SEO-сервис с украинскими корнями Ahrefs запустит поисковую систему и отдаст 90% доходов с поиска авторам контента

Компания хочет исправить проблемы с конфиденциальностью пользователей и поддержкой издателей, которые «Google никогда не будет решать». Но некоторые специалисты считают задачу слишком амбициозной.

27 марта основатель и генеральный директор компании Ahrefs Дмитрий Герасименко рассказал в Twitter о работе над поисковой системой и планах конкурировать с Google.

Ahrefs — один из крупнейших SEO-сервисов и ссылочных анализаторов. Он помогает составлять семантическое ядро, анализировать контент, ключевые слова и страницы для повышения сайта в поисковой выдаче, определять конкурентов сайта. В базе Ahrefs около 12 трлн ссылок и 6 млрд проиндексированных страниц, а поисковый робот по активности занимает второе место после Google.

По словам Герасименко, компания хочет исправить проблемы, которые Google «никогда не будет решать»:

  • Конфиденциальность пользователей. Google собирает информацию о пользователях и продаёт её рекламодателям.

Поисковая система Ahrefs не будет отслеживать пользователей, а показываемая реклама будет определяться контекстом поискового запроса, говорит Герасименко. По этому же принципу работает поисковая система DuckDuckGo.

  • Разделение прибыли. Google не делится прибылью с авторами контента, что Герасименко считает неправильным.

Он отметил, что бизнес-модель Google несправедлива к создателям контента: поисковый сервис приносит компании $100 млрд в год. Если бы Google внедрила модель прибыли 90 на 10, отдавая $90 млрд авторам, то «мир стал бы совсем другим».

Пример выдачи, в которой ответ на запрос из «Википедии» не ведёт на сайт энциклопедии Дмитрий Герасименко
Пример выдачи, в которой ответ на запрос из «Википедии» не ведёт на сайт энциклопедии Дмитрий Герасименко

В качестве примера он привел «Википедию»: онлайн-энциклопедия ежегодно просит пожертвования на дальнейшую работу. Получение нескольких миллиардов долларов помогло бы компании платить редакторам за обработку и улучшение качества статей.

Мы говорим о сотнях тысяч людей, которые могут зарабатывать на жизнь, занимаясь организацией знаний. Представьте мир, в котором сайты убирают paywall, поскольку они получают прибыль от публикации качественного контента, и делают его [сайт] удобным, чтобы люди возвращались.

Мы видим, как из-за распределения прибыли на YouTube появилась целая индустрия создания видео. Почему бы Google не разделить прибыль от рекламы в результатах поиска? Ответ: стремление к прибыли, чтобы угодить инвесторам.

Дмитрий Герасименко

Google зарабатывает на контекстной рекламе и «отбирает» заработок у владельцев сайтов, считает директор по маркетингу музыкальных школ Guitardo Арсений Ольховский.

Авторы могли бы размещать релевантную рекламу на своих страницах, но не выдерживают конкуренции с поисковиками с точки зрения охвата и издержек на размещение.

В то же время ценность релевантной рекламы на странице автора для рекламодателя падает — зачем [она нужна], если можно купить эту аудиторию на странице поисковика.

Арсений Ольховский

Мнения представителей отрасли

Реакция в Twitter была в основном положительной, к примеру, идею оценил старший научный сотрудник по поиску компании Moz Расс Джонс. Но некоторые SEO-специалисты выразили сомнение об инициативе Герасименко.

Мне понятны причины, по которым Дмитрий хочет создать поискового конкурента Google. Но потенциальный недостаток во всём плане связан с самими поисковиками.

Предоставление 90% прибыли создателям контента не интересует остальные 99% поисковиков, которые быстро ищут релевантные ответы.

Bing и другие пытались стимулировать пользователей работать с их поисковыми системами в течение последних лет, но все потерпели неудачу.

Единственное, что может конкурировать с Google, — поисковик, который будет лучше, чем Google.

