{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Исследование в Telegram: как изменилась жизнь во время пандемии

Провели 20 коротких интервью и создали телеграм-канал с голосованиями, чтобы узнать, как режим самоизоляции повлиял на работу и повседневную жизнь.

Что сделали

  • Провели 20 коротких интервью.

  • Опубликовали 39 постов с голосованиями в телеграм-канале.

  • Получили от 37 до 130 ответов в каждом голосовании.

Что это и зачем?

В апреле этого года, когда по всей стране объявили режим самоизоляции, мы запустили канал «Цифровое норм», в котором постарались изучить, как запрет на офисную работу и общая напряженная ситуация в мире повлияли на поведение людей. Основной фокус внимания — как люди адаптируются к новым условиям жизни.

Делали мы это так.

Социолог проводила качественные интервью с респондентами и записывала, как люди меняют обычные привычки на «цифровые». Разговоры касались работы, общения, развлечений, досуга — всего, чего мы лишились из-за карантина, но могли бы компенсировать в интернете.

Социолог заносила ответы в таблицу, а автор текстов делился ими в канале и спрашивал: а как похожие ситуации переживаете вы? Для этого мы устраивали голосования с разными вариантами ответов.

Нашей целью был поиск инсайтов, а не научная работа. Поэтому мы не придерживались строгих правил исследования, и результаты голосований не отражают реальную картину мира. Зато они дают представление, что же с нами всеми произошло. А еще — пищу для размышлений, что с этим можем сделать мы как коммерческая компания. Да и не только мы.

О ком будем говорить?

Большинство подписчиков канала «Цифровое норм» — подписчики «Собаки Павловой» в «Телеграме» и «Фейсбуке». Можно сказать, что это люди среднего возраста, работающие в IT. Так что все выводы в статье будут только про них.

Конечно, есть и допущения — зайти и проголосовать может кто угодно, а проверить мы этого не можем. В любом случае, инструмент сбора чисел у нас больше для любопытства и поиска инсайтов. Еще у нас не будет доверительных интервалов и других статистических штук.

Работа

Поменялась ли организация работы в целом?

С началом режима самоизоляции больше 80% подписчиков (69 человек) перешли на работу из дома. Почти никого не уволили, не вынудили уйти в неоплачиваемый отпуск, никто из 69 человек не продолжил ходить в офис. Хотя 8% подписчиков (7 человек) стали получать меньше.

27 из 37 человек изменили модель работы с клиентами — в основном заменили живое общение онлайном. Не всем это помогло, но 15 читателей нашли в переменах плюсы.

Удаленная работа — это всегда риск, что сотрудник отошел от рабочего места и пропал в нужный момент. Но 73% подписчиков (52 человека) заявили, что их работодатели не стали требовать мгновенно отвечать на сообщения или иными способами проверять, работает ли сотрудник.

При этом на фоне массовых увольнений 78% читателей (61 человек) в карантин остались довольны своей работой или даже начали ее больше ценить.

Примерно половине опрошенных оказалось сложно соблюдать дисциплину, работая из дома. Впрочем, другой половине — нет. Зато много подписчиков отдыхают от сложных задач, переключаясь на домашние дела.

Всего 18% ответивших (14 человек) умудряются придерживаться прежнего рабочего графика. У большинства же он размазался на весь день до позднего вечера или перемешался с повседневными домашними делами.

У 46% подписчиков (33 человека) появилось или усилилось желание просто «потупить» во время рабочего дня, чтобы снять нервное напряжение, а у 54% (38 человек) такого желания не появилось или не нашлось на это времени.

Останутся ли эти изменения после карантина? Посмотрим. Но уже сейчас знаем, что 73% (это 48 человек) ответивших теперь будет работать из дома, если заболеют. С насморком на работу, как раньше, не пойдут.

Отношения с коллегами

26% (или 17 человек) стали хуже относится к своим коллегам, а у 68% (45 человек) отношения не ухудшились.

88% (46 человек) так или иначе общаются с коллегами неформально. И только 12% (6 людям) неформально общаться уже не хочется.

Только 19% опрошенных (17% + 2% начавших — всего 11 человек) общаются с коллегами в выходные и не по работе. Остальные — только по работе или никогда не общались вовсе.

Потребление информации

Что с новостями?

Ситуация с коронавирусом обострялась каждый день. На фоне этого 49% (n = 49) подписчиков стали чаще читать новости, 30% (n = 30) — меньше, а 21% не следит за новостями вовсе.

В самоизоляции практически вся связь с другими людьми сводится к общению в интернете. 31% (n = 28) подписчиков стали бесить видеоконференции и чаты, а 15%, наоборот, нашли в онлайн-общении отдушину. 29% (n = 26) провели бы всю жизнь в интернете, а 25% (n = 23) предпочли бы отказаться от интернета, лишь бы снова обрести право свободно ходить по улицам.

У 61% подписчиков отношения с соцсетями не изменились. 22% (n = 24) начали просматривать их чаще, а 17% (n = 19) — реже.

