Mechazilla
Краш-тест

Что писать в начале статьи?

21 способ написать вступление плюс примеры

Что писать в начале статьи?

Лид (от английского слова «lead» – «вести», «приводить») или вступление — вторая по важности часть текста. Заголовком выхватываем читателя из общей ленты, останавливаем, цепляем внимание (вспоминаем формулу AIDA —заголовок цепляет взгляд — Attention). А вступлением продолжаем захват внимания, врубаем интерес и подготавливаем к основной части (лидом заинтересовываем — Interest). Отвечаем на вопрос: «Зачем читать пост/статью?». Ответить на этот вопрос можно: информационно, креативно, провокационно и ещё много как.

Хорошая вступительная часть в идеале одновременно:

  • привлекает внимание аудитории;
  • «формирует» тон и настроение текста;
  • сообщает читателю, о чём статья (тема и ключевые моменты)

Это как бы мостик между названием и основной частью. И лучше чтобы мостик был без трещин, дырок, обрывов. Прочный и немного скользкий. Чтобы читатель скользил от заголовка к введению, и уже от него, хорошенечко оттолкнувшись, нырял в содержание.

Итак, как же создать энтот прочный мостик и что делать, если не знаешь с чего начать…

Предлагаю 21 вариант «вступительной части»:

  • Суть, прописанная тезисно

Кратко излагаем, что хотим рассказать, о чём пост — главная мысль, основные моменты. Тезисно. Сжато. Бегло.

Формулируем, так сказать, «презентацию главных идей», которые необходимо передать.

Пример:

«В этой статье мы расскажем, что ждёт индустрию моды в 2023 году. Ответим на вопрос — сможет ли Китай заменить европейские масс-маркеты. Какой цвет выбран цветом весны 2023 года. А также какую одежду стоит отдать бабушке, а какую наоборот забрать себе»

  • Суть, прописанная через цель

Дайте читателю понять, почему он должен продолжать чтение, что именно получит в итоге, почему ему стоит прочитать этот пост до конца.

Так и прописываем в начале статьи слово «цель» и затем излагаем её.

Пример:

«Цель статьи — объяснить молодым фрилансерам, что в социальных сетях можно и нужно зарабатывать. Поделюсь информацией о том, где, сколько и как. Рассекречу злачные места. Дам рабочие советы»

  • Проблема

Начните пост с обозначения проблемы или неприятной ситуации. Заход через негатив используют известные копирайтеры и маркетологи. Проблемы вызывают интерес и побуждают искать решения.

Но лучше не просто обозначить проблему, но и показать, что у вас есть решение.

Пример:

«Вы никогда не задумывались о том, как защитить свою онлайн-приватность? Узнайте о пяти методах борьбы с нежелательным доступом к вашим данным»

  • Вопрос

Это одна из самых эффективных техник «зацепления» — привлекаем внимание и выводим на дискуссию. Начните пост, поставив перед аудиторией вопрос, на который безумно хочется ответить. Хочется высказать мнение. Излить душу. Поделиться опытом. Возможно поспорить.

Задавайте вопросы, которые заинтересуют читателей и заставят задуматься, высказаться.

• Можно взять в работу популярный приём — задать три вопроса подряд (например, устали от экспертных статей? надоели советы? хочется почитать что-то развлекательное? тогда….)

• Либо задать лишь один вопрос и связать этим вопросом заголовок и основную часть (например, связующий вопрос — согласились бы, а вы как думаете, что считаете)

• Или же формат вопрос/ответ, где автор задает 2-3 вопроса и сам сразу на них отвечает (можно ли продвигаться в соцсетях самостоятельно? да! можно ли делать это бесплатно? да! а быстро получится? эх, чего захотел…)

• И самый сложный приём (некопирайтерам лучше не увлекаться) — серия вопросов (больше 3 и до бесконечности… шутка!). Весь первый абзац засыпаем вопросами

Пример провокационного вопроса:

«Как вы относитесь к новому закону, который гласит, что теперь запрещается курить в общественных местах, заведениях общепита и даже на уличных балконах в многоквартирных домах?»

