Реалити-шоу "Дорога к IPO" на примере стартапа Meanwhile, часть 1

Реалити-шоу "Дорога к IPO" на примере стартапа Meanwhile, часть 1

Субботний бой Кличко и Поветкина запомнился мне не гимном России в исполнении Кобзона (спасибо на том, что это была не молодежная версия с Собчак и Биланом) и даже не скрытой рекламой МТС в лице Валуева, а реакцией Поветкина после боя. Он мог обидеться, расплакаться, начать искать тысячи оправданий своему поражению (Кличко выше, Кличко сильнее, Кличко купил бой), но вместо всего этого он просто пообещал больше работать над собой.

Казалось бы, при чем тут стартапы? А при том, что почти всегда читая о модных проектах мы видим исключительно success stories, как молодые ребята побросав институты на первом курсе уже через месяц рассекают столицу на красных Порш Кайенах и черных BMW X6 с офисом на Красном Октябре (а вторым где-нибудь в Тайланде) и очередью из инвесторов с чемоданами нала. Мало кто догадывается (или осознает), что за любым стартапом стоит история, полная безумия и отчаянья, история постоянных взлётов и падений, история долгой и непрерывной работы. Не важно насколько тебе сложно, ты просто обязан встать, улыбнуться и продолжить дальше. Иначе зачем тебе быть?

Вместе с Цукерберг Позвонит мы в Meanwhile решили запустить стартап-реалити-шоу, где будем подробно освещать весь процесс жизни стартапа изнутри. Мы попытаемся на примере одного отдельно взятого стартапа осветить все основные жизненные ситуации и проблемы, с которыми приходится сталкиваться юным дарованиям: как найти идею, как собрать команду, где взять деньги, как пережить кризис среднего возраста, как добиться внимания СМИ, найти первого инвестора и самое главное, откуда найти силы, не сдаваться и постоянно верить в себя несмотря ни на что и выйти в конце-концов хоть на какое-то IPO.

О команде

Наверное, любой стартапер как минимум 5 раз в день слышит фразу, что любой проект это не идея, а команда, которая стоит за ней. Поэтому пару слов о нашей команде.

Меня зовут Владимир Зимогоров, мне 25 лет, в глазах вся боль еврейского народа, брошенный на последнем курсе экономический институт и желание изменить мир. Последние 5 лет я промышляю дизайном.

Также на момент старта в команде был (и остается) Илья, юный гений веба и мастер над серверами, который в данный момент где-то на просторах Екатеринбурга заканчивает университет по специальности математик-программист. Чуть позже к команде присоединяется Антон, который занял должность главного мобильного разработчика, своим примером каждый день доказывая, что 8-ми часовой рабочий день не предел (да да, работать по 20 часов в сутки за идею действительно реально), а сон для слабаков. При этом он каким-то чудом умудрился попутно получить диплом с отличием и выиграть пару программистских конкурсов.

В общем, команда была что надо.

А главное, что отличало нас от всех остальных - огонь в глазах и вера, что вот мы-то точно изменим мир!

Первые шаги

Идея появилась почти сразу: инстаграм, гео-позиционирование, мобайл, миллиард долларов. Ага! Делаем мобильное фотоприложение с гео-локацией. Но давайте вместо фоток еды, пусть пользователи фотают городские события, там разные умные надписи на стенах и смешные вывески. А давайте! И позиционируем это как русский инстаграм? Точно! И назовем всё это We love Russia. (Забегая вперед могу сказать, что примитивная на первый взгляд идея, имела под собой довольно стройный логический фундамент и не была лишена смысла, но об этом как-нибудь потом.)

На разработку было выделено целых 10000 (десять тысяч!) рублей и месяц времени.

А через неделю после релиза мы уже ожидали привлечь первый миллион венчурного капитала (без шуток). Но сначала, конечно, поднять шум в СМИ!

Работа со СМИ

Гениальное позиционирование - "русский Инстаграм" - просто обязано было привлечь внимание всей продвинутой аудитории рунета. Но о горе, ни ЦП, ни даже Лента.ру не то что не стали публиковать наш пресс-релиз, но даже никак не ответили на наши имейлы.

