Что писать в начале статьи?
21 способ написать вступление плюс примеры
Лид (от английского слова «lead» – «вести», «приводить») или вступление — вторая по важности часть текста. Заголовком выхватываем читателя из общей ленты, останавливаем, цепляем внимание (вспоминаем формулу AIDA —заголовок цепляет взгляд — Attention). А вступлением продолжаем захват внимания, врубаем интерес и подготавливаем к основной части (лидом заинтересовываем — Interest). Отвечаем на вопрос: «Зачем читать пост/статью?». Ответить на этот вопрос можно: информационно, креативно, провокационно и ещё много как.
Хорошая вступительная часть в идеале одновременно:
- привлекает внимание аудитории;
- «формирует» тон и настроение текста;
- сообщает читателю, о чём статья (тема и ключевые моменты)
Это как бы мостик между названием и основной частью. И лучше чтобы мостик был без трещин, дырок, обрывов. Прочный и немного скользкий. Чтобы читатель скользил от заголовка к введению, и уже от него, хорошенечко оттолкнувшись, нырял в содержание.
Итак, как же создать энтот прочный мостик и что делать, если не знаешь с чего начать…
Предлагаю 21 вариант «вступительной части»:
- Суть, прописанная тезисно
Кратко излагаем, что хотим рассказать, о чём пост — главная мысль, основные моменты. Тезисно. Сжато. Бегло.
Формулируем, так сказать, «презентацию главных идей», которые необходимо передать.
Пример:
«В этой статье мы расскажем, что ждёт индустрию моды в 2023 году. Ответим на вопрос — сможет ли Китай заменить европейские масс-маркеты. Какой цвет выбран цветом весны 2023 года. А также какую одежду стоит отдать бабушке, а какую наоборот забрать себе»
- Суть, прописанная через цель
Дайте читателю понять, почему он должен продолжать чтение, что именно получит в итоге, почему ему стоит прочитать этот пост до конца.
Так и прописываем в начале статьи слово «цель» и затем излагаем её.
Пример:
«Цель статьи — объяснить молодым фрилансерам, что в социальных сетях можно и нужно зарабатывать. Поделюсь информацией о том, где, сколько и как. Рассекречу злачные места. Дам рабочие советы»
- Проблема
Начните пост с обозначения проблемы или неприятной ситуации. Заход через негатив используют известные копирайтеры и маркетологи. Проблемы вызывают интерес и побуждают искать решения.
Но лучше не просто обозначить проблему, но и показать, что у вас есть решение.
Пример:
«Вы никогда не задумывались о том, как защитить свою онлайн-приватность? Узнайте о пяти методах борьбы с нежелательным доступом к вашим данным»
- Вопрос
Это одна из самых эффективных техник «зацепления» — привлекаем внимание и выводим на дискуссию. Начните пост, поставив перед аудиторией вопрос, на который безумно хочется ответить. Хочется высказать мнение. Излить душу. Поделиться опытом. Возможно поспорить.
Задавайте вопросы, которые заинтересуют читателей и заставят задуматься, высказаться.
• Можно взять в работу популярный приём — задать три вопроса подряд (например, устали от экспертных статей? надоели советы? хочется почитать что-то развлекательное? тогда….)
• Либо задать лишь один вопрос и связать этим вопросом заголовок и основную часть (например, связующий вопрос — согласились бы, а вы как думаете, что считаете)
• Или же формат вопрос/ответ, где автор задает 2-3 вопроса и сам сразу на них отвечает (можно ли продвигаться в соцсетях самостоятельно? да! можно ли делать это бесплатно? да! а быстро получится? эх, чего захотел…)
• И самый сложный приём (некопирайтерам лучше не увлекаться) — серия вопросов (больше 3 и до бесконечности… шутка!). Весь первый абзац засыпаем вопросами
Пример провокационного вопроса:
«Как вы относитесь к новому закону, который гласит, что теперь запрещается курить в общественных местах, заведениях общепита и даже на уличных балконах в многоквартирных домах?»
- Цитата
Цитата привлекает внимание аудитории и пробуждает базовые эмоции. А ещё это отсылка к авторитету. Плюс вы показываете, какой у вас широкий кругозор и что вы знакомы с чужой мудростью.
Можно использовать известное высказывание, которое соответствует тематике поста или что-то неожиданное. Цитату из фильма, книги, песни, речи политика или актера. Высказывания известных и неизвестных людей. Выражения вашей ЦА, клиентов, партнёров.
Пример:
Цитату «Время — самый ценный ресурс, который у нас есть» (автор Ник Вуйчич) можно использовать во вступительной части статьи про тайм-менеджмент (дать советы или поделиться рабочими методиками).
- Анекдот
Анекдот привлекает внимание и придает статье лёгкость, игривость. Мозг воспринимает его как сигнал — ага, нас ждёт что-то интересное. Но будьте аккуратными — неправильно подобранный или неуместный анекдот способен навредить — вызвать не позитивные, а негативные эмоции. И эмоции эти будут направлены против автора.
Если используете анекдот во вступлении, то подбирайте его по теме поста. А не просто ради привлечения внимания и галочки. Анекдот должен быть связан с тем, о чём пойдет речь в основном тексте. При этом он не должен содержать оскорбительных или неуместных шуток. Не стоит шутить про ЦА, клиентов, партнеров. И не забывайте, что анекдот должен быть коротким и понятным, чтобы не отвлекать читателя от основного содержания.
Пример:
«-Милый, скажи мне на ночь то, что я хочу услышать.
- Приятного аппетита. И мне тоже положи»
Эта шутка вшита в начало поста, в котором рассказывается о семейной традиции. Муж и жена любят кушать по ночам.
- Диалог
Диалог — живой и динамичный приём. Придаёт тексту скорости. Врубает эффект присутствия — словно находитесь в эпицентре событий. А ещё он позволяет создать интригу и может заинтересовать читателей, подталкивая к продолжению чтения.
Используйте любой вид диалога — неформальный, смешной или даже серьезный. Любой. Но всегда отталкиваетесь от темы поста и вашей ЦА. Плюс не занимайте слишком много места. Не сочиняйте длинных диалогов. Коротко, лаконично и понятно.
Пример:
«Она: Привет, ты уже слышал про клеточное производство мяса?
Он: Нет, что это такое?
Она: Это процесс создания мяса без убийства животных. Концепция звучит так, словно вырвана из текста фантастической книги. Но это становится реальностью с помощью технологии, называемой - "клеточный мясной продукт".
Он: Ого, это звучит интересно. Расскажи подробнее, прошу»
- Сегментация ЦА
Сразу обозначаем для кого написан материал, для какой «прослойки» или группы людей, кому будет интересен. Обращаемся к конкретной аудитории. Рисуем максимально чёткое обращение, образ.
И! Ещё можно усилить приём, и схитрить. Обратиться так, чтоб захотелось прочитать не только той группе, которую выделили, но и всем другим прочим, нецелевым и простомимопроходящим. Одновременно, рисуем образ читателя и создаем интригу.
Интригу создаем при помощи эмоциональных слов-помощников (предостережение, предупреждение, торможение): проходите мимо; только не читайте; это не для вас; острожно; прошу, не надо; умоляю, пролистайте материал; информация только для; исключительно для; кроме…
Пример:
«Эта статья написана исключительно для работающих мам, сидящих в декрете. Сфера деятельности — любая. Возраст от 18 и до бесконечности. Просто мамам, незамужним, бездетным, и тем более папам и бабушкам ни в коем случае не читать! Все, кроме работающих мам — проходите мимо! Прошу вас!!!»
- Провокация
Провокация — сложный и неоднозначный приёмчик, который заключается в намеренном вызове эмоций у человека с целью достижения реакции. Схема — «раздражитель», эмоция, реакция (действие / иногда бездействие).
Начинаем статью с горяченького, остренького. С «заряженного» факта или мнения, идушего вразрез. Даём 2 или 3 противоречивые вводные. Ставим перед сложным выбором. Поднимаем извечные, актуальные и до сих пор нерешенные или частично решенные проблемы. Вшиваем особые слова — просторечия, диалект, сленг. Как вариант, подключаем юмор, но не простой, а чёрный.
«Выводим» на эмоции. Причём, неважно какие — позитивные или негативные. Заряжаем. Подцепляем. Триггерим. Провоцируем на общение. Цель — получить реакцию. Эмоциональную реакцию. Вступление «выступает» раздражителем.
Важно! Провокация может сработать в обратку — никто не захочет читать материал, так как начало вызывает отторжение, отвращение и всякое такое. А также вызвать лавину реакций, бурное общение. Но весь этот движ будет со знаком «чёрный минус». На вас польются помои.
Поэтому, если используете провокацию, поднимаете заряжённые и острые темы, подавайте их правильно. Не просто выводите на эмоции, но и делитесь мнением — аргументировано, с доказательствами. Поставьте цель — не просто вывести на эмоции, но и обратить внимание общества на актуальную проблему, информировать о чём-то новом и полезным взамен старого и нерабочего, донести важную и жизненнонеобходимую информацию.
Пример:
Недавно в ЛС прилетело следующее:«Ваши фото слишком сексуальны. Это специально? Так лучше дойдёт текст? Или привлечь внимание к тексту?»
- Статистика
Ссылаясь на статистику, подкрепляете свои утверждения и доказываете экспертность. Статистика и факты обладают большой силой убеждения, поэтому не стесняйтесь использовать в текстах.
Представьте статистические данные, связанные с темой публикации. Одновременно, привлекаете внимание к определённым проблемам и подтверждаете вашу точку зрения.
Пример:
«Более 80% населения использует социальные сети. Прочитайте, как эффективно использовать их для вашего бизнеса»
- Факт
Обнародуйте неожиданный и/или интересный, но достоверный факт, связанный с темой поста.
Люди любят читать тексты с фактами, потому что они помогают убедиться в правдивости и объективности информации.
Пример:
«Как выпускник программы MBA, я знаю, что нужно, чтобы развить успешный бизнес»
- Список
Как вариант, можно обойтись вообще без классического введения. Просто обозначить начало списка общим «собирательным и указательным» предложением — что это за список, какая информация содержится, что полезного ожидает. И перечислить пункты, которые хотим изложить. Получим статью с чёткой структурой и без всего лишнего.
Но не стоит слово в слово дублировать заголовок. Заголовок — идея, ключевые моменты и «общий» смысл. Подзаголовок и он же замена введения — расширить и дополнить то, что было сказано в названии.
Пример:
«10 способов снизить стресс и улучшить настроение в любой ситуации» — заголовок«Расскречу авторские способы борьбы со стрессом и поделюсь, как быстро успокоиться и восстановить внутренний покой…»— подзаголовок и замена вступительной части
- Действие
Начинаем материал с просьбы — просим выполнить действие. Любое. Просим читателя сделать что-то конкретное. Например, задать вопрос в комментариях, поделиться мнением или начать читать новую книгу. Приёмчик помогает вовлечь читателя в контент.
Между прочим, способ очень любят блогеры и эксперты, продвигающиеся в Розовой сети.
Пример:
«Сегодня подниму сложную и важную тему. И прежде чем начать пост и поделиться мнением по поводу того-то. Хочу попросить вас об одолжении. Мне важно узнать ваше мнение. Напишите, пожалуйста, в комментариях, как вы относитесь к тому-то»
- Бонус
Зайдите сразу с козырей. Обозначьте, что предлагаете своей аудитории какой-то бонус. Например, бесплатный материал, полезный гайд либо чек-лист, скидку на товары или услуги.
Этот вариант также горячо любим жителями Розовой сети. И часто эксплуатируется. Его встраивают как в начало, так и в середину, и конец материала.
Пример:
«Получите бесплатный подробный гайд, который поможет стать блогером с сильным личным брендом»
- Сравнение
Сравнение привлекает внимание и помогает в восприятии материала. Сложное или непонятное объясняем при помощи простого и понятного. Можно показать контрасты, уточнить определения, исследовать противоречия и повысить интерес к теме.
Но помним, что сравнения должны быть релевантными теме поста и понятным читателю. Постарайтесь использовать лаконичные формулировки, который хорошо иллюстрируют тему, но не растягиваются на треть статьи.
Пример:
«Фотограф как скульптор, который создает произведения искусства из света, цвета и формы. Каждый кадр как трехмерный скульптурный образ, который заставляет зрителя остановиться и задуматься»
- Загадка
Вшейте во вступление загадку. Опишите загадочную ситуацию, которая требует разгадки. Задайте загадочный вопрос. Вызываем интерес и пробуждаем любопытство.
Естественно, загадка должна переплетаться с темой статьи.
Пример:
«Что принадлежит вам, но пользуются им в основном другие?»
- Интрига
Интрига создает напряжение и заставляет читателя задуматься, что произойдет дальше. И ему так хочется это узнать. Ведь мы задействуем базовые эмоции — любопытство, волнение, подозрение, удивление, страх…
Секреты, опасности, тайны, недосказанность стимулируют на прочтение всей статьи.
Пример:
«Каждый день она ходила в парк и смотрела на парня, который сидел на скамейке. Она не знала его, но её интересовала история этого человека. Однажды, когда она решила подойти к нему, обнаружила на скамейке записку: "Если ты читаешь это, то знай, что я ушел, но я обязательно вернусь". Эта записка заставила её задуматься, и она начала искать ответы на свои вопросы. Кто этот парень? Куда он ушел? И когда он вернется?»
- Парадокс
Начните статью с парадокса или неожиданной ситуации. Парадокс — это когда две противоположности сочетаются в одном предложении или тексте, и получается что-то невозможное или неожиданное.
Вызываем любопытство и заставляем читателя задуматься и прочитать материал.
Пример:
«Я говорю правду только когда лгу»это противоречивое утверждение вызывает у читателя интерес и заставляет задуматься, как такое может быть
- Открытие
Начните пост с открытия или откровения, которое связано с темой поста.
Использование личных историй сближает автора с аудиторией.
Пример:
«Я не думал, что в социальных сетях можно найти клиентов, готовых купить дорогостоящую продукцию. Но после того, как начал продвигаться в TenChat, все изменилось. Уже 3 закрытые сделки. Мой бизнес процветает»
- Ретроспектива
Вшейте в начало материала описание какого-нибудь события, которое произошло с вами в прошлом. Поделитесь воспоминаниями. Свяжите с темой поста. Но не нужно рассказывать историю про то, как переболели ангиной. А потом писать о способах борьбы со стрессом.
Опять же тут идёт работа с эмоциями. Формируем доверие и эмоциональную связь.
Пример:
«Когда я пошла на первое собеседование, прямо перед встречей с нанимателем потеряла резюме. Тогда я ощутила настоящий страх. Сейчас расскажу, как выпуталась из этой истории, какие действия предприняла и что из этого вышло»
- История
Выносим в начало — микроисторию или часть истории. Но помним, сторителлинг должен быть связан с темой поста.
Истории увлекают, вызывают дикий интерес и любопытство. Тут и интрига, и желание получить чужой опыт. Мы одновременно устанавливаем эмоциональную связь и показываем свой путь, развитие, перемены. Делимся опытом, чтоб другие не совершали наших ошибок.
Можно поделиться повседневной или совсем неожиданной историей, личной или из жизни других людей (обычных и выдающихся).
Пример:
«Я всегда мечтал стать врачом, но одна встреча изменила мою жизнь навсегда...»
Если пишите в форме сторителлинга, историю можно начать
— не только с завязки
— но и с конца (вынести в начало развязку)
— с кульминации
— с любого значимого «горяченького» момента
Полезные советы:
- Не затягивайте вступительную часть. Вмещайтесь в пару предложений. Или хотя бы в парочку коротких абзацев. Помним, меньше воды (общих фраз, известных фактов, пустых слов), больше сути (конкретика, детали, тезисы, ключевые моменты)
- Создавайте формулировки с эмоциями. Выберите базовые эмоции, которые хотите вызвать у читателя, и подчеркните их во вступительной части. Используйте яркие и необычные сравнения, метафоры, интересные факты
- Самое главное — не стоит отходить от основной темы. Помним про правило сильного текста — 1 текст равно 1 тема
Я журналист, редактор и пишу всю жизнь. Собрала весь свой опыт в этой статье, чтобы помочь любому человеку написать классную статью для публикации в СМИ или блоге. Пошаговое руководство с примерами.
Ты пишешь статью. Вкладываешь в неё время, душу, последние нервные клетки. Жмёшь «Опубликовать». И… тишина.
Хотите делать покупки на Яндекс.Маркете с ещё более внушительными скидками, доходящими до 53.5%? В этой расширенной инструкции вы найдёте советы и лайфхаки по тому, как грамотно применять промокоды Яндекс Маркет, чтобы значительно сократить расходы практически во всех товарных категориях. Ниже вы увидите подробный разбор каждой важной темы и абзаца…
В этом блоге нет ни одного текста, написанного при помощи ИИ. Да-да, сейчас это, возможно, кого-то и удивит уже, но все тексты я пишу сама. Конечно, мне это делать в разы проще, чем кому-то другому, потому что по образованию я журналист, пишу много лет. Но тем не менее, на это уходит масса времени, и не могу сказать, что блог приносит мне какие-то…
Часто у статей в интернете в конце вы найдете раздел «Заключение», «Основные мысли», «Коротко о главном». Расскажу, когда на мой взгляд они избыточны, когда критически нужны, и как писать их так, чтобы они были не просто заглушкой, а чем-то полезным.
В каждой нише нише есть подводные камни — и их нужно предугадывать, если вы начнете влезать в telegram каналы, то это статья для тебя! Читай далее……
Всем привет, Я – Настя, контент-креатор, филолог и мама. Пишу продающие посты, статьи, сценарии рилс для экспертов, предпринимателей и блогеров.
Как начать новый тест? Как автор, вы наверняка сталкивались с этим вопросом. Многие копирайтеры теряют дар внутренней речи, когда сталкиваются с чистым листом бумаги.
У вас есть отличный контент. Исследования основательные, советы действенные, все логично. Но привлекает ли ваш текст всеобщее внимание, как капризный малыш в аэропорту? Вероятно, нет.
Отлично! Замечаю у многих проблему "с чего начать?"
Подробно и информативно все рассказали. Достаточно полезно.
Владимир, благодарю!
Интересно, человек обучает как создать аудиторию, при своей же нулевой аудитории кекв. "Алкаш учит, как бросить пить"
Белый гость, благодарю за ваш комментарий!
Конечно всё но нулям. Ибо я вчера только зарегистрировалась здесь. Все ещё впереди!
Показатели и аудиторию с неба не сыпется. У меня. Если так у вас, рада 🔥👍
И если что, статья про то, как начать писать, с чего начать? Полезные приемы с примерами. Где вы нашли — про привлечение аудитории )))