  • Цитата

Цитата привлекает внимание аудитории и пробуждает базовые эмоции. А ещё это отсылка к авторитету. Плюс вы показываете, какой у вас широкий кругозор и что вы знакомы с чужой мудростью.

Можно использовать известное высказывание, которое соответствует тематике поста или что-то неожиданное. Цитату из фильма, книги, песни, речи политика или актера. Высказывания известных и неизвестных людей. Выражения вашей ЦА, клиентов, партнёров.

Пример:

Цитату «Время — самый ценный ресурс, который у нас есть» (автор Ник Вуйчич) можно использовать во вступительной части статьи про тайм-менеджмент (дать советы или поделиться рабочими методиками).

  • Анекдот

Анекдот привлекает внимание и придает статье лёгкость, игривость. Мозг воспринимает его как сигнал — ага, нас ждёт что-то интересное. Но будьте аккуратными — неправильно подобранный или неуместный анекдот способен навредить — вызвать не позитивные, а негативные эмоции. И эмоции эти будут направлены против автора.

Если используете анекдот во вступлении, то подбирайте его по теме поста. А не просто ради привлечения внимания и галочки. Анекдот должен быть связан с тем, о чём пойдет речь в основном тексте. При этом он не должен содержать оскорбительных или неуместных шуток. Не стоит шутить про ЦА, клиентов, партнеров. И не забывайте, что анекдот должен быть коротким и понятным, чтобы не отвлекать читателя от основного содержания.

Пример:

«-Милый, скажи мне на ночь то, что я хочу услышать.

- Приятного аппетита. И мне тоже положи»

Эта шутка вшита в начало поста, в котором рассказывается о семейной традиции. Муж и жена любят кушать по ночам.

  • Диалог

Диалог — живой и динамичный приём. Придаёт тексту скорости. Врубает эффект присутствия — словно находитесь в эпицентре событий. А ещё он позволяет создать интригу и может заинтересовать читателей, подталкивая к продолжению чтения.

Используйте любой вид диалога — неформальный, смешной или даже серьезный. Любой. Но всегда отталкиваетесь от темы поста и вашей ЦА. Плюс не занимайте слишком много места. Не сочиняйте длинных диалогов. Коротко, лаконично и понятно.

Пример:

«Она: Привет, ты уже слышал про клеточное производство мяса?

Он: Нет, что это такое?

Она: Это процесс создания мяса без убийства животных. Концепция звучит так, словно вырвана из текста фантастической книги. Но это становится реальностью с помощью технологии, называемой - "клеточный мясной продукт".

Он: Ого, это звучит интересно. Расскажи подробнее, прошу»

  • Сегментация ЦА

Сразу обозначаем для кого написан материал, для какой «прослойки» или группы людей, кому будет интересен. Обращаемся к конкретной аудитории. Рисуем максимально чёткое обращение, образ.

И! Ещё можно усилить приём, и схитрить. Обратиться так, чтоб захотелось прочитать не только той группе, которую выделили, но и всем другим прочим, нецелевым и простомимопроходящим. Одновременно, рисуем образ читателя и создаем интригу.

Интригу создаем при помощи эмоциональных слов-помощников (предостережение, предупреждение, торможение): проходите мимо; только не читайте; это не для вас; острожно; прошу, не надо; умоляю, пролистайте материал; информация только для; исключительно для; кроме…

Пример:

«Эта статья написана исключительно для работающих мам, сидящих в декрете. Сфера деятельности — любая. Возраст от 18 и до бесконечности. Просто мамам, незамужним, бездетным, и тем более папам и бабушкам ни в коем случае не читать! Все, кроме работающих мам — проходите мимо! Прошу вас!!!»

  • Провокация

Провокация — сложный и неоднозначный приёмчик, который заключается в намеренном вызове эмоций у человека с целью достижения реакции. Схема — «раздражитель», эмоция, реакция (действие / иногда бездействие).

Начинаем статью с горяченького, остренького. С «заряженного» факта или мнения, идушего вразрез. Даём 2 или 3 противоречивые вводные. Ставим перед сложным выбором. Поднимаем извечные, актуальные и до сих пор нерешенные или частично решенные проблемы. Вшиваем особые слова — просторечия, диалект, сленг. Как вариант, подключаем юмор, но не простой, а чёрный.

