Исследование в Telegram: как изменилась жизнь во время пандемии

Провели 20 коротких интервью и создали телеграм-канал с голосованиями, чтобы узнать, как режим самоизоляции повлиял на работу и повседневную жизнь.

В закладки

Что сделали

  • Провели 20 коротких интервью.

  • Опубликовали 39 постов с голосованиями в телеграм-канале.

  • Получили от 37 до 130 ответов в каждом голосовании.

Что это и зачем?

В апреле этого года, когда по всей стране объявили режим самоизоляции, мы запустили канал «Цифровое норм», в котором постарались изучить, как запрет на офисную работу и общая напряженная ситуация в мире повлияли на поведение людей. Основной фокус внимания — как люди адаптируются к новым условиям жизни.

Делали мы это так.

Социолог проводила качественные интервью с респондентами и записывала, как люди меняют обычные привычки на «цифровые». Разговоры касались работы, общения, развлечений, досуга — всего, чего мы лишились из-за карантина, но могли бы компенсировать в интернете.

Социолог заносила ответы в таблицу, а автор текстов делился ими в канале и спрашивал: а как похожие ситуации переживаете вы? Для этого мы устраивали голосования с разными вариантами ответов.

Нашей целью был поиск инсайтов, а не научная работа. Поэтому мы не придерживались строгих правил исследования, и результаты голосований не отражают реальную картину мира. Зато они дают представление, что же с нами всеми произошло. А еще — пищу для размышлений, что с этим можем сделать мы как коммерческая компания. Да и не только мы.

О ком будем говорить?

Большинство подписчиков канала «Цифровое норм» — подписчики «Собаки Павловой» в «Телеграме» и «Фейсбуке». Можно сказать, что это люди среднего возраста, работающие в IT. Так что все выводы в статье будут только про них.

Конечно, есть и допущения — зайти и проголосовать может кто угодно, а проверить мы этого не можем. В любом случае, инструмент сбора чисел у нас больше для любопытства и поиска инсайтов. Еще у нас не будет доверительных интервалов и других статистических штук.

Работа

Поменялась ли организация работы в целом?

С началом режима самоизоляции больше 80% подписчиков (69 человек) перешли на работу из дома. Почти никого не уволили, не вынудили уйти в неоплачиваемый отпуск, никто из 69 человек не продолжил ходить в офис. Хотя 8% подписчиков (7 человек) стали получать меньше.

27 из 37 человек изменили модель работы с клиентами — в основном заменили живое общение онлайном. Не всем это помогло, но 15 читателей нашли в переменах плюсы.

Удаленная работа — это всегда риск, что сотрудник отошел от рабочего места и пропал в нужный момент. Но 73% подписчиков (52 человека) заявили, что их работодатели не стали требовать мгновенно отвечать на сообщения или иными способами проверять, работает ли сотрудник.

При этом на фоне массовых увольнений 78% читателей (61 человек) в карантин остались довольны своей работой или даже начали ее больше ценить.

Примерно половине опрошенных оказалось сложно соблюдать дисциплину, работая из дома. Впрочем, другой половине — нет. Зато много подписчиков отдыхают от сложных задач, переключаясь на домашние дела.

Всего 18% ответивших (14 человек) умудряются придерживаться прежнего рабочего графика. У большинства же он размазался на весь день до позднего вечера или перемешался с повседневными домашними делами.

У 46% подписчиков (33 человека) появилось или усилилось желание просто «потупить» во время рабочего дня, чтобы снять нервное напряжение, а у 54% (38 человек) такого желания не появилось или не нашлось на это времени.

Останутся ли эти изменения после карантина? Посмотрим. Но уже сейчас знаем, что 73% (это 48 человек) ответивших теперь будет работать из дома, если заболеют. С насморком на работу, как раньше, не пойдут.

Отношения с коллегами

26% (или 17 человек) стали хуже относится к своим коллегам, а у 68% (45 человек) отношения не ухудшились.

88% (46 человек) так или иначе общаются с коллегами неформально. И только 12% (6 людям) неформально общаться уже не хочется.

Только 19% опрошенных (17% + 2% начавших — всего 11 человек) общаются с коллегами в выходные и не по работе. Остальные — только по работе или никогда не общались вовсе.

Потребление информации

Что с новостями?

Ситуация с коронавирусом обострялась каждый день. На фоне этого 49% (n = 49) подписчиков стали чаще читать новости, 30% (n = 30) — меньше, а 21% не следит за новостями вовсе.

В самоизоляции практически вся связь с другими людьми сводится к общению в интернете. 31% (n = 28) подписчиков стали бесить видеоконференции и чаты, а 15%, наоборот, нашли в онлайн-общении отдушину. 29% (n = 26) провели бы всю жизнь в интернете, а 25% (n = 23) предпочли бы отказаться от интернета, лишь бы снова обрести право свободно ходить по улицам.

У 61% подписчиков отношения с соцсетями не изменились. 22% (n = 24) начали просматривать их чаще, а 17% (n = 19) — реже.