Подкасты часто слушают в дороге. А если дороги нет, то нет и времени на подкасты. С другой стороны, их можно включать во время домашних дел, а на домашние дела теперь времени больше. До карантина подкасты слушали чуть меньше половины подписчиков, из них 25% (n = 30) бросили слушать, а 18% (n = 21) — продолжили.

72% (n = 73) ответивших не сильно страдают из-за закрытия театров. А вот 28% (n = 29), кажется, переживают. Из них половина заменили поход в театр онлайн-постановками и записями, а другая половина терпит и ждет открытия.

Онлайн-активность

12% (10 человек) завели себе блог/канал или планируют это сделать. У 18% он был и раньше, а 70% таким не занимаются.

26% (19 ответивших) хотят что-нибудь писать в соцсетях или уже что-то пишут. 16% постить больше обычного не планируют, а вот читать соцсети стали чаще. У 58% (43 человека) ничего не изменилось.

Быт

7% опрошенных купили новую домашнюю одежду. Еще 17% начали одеваться парадно, чтобы не терять рабочий настрой. 67% надевали дома то же, что и раньше.

17% (n = 12) во время самоизоляции нашли время, чтобы наконец-то привести в порядок цифровое хозяйство: почистили рабочий стол, закрыли лишние вкладки, удалили ненужные файлы. 48% наших ответивших (n = 33) и без того содержали компьютеры в чистоте.

Развлечения

31% (n = 28) успели выпить с друзьями по чату, а 69% (n = 86) или не пьют вовсе, или не пьют онлайн. Вообще 62% (n = 42) ответивших пьют и курят с такой же регулярностью, как и до карантина, но 25% (n = 17) стали пить/курить чаще.

7% (n = 8) начали играть в компьютерные игры, 24% и не бросали (n = 28), а 69% процентов (n = 81) к играм остались равнодушны.

К дейтинговым приложениям наши подписчики были и до карантина холодны — 84% (n = 72) не пользовались, а с началом карантина еще 10% (n = 9) отказались от этого развлечения.

Часть подписчиков оказалась в принципиально новых ситуациях.

Например, им пришлось справлять день рождения в самоизоляции. 49% (n = 25) ответили, что им так даже лучше — все равно справлять не любят. 20% (n = 10) считают день рождения в самоизоляции интересным опытом, а 31% (n = 16) были разочарованы, потому что «день рождения на карантине — отстой».

39% (n = 25) занялись обустройством дома: чаще всего подписчики покупали аксессуары для уюта. 61% (n = 39) оставили все, как есть. Еще к обустройству можно подойти более основательно и затеять ремонт. Так поступили 8% наших респондентов. А у 21% (n = 21) ремонт начали соседи. Теперь их будит по утрам и отвлекает на зум-созвонах звук перфоратора.

У половины ответивших на вопрос про дачу эта самая дача есть. И владельцы дач разделились поровну — на тех, кто хочет целый день делать что-то полезное, и тех, кто хотел бы просто отдохнуть.

Другая, бездачная половина, тоже разделилась поровну на два лагеря. Те, кому дача и не нужна, и те, кто теперь переживает, что ее нет.

На вопрос, где бы вообще хотелось провести карантин, 36% (n = 23) предпочли бы оказаться в другой стране, 31% (n = 20) остались бы в России, а для 33% (n = 21) страны значения не имеют. Хотя тут мы можем ошибаться — у нас точно есть подписчики не из России.

Еда

31% (n = 19) начали регулярно заказывать доставку в любимых кафе, еще 10% (n = 6) поддерживают их лайками и рублем, без заказа. 21% (n = 13) не смогли поддержать, потому что нет доставки, а 36% (n = 22) решили заказывать там, где выгоднее.

Что касается доставки, респонденты разделились на две равные группы — одни начали заказывать доставку продуктов, чтобы лишний раз не пересекаться с людьми, другие продолжили ходить в магазины.

А 61% (n = 42) ответивших попробовали приготовить хотя бы одно новое блюдо.

У 19% (n = 12) появились новые ритуалы, имитирующие привычную жизнь. Мы не спросили, что за церемонии они устраивают, но знаем про примеры домашней имитации кофейни и кинотеатра, с «вам Колумбию или Эфиопию» и рекламными паузами с трейлерами. Напишите в комментариях, если такие ритуалы есть и у вас. А если их нет, то вы как 74% (n = 46) наших ответивших.

Спорт

33% (n = 43) начали заниматься спортом, 24% (n = 31) — продолжили, 35% (n = 46) — не начали, и еще 8% (n = 10) — бросили. Не знаем, как обстояли дела до карантина, но в апреле-мае половина респондентов занимались дома спортом. Кажется, в большинстве случаев люди делают зарядку, что уже круто.

Что мы поняли?

Все вокруг говорят, что мир изменится: люди станут вести себя по-другому, ничего не останется прежним. Мы попробовали это проверить — оказалось, что глобальных перемен пока нет.

