Пациент скорее мёртв: как взлетели и почему провалились MySpace, Google+, Vine, Friendster и Clubhouse

Миллионы пользователей за считанные недели, знаменитости среди аудитории и настоящая охота за приглашениями: так начинали эти соцсети. Но сегодня о MySpace, Google+, Vine, Friendster и Clubhouse мало кто вспомнит. Платформы проиграли в конкурентной борьбе и постепенно ушли со сцены. Разбираемся в причинах этих провалов и чему они нас научили.

Ну как же так?! Почему он закрылся? Ведь у меня там столько друзей! Было...
Ну как же так?! Почему он закрылся? Ведь у меня там столько друзей! Было...

Всем привет! Мы — команда Timeweb Cloud. Если кто-то ещё не в курсе, Timeweb Cloud — это облачная инфраструктура для разработки и бизнеса любого уровня. Развивайте приложения, веб-сервисы, онлайн-магазины, игры и вообще всё что угодно.

MySpace

MySpace появилась в 2003 году и входит в число «динозавров среди соцсетей». В ней пользователи могли:

  • вести персональные профили;
  • присоединяться к сообществам по интересам;
  • размещать фото и видео-контент;
  • прослушивать музыку;
  • размещать объявления.
Сейчас MySpace выглядит так
Сейчас MySpace выглядит так

Для нас в 2025-м звучит более чем обычно, но для 2003-го такие возможности на одной площадке были в новинку. Аудитория их оценила и в 2006 году в MySpace был зарегистрирован 100-миллионный аккаунт. В октябре того же года ежемесячный доход компании достиг $30 миллионов.

Соцсеть быстро стала модной. Среди первых пользователей было много знаменитостей, которые привели за собой фанатов. Эта тенденция сохранилась и дальше. А Джастин Тимберлейк даже был совладельцем MySpace.

MySpace долго держала пальму первенства по количеству пользователей в мире. Но в 2008 году на отметке в 115 миллионов пользователей первенство перешло к Facebook*.

Когда твоя основная аудитория — подростки. Надпись на заборе в Лондоне: «MySpace для лузеров» | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcommons.wikimedia.org%2Fwiki%2FFile%3AMyspace_is_for_losers_%28462059242%29.jpg&postId=1850264" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Когда твоя основная аудитория — подростки. Надпись на заборе в Лондоне: «MySpace для лузеров» | Источник

Больше MySpace к былому успеху не возвращалась, и на это было немало причин:

  • Отказ что-либо менять в дизайне интерфейса и использовать новые технологии. Нежелание идти в ногу со временем.
  • Избыток рекламы замедлял работу сайта и вызывал недовольство пользователей, которые постепенно отдавали предпочтение другим площадкам.
  • Скандалы со склонением несовершеннолетних к интиму и подорванная репутация. Родители запрещали подросткам регистрироваться в соцсети. Бренды дистанцировались от MySpace и отказывались от рекламы на площадке.
  • Очевидные проблемы с безопасностью — частые взломы учётных записей, фишинг и спам. Присоединившаяся к MySpace почти детьми аудитория подросла и захотела более безопасного пространства для общения, которым стал Facebook*.
«MySpace: опасность для ваших детей?» — заголовок 2006 года
«MySpace: опасность для ваших детей?» — заголовок 2006 года

Существует ли MySpace в 2025 году? Да, но сейчас это бледная тень былой соцсети. В феврале платформу посетили 1,9 миллиона пользователей, которые посмотрели на ней в среднем 3,93 страницы.

Google+

Идея собственной соцсети давно не давала Google покоя. Компания даже пыталась купить Friendster, но владельцы отклонили предложение.

Google+ запустили в июне 2011 года и сначала для регистрации требовалось приглашение. Спустя три месяца создать аккаунт мог любой пользователь старше 18 лет, а после возраст регистрации и вовсе снизили до 13 лет.

