Интеграция интернет-магазина с «Битрикс24»: полный двусторонний обмен для обработки заказов сайта

Рассказываем, как мы переплатили за ненужное решение, чтобы реализовать работу отдела продаж в «Битрикс24» по принципу «одного окна».

Интеграция интернет-магазина с «Битрикс24»: полный двусторонний обмен для обработки заказов сайта

Ранее мы написали, как создавали на сайте интернет-магазина каталог, синхронизированный с системой учета СБИС.

В разработанном нами интернет-магазине товаровед может полностью управлять товарами исключительно в личном кабинете СБИС, не вникая в суть работы сайта и даже не имея даже доступа к админке CMS «Битрикс». Все, что необходимо, меняется в каталоге СБИС, потом наша обработка автоматически творит магию, и на сайт приходит все в том виде как задумывалось.

Затем мы поставили перед собой задачу реализовать работу отдела продаж только в «Битрикс24» по тому же принципу. И сейчас расскажем, как мы ее выполнили.

Задача

Изначальный план предполагал, что процесс обработки заказов должен включать:

1. Поступление оформленных на сайте заказов в «Битрикс24» в виде «Сделок»

Именно сделок, а не заказов, как при решении «CRM + Магазин». Потому что дальше нам нужно настроить интеграцию с Roistat, а он не умеет работать с заказами, только со сделками.

При этом контакты и компании записываются в соответствующие справочники и привязываются к сделке.

2. Полная передача в карточку сделки всех полей заказа, включая кастомные поля, например, «Сумма для сдачи» или «Комментарий менеджера».

3. Сопоставление и синхронизация статусов заказа и этапов воронки в «Битрикс24».

4. Сопоставление и синхронизация способов и статусов доставки.

5. Сопоставление и синхронизация способов и статусов оплаты.

6. Управление составом заказа: возможность добавлять/удалять товары, менять цену, применять скидки, менять стоимость доставки.

7. Автоматизация некоторых процессов с использованием роботов в воронке «Битрикс24».

8. Подключение email-маркетинга и управление рассылками при смене стадий сделки в «Битрикс24», а не сайте, так как этапов в воронке «Битрикс24» больше чем стадий заказа на сайте.

Разумеется, все это необходимо сделать так, чтобы менеджер работал только в «Битрикс24», а его действия отражались как в «Битрикс24», так и на сайте в заказе, причем как в админ-панели, так и в личном кабинете пользователя.

Наш путь к реализации оказался не самым простым, но преодолимым. Per aspera ad astra, как говорили древние.

Часть 1. Покупаем тариф «Битрикс24»

Мы запускали работы в августе 2023 года, и тогда было выгодное предложение на приобретение «Битрикс24» и подписки на «Маркет» со скидкой 35%. Нам это показалось отличным решением, и мы купили на 1 год облачную редакцию тарифа «Базовый» на 5 пользователей. Понимая, что в процессе работы нам понадобится множество дополнительных модулей, активировали подписку на Маркет.

Изучение документации «Битрикс24» и «1С-Битрикс» подсказало нам самый простой и очевидный способ — использование штатного функционала. После внимательного ознакомления с инструкцией «Настройка интеграции магазина и портала Битрикс24» этот вариант представился нам удобным и понятным, а главное, не требующим использования каких-либо сторонних решений.

Интеграция интернет-магазина с «Битрикс24»: полный двусторонний обмен для обработки заказов сайта

Пошли по инструкции, но на 4-м шаге при импорте заказов с сайта в «Битрикс24» встали. Появилась зловещая ошибка «Данный инструмент не входит в ваш тарифный план». Изучили документацию повторно, пытаясь понять, что же именно не входит в наш тариф, и на какой нужно перейти, чтобы получить этот чудо-инструмент.

Различные попытки и эксперименты не помогли решить вопрос, и мы обратились в поддержку «Битрикс24». Нам ответили, что в документации об этом не сказано, но в таблице сравнения тарифов есть информация о том, что импорт заказов в магазин появляется только на тарифе «Стандартный».

Озадаченные, мы сели думать: ведь у нас куплен на год тариф «Базовый» и подписка. Перед покупкой мы изучили чудесную инструкцию, и в ней так красиво и просто все было) Чтож, сами виноваты, конечно, экспериментировать нужно на тестовых проектах. Мы же повелись на скидку 35% и стали заложниками ситуации. И забегая вперед скажем, что потом это решение еще несколько раз заставляло нас вспомнить мудрость, что поспешишь — людей насмешишь.

Все же считаем, что об ограничениях тарифов не мешает напоминать в документации, поэтому мы оставили в «Битрикс» комментарий с просьбой добавить эту информацию в инструкцию по интеграции сайта и «Битрикс24».