Подкасты часто слушают в дороге. А если дороги нет, то нет и времени на подкасты. С другой стороны, их можно включать во время домашних дел, а на домашние дела теперь времени больше. До карантина подкасты слушали чуть меньше половины подписчиков, из них 25% (n = 30) бросили слушать, а 18% (n = 21) — продолжили.

72% (n = 73) ответивших не сильно страдают из-за закрытия театров. А вот 28% (n = 29), кажется, переживают. Из них половина заменили поход в театр онлайн-постановками и записями, а другая половина терпит и ждет открытия.

Онлайн-активность

12% (10 человек) завели себе блог/канал или планируют это сделать. У 18% он был и раньше, а 70% таким не занимаются.

26% (19 ответивших) хотят что-нибудь писать в соцсетях или уже что-то пишут. 16% постить больше обычного не планируют, а вот читать соцсети стали чаще. У 58% (43 человека) ничего не изменилось.

Быт

7% опрошенных купили новую домашнюю одежду. Еще 17% начали одеваться парадно, чтобы не терять рабочий настрой. 67% надевали дома то же, что и раньше.

17% (n = 12) во время самоизоляции нашли время, чтобы наконец-то привести в порядок цифровое хозяйство: почистили рабочий стол, закрыли лишние вкладки, удалили ненужные файлы. 48% наших ответивших (n = 33) и без того содержали компьютеры в чистоте.

Развлечения

31% (n = 28) успели выпить с друзьями по чату, а 69% (n = 86) или не пьют вовсе, или не пьют онлайн. Вообще 62% (n = 42) ответивших пьют и курят с такой же регулярностью, как и до карантина, но 25% (n = 17) стали пить/курить чаще.

7% (n = 8) начали играть в компьютерные игры, 24% и не бросали (n = 28), а 69% процентов (n = 81) к играм остались равнодушны.

К дейтинговым приложениям наши подписчики были и до карантина холодны — 84% (n = 72) не пользовались, а с началом карантина еще 10% (n = 9) отказались от этого развлечения.

Часть подписчиков оказалась в принципиально новых ситуациях.

Например, им пришлось справлять день рождения в самоизоляции. 49% (n = 25) ответили, что им так даже лучше — все равно справлять не любят. 20% (n = 10) считают день рождения в самоизоляции интересным опытом, а 31% (n = 16) были разочарованы, потому что «день рождения на карантине — отстой».

39% (n = 25) занялись обустройством дома: чаще всего подписчики покупали аксессуары для уюта. 61% (n = 39) оставили все, как есть. Еще к обустройству можно подойти более основательно и затеять ремонт. Так поступили 8% наших респондентов. А у 21% (n = 21) ремонт начали соседи. Теперь их будит по утрам и отвлекает на зум-созвонах звук перфоратора.

У половины ответивших на вопрос про дачу эта самая дача есть. И владельцы дач разделились поровну — на тех, кто хочет целый день делать что-то полезное, и тех, кто хотел бы просто отдохнуть.

Другая, бездачная половина, тоже разделилась поровну на два лагеря. Те, кому дача и не нужна, и те, кто теперь переживает, что ее нет.

На вопрос, где бы вообще хотелось провести карантин, 36% (n = 23) предпочли бы оказаться в другой стране, 31% (n = 20) остались бы в России, а для 33% (n = 21) страны значения не имеют. Хотя тут мы можем ошибаться — у нас точно есть подписчики не из России.

Еда

31% (n = 19) начали регулярно заказывать доставку в любимых кафе, еще 10% (n = 6) поддерживают их лайками и рублем, без заказа. 21% (n = 13) не смогли поддержать, потому что нет доставки, а 36% (n = 22) решили заказывать там, где выгоднее.

Что касается доставки, респонденты разделились на две равные группы — одни начали заказывать доставку продуктов, чтобы лишний раз не пересекаться с людьми, другие продолжили ходить в магазины.

А 61% (n = 42) ответивших попробовали приготовить хотя бы одно новое блюдо.

У 19% (n = 12) появились новые ритуалы, имитирующие привычную жизнь. Мы не спросили, что за церемонии они устраивают, но знаем про примеры домашней имитации кофейни и кинотеатра, с «вам Колумбию или Эфиопию» и рекламными паузами с трейлерами. Напишите в комментариях, если такие ритуалы есть и у вас. А если их нет, то вы как 74% (n = 46) наших ответивших.

Спорт

33% (n = 43) начали заниматься спортом, 24% (n = 31) — продолжили, 35% (n = 46) — не начали, и еще 8% (n = 10) — бросили. Не знаем, как обстояли дела до карантина, но в апреле-мае половина респондентов занимались дома спортом. Кажется, в большинстве случаев люди делают зарядку, что уже круто.

Что мы поняли?

Все вокруг говорят, что мир изменится: люди станут вести себя по-другому, ничего не останется прежним. Мы попробовали это проверить — оказалось, что глобальных перемен пока нет.

Да, на время повысилась общая тревожность, люди начали адаптироваться к ситуации: чаще заказывать еду, реже выходить из дома, меньше общаться лично.

Но во время исследования бросилось в глаза, что большинство респондентов хочет жить как раньше. Не перейти на что-то новое, а вернуться к старому. Конечно, цифровые практики вроде онлайн-заказов еды и видеочатов останутся, они получили распространение, но в целом людям уже не хватает прежнего мира. И они будут рады в него вернуться. Возможно, мы разочаруемся, но хотя бы попробуем вспомнить, как жили раньше. Просто потому, что скучаем по тем временам. А потом нырнем с головой в цифровой мир.

Правда, стоит напомнить, что мы общались с людьми, близкими к IT. И большинство из них были готовы к самоизоляции — они уже частично жили в цифровом мире: пользовались корпоративными чатами и таск-менеджерами, хранили документы в облачных сервисах, умели работать удаленно. Поэтому им переход дался проще.

Часть респондентов рассказывала и про бизнес. Основной вывод из бесед такой: кто смог перейти в онлайн, частично там и останется. Так, директор школы английского языка планирует продолжать обучать студентов по скайпу. А владелец IT-компании позволит сотрудникам не ездить в офис каждый день, если без этого можно обойтись. Увы, нам не довелось поговорить с представителями общепита, но думаем, что часть из них отказываться от доставки блюд не собирается.

Напоминаем, что все голосования мы проводили в телеграм-канале «Цифровое норм». Результаты открыты, поэтому вы можете не только проверить все данные, но и повлиять на них. Через пять дней после публикации статьи мы закроем канал.

{ "author_name": "Собака Павлова", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435"], "comments": 9, "likes": 9, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "social", "id": 138686, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 01 Jul 2020 13:49:10 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Вот почему опросах в ТГ такие настоящие тексты были! Надо идти к вам на Текстовый модуль)

Дачный тренд сильно вырос: даже друзья, кто когда- то дачу продал, в этом году опять купили дачу. А уж как расцвело балконное садоводство и забота об офисных цветочках... 

Социологи (Робин Данбар, Александра Архипова) говорят, что людям для чувства радости очень важна социальная еда (=кафе и бары), поэтому от зум-вечеринок было ощущение как от елочных игрушек, которые "купил, но не радуют". Поэтому вряд ли народ будет долго продолжать заказывать коробки домой: спрос упадет, а офлайн вернется.

Правда, дальновидные кафе лавочку с доставкой не прикрывают. Например, "Общество чистых тарелок" в Питере собрало фидбек в свободной форме по емейлу про свои коробки с едой, проанализировали его и теперь, помимо готовой еды, добавляют в свои коробки на доставку блюда из серии "приготовь сам" и дают инструкцию (иногда смешную:"Можно греть,а можно и не греть"))

Мне хочется уже,чтобы вирус сдох, и кафе совсем открыли! А в апреле-мае даже съесть булочку на улице, сидя на лавочке и от людей подальше, ощущалось как социальная еда и стрессовый, но захватывающий и радостный опыт. 

Ответить
1

Возможно, что в этом и есть определенная ценность. Но такова структура этих процессов. И не стоит забывать про общую экономику, которая не только сильно растёт, но и растет.

Ответить
1

Огромная проделанная работа, круто!
Полезное исследование, спасибо, выборку бы только побольше и описание аудитории - было бы вообще идеально!)

Ответить
0

Спасибо вам. С выборкой да, получилось не очень густо. Сложно убедить незнакомых людей подписаться на свежий канал. 

Ответить
0

Совершенно верно. Но для этого надо иметь большой опыт работы с людьми. Это не значит, что нужно уметь их делать.

Ответить
0

На своем опыте могу сказать даже если переводить весь офис на удаленку не имея серверов, то все равно один сотрудник должен быть в офисе для поддержания удаленки для оставшихся на дому. ну или тратить деньги на сервера и лицензии на удаленные рабочие места программного обеспечения. хотя в ситуации с короновирусом объемы работы упали и на обеспечение уд. офиса много сил не нужно

Ответить
0

Мы вроде с таким не столкнулись. Все рабочие инструменты и так работают в облаке: Slack, Miro, Airtable, Figma, Google Docs и т.д. 

Ответить
0

а Ваше мнение о кампаниях, кто малоподвижен в плане работы из за программ 1С или сертифицированных кампаниях по ФЗ 152 выпуск электронных подписей. просто есть такая проблема,что они почти все должны работать в офлайн режиме, так как документы заверяются в присутствии владельцев бизнеса. а сам сертификат выпускается на лицензированном пк, который по закону работает на выделенном ip. и если будет проверка, и будет выявлены нарушения по выпуску такую кампанию могут оштрафовать на большую сумму или вовсе лишить лицензии.
 а второй вопрос правительство отправило всех на карантин, а как быть организациям работающим по ФЗ 54-это кассы и их фискализация, которую внедрил Мишустин и благодаря чему получил свой новый статус в правительстве. такие организации и их клиенты с кассами тоже должны взаимодействовать во время карантина, даже пусть и на удаленке, но без встреч и передачи оборудования ни куда.

Ответить
0

Увы, мы в этом не разбираемся. 

Ответить

Комментарий удален

Комментарии

null