Успех новой соцсети казался ошеломляющим — 20 миллионов пользователей за первые три недели с момента запуска. Дальше соцсеть росла так же активно, но есть нюанс: Google+ интегрировали с другими сервисами компании и вскоре простая регистрация почты на Gmail приводила к созданию профиля в Google+ автоматически. Спустя два года после запуска соцсеть насчитывала 1,15 миллиарда пользователей и лишь 32% из них проявляли активность на платформе хотя бы раз в месяц.

Основой Google+ стали круги, которые создавал пользователь, например, друзья или коллеги. Тогда эта функция отличала новую соцсеть от других.

Круг в Google+ — это не кружок в Telegtam 🙂

Круги — это функциональность, позволяющая пользователям группировать свои контакты по каким-либо признакам: друзья, родственники, коллеги и так далее. Именно на основе кругов пользователь делился контентом, определяя, какой круг будет иметь доступ к информации, а какой нет.

Интерфейс Google+ | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.failory.com%2Fgoogle%2Fplus&postId=1850264" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Интерфейс Google+ | Источник

Google активно внедряла в своё детище новые технологии. Появилась мобильная версия Google+ с функцией мгновенной загрузки фото, сделанных камерой смартфона. В соцсети также можно было сыграть во flash-игры, например, в Angry Birds.

А ну не закрывай! Ты сегодня ещё не играл! | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flickr.com%2Fphotos%2F85217387%40N04%2F8717855992&postId=1850264" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
А ну не закрывай! Ты сегодня ещё не играл! | Источник

К 2018 году в Google+ насчитывалось 395 миллионов активных пользователей, а ежемесячно на платформу заходили 34 миллиона человек. Вполне достойный результат, хоть и не суперуспешный успех: у Facebook* количество активных пользователей в 2018 году перевалило за 2 миллиарда человек в месяц.

В этом же году Google уведомила о готовящемся закрытии сети. На такой шаг компания пошла после скандала со свободным доступом к данным 52 миллионов пользователей. Естественно, Google поспешила заявить, что каких-либо свидетельств использования этой информации во вред нет. Когда уязвимость устранили, пользователям Google+ дали чуть больше времени «собрать вещички» — до середины 2019 года.

Почему Google+ провалилась:

  • Отсутствие достаточной причины перейти туда из других соцсетей. Кроме кругов для распространения информации Google+ не предлагала того, чего не было бы у конкурентов.
  • Сложный интерфейс, непонятный многим пользователям. В результате участники изначально оказывались чисто номинальными.
  • Скандал с доступом к данным пользователей и утрата доверия аудитории.

Vine

Основанная в 2012 году Vine предлагала пользователям абсолютно новый формат — видео длиной до 6 секунд. Как самостоятельная соцсеть Vine просуществовала всего 3 месяца, а затем её купил Twitter. Полноценной интеграции не случилось, но в Twitter можно было находить тех, кто тоже использует Vine.

За полтора года с момента своего основания Vine набрала 40 миллионов активных пользователей. К 2015 году в соцсети было 200 миллионов пользователей, которые смотрели 1,5 миллиарда видео в день.

Это Vine  в 2013 году | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flickr.com%2Fphotos%2Festhervargasc%2F8427904491&postId=1850264" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Это Vine в 2013 году | Источник

Записывать видео для Vine пользователи могли прямо в мобильном приложении, зажав экран пальцем. Привычные нам сейчас фильтры и многие другие инструменты впервые появились именно в Vine. Опция Vine Music позволила добавлять музыку к видео из коллекций на смартфоне.

Взлёт популярности Vine обеспечили публичные люди. Соцсеть стала местом выхода новых альбомов, например, французского дуэта Daft Punk. Журналисты вели с помощью Vine короткие репортажи. Сеть ресторанов Dunkin' Donuts запустила телевизионную рекламу, полностью собранную из роликов в Vine.