Да, на время повысилась общая тревожность, люди начали адаптироваться к ситуации: чаще заказывать еду, реже выходить из дома, меньше общаться лично.

Но во время исследования бросилось в глаза, что большинство респондентов хочет жить как раньше. Не перейти на что-то новое, а вернуться к старому. Конечно, цифровые практики вроде онлайн-заказов еды и видеочатов останутся, они получили распространение, но в целом людям уже не хватает прежнего мира. И они будут рады в него вернуться. Возможно, мы разочаруемся, но хотя бы попробуем вспомнить, как жили раньше. Просто потому, что скучаем по тем временам. А потом нырнем с головой в цифровой мир.

Правда, стоит напомнить, что мы общались с людьми, близкими к IT. И большинство из них были готовы к самоизоляции — они уже частично жили в цифровом мире: пользовались корпоративными чатами и таск-менеджерами, хранили документы в облачных сервисах, умели работать удаленно. Поэтому им переход дался проще.

Часть респондентов рассказывала и про бизнес. Основной вывод из бесед такой: кто смог перейти в онлайн, частично там и останется. Так, директор школы английского языка планирует продолжать обучать студентов по скайпу. А владелец IT-компании позволит сотрудникам не ездить в офис каждый день, если без этого можно обойтись. Увы, нам не довелось поговорить с представителями общепита, но думаем, что часть из них отказываться от доставки блюд не собирается.

Напоминаем, что все голосования мы проводили в телеграм-канале «Цифровое норм». Результаты открыты, поэтому вы можете не только проверить все данные, но и повлиять на них. Через пять дней после публикации статьи мы закроем канал.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Nadezda Kantur

Вот почему опросах в ТГ такие настоящие тексты были! Надо идти к вам на Текстовый модуль)

Дачный тренд сильно вырос: даже друзья, кто когда- то дачу продал, в этом году опять купили дачу. А уж как расцвело балконное садоводство и забота об офисных цветочках... 

Социологи (Робин Данбар, Александра Архипова) говорят, что людям для чувства радости очень важна социальная еда (=кафе и бары), поэтому от зум-вечеринок было ощущение как от елочных игрушек, которые "купил, но не радуют". Поэтому вряд ли народ будет долго продолжать заказывать коробки домой: спрос упадет, а офлайн вернется.

Правда, дальновидные кафе лавочку с доставкой не прикрывают. Например, "Общество чистых тарелок" в Питере собрало фидбек в свободной форме по емейлу про свои коробки с едой, проанализировали его и теперь, помимо готовой еды, добавляют в свои коробки на доставку блюда из серии "приготовь сам" и дают инструкцию (иногда смешную:"Можно греть,а можно и не греть"))

Мне хочется уже,чтобы вирус сдох, и кафе совсем открыли! А в апреле-мае даже съесть булочку на улице, сидя на лавочке и от людей подальше, ощущалось как социальная еда и стрессовый, но захватывающий и радостный опыт. 

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Власова

Возможно, что в этом и есть определенная ценность. Но такова структура этих процессов. И не стоит забывать про общую экономику, которая не только сильно растёт, но и растет.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кая

Огромная проделанная работа, круто!
Полезное исследование, спасибо, выборку бы только побольше и описание аудитории - было бы вообще идеально!)

Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

Спасибо вам. С выборкой да, получилось не очень густо. Сложно убедить незнакомых людей подписаться на свежий канал. 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Романовский

Совершенно верно. Но для этого надо иметь большой опыт работы с людьми. Это не значит, что нужно уметь их делать.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослава Мелько

На своем опыте могу сказать даже если переводить весь офис на удаленку не имея серверов, то все равно один сотрудник должен быть в офисе для поддержания удаленки для оставшихся на дому. ну или тратить деньги на сервера и лицензии на удаленные рабочие места программного обеспечения. хотя в ситуации с короновирусом объемы работы упали и на обеспечение уд. офиса много сил не нужно

Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

Мы вроде с таким не столкнулись. Все рабочие инструменты и так работают в облаке: Slack, Miro, Airtable, Figma, Google Docs и т.д. 

Ответить
Развернуть ветку
Ярослава Мелько

а Ваше мнение о кампаниях, кто малоподвижен в плане работы из за программ 1С или сертифицированных кампаниях по ФЗ 152 выпуск электронных подписей. просто есть такая проблема,что они почти все должны работать в офлайн режиме, так как документы заверяются в присутствии владельцев бизнеса. а сам сертификат выпускается на лицензированном пк, который по закону работает на выделенном ip. и если будет проверка, и будет выявлены нарушения по выпуску такую кампанию могут оштрафовать на большую сумму или вовсе лишить лицензии.
 а второй вопрос правительство отправило всех на карантин, а как быть организациям работающим по ФЗ 54-это кассы и их фискализация, которую внедрил Мишустин и благодаря чему получил свой новый статус в правительстве. такие организации и их клиенты с кассами тоже должны взаимодействовать во время карантина, даже пусть и на удаленке, но без встреч и передачи оборудования ни куда.

Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

Увы, мы в этом не разбираемся. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда