и старается улучшать как "железо" так и софт на кассе.

Ответить
Развернуть ветку
Герман Садич

Обращался, 1 раз но в выходные телефон не отвечал. итог -2 дня торговли. Научился справляться сам.
Я не говорю про идеальность, онлаин кассы норм тема, объединение с планшетом отличная идея. Понятно что есть недоработки и они вылезают при массовом пользовании, но говорить о своей гениальности на фоне сырого продукта??

Ответить
Развернуть ветку
Eugene

"Нам за последние два года удалось изменить парадигму в создании спроса снизу. Он не только работает в b2c, но и в b2b, когда можно через интернет влиять на сознание предпринимателей и формирование спроса."

Просто оборжаться. Формируют они спрос )) да вы паразиты на предпринимателях. Диктатор ввел закон обязующий снова покупать кассы.

Теперь предприниматели платят дополнительный налог. Покупают калькуляторы по баснословным ценам. И оплачивают инфраструктурное оборудование для всей этой системы. )))

Уверен все эти фирмы которые "формируют спрос" и продают онлайн кассы, работают по лицензии. Так же по этой лицензии заносят баблос чиновникам наверх, которые выдали эти лицензии. Это и есть эти фирмочки-стартапы типа Атолл, Эвотор, Такском, ОФД и т.п. Мое субъективное мнение.

Уверен и фирмы эти принадлежат родственникам чиновников, которые придумали этот закон.

И развивая дальше, потом этот баблос выводят в офшоры )) мое субъективное мнение

Интересно посмотреть динамику ликвидации предприятий за эти два года. И сравнить с предыдущими годами.

Та же самая схема что и система Платон для водителей.

"Стиву Джобсу бы понравилось" :)) вы еще себя с Apple сравниваете ))) Ким Чен Ыну бы понравились ваши устройства. Уверен у вас не хуже чем его онлайн кассы ))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Похеров

А ты хорош. Реально, паразитируют на предпринимателях. Лучше и не скажешь

Помню моменты, когда отменили кассы. Мелкие предприниматели хоть вздохнули. Теперь же пенсионка х2 в 2013. Теперь кассы +18к заноси. Итого -40 на пустом месте. Поддержали предпринимательство, как любят вещать. И это без акцизов, НДС 20% и всяких НЕНАЛОГОВ, типа капремонта, платонов, и налога на велосипедистов и сбора на обувь. Я ничего не забыл?

Ответить
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Михаил, добрый день!

Вот мы и пытаемся для среднего и малого бизнеса упростить жизнь, найти поставщиков с лучшими условиями, сократить время заказа и т.д. Поверьте, я сейчас пишу коммент, рядом со мной команда и все хотят только добра торговым точкам, кафе, ресторанам и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Галиев

А нимб у ваших ещё не появился?

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Галиев

"В жизни нужно сделать несколько известных вещей, и обязательно на миллиарды." - всем нужно делать обязательно на миллиарды, или только друзьям Грефа?

Ответить
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Рустам, добрый день!

Оборот проекта в 1 млрд руб для рынка традиционной розницы - это не большая сумма. Именно оборот, а не выручка!

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Галиев

Я цитировал последний абзац, там вопрос о варианте занятия при продаже «Эвотор», "В финтех-сфере? - Необязательно. Но что-то глобальное", ни слова о рознице. Вообще, это звучит, не как личная максима, а как всеобщая, поэтому она удивляет заведомой нереализуемостью хотя бы для 50% людей в мире (не смогут миллиарды делать на миллиарды, нет столько денег в мире), и далее моя версия причины замыленности взгляда - звезданутость и ощущение легкости бизнеса в силу смазанности оного госсвязями.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin
ОФД ничего не знает о конечном покупателе. Он знает, что есть чек, а кто купил товары — сказать невозможно.

Если магазин передает данные в ОФД о клиенте для отправки чека, то ОФД знает email или телефон.

А судя по большому кол-во чеков, прилетающих от самих ОФД — так делают многие.

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Вроде серьезная компания, должно быть четкое понимание куда и как развиваться. А тут собрались, репу почесали, накреативили идейку, запилили, вроде попорло... вах, клево! В ритейле сейчас непаханное поле возможностей.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene

Фантазирую как появился такой сервис napolke.ru

Люди, окрылённые успехом Эватора. Где как они пишут: "сформировали спрос", "создали новые айфоны", удобство, решение проблемы ))) На самом деле нет, просто им дали лицензию (не просто так).

Поверив в свой успех и успех своей абсолютно неконкурентоспособной компании , которая приносит деньги просто потому, что люди платят новый налог и получают геморой на голову.

Они решили сделать похожее в продажах, где почему-то они, а не магазины будут получать 2%. Они ничего не делают и никакого конкурентного преимущества не имеют :) где клиент должен платить дороже, быть со своей логистикой и ломать ранее настроенные поставки.

Например бананы )) :
в оптовом сервисе napolke 79 р
ближайший розничный перекресток 66 р

Посмотрев быстро остальное, сложилось впечатление, что в розничных магазинах такие же цены, а то и дешевле если на товар скидка по акции.

А понял! Это же опыт "создания спроса"!!! )) Будет новый закон, где всех обяжут покупать товары у сервиса napolke :) и потом они будут хвастаться успехом :)

Ответить
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Eugene, добрый день!

Фантазия удалась)

Ответить
Развернуть ветку
Карина Зимина

Сервис для предпринимателей "на_шконке" был бы гораздо актуальнее

Ответить
Развернуть ветку
Varvarin Roman

крутая идея)

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Галиев

Черти из "Наколки" минусуют. А ведь ваш сарказм справедлив, если учесть, как легко государство, в лице своих "слуг народа" ака правоохранители, сажает бизнесменов, если они заказаны конкурентом или перешли дорогу кому-то в вертикали власти.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Скажем я производитель и продаю товары через этот сервис. Я должен отдать им 2%, ок. Логистики у них своей нет, нужен дистрибьютор. Дистру надо заплатить от 15 до 50% за логистику в зависимости от категории и аппетита. Вопрос: в чем выгода для производителя, если можно так же работать с дистром?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Андрей, вы статью читали? Если не читали - не страшно, я тоже не читал. Но по диагонали прочитав первые несколько экранов я понял, что ответы на ваши вопросы содержатся прям вот с самого начала.

Хотелось бы, чтобы вы предъявили конкретные претензии к тому, что написано в статье, а не демонстрировали подход "didnt read lol"

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Ответов я не нашел прочитав тоже первые несколько экранов. Может быть Вы ответите?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Придётся слишком большие куски из текста копировать.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Так вы по сути ответьте - чем сервис лучше классической работы с дистрибьютором, если:
а) сервис не предлагает логистику, а предлагает идти к этим же дистрам, но заплатив сервису дополнительные 2%
б) покупатель не получает отсрочки платежа от дистра и вынужден работать по предоплате с сервисом "на полке"
П.с. Я уже не говорю о том, что львиную долю продаж делают сети, которым этот сервис для взаимодействия с поставщиком не уперся

Ответить
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Андрей, добрый день!
Спасибо за комментарии.

Есть сеть кафеен, которым этот сервис упёрся. :) А в сетевую розницу проект не пойдёт, конечно!

У традиционной розницы в среднем 30 поставщиков, очень сложно работать со всеми, заказывать и постоянно принимать товар (складских помещений нет), а с нами (сервисом на_полке) проще.
И конечно мы нацелены на автозаказы, т.к. мы будем видеть sale in, sale out и соответственно стоки торговой точки. Это будущее закупок, которое сейчас ещё кажется космосом, но все реально и достижимо!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Да я и не говорю, что сервис бесполезный.. Но вот конкретно локальным производителям хз насколько будет полезен.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Азарова

То что нет логистики от сервиса - это очень не удобно. Не понятно зачем именно он нужен. Если и договор напрямую с поставщиком и доставка от поставщика.

Ответить
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Ольга, добрый день!

Торговые точки тратят время на заказ, приём товара по списку, также сложно понять что по какой цене, т.к. у каждого поставщика постоянно меняются цены. С нами процесс проще)

Своя логистика - это развитие, будем запускать только когда будем уверены, что качество сервиса доставки будет хорошим.

Ответить
Развернуть ветку
Птиц

Посмотрел цены - есть нормальные, а есть не очень (почти вся молочка, например). Какой смысл в полной продуктовой матрице, если цены так скачут в категориях?

Ответить
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Птиц, добрый день!

Стараемся найти хорошие цены на все товарные группы, но нужно время)

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Галиев

Посмотрел деятельность Yulia Kondrashova в комментах, в виде минуса каждому критическому комменту, и поставил минус заказной статье очередного говносервиса.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Я кока-колу покупаю по 65 рублей в пятерочке

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

А я за 55. Где пруфы?

Ответить
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Иногда сети дают акционную цену на определённый срок и эта цена может быть ниже закупочной от Coca-Cola Ru

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

в пятерочке не был давно. Вот Дикси, Москва, метро Тропарево 69 рублей

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

объём не известен, но ладно 69,99 руб дешевле слегка. выше Роман написал, что могут дать цену ниже закупки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kapustin

Хочется воскликнуть в рот мне ноги!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Бударин

:)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Месилов

Почитал материал, посмотрел на сайт https://napolke.ru/ и не нашёл одного — API.
Вот например я маленький бизнес, кофейня \ ресторан. Купил через ваш cервис всякого.
Мне потом это что, руками колотить в свой бэкофис: poster, 1С или что там у меня?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лапин

Максим, интеграции с бэкофисом обязательно будут, мы работаем над этим. В первую очередь сосредоточились на работе с каталогом.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Азарова

Часть сайта как будто на Тильде сделана. Раздел Как это работает - в копирайте - Тильда

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лапин

Ольга, на Тильде сделана страница с описанием сервиса, это удобный инструмент для представления информации, если не требуется никакая функциональность.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Diego Salvador

С одной стороны мелкооптовая торговля по ценам выше розничных безумна, но до тех пор, пока работодатель не начнет выдавать зарплату продуктовыми наборами. Новая "стиралочка" и работникам в очередях стоять не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Зайцев

Что помешает продавцам и покупателям работать на прямую в дальнейшем и не платить вам 2%?
в статье не сказано или не увидел 2% и + эквайринг?
Есть ли возможность оплатить наличными при получении?, если да то как вы заберете свои 2%))

Рейтинг продавцам начисляется на основании отзывов, редко кто из клиентов оставляет отзыв, обычно они покупаются, получается кто больше купил тот и крут)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Иноземцев

Типо 2% за их сервис в виде автозаказа позиций. в Теории реально удобная штука. А по поводу расчетом налом с поставщиком, это что за бизнес такой, что у вас так много налички что вы с поставщиками готовы налом расчитываться.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Зайцев

у дистров есть понятие провод/непровод ...

тут важно понять если к 2% прибавится еще 2% эквайринга, то для дисторов это дорого.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
42 комментария
Раскрывать всегда