Дефицит кадров в ИТ: как компаниям преодолеть нехватку опытных специалистов

Для бизнеса и экономики тема кадрового голода становится все более ощутимой и болезненной. Минцифры оценивает дефицит разработчиков в 500–700 тысяч сотрудников. По данным «Работа.ру», на сентябрь 2023 года 91% российских компаний чувствуют нехватку кадров.

Рассказываем о 4 способах безболезненно расширять бизнес и привлекать к проектам высококвалифицированных специалистов.

Дефицит кадров в ИТ: как компаниям преодолеть нехватку опытных специалистов

Раз-два и обчёлся: почему так мало опытных специалистов

Молодые и начинающие разработчики могут по несколько месяцев искать работу и получать сотни отказов на позицию джуна или интерна, в то время как работодатели чаще ищут более опытных, мидлов и сеньоров. У этого есть несколько причин:

1. Рост компании сегодня зависит от внедрения новых ИТ-решений. Бизнесу нужны опытные ИТ-специалисты, которые успешно справляются с разработкой, развитием и поддержкой продуктов.

Сервис по поиску работы Superjob провел исследование, согласно которому за год число вакансий в IТ-сфере выросло на 10%. Наблюдается высокий спрос на специалистов в 5 сегментах:

— разработка и программирование;

— внедрение и сопровождение программного обеспечения;

— инжиниринг;

— информационная безопасность;

— аналитика.

2. ИТ не стоит на месте — что-то уже становится неактуально, какие-то технологии обновляются или только набирают популярность. В любом случае, бизнесу нужны люди, которые могут адаптироваться к переменам и быстро осваивать новые технологии.

3. Новые вызовы для страны. В связи с уходом многих зарубежных компаний с российского рынка, бизнес стремится работать с отечественными техническими решениями или создавать свои собственные. По нашим данным, различные задачи по импортозамещению сегодня имеют порядка 90% крупных компаний. Для этих целей нужны сильные специалисты узкого профиля, которых на рынке всегда бывает немного.

Высококвалифицированные специалисты помогают развивать и бизнес, и экономику страны, так как с их помощью и знаниями создаются новые, надежные проекты.

Кадровый дефицит может сильно повлиять на это в виде перегрузки ИТ-персонала, количества отмененных проектов или ухудшения качества реализации.

Как восполнить нехватку ИТ-специалистов

Если ИТ-персонал перегружен, нужны и головы, и руки, — у компании есть 4 способа решения.

✔ Найм сотрудников в штат

Если бизнес масштабируется и рассчитывает на постоянный поток работы для ИТ-специалиста — это подходящий вариант.

Однако искать кандидата на позицию выше джуна можно несколько месяцев, что приводит к снижению производительности организации.

Есть вариант нанять молодого специалиста и взрастить его до мидла или сеньора, но он подходит далеко не всем. Лучше отказаться от идеи, если нужен профессионал, прошедший весь жизненный цикл разработки. Также опрометчиво нанимать молодого специалиста, если в компании нет старших наставников, которые могли бы курировать его деятельность.

✔ Найм фрилансеров

По сравнению со штатными сотрудниками фриланс, как правило, дешевле и позволяет реализовывать небольшие проекты.

Сотрудникам на фрилансе проще сосредоточиться на задаче, в то время как офисные — отвлекаются на более приоритетные дела, тратят время на звонки, совещания и т.д.

Из минусов: исполнитель может неожиданно пропасть с радаров, нарушить конфиденциальность, недопонять какую-то информацию по проекту и принести результат, отличающийся от ожиданий. Поэтому делать выбор в пользу фриланса стоит с осторожностью.

✔ Аутсорсинг

Аутсорсинг — это модель, при которой компания отдает реализацию проекта агентству, специализирующемуся в определенной области: разработка сайтов, приложений, ИТ-поддержка и так далее.

Это популярное решение, которым пользуются многие компании, желающие снять с себя непрофильные задачи.

Из минусов: отсутствие контроля над ведением делегированных процессов, высокая стоимость на команды, но более гарантированный результат, чем у фриланса.

✔ Аустаффинг

Аутстаффинг — это модель, когда специалисты являются сотрудниками ИТ-компании, но работают на проекте клиента.

Часто так можно найти редких специалистов высокой квалификации, чтобы решить сложные, нестандартные задачи.

Или же компании привлекают кадры извне, когда от проекта к проекту появляются острые потребности в ИТ-специалистах — тогда заказчики и усиливают свою команду на конкретный срок, например полгода-год.

Из плюсов:

1. Все персональные наработки остаются внутри компании-заказчика.

2. Внешние эксперты вносят новый опыт, делятся компетенций с внутренней командой.

3. Заказчик сам ставит задачи и управляет специалистом в рамках проекта.

4. Процесс найма существенно сокращается. Например, мы в SkillStaff однажды вывели на проект мидл-разработчика за 1 день.

Из минусов: могут быть коммуникационные трудности, если у заказчика недостаточно хорошо выстроены бизнес-процессы под удаленный формат работы, так как удаленка — самый популярный формат аутстаффинга. С другой стороны, это позволяет работать с ИТ-профессионалами из разных регионов страны. Аутстаф-сотрудники, которые готовы посещать офис, тоже есть, но их подбор может быть не таким быстрым.

Самим айтишникам, как цифровым кочевникам, тоже интересно работать на разных проектах, — так они повышают свою квалификацию. А заказчики могут быстрее закрывать задачи. Например, на B2B-маркетплейсе по поиску ИТ-специалистов по модели аутстаффинга SkillStaff большой выбор: более 8000 специалистов от 300+ ИТ-компаний, готовых выйти на проекты.

66
реклама
разместить
3 комментария

Что вы за специалист, если пишите про фактически запрещенный способ привлечения сотрудников - аутстафинг?
Или вы понимаете и имеете опыт преодоления «сложностей» работы по аутстафингу записанные в нашем законодательстве?
Поделитесь. ))

Андрей, здравствуйте! Спасибо за интерес к этой теме. Термин аутстаффинг сейчас еще не закреплен в законодательстве. Вы правы, что существует запрещенный способ привлечения сотрудников – заемный труд.

Работа по модели аутстаффинга, о которой говорим мы, «выросла» из классического аутсорса. Она про оказание услуги, нежели предоставление персонала. Однако, эта модель немного отличается по формату взаимодействия, поэтому мы считаем, что необходимо ее выделять.

Такие услуги могут оказываться сотрудниками исполнителя, если эти сотрудники имеют необходимые скиллы для заказчика. Управление сотрудниками осуществляется исполнителем и правила внутреннего распорядка заказчика на них не распространяются, в отличие от заемного труда. Заказчик руководит сотрудниками исполнителя только в части контроля и содействия при оказании услуги. Такие отношения, как и аутсорс, оформляются договором подряда или возмездного оказания услуг.