«Выводим» на эмоции. Причём, неважно какие — позитивные или негативные. Заряжаем. Подцепляем. Триггерим. Провоцируем на общение. Цель — получить реакцию. Эмоциональную реакцию. Вступление «выступает» раздражителем.

Важно! Провокация может сработать в обратку — никто не захочет читать материал, так как начало вызывает отторжение, отвращение и всякое такое. А также вызвать лавину реакций, бурное общение. Но весь этот движ будет со знаком «чёрный минус». На вас польются помои.

Поэтому, если используете провокацию, поднимаете заряжённые и острые темы, подавайте их правильно. Не просто выводите на эмоции, но и делитесь мнением — аргументировано, с доказательствами. Поставьте цель — не просто вывести на эмоции, но и обратить внимание общества на актуальную проблему, информировать о чём-то новом и полезным взамен старого и нерабочего, донести важную и жизненнонеобходимую информацию.

Пример:

Недавно в ЛС прилетело следующее:«Ваши фото слишком сексуальны. Это специально? Так лучше дойдёт текст? Или привлечь внимание к тексту?»

  • Статистика

Ссылаясь на статистику, подкрепляете свои утверждения и доказываете экспертность. Статистика и факты обладают большой силой убеждения, поэтому не стесняйтесь использовать в текстах.

Представьте статистические данные, связанные с темой публикации. Одновременно, привлекаете внимание к определённым проблемам и подтверждаете вашу точку зрения.

Пример:

«Более 80% населения использует социальные сети. Прочитайте, как эффективно использовать их для вашего бизнеса»

  • Факт

Обнародуйте неожиданный и/или интересный, но достоверный факт, связанный с темой поста.

Люди любят читать тексты с фактами, потому что они помогают убедиться в правдивости и объективности информации.

Пример:

«Как выпускник программы MBA, я знаю, что нужно, чтобы развить успешный бизнес»

  • Список

Как вариант, можно обойтись вообще без классического введения. Просто обозначить начало списка общим «собирательным и указательным» предложением — что это за список, какая информация содержится, что полезного ожидает. И перечислить пункты, которые хотим изложить. Получим статью с чёткой структурой и без всего лишнего.

Но не стоит слово в слово дублировать заголовок. Заголовок — идея, ключевые моменты и «общий» смысл. Подзаголовок и он же замена введения — расширить и дополнить то, что было сказано в названии.

Пример:

«10 способов снизить стресс и улучшить настроение в любой ситуации» — заголовок«Расскречу авторские способы борьбы со стрессом и поделюсь, как быстро успокоиться и восстановить внутренний покой…»— подзаголовок и замена вступительной части

  • Действие

Начинаем материал с просьбы — просим выполнить действие. Любое. Просим читателя сделать что-то конкретное. Например, задать вопрос в комментариях, поделиться мнением или начать читать новую книгу. Приёмчик помогает вовлечь читателя в контент.

Между прочим, способ очень любят блогеры и эксперты, продвигающиеся в Розовой сети.

Пример:

«Сегодня подниму сложную и важную тему. И прежде чем начать пост и поделиться мнением по поводу того-то. Хочу попросить вас об одолжении. Мне важно узнать ваше мнение. Напишите, пожалуйста, в комментариях, как вы относитесь к тому-то»

  • Бонус

Зайдите сразу с козырей. Обозначьте, что предлагаете своей аудитории какой-то бонус. Например, бесплатный материал, полезный гайд либо чек-лист, скидку на товары или услуги.

Этот вариант также горячо любим жителями Розовой сети. И часто эксплуатируется. Его встраивают как в начало, так и в середину, и конец материала.

Пример:

«Получите бесплатный подробный гайд, который поможет стать блогером с сильным личным брендом»

  • Сравнение

Сравнение привлекает внимание и помогает в восприятии материала. Сложное или непонятное объясняем при помощи простого и понятного. Можно показать контрасты, уточнить определения, исследовать противоречия и повысить интерес к теме.

Но помним, что сравнения должны быть релевантными теме поста и понятным читателю. Постарайтесь использовать лаконичные формулировки, который хорошо иллюстрируют тему, но не растягиваются на треть статьи.

Пример:

«Фотограф как скульптор, который создает произведения искусства из света, цвета и формы. Каждый кадр как трехмерный скульптурный образ, который заставляет зрителя остановиться и задуматься»

  • Загадка

Вшейте во вступление загадку. Опишите загадочную ситуацию, которая требует разгадки. Задайте загадочный вопрос. Вызываем интерес и пробуждаем любопытство.

Естественно, загадка должна переплетаться с темой статьи.

Пример:

«Что принадлежит вам, но пользуются им в основном другие?»

  • Интрига

Интрига создает напряжение и заставляет читателя задуматься, что произойдет дальше. И ему так хочется это узнать. Ведь мы задействуем базовые эмоции — любопытство, волнение, подозрение, удивление, страх…

Секреты, опасности, тайны, недосказанность стимулируют на прочтение всей статьи.

Пример:

«Каждый день она ходила в парк и смотрела на парня, который сидел на скамейке. Она не знала его, но её интересовала история этого человека. Однажды, когда она решила подойти к нему, обнаружила на скамейке записку: "Если ты читаешь это, то знай, что я ушел, но я обязательно вернусь". Эта записка заставила её задуматься, и она начала искать ответы на свои вопросы. Кто этот парень? Куда он ушел? И когда он вернется?»

  • Парадокс

Начните статью с парадокса или неожиданной ситуации. Парадокс — это когда две противоположности сочетаются в одном предложении или тексте, и получается что-то невозможное или неожиданное.

Вызываем любопытство и заставляем читателя задуматься и прочитать материал.

Пример:

«Я говорю правду только когда лгу»это противоречивое утверждение вызывает у читателя интерес и заставляет задуматься, как такое может быть

  • Открытие

Начните пост с открытия или откровения, которое связано с темой поста.

Использование личных историй сближает автора с аудиторией.

Пример:

«Я не думал, что в социальных сетях можно найти клиентов, готовых купить дорогостоящую продукцию. Но после того, как начал продвигаться в TenChat, все изменилось. Уже 3 закрытые сделки. Мой бизнес процветает»

  • Ретроспектива

Вшейте в начало материала описание какого-нибудь события, которое произошло с вами в прошлом. Поделитесь воспоминаниями. Свяжите с темой поста. Но не нужно рассказывать историю про то, как переболели ангиной. А потом писать о способах борьбы со стрессом.

Опять же тут идёт работа с эмоциями. Формируем доверие и эмоциональную связь.

Пример:

«Когда я пошла на первое собеседование, прямо перед встречей с нанимателем потеряла резюме. Тогда я ощутила настоящий страх. Сейчас расскажу, как выпуталась из этой истории, какие действия предприняла и что из этого вышло»

  • История

Выносим в начало — микроисторию или часть истории. Но помним, сторителлинг должен быть связан с темой поста.

Истории увлекают, вызывают дикий интерес и любопытство. Тут и интрига, и желание получить чужой опыт. Мы одновременно устанавливаем эмоциональную связь и показываем свой путь, развитие, перемены. Делимся опытом, чтоб другие не совершали наших ошибок.

Можно поделиться повседневной или совсем неожиданной историей, личной или из жизни других людей (обычных и выдающихся).

Пример:

«Я всегда мечтал стать врачом, но одна встреча изменила мою жизнь навсегда...»

Если пишите в форме сторителлинга, историю можно начать

— не только с завязки

— но и с конца (вынести в начало развязку)

— с кульминации

— с любого значимого «горяченького» момента

Полезные советы:

  1. Не затягивайте вступительную часть. Вмещайтесь в пару предложений. Или хотя бы в парочку коротких абзацев. Помним, меньше воды (общих фраз, известных фактов, пустых слов), больше сути (конкретика, детали, тезисы, ключевые моменты)
  2. Создавайте формулировки с эмоциями. Выберите базовые эмоции, которые хотите вызвать у читателя, и подчеркните их во вступительной части. Используйте яркие и необычные сравнения, метафоры, интересные факты
  3. Самое главное — не стоит отходить от основной темы. Помним про правило сильного текста — 1 текст равно 1 тема
44
9 комментариев

Отлично! Замечаю у многих проблему "с чего начать?"
Подробно и информативно все рассказали. Достаточно полезно.

