Прогноз «погоды» для отечественного бизнеса

В этой колонке мне бы хотелось затронуть тему BI и поделиться кейсом московской аутстаффинговой компании, которой удалось справиться с кратным ростом заказов без расширения штата call-центра, и все это с помощью системы бизнес-аналитики на основе технологий ИИ.

Я никого не удивлю, если скажу, что рынок BI у нас в стране ежегодно растет в среднем на 10-15%. Я и мои коллеги наблюдаем рост спроса на решения этого класса (как отечественные, так и зарубежные) у представителей российского бизнеса. На встречах клиенты выделяют среди преимуществ использования BI-систем - оперативность и точность в составлении отчетов, возможность долгосрочного планирования, аналитику, повышающую качество управленческих решений.

Применение систем BI – это тренд российской ИТ-индустрии, и его игнорирование в конечном итоге приведет к потере конкурентоспособности.

Первыми это поняли представители финансового сектора и ретейлеры, и мы уже наблюдаем на рынке успешные примеры внедрения систем предиктивной аналитики на базе технологий ИИ, которые значительно повышают эффективность бизнес-процессов.

Как бизнесу вырасти без лишних затрат

Я хотел бы рассказать об опыте Softline и поделиться кейсом аутстаффинговой компании, которая смогла масштабировать бизнес при сохранении ресурсов.

С резким увеличением количества обращений клиентов на предоставление линейного персонала, операторы call-центра компании перестали справляться с обработкой заказов. Компания оказалась перед выбором: увеличить число сотрудников либо искать другие способы оптимизации затрат и повышать эффективность использования ресурсов.

Первый сценарий был сопряжен с ростом нагрузки на ФОТ, корректировкой штатного расписания, необходимостью аренды дополнительных помещений для новых сотрудников, приобретением оборудования и т.д. Реализация второго сценария, который в итоге выбрала компания-аутстаффер, не требовала увеличения штатной численности персонала, но предполагала использование информационных технологий. Их внедрение происходило в два этапа.

Прежде всего, на АТС был настроен режим автодозвона. Система предпринимала попытку установить соединение с телефонными номерами нескольких потенциальных кандидатов на вакансию. Как только первый из них снимал трубку, к разговору подключался оператор call-центра. Абонентам, которые позже ответили на звонок, голосовой робот предлагал дождаться ответа в течение определенного времени.

Более существенные преобразования произошли на втором этапе. Была разработана система бизнес-аналитики на основе технологий искусственного интеллекта, которая оценивала вероятность отклика на конкретную вакансию всех кандидатов из базы данных. Разработчики изначально заложили в модель большое количество параметров, учитывавших возраст, семейное и социальное положение, местожительство, профессиональные навыки кандидатов, их требования к организации рабочего процесса и заработной плате.

При обработке заявки на подбор персонала система анализировала базу данных соискателей и ранжировала ее по вероятности положительного отклика на вакансию. В результате оператор call-центра сразу связывался с тем кандидатом, который был потенциально готов приступить к работе.

После внедрения BI-системы каждый рекрутер в течение дня быстро закрывал до 50 вакансий, тогда как до момента старта проекта – только десять. Благодаря возможностям аналитического ПО аутстаффинговая компания смогла масштабировать бизнес при сохранении текущих ресурсов.

Много BI-решений хороших и разных…

Популярность систем бизнес-аналитики набирает обороты. Значительную долю рынка занимают продукты зарубежных вендоров, таких как Microsoft, IBM, Qlik Tech, SAP и некоторых других. Популярность западных решений объясняется не только соотношением «цена – качество» и взвешенной лицензионной политикой производителей. Немаловажную роль играет готовность вендора качественно и в сжатые сроки организовать обучение работе с собственными продуктами. В этом случае рынок предоставит заказчикам квалифицированных специалистов, из которых можно оперативно сформировать команду внедрения систем BI.

Западные решения бизнес-аналитики получили распространение во всех секторах российской экономики, кроме государственного. Органы власти и госкорпорации традиционно пользуются отечественными BI-системами, и их выбор связан не только с политикой импортозамещения, которую реализует руководство страны. Хотя крупные корпорации, активно использующие западные решения, и вынашивают планы перехода на российское ПО.

Помимо поставок аналитического ПО, которое не уступает по функционалу зарубежным аналогам, российские вендоры готовы выполнить кастомизацию продукта в соответствии с требованиями заказчиков. К тому же, западные производители не имеют обязательных сертификатов ФСТЭК. Соответственно те организации, которые работают с информацией, представляющей государственную тайну, используют только технологии российских компаний.

Очень светлое будущее

В перспективе ближайших 3-5 лет спрос на системы бизнес-аналитики будет расти. Сегодня большая часть предприятий, работающих во всех отраслях, использует классический инструментарий BI. При этом компании финансового сектора и крупные ретейлеры уже прошли этап создания корпоративной отчетности «в один клик». Теперь для них представляют интерес решения предиктивной аналитики на базе технологий искусственного интеллекта.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Никита Цаплин

Поспорю с вами. Причина повышения интереса со стороны бизнеса не в том,, что они осознали преимущества,, а в том что разработчики BI-систем стали подстраиваться под запросы рынка и снижать стоимость на свои продукты. К тому же появились более простые системы и даже возможность встраивания BI-инструментов в учетные системы.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Воронин
Автор

Соглашусь, что конкуренция на российском рынке BI растет и это приводит к более интересным предложениям со стороны производителей. По поводу снижения стоимости не соглашусь. Порог входа не претерпел существенных изменений, просто вендоры, особенно зарубежные, стали более активно практиковать альтернативные способы финансирования, которые позволяют снижать первоначальные затраты и переводить их из CAPEX в OPEX.

Ответить
Развернуть ветку
Дамир Самигуллин

Хороший кейс. Интересный но такие проекты появляются повсеместно

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Воронин
Автор

Да, вы правы. Мы уже не на словах, а на деле вступаем в эру цифровой экономики и в скором будущем это станет обыденной практикой.

Ответить
Развернуть ветку
ИТКОЛ ИТ

Похож на известный кейс Ростелекома когда они разработали алгоритм прогнозирования увольнений. На основе данных б обязанностях специфике условиях показателях эффективности из штатной книги модель предсказывала на 3 мес вперед вероятность ухода сотрудника из компании. На каком-то ит клубе они делились

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Воронин
Автор

Аналитика по персоналу достаточно востребованна во многих компаниях. Где-то фокус делается на предсказании вероятности ухода, как в приведенном вами примере. Другие, например Х5, активно прорабатывают цифровой портрет потенциальных кандидатов и максимально повышают эффективности рекрутинга.

Ответить
Развернуть ветку
Фармацевтический Колледж

Про предиктивную аналитику на основе ии в банках в точку. Сбер рассказывал про подобное. для того чтобы предложить юрлицу кредит до 2 млрд на оценку и расчет до проекта тратили 2 недели, после стали 7 минут, для этого построили 15 моделей Al и обновляемый граф связей всех клиентов чтобы проводить скоринг и расчёт предложений. Красавцы. Были у вас такие кейсы?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Воронин
Автор

Мы участвовали в проектах по созданию кредитного конвейера для розничного бизнеса ряда региональных банков и МФО. В этой области рынок диктует необходимость принятия взвешенного решения, с учетом сбора всей необходимой информации по потенциальному заемщику, в срок не более 5 минут.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда