Без сомнения, главная новость последних суток — это
покупка Facebook мессенджера WhatsApp за астрономическую сумму ($16 млрд — акциями и наличными, плюс еще $3 млрд RSU-акциями для сотрудников, итого $19 млрд). У WhatsApp сейчас 450 миллионов активных пользователей, 70% из которых используют приложение ежедневно, 1 миллион новых пользователей регистрируется каждый день (данные из
поста в блоге Facebook). В команде проекта всего лишь 32 инженера. Количество фотографий, пересылаемых через сервис, составляет 500 миллионов в день — есть вероятность, что это больше, чем в самом Facebook.
Но 16 миллиардов! Аналитики и комментаторы пытаются разобраться в причинах этой покупки. Бенедикт Эванс, к примеру,
считает, что сделка иллюстрирует ключевые тренды потребительских технологий.
Во-первых, это свидетельствует о том, что Facebook хочет стать «новым Facebook». Замедление темпов роста, демонстрируемое Google, Facebook и другими технологическими компаниями можно сравнить с тем, как десятилетием ранее их предшественники наделали ошибок и сбились с пути.
Во-вторых, в мобильной среде нет «абсолютных победителей», в отличие от десктопа. Если такие приложения и есть, еще не совсем ясно, что это за приложения. Здесь 4 интересных момента:
- У мобильных приложений есть доступ к вашей адресной книге, а значит, им не нужно заново выстраивать ваш социальный граф;
- Они имеют прямой доступ к фотогалерее, в то время, как загружать фото на другие сервисы — та еще боль;
- Приложения могут использовать push-уведомления, а не целиком полагаться на электронную почту и то, что люди будут без конца проверять ленту;
- Что крайне важно — у приложения есть иконка на рабочем столе.
Любое смартфон-приложение всего в двух тапах от вас — на десктопе сайт может уничтожить конкурента, просто скопировав его функционал, но в мобайле бал правят однозадачные, специализированные приложения.
Это привело к взрывному росту числа мобильных приложений (прошлым летом Эванс насчитал в Google Play свыше 50 приложений с более чем 1 млн установок).
Facebook заплатил 1% своей рыночной стоимости за Instagram, а сейчас платит почти 10% за WhatsApp. Получая если не господство на мобильном поле, то, по крайней мере, занимая две стратегически важных высоты. Правильный путь думать об этой сделке не «О Господи! 19 чертовых миллиардов», а «Стоит ли это 10% от всего Facebook?».
По итогам покупки каждого пользователя WhatsApp оценили в $35 (близко к тому, как Google оценил пользователей во время приобретения YouTube), но с учетом капитализации Facebook оценка активных пользователей сервиса составляет примерно $140.
В-третьих, масштаб звучащих цифр сам по себе иллюстрирует значимость мобильной среды. В мире число смартфонов уже сравнялось с числом десктопов. Но в то время как последние в большинстве своем являются немобильными коробками в офисах, мобильные устройства персональны и всегда с пользователем. Благодаря развитию мобильного интернета общая стоимость создания успешного стартапа в последние годы снизилась: если вы очень хороши и удачливы, то можете достичь отличных результатов за очень короткое время. Иллюстрацией этому служит тот факт, что число сообщений, пересылаемых пользователями WhatsApp, уже превысило число отправляемых в мире SMS.
Кроме того, мобильные социальные приложения — это не просто замена SMS. По мнению Эванса, мобильную среду сейчас можно сравнить с вебом эпохи «до PageRank», когда остро ощущался недостаток средств и способов находить релевантный контент. Мобильные приложения в этом плане могут стать третьим каналом получения данных после Google и Facebook.
Почему настолько дороже Viber?
Другой интересный вопрос, которым задаются наблюдатели: почему Viber недавно
купили за крайне небольшие, в сравнении с WhatsApp, деньги — 900 млн?
Ходят слухи о том, что интерес к покупке WhatsApp проявлял не только Марк Цукерберг,
но и Google, что могло привести к «войне ставок» и росту цены.
С другой стороны, в случае Viber один пользователь был оценен в $3 (у WhatsApp, напомним, в $35), а это одним лишь фактом противостояния Facebook и Google объяснить тяжело.
Еще одной причиной может стать банальная разница в показателях двух мобильных сервисов — у Viber 300 млн зарегистрированных пользователей, а у WhatsApp, как мы говорили выше, 450 млн только активных — разница ощутима, согласитесь.
Кроме того, некоторые эксперты видят минусы Viber в том, что компания занялась декстопными приложениями и больше специализируется на голосовом общении.
Что будет с WhatsApp?
Пока было объявлено о том, что мессенджер продолжит функционировать как отдельный продукт, и в нем не появится рекламы, но наблюдатели уже высказывают некоторые сомнения в том, как сложится судьба WhatsApp под управлением Facebook.
К примеру, фаундер и CEO мессенджера Kik Тед Ливингстон в разговоре с TechCrunch
сказал, что видит два варианта развития событий.
Будет ли это YouTube или все же MySpace?
Куда он клонит, понятно — после покупки Google популярный видеохостинг