1

Владимир, благодарю!

Интересно, человек обучает как создать аудиторию, при своей же нулевой аудитории кекв. "Алкаш учит, как бросить пить"

Белый гость, благодарю за ваш комментарий!
Конечно всё но нулям. Ибо я вчера только зарегистрировалась здесь. Все ещё впереди!

Показатели и аудиторию с неба не сыпется. У меня. Если так у вас, рада 🔥👍

И если что, статья про то, как начать писать, с чего начать? Полезные приемы с примерами. Где вы нашли — про привлечение аудитории )))

Одобрено редактором: 7 этапов создания статьи + 1 секретный

Я журналист, редактор и пишу всю жизнь. Собрала весь свой опыт в этой статье, чтобы помочь любому человеку написать классную статью для публикации в СМИ или блоге. Пошаговое руководство с примерами.

Одобрено редактором: 7 этапов создания статьи + 1 секретный
22
реклама
разместить
Как написать статью, которую дочитают до конца. Подробная и понятная структура

Ты пишешь статью. Вкладываешь в неё время, душу, последние нервные клетки. Жмёшь «Опубликовать». И… тишина.

Как написать статью, которую дочитают до конца. Подробная и понятная структура
Промокоды Яндекс Маркет на первый и повторный заказы на Март 2025! ТОП 28+49 акций, купонов на скидку до 53.6% и от market.yandex.ru!

Хотите делать покупки на Яндекс.Маркете с ещё более внушительными скидками, доходящими до 53.5%? В этой расширенной инструкции вы найдёте советы и лайфхаки по тому, как грамотно применять промокоды Яндекс Маркет, чтобы значительно сократить расходы практически во всех товарных категориях. Ниже вы увидите подробный разбор каждой важной темы и абзаца…

Как вести классный блог с рассказами в Дзене

В этом блоге нет ни одного текста, написанного при помощи ИИ. Да-да, сейчас это, возможно, кого-то и удивит уже, но все тексты я пишу сама. Конечно, мне это делать в разы проще, чем кому-то другому, потому что по образованию я журналист, пишу много лет. Но тем не менее, на это уходит масса времени, и не могу сказать, что блог приносит мне какие-то…

11
Как написать заголовок, который привлечет больше кликов
Как написать заголовок, который привлечет больше кликов
11
Гайд по заключениям к статьям: зачем, когда и как писать. С примерами из реальных статей

Часто у статей в интернете в конце вы найдете раздел «Заключение», «Основные мысли», «Коротко о главном». Расскажу, когда на мой взгляд они избыточны, когда критически нужны, и как писать их так, чтобы они были не просто заглушкой, а чем-то полезным.

22
Эти действия приведут тебя к последствиям если начнешь создавать telegram канал 🫵

В каждой нише нише есть подводные камни — и их нужно предугадывать, если вы начнете влезать в telegram каналы, то это статья для тебя! Читай далее……

44
[Часть 2] Как написать продающий текст, за который не стыдно.
[Часть 2] Как написать продающий текст, за который не стыдно.
22
10 Умных Хаков для Быстрого и Легкого Создания Контента: Прокачай Свой Личный Бренд!

Всем привет, Я – Настя, контент-креатор, филолог и мама. Пишу продающие посты, статьи, сценарии рилс для экспертов, предпринимателей и блогеров.

реклама
разместить
Как написать сильные заголовки на сайте, чтобы его не закрыли через 5 секунд
Как написать сильные заголовки на сайте, чтобы его не закрыли через 5 секунд
Начинай с начала! Вот как вы можете хорошо начать свой текст

Как начать новый тест? Как автор, вы наверняка сталкивались с этим вопросом. Многие копирайтеры теряют дар внутренней речи, когда сталкиваются с чистым листом бумаги.

22
Секреты написания захватывающих внимание крючков в текстах в 2025 году

У вас есть отличный контент. Исследования основательные, советы действенные, все логично. Но привлекает ли ваш текст всеобщее внимание, как капризный малыш в аэропорту? Вероятно, нет.

[]