Первые сомнения начали закрадываться в наши юные умы. Что мы делаем не так?

Но времени на раздумья не было, ведь на такой случай у нас в рукаве был припасен отличный козырь: аккаунт на самом Хабре! А это не меньше миллиона установок в первый же час и всемирное признание в течении дня. Но не успели мы опубликовать там статью, как наш аккаунт благополучно заблокировали, а рунет так и не был взорван.

Ничего страшного! На 4PDA как раз шла программа поддержки российских разработчиков и наш пресс-релиз опубликовали за милую душу. Успех превзошел все наши ожидания. Мы всей командой две ночи не спали, мониторя активность пользователей, модерируя посты и просматривая оценки на Google Play. Удивительно, но несмотря на сырость первой версии людям нравилось! Этот первый успех просто окрылил нас. Мы работали над приложением по 24 часа в сутки, совмещая всё это с основной работой/учебой/семьей.

Последовала статья на Роеме и даже в полупорнографическом Вайсе. Невероятно, но даже редакторы с Лайфньюс хотели было написать статью про нас (не вышло из-за неактуальности сюжета).

Но такого всплеска, как после 4PDA уже не было. А модные онлайн СМИ а ля Hopes & Fears, которые, к слову, позиционируют себя как пишущие о молодых проектах, предпочитали и дальше писать про Яндекс и Гугл.

На улице и в сердце уже царила зима, а на душе вьюга. Инвесторы все еще не стучались.

Rich as fuck

И тут случается чудо! Павел Дуров вдруг решает возродить Start Fellows и раздать молодым и голодным предпринимателям по 25 тысяч долларов. Этих денег нам должно было хватить на год и мы тут же подаем заявку. По нашим скромным оценкам, мы были в тройке лучших. Каково же было наше разочарование, когда весь призовой фонд ушел всем кому угодно, но только не нам! Особенно досадно было, когда большая часть проектов, получивших деньги, в деньгах собственно и не нуждалось. Ну скажите, зачем тем же YouDo какие-то жалкие 25 тысяч, когда они каждый месяц привлекают по ляму за здорово живешь? Душевный кризис прогрессировал.

Наступило лето. А мы взяв огромный кредит в сто тысяч рублей под 20% в год решили посвятить себя проекту фуллтайм. Денег должно было хватить месяцев на 4-5. Вы не поверите, но кончились они уже в средине второго.

Инвесторы

Удивительно, но просто прийти к инвестору и сказать: “Дядя, дай денег, пожалуйста!” не проканало. Не проканало даже учитывая, что у вас сногсшибательно красивая презентация, а заявленный рост рынка почти 400% в год! Типичный ответ: “как начнёте зарабатывать, приходите поговорим”. Почему-то самым логичным вопросом - "Зачем мне надо будет идти к инвестору, если проект и так зарабатывает?" никто из людей в дорогих костюмах на вырост не интересовался, а главное, как дойти без денег от посевной стадии до стадии стабильного роста?

Программисты уже начали вянуть, ну а мне как большому руководителю, не смотря ни на что, приходилось всем своим видом показывать, что все проблемы у нас временные, мы движемся в верном направлении и до полного саксеса осталось буквально чуть-чуть. Ведь было ясно, если поддаться слабости и дать команде упасть духом, стартап не взлетит уже уж точно.

Тем не менее, к концу первого года стартаперства и после прочтения “Гастарбайтера” Багирова, я вдруг всерьез начал задумываться, а может всё таки стоило тогда открыть овощной киоск у “Речного вокзала” или цветочный ларёк где-нибудь в Мытищах? Ну зачем вам эти интернеты?

Прим. редакции: в следующих серии мы расскажем о том, в чем изюминка сервиса, чего добились старатперы из Meanwhile, какие шаги на пути к первому миллиону пользователей они предпринимают, каким образом организован процесс работы и тд. Если вас интересуют какие-то вопросы - задавайте в комментариях.