Таким образом Vine перепридумал существующие основы видеографии и показал YouTube и Vimeo, что для высоких просмотров не всегда требуются сверхусилия, сложный монтаж и эффекты. Vine стал настоящим интернет-феноменом и породил множество вирусных мемов. Чего только стоят Сквидвард, который делает дэб, танец Hemtube и единорог, пляшущий под Migos (источник)

К 2016-му аудитория Vine проявляла всё меньше активности, постепенно перетекая в другие соцсети. Среди 1% топовых пользователей с аудиторией более 10 000 человек лишь 48% публиковали что-то через приложение. В этом же году мобильное приложение Vine перестало быть отдельной соцсетью, но видео можно было опубликовать в Twitter или сохранить в галерею смартфона.

Причины закрытия Vine:

  • Слабая монетизация. Сервис оставался абсолютно бесплатным для пользователей и не вводил покупки внутри приложения. Единственный вариант получения дохода — sponsored vines с рекламой компаний.
  • Конкуренция с YouTube и Instagram*. Знаменитости начинали с Vine, но перешли на площадки с большим количеством функций.
  • Слишком узкий сегмент контента. Хороший рост в сегменте развлекательного вирального контента не позволял адаптировать формат под образование, спорт, новости и другие форматы.

Vine нельзя назвать в полной мере провалившейся соцсетью, потому что пользователи помнят её до сих пор. В 2022-м году Илон Маск провёл опрос почти 5 миллионов пользователей Twitter: 69% из них проголосовали за возвращение Vine.

Friendster

Ещё один динозавр в мире соцсетей — Friendster — основана в 2003 году. Изначально она предлагала пользователям стандартные функции соцсети. Но была у Friendster и своя фишка.
Когда один из создателей Friendster Джонатан Абрамс расстался с девушкой, он отправился на сайт знакомств. Полученный опыт ему не понравился и возникла идея Friendster как замены подобным ресурсам.

В интересах этого пользователя Friendster указано «свидания с женщинами» | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.cnews.ru%2Fnews%2Ftop%2F2021-01-27_sozdatel_odnoj_iz_pervyh&postId=1850264" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
В интересах этого пользователя Friendster указано «свидания с женщинами» | Источник

На привлечение первых трёх миллионов пользователей потребовалось несколько месяцев. Спустя пять лет Friendster мог похвастаться уже 80 миллионами зарегистрированных пользователей и 57 миллионами посещений в месяц. В Азии Friendster не было равных, так как 60 миллионов аккаунтов приходились именно на этот регион.

А вот в США всё шло не так гладко. С 40-й позиции по трафику в 2008-м Friendster за два года опустился в 800-е строки. Многие эксперты связали такой обвал с расцветом Facebook*.

Пытаясь не конкурировать, а дополнять Facebook*, компания перезапустила Friendster как соцсеть для геймеров в 2011-м году. В этом качестве она достигла отметки в 115 миллионов пользователей. А спустя четыре года сайт был заморожен из-за недостаточной вовлечённости онлайн-сообщества.

Так выглядел Friendster, будучи первой соцсетью для геймеров
Так выглядел Friendster, будучи первой соцсетью для геймеров

Причины провала Friendster:

  • Технические трудности. Загрузка страницы могла занимать до 40 секунд и это было слишком долго даже для 2000-х.
  • Проигрыш в конкурентной борьбе. Стремительно развивающиеся MySpace и Facebook* наступали соцсети на пятки, выигрывая и концепцией, и технически.
  • Кадровая чехарда. За семь лет компания сменила шесть генеральных директоров. И каждый вёл Friendster к светлому будущему своей дорогой.
  • Строгие правила. Соцсеть банила пользователей направо и налево за малейшее подозрение в нарушении правил. Забаненные переходили в MySpace.

Но это ещё не финал… В 2023 году сайт Friendster снова активировали, добавив кнопку «Get early access», то есть «Получить ранний доступ». В таком состоянии ресурс пребывает и по сей день.