Джон Хеншоу, старший SEO-аналитик CBSi (владеет CBS, GameSpot и Metacritic)

Это больше похоже на движок, ориентированный на сайты, а не на пользователей. Зачем пользователям он нужен? В нём есть огромный потенциал для спама. Будет сложно контролировать выдачу, когда внимание сосредоточено на спамере, а не на пользователе.

Сервис отлично подходит для издателей. Но без ориентирования на пользователя или лучшего пользовательского опыта, чем у Google, филантропии будет недостаточно, чтобы заставить людей сменить поисковую систему.

Райан Джонс, поисковый маркетолог Publicis Sapient

Это интересная идея, особенно в свете статьи 13 в ЕС, которая требует от Google и Facebook платить авторам контента. Тем не менее я думаю, что без надлежащей капитализации это, скорее всего, будет неудачной попыткой. Сейчас не начало двухтысячных.

Результаты поиска должны быть такими же хорошими и даже лучше, чем у Google. А сделать такой поисковик — сложная задача, даже если он будет прибыльным.

Мне нравится идея денежной компенсации издателям, но думаю, что охота за спамерами на такой платформе будет самым тяжёлым делом, даже сложнее создания инфраструктуры. Я буду болеть за сервис, но пока это кажется слишком амбициозной целью.

Тони Райт, глава агентства по поисковому маркетингу WrightIMC

У Ahrefs много технологий, она сканирует интернет, индексирует контент, находит ссылки и оценивает их.

Но сервису также не хватает поисковых технологий: факторов ранжирования, машинного обучения и так далее. Но Дмитрий, похоже, серьёзно относится к разработке.

Может ли он конкурировать? Мы видели много больших и маленьких, дорогих и целеустремленных компаний. Но единственный, кто приблизился, — это поисковик Bing, который поддерживается Microsoft, но ему ещё далеко, чтобы стать серьёзным конкурентом.

Ask.com, Yahoo не удалось, DuckDuckGo пытается, но даже близко не стоит с Google. Есть ли место для другого игрока, может ли Ahrefs составить конкуренцию?

Барри Шварц, основатель издания Search Engine Land и компании-разработчика RustyBrick
3131
38 комментариев

Как было отмечено, Duckduckgo решает вопрос конфиденциальности, если это для кого-то важно (как показывает практика, мало для кого).
Ну а по поводу авторов контента - Гугл даёт им трафик, на котором они могут зарабатывать так, как пожелают (в рамках разумного). Это принцип в настоящий момент большинство устраивает. Если посчитать, сколько денег люди заработали с трафика, который прошёл через Гугл, думаю, получится сумма, значительно превышающая те самые $ 90 млрд.

17

AMP страницы позволяют авторам заработать, когда трафик даже не счетчике сайта на отобразится?) Или АМП страницы в гмейле, которые позволят не выходить из почты на сайты чтобы сделать действие?)

1

Комментарий недоступен

Развивая amp, гугл хочет сильно сократить раздачу трафика

"Он отметил, что бизнес-модель Google несправедлива к создателям контента: поисковый сервис приносит компании $100 млрд в год. Если бы Google внедрила модель прибыли 90 на 10, отдавая $90 млрд авторам, то «мир стал бы совсем другим"

Google, благодаря доходам с поиска, предлагает кучу бесплатных сервисов для владельцев веб-сайтов, самые известные из которых - Analytics, Search Console, Tag Manager, Maps, Geocoding и сотня других. Полноценных альтернатив которым найти весьма трудно.

4

Я конечно ahrefs люблю, покупал не раз их аккаунт, пожалуй у них самый лучший кравлер, очень точно и быстро находит ссылки. Но тягаться с миллиардами долларов, которые гугл вложил в rnd своего движка - это затея так себе. Кроме того, у ahref нету данных поведенческих факторов(clickstream data - это не то), нету огромного количества ассесоров, нету огромного опыты в ml. Просто парсить ссылки - этого явно недостаточно. Даже яндекс со своей своей экспертизой ищет реально хуже, куда уж лезть каким-то ребятам из ahref

2

Если б яндекс внедрила модель прибыли 90 на 10, то «мир стал бы совсем другим».

3