Автоматизация управления в бизнес-центре: как оцифровать 1000+ задач и освободить 2,5 часа в неделю

Часто в бизнес-центрах процессы эксплуатации ведутся на бумаге. При таком подходе сложно поддерживать современные стандарты управления и регламенты обслуживания. Информация теряется в журналах, а история объекта не фиксируется. В этом кейсе расскажу, как инструмент автоматизации помогает с такими задачами и каких результатов можно добиться.

Автоматизация управления в бизнес-центре: как оцифровать 1000+ задач и освободить 2,5 часа в неделю

Привет! Я Андрей, работаю в Wave Service — это цифровой помощник для обслуживания коммерческой недвижимости через QR-коды.

Eсли вы занимаетесь обслуживанием бизнес-центров, офисов, коворкингов, отелей, складов или даже спортивных баз и производственных цехов — кейс может вам пригодиться.

Кратко о кейсе: объект, цели и результаты

Объект, где проводилась автоматизация — бизнес-центр класса В.

Цели, которые поставили управляющие:

  • Провести полную автоматизацию процессов обслуживания и эксплуатации бизнес-центра: технические обходы (ППР), пропуска, обращения арендаторов, внутренние ежедневные задачи.
  • Перевести учёт расходных материалов из Excel-таблиц в систему с автоматической отчётностью.
  • Собрать данные в единую базу всех процессов управления, чтобы полноценно вести историю обслуживания объекта и проводить аналитику.

Результат:

Провели поэтапную автоматизацию с учётом приоритетов и целей внедрения. Теперь управляющим доступна история обслуживания объекта, прозрачная аналитика и отчётность для планирования на основе 1000+ заявок от сотрудников и арендаторов.

Здесь привёл выжимку того, что нужно было сделать и что получили в итоге. Внедрение системы проводили поэтапно. Почему выбрали именно такой подход — рассказываю в статье.

Знакомство: на основе чего управляющие искали решение

Сначала управляющие бизнес-центром составили список потребностей для автоматизации и выделили проблему, которую и хотели закрыть в первую очередь.

Список приоритетов выглядел так:

Список приоритетов для автоматизации
Список приоритетов для автоматизации

У вас могут быть другие приоритеты: например, бронирование помещений, шеринг рабочих мест или парковки, опросы арендаторов. Они во многом зависят и от зрелости рабочих процессов, и от уровня «усталости» от рутины, тех же Excel-таблиц.

Но сама суть этого упражнения — понять, что большего всего болит у вас — с этого и стоит начинать.

Когда пытаешься определить, с чего начать
Когда пытаешься определить, с чего начать

Затем, когда уже наметили план по автоматизации, приступили к поиску единого решения и познакомились с нами.

Для начала предложили решить первую и самую наболевшую задачу из списка — наладить обратную связь с арендаторами.

Но конечная цель клиента заключалась в комплексной автоматизации, то есть в решении всех обозначенных задач.

И это оптимальный подход. Если выбранная система хорошо показала себя в решении первой задачи, вам проще будет с уверенностью продвигаться по всем обозначенным пунктам вашего плана.

Старайтесь смотреть на автоматизацию комплексно. Ищите решение, которое может закрыть все ваши потребности, но не бойтесь начинать только с одной задачи — так вы сможете прощупать почву, и в случае «неуспеха» быстро продолжить поиски.

В Wave Service мы предлагаем бесплатный доступ к системе на месяц и сами вносим ваши данные для полноценной работы.

Какие это могут быть данные? Например, типы помещений — уборная, кухня, стойка администратора. Или же типы обращений от арендаторов — мелкий ремонт, починка кондиционера или пополнение расходников в санузле.

При таком раскладе управляющим не нужно выделять бюджет на пробный период, и специального человека для внесения информации. По словам нашего заказчика, это заняло бы полтора рабочих дня.

Шаг 1. Начало сотрудничества и автоматизация обратной связи с арендаторами

На простом сравнении «до внедрения и после» поделюсь, почему эта проблема стала первой в списке, и как её решают сейчас.

Почему управляющих так не устраивали привычные каналы связи

В бизнес-центре более 90 арендаторов. Вся обратная связь с руководством бизнес-центра велась через электронную почту или по телефону.

«Когда обращения обрабатываются через почту или что хуже по телефону, мы либо теряем данные, либо заносим их в отчёты вручную. От этого статистика становится некорректной и влияет на аналитику данных при прогнозировании бюджетов, да и в целом на картину обращений»

— Управляющий бизнес-центром

Как сейчас выстроена обратная связь

Первым этапом разместили на видных местах бизнес-центра основной инструмент системы Wave Service — QR-коды.