Обещанного раннего доступа три года ждут…
Обещанного раннего доступа три года ждут…

Clubhouse

Clubhouse родился из платформы для подкастов и стал соцсетью в 2020-м. Его принципиально новая концепция была основана на голосовом общении.

Когда люди устали «светить лицом» в соцсетях, пришёл Clubhouse | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flickr.com%2Fphotos%2Fbigpresh%2F4169550302&postId=1850264" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Когда люди устали «светить лицом» в соцсетях, пришёл Clubhouse | Источник

Спустя 9 месяцев после запуска в Clubhouse насчитывалось 600 000 зарегистрированных пользователей. По сравнению с другими соцсетями из этой статьи, немного. Однако Clubhouse оставался окутан своеобразной завесой тайны, ведь он был доступен исключительно по приглашениям.

Внутри соцсети пользователь мог выбирать клубы по интересам и общаться в виртуальных комнатах с разными уровнями приватности. Clubhouse использовался для свиданий, нетворкинга, политических дискуссий, ток-шоу, прослушивания музыки и других аудиоформатов. Особая функция Payments предназначалась для финансовой поддержки создателей контента, а платформа удерживала комиссию с каждого платежа.

Пик роста Clubhouse пришёлся на февраль 2021 года. В первых числах месяца её приложение насчитывало 3,5 миллиона скачиваний, а две недели спустя — уже 8,1 миллиона. Среди пользователей были Марк Цукерберг и Илон Маск. Приглашения в модную соцсеть продавались на eBay по цене от $400. Лишь в июле 2021 Clubhouse отменил регистрацию по приглашениям, но и после этого остался лист-ожидания.

«Приглашение в Clubhouse интересует?» | Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
«Приглашение в Clubhouse интересует?» | Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Несмотря на такое многообещающее начало, соцсеть провалилась. И вот почему:

  • Сложности модерации аудио-формата. Разговоры часто становились слишком агрессивными или токсичными, а сама дискуссия привлекала сомнительных собеседников.
  • Подмоченная репутация из-за скандалов с расизмом и дискриминацией различных групп в обсуждениях отталкивала пользователей
  • Ограниченные возможности аудиоформата мешали развивать платформу.

В феврале 2025-го в Clubhouse заглянули 478 000 уникальных пользователей. В среднем каждый из них провёл на платформе лишь минуту.

И всё-таки почему же они провалились?

Если обобщить причины провала наших социально-сетевых «неудачников», получится вот что:

  • Отсутствие уникальной концепции и фишек, которые выгодно выделят соцсеть — непозволительная роскошь, если конкурируешь с Facebook* или Instagram*.
  • Технические проблемы. Пользователь не был готов ждать, пока загрузится страница, даже в 2000-х. Хорошо, что в 2025-м избежать такого финала и вовремя масштабировать свой сервис помогает Timeweb Cloud 🤘🏻
  • Скандалы и репутационные риски или… их отсутствие. Кто-то недостаточно модерировал контент и превратился в угрозу для подростков, а кто-то перебанил половину пользователей, и они ушли к конкурентам.
  • Узкий сегмент и ограниченные возможности развития. Застревая в рамках одного формата, соцсеть постепенно теряла популярность.

Так наша великолепная пятёрка, без каждого участника которой когда-то просто невозможно было представить мир соцсетей, превратилась в сервисы-призраки. А вы скучаете по кому-нибудь из них? Во всех зарегистрированы или как 😉?

* Принадлежат Meta, признанной экстремистской организацией на территории РФ

Подписывайтесь на наш vc-блог — так вы ничего не пропустите, ведь впереди вас ждёт ещё много полезных и интересных публикаций.

Чтобы идти в ногу со временем и даже быть немного впереди, присмотритесь к нашим сервисам, решениям и инструментам.
Размещайте и запускайте свои проекты в облаке — будущее уже здесь!

13
3
19 комментариев