Пришлось купить лицензию «Стандартный» на 1 месяц, чтобы перейти с «Базового». Так 1 год превратился в 6 месяцев. Зато наконец-то появилась возможность настроить интеграцию.

Теперь все прошло, как по маслу: сделки побежали в «Битрикс24», создались контакты, компании. Супер! Разочарование пришло спустя пару минут, когда мы поняли, что все это работает разово и только в одну сторону. То есть сайт передает заказ в «Битрикс24», но все последующие изменения в заказе на сайте никак не влияют на данные в CRM, и наоборот. Если пользователь отменит заказ в личном кабинете, менеджер об этом не узнает. Менеджер изменит стоимость заказа, или курьер доставит его по адресу — ничего этого клиент не увидит в своем кабинете на сайте. Таким образом, из восьми пунктов требований к интеграции из изначального плана мы с этим механизмом выполнили только один.

Зато теперь у нас есть тариф «Стандартный», который нам не нужен, и чудо-механизм импорта, который нам также не нужен. Попытку перейти на тариф «Базовый», конечно же, ребята из «Битрикс24» предусмотрели: нам это станет доступно за месяц до окончания текущего тарифа))

Часть 2. Используем подписку на «Битрикс24 Маркет Плюс»

Стандартное решение «Битрикс24» не помогло, но мы же купили и подписку «Маркета» — пришло время ею воспользоваться. Поиск решений нашего вопроса натолкнул нас на очень интересный модуль «Интеграция с магазином на Битрикс24» от студии Flamix.

Интеграция интернет-магазина с «Битрикс24»: полный двусторонний обмен для обработки заказов сайта

Прочитав описание модуля и увидев заветные строки: «Плагин полной и простой интеграции Битрикс24 и магазина на CMS Битрикс», мы заинтересовались данным решением, а факт того, что решение доступно по подписке, окончательно убедило сделать выбор в его пользу. Конечно же, этот модуль абсолютно спокойно вставал на лицензию «Базовый», и это было еще одним щелчком нам по носу).

Документация на официальном сайте Flamix и видео-инструкция просто шикарны. В течение нескольких часов нам удалось импортировать полностью каталог товаров с сайта в «Битрикс24» с внешними кодами и ценами. Это открывало, как вы понимаете, дорогу к возможности управлять составом заказа.

Итак, выполнив всю настройку, мы получили очень даже хороший процент попадания в наше ТЗ.

Мы получили отображение в «Сделке» фактически заказанных на сайте товаров и могли в последующем менять/добавлять товары в заказе или редактировать цены/количество. Заработало сопоставление статусов заказа и стадии сделки (включая отмену заказа), сопоставление всех полей заказа с полями сделки «Битрикс24», включая кастомные, а также появились связи с контактами и компаниями.

Тем не менее, модуль от Flamix не решил на 100% нашу задачу, а именно:

  • Да, мы получили все поля из заказа. Но обратно их состав не передается. То есть смена курьером статуса на «доставлен» в своем мобильном приложении «Битрикс24» никак не отразится у клиента в его личном кабинете.
  • Оказывается, товары с сайта импортируются только вручную, а чтобы установить расписание для автоматизации выгрузки, нужно заплатить 59$, после чего только раз в 4 дня мы будем получать обновленный список товаров в «Битрикс24».
  • Изменения в цене, составе заказа и прочем происходят только в «Битрикс24». На сайте мы ничего не увидим из этого. Конечно же, разработчик готов доработать функционал и реализовать это всего-навсего за 450$ )
  • Есть еще мелкие неприятности, но они специфичны именно для нас: у нас 3 магазина и при выборе самовывоза менеджеру было бы неплохо знать, с какого магазина клиент заберет товар, помимо статусов самого заказа есть еще и стадии оплаты и доставки — они не участвуют в обмене, ну и стоимость доставки является чем-то сторонним, просто полем в карточке, и не участвует в конечной стоимости заказа и сделки.

Вывод такой: решение Flamix шикарное, но решает лишь 6 из 8 пунктов нашего плана.

Часть 3. Копаем глубже

Побродив по просторам интернета, мы, походу, первыми в этой вселенной, наткнулись на отличную статью «Особенности интеграции интернет-магазина 1С-Битрикс с CRM Битрикс24»

Чтение этого материала стало бальзамом на душу. Мы поняли, что написавшие статью ребята из «Сотбит» ставили точно такие же задачи, и так как мы часто используем их другие решения, мы сразу поверили в успех.

Интеграция интернет-магазина с «Битрикс24»: полный двусторонний обмен для обработки заказов сайта

Однако отыскать это решение на «Маркетплейсе» не удалось. Когда связались с разработчиками напрямую, они нам сообщили, что данный модуль они более не поддерживают и поэтому сняли его с публикации (

Тем не менее общение с ребятами из «Сотбит» было не напрасным. Они посоветовали нам обратить внимание на другое решение: «Гибкая интеграция заказов с Битрикс24» от S-Production.

Модуль платный — стоит 25 000 руб. Устанавливается на редакции начиная с «Малого бизнеса» и, конечно же, на «Базовый» тариф «Битрикс24» (снова оплеуху отвесили нам) ).

Описание возможностей модуля и рекомендации «Сотбит» воодушевили нас, а 14 дней тестового периода побудили скорее попробовать.

Интеграция интернет-магазина с «Битрикс24»: полный двусторонний обмен для обработки заказов сайта

Итак, инструкции на сайте разработчика просто великолепные. Мы реализовали все, что описано в документации, буквально за пару часов.

Название «Гибкая интеграция» полностью себя оправдала. С помощью данного модуля мы решили почти все вопросы, за исключением следующих:

1. Наша задача управлять составом заказа не совсем корректно реализовывалась. Модулем предусмотрено множество вариантов работы, в том числе передача с заказом товаров и добавление их в каталог товаров CRM. Но все усложняется, если менеджеру необходимо в ходе разговора с клиентом допродать ему еще пару товаров и добавить их в заказ. К нашему удивлению, разработчики предусмотрели это — модуль позволяет открыть админку сайта прямо из CRM-системы и внести нужные изменения в состав заказа на сайте.

Но нас этот вариант не устроил — менеджер не должен лезть в сайт. Пообщавшись с ребятами из поддержки модуля, мы решили сопоставить каталоги товаров Битрикс24 и сайта и связать их через внешний код. Так мы могли бы получить полностью дублированный каталог товаров внутри CRM. Поэтому менеджер мог бы творить что угодно внутри «Битрикс24», а благодаря двустороннему обмену все это синхронизировалось бы с сайтом.

Проблема в том, что модуля импорта в составе данного решения нет. Но не зря же мы прошли весь этот путь. От предыдущего решения нам достался модуль по подписке, и он великолепно умеет импортировать все товары с сайта в каталог CRM и добавлять характеристики, включая внешний код.

Таким образом, мы решили задачу, скрестив модули двух разных решений.

2. Статусы доставки и статусы оплаты — с ними еще одна беда. В нашем плане у курьера есть мобильное приложение, и при доставке заказа, он самостоятельно меняет статус заказа на «доставлен». Конечно, можно решить вопрос путем расширения стандартных стадий заказа, добавив в них «доставлен», «оплачен» и так далее. Но в личном кабинете пользователя немного все сложнее устроено, и наряду со стадиями заказа есть стадии доставки, а оплата отображается как отдельная галочка «оплачен». А в кабинете пользователя формируется несколько документов — отгрузка, оплата с документами и сам заказ. Это важно еще и потому, что модуль онлайн-оплаты работает именно с оплатой, а не со стадией заказа.

Решением стали небольшая хитрость и манипуляции с роботами внутри воронки «Битрикс24».

Мы создали стадии: «передан в доставку», «доставлен», «оплачен». Роботы делают следующее. При смене менеджером стадии заказа на «передан в службу доставки», робот автоматически меняет стадию доставки и одновременно выставляет в заказе одноименную стадию. На этом этапе сделка становится видна курьеру, и он получает уведомление. Далее уже курьер передвигает на следующую стадию «доставлен», и происходит аналогичный процесс: робот ставит нужный статус «отгружен» в стадии доставки.

В кабинете пользователя изменение стадий заказа будет выглядеть так: «принят», «в работе», «в отгрузке», а затем появляется зеленая отметка, сообщающая о доставке. И наконец, если пользователь заказал товар и сразу произвел оплату, то в нашей воронке мы увидим этап сделки «принят», а внутри карточки сделки появится отметка об оплате. Аналогично, если менеджер передвинет на стадию оплачен, то «галка» в самом заказе у статуса «оплачен» будет автоматически проставлена.

Итак, взяв лучшее от обоих модулей и включив мозг, мы реализовали весь изначально задуманный функционал, и можем смело заявить, что нам удалось реализовать настоящий двусторонний гибкий обмен заказами между сайтом с CMS «1C-Битрикс» и CRM «Битрикс24».

А вам приходилось встречаться с подобными задачами? Будем рады узнать о вашем опыте. А если такая интеграция только в планах, мы готовы настроить аналогичное решение и для вашего интернет-магазина.

33
3 комментария

Мы выбрали гибкий модуль сразу, видимо повезло, но главное итог.

Здравствуйте, благодарю за интересную статью! А возможно интегрировать интернет-магазин от битрикс с crm-системой аспро?

Здравствуйте! Да, конечно можно интегрировать. Особенно, если сайт магазина от Аспро, в нем предустановлена интеграция с CRM.