QR-коды в бизнес-центре
QR-коды в бизнес-центре

И подробно рассказали арендаторам по привычному каналу связи (электронной почте), зачем в здании появились новые таблички. Для этого собрали написанные человеческим языком письма, презентации и вебинары.

Пример презентаций о продукте для арендаторов
Пример презентаций о продукте для арендаторов

Сейчас, чтобы обратиться к управляющим, арендатору нужно отсканировать QR-код, выбрать нужную заявку и описать проблему.

Как сейчас арендаторы заводят обращения
Как сейчас арендаторы заводят обращения

Информация поступает руководству и сохраняется в аналитике.

Аналитика по обращениям от арендаторов бц
Аналитика по обращениям от арендаторов бц

Какой результат получили

Обычно в результатах начинают с чего-то позитивного, но у нас вышло не совсем так — даже спустя полгода не все арендаторы пользуются Wave Service.

Условно, есть две разные группы арендаторов — новички и постоянные, и реагируют они на нововведения тоже по-разному.

Две группы арендаторов: новички и постоянные
Две группы арендаторов: новички и постоянные

«Новичков» куда меньше, что логично: арендаторы не будут постоянно съезжать из бизнес-центра, особенно когда УК хорошо выполняет свою работу, и всех всё устраивает.

Здесь нам повезло в том, что удалось донести ценность автоматизации до заказчика.

Поэтому они продолжают переводить и постоянных арендаторов на новую систему.

Всех, кому нелегко даётся заводить обращения по-новому, выслушивают по старым каналам на связи, но в конце просят завести заявку.

И чтобы это не выглядело как прихоть, подробно аргументируют:

  • Такая обратная связь не даёт возможности систематизировать данные. Информация обрабатывается и пропадает.
  • При потере данных статистика по объекту становится некорректной, сложно планировать улучшения.
Простой вывод
Простой вывод

Иногда для внедрения чего-то нового нужно запастись терпением, потому что менять привычки в рабочей рутине — совсем непросто.

И здорово, когда руководители в адекватной форме продолжают диалог с арендаторами.

Шаг 2. Автоматизировали выдачу пропусков

Как раньше проходили в бизнес-центр

Проход в бизнес-центр осуществляется по пропускам. Чтобы пригласить сторонних специалистов по ремонту, гостей или курьеров, раньше нужно было писать официальное заявление на пункт охраны. Иначе не пропустят.

Заявление на разовый пропуск в бц
Заявление на разовый пропуск в бц

Требования необходимы для поддержания безопасности.

Но такие заявления заполнять неудобно: это требует времени (даже с практикой), лишних действий и много бумаги, которая хранится потом пачками в журналах.

Как излишняя бюрократия приводит к неудобствам
Как излишняя бюрократия приводит к неудобствам

Как сейчас работает пропускная система

Сейчас, чтобы оформить пропуск, арендатору нужно открыть мобильное приложение и заполнить информацию о посетителе в поле заявки.

Оформление пропусков через мобильное приложение
Оформление пропусков через мобильное приложение

Заявка приходит на пункт охраны, и гость может спокойно пройти в здание.

Всё это сохраняется в истории, поэтому охране не нужно больше вести бумажные журналы.

За 3 месяца оформили 125 пропусков через мобильное приложение.

Шаг 3. Внедрили обходы через приложение

Что не устраивало управляющих в стандартной процедуре обходов

  • Отсутствие прозрачности ведения эксплуатации

В этом бизнес-центре технические обходы проводят не штатные инженеры, а компания-подрядчик. Для ведения эксплуатационных журналов существует ряд стандартных технических требований, которые дают понимание общей картины без подробностей.

Часто компании на аутсорсинге заполняют такие журналы только перед тем, как сдать отчётность за установленный период. Этим они ничего не нарушают, но для управляющих такой информации недостаточно.

  • Отсутствие истории технических обходов

У подрядчика по разным причинам могут меняться главные инженеры. И вместе с главными инженерами уходит вся информация об эксплуатации здания. Это затрудняет ввод в должность новых специалистов, потому что весь процесс знакомства с бизнес-центром и его инфраструктурой начинается заново.

К тому же, новый специалист не имеет доступа к истории обслуживания объекта: невозможно посмотреть аналитику, статистику за прошлые годы, быстро определить, что и где уже было заменено.

  • Несистемное заполнение журналов и человеческий фактор

Ежедневные плановые обходы не всегда заносились в журнал. Обычно замечания отрабатывали на месте, и это нигде не фиксировалось. То есть отсутствовала статистика аварийных работ.

Подобная информация критически важна для планирования — годового, ежеквартального и даже ежемесячного. Управляющие должны видеть, что было сделано, какие работы отложили и по какой причине.

Как решили эти проблемы

«У нас была цель выстроить все технические процессы так, чтобы они шли своим чередом вне зависимости от людей. Техники, инженеры, другие сотрудники могут сменяться, а информация остаётся»

— Управляющий бизнес-центром

Для этих целей и внедрили автоматизированные обходы.

Выстроили маршруты, назначили исполнителей и настроили расписание, чтобы система автоматически создавала заявки на ответственных сотрудников.

Уведомление о начале обхода
Уведомление о начале обхода

Во время обхода исполнителю нужно заполнить заранее настроенный чек-лист. Что-то забыть или не внести уже не получится — приложение автоматически контролирует заполнение полей, прикрепление фотографий и геолокацию.

Маршрут обхода и чек-лист проверки
Маршрут обхода и чек-лист проверки

Если при проведении обхода сотрудник замечает проблему, например, что-то неисправно, автоматически создаётся новая заявка на её устранение.

Вся информация попадает в журнал обходов: статусы, плановые и фактические сроки выполнения, детали и фотографии.

Журнал обхода с детальной информацией
Журнал обхода с детальной информацией

Плюсы такого подхода:

  • Сокращаются риски, связанные с человеческим фактором — система всё помнит. Все работы автоматически сохраняются в истории и отчётах.
  • Качество проверки не страдает в процессе, потому что всё уже прописано в чек-листах обхода. Так, любой сотрудник может без предварительного многодневного обучения превентивно выявить проблему и уведомить соответствующие органы, например, аварийные службы.
  • Все отчёты по техническим обходам управляющие могут за пару кликов просматривать в веб-версии, а сами обходы сотрудники проводят через мобильное приложение — не нужно носить с собой распечатанные бумаги и журналы.

Шаг 4. Перенесли учёт расходников в систему

Как ранее вёлся учёт расходников

Раньше учёт всех расходных материалов бизнес-центра вёлся в типовой Excel-таблице.

Учёт расходников в таблице Excel
Учёт расходников в таблице Excel

Здесь прописывались поставки и расход материалов, например, по клинингу.

Данные обновлялись вручную по факту поступления расходников в бизнес-центр, поэтому сложно было поддерживать актуальность информации в моменте.

Как это автоматизировали

В системе создали для бизнес-центра виртуальный склад. Туда заносится вся информация о расходниках по QR-коду: например, дата поставки и количество единиц.

Информация обо всех занесённых расходных материалах в виде единого списка доступна в журнале учёта.

Учёт расходников в Wave Service
Учёт расходников в Wave Service

Все списания тоже фиксируются. Управляющие и ответственные сотрудники видят наличие товара на виртуальном складе и определяют, когда докупать расходные материалы. Информация помогает в планировании и оптимизации расходов.

Шаг 5. Перевели сотрудников на специализированный мессенджер для решения внутренних задач

О мессенджере со своей стороны мы можем долго, много и красиво говорить, но лучше покажем, как клиент отнёсся к такой новинке.

Как сотрудники ранее работали с внутренними задачами

В бизнес-центре внутренние задачи решались через WhatsApp*.

Там были созданы чаты, например, специалисты по ремонту, менеджеры по клинингу, грузчики и электрики.

Руководители или сотрудники АХО передавали текущие задачи прямо в чате, а информация сохранялась только в переписке.

Почему в WhatsApp* бывает неудобно решать задачи обслуживания
Почему в WhatsApp* бывает неудобно решать задачи обслуживания

«Я в основном везде выступаю в роли наблюдателя. И для того чтобы понять, что происходит на объекте нужно было найти все эти чаты в общих списках сообщений и просмотреть всю историю, либо оперативно реагировать на каждое сообщение. Таким образом, WhatsApp* был когда-то хорошим решением, но не идеальным»

— Управляющий бизнес-центром

При таком подходе полностью отсутствовали важные для аналитики данные:

  • Время выполнения задачи
  • Ответственный исполнитель
  • Отчётность о проделанной работе

Как решают внутренние задачи через WS Messenger

Специалисты АХО, ответственные за внедрение мессенджера, создали тематические чаты по типам задач и добавили туда всех сотрудников БЦ.

Тематические чаты по типам задач в WS Messenger
Тематические чаты по типам задач в WS Messenger

В чате по клинингу собраны все сотрудники, которые занимаются уборкой. Для них настроен перечень определённых задач — вынос мусора, влажная уборка, замена ковров.

По такой логике создаются и другие чаты — электрика, ремонт, учёт расходников.

В начале апреля все сотрудники перешли из WhatsApp* в WS Messenger.

«В WS Messenger вся информация собрана в один инструмент, сразу доступны отчёты. Я в любой момент могу открыть мессенджер и получить полную статистику по задачам. Такой подход снижает напряжение по контролю у руководителей и повышает исполнительскую дисциплину у сотрудников»

— Управляющий бизнес-центром

Итого за первый месяц использования мессенджера в работе:

  • 57 задач заведено через чат
  • Лидируют чаты по клинингу и ремонту
  • Управляющие и главные инженеры более не заполняют вручную отчёты по задачам и экономят на этом два с половиной часа в неделю
Автоматизация управления в бизнес-центре: как оцифровать 1000+ задач и освободить 2,5 часа в неделю

Цифры и результаты автоматизации бизнес-центра

За полгода использования системы в бизнес-центре создано свыше 1000 заявок разного типа. По опыту, это хороший показатель для небольшого объекта.

Доля всех заявок и задач в системе
Доля всех заявок и задач в системе
  • Сервисные заявки, или сообщения арендаторов об инцидентах

Арендаторы оформили 193 обращения через QR-код. Среди них — пополнение расходников, мелкий ремонт, замена ламп и прямые обращения к управляющим с советами, пожеланиями или замечаниями.

  • Автоматизированные пропуска

На объекте используют 3 месяца. За это время оформили 125 пропусков через приложение.

  • Обходы

За 3 месяца использования провели 620 обходов.

  • Учёт расходников

Учёт расходников используют почти 4 месяца — итого 132 отметки.

  • Мессенджер для сотрудников

Сотрудники пользуются мессенджером месяц. В течение этого периода заведено 57 задач через чаты. Получилось сократить время на перенос всех задач из популярного мессенджера в отчёты — посчитали, и вышло 2,5 часа в неделю.

Зачем управляющим автоматизация — отвечаем вместе с клиентом

В управляющих компаниях «переход в цифру» — это уже не роскошь, а базовая необходимость для поддержания порядка.

Когда вы автоматизируете рабочие процессы, любой выбранный вами инструмент начинает записывать историю обслуживания вашего объекта.

Есть история — значит, есть данные, к которым всегда можно обратиться для принятия важных решений.

«Я считаю, что управление любым объектом нужно начинать с описания стандартов управления, регламентов обслуживания, инструкций и чек-листов. Всё это хорошо укладывается в процессы автоматизации и позволяет накапливать информацию. Так как все действия прозрачны, увеличивается ответственность специалистов, упрощается контроль и формирование отчётов. Если вы планируете управлять объектом долгое время, вам необходима будет информация и статистика»

— Управляющий бизнес-центром

Если начинать внедрение постепенно, с самой острой и незакрытой потребности, и плавно переводить все процессы эксплуатации в цифру, есть все шансы на успешную автоматизацию.

Поделитесь своим опытом внедрения подобных инструментов — стоило ли оно того? Какие результаты удалось получить?

*WhatsApp принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещённой в Российской Федерации.

1212
4 комментария

У медали две стороны. Вы красиво описываете одну сторону - это контроль и автоматизация рутинных процессов. Так или иначе, это инструмент контроля сотрудников и без постоянных пушей со стороны руководства этот инструмент отмирает( личный опыт) . А вторая сторона медали в том, что приложение должно помогать сотрудникам выполнять задачи на оборудовании, чтобы всю исходную информацию они получали как раз в приложении ( и учились там же). И как дела у вас обстоят с этим?

2
Ответить

Спасибо за комментарий! Согласен с Вами.
Внедрение цифровых инструментов в компаниях это всегда вызов для всех сторон — найти баланс между целями функционального заказчика и будущими пользователями.
Это тема для целой статьи) Но если кратко — да, всегда стараемся учитывать пожелания конечных пользователей, у нас есть функциональность для отображения необходимых для работы данных.
По тому же QR-код на подотчётном оборудовании можно быстро открыть карточку объекта с нужной сотруднику информацией —например, инструкции, инвентарный номер или дату и кто проводил последнее ТО. Это настраивается, в зависимости от сценария использования)

2
Ответить

Ключевая фраза "должно помогать" но это не значит что точно будет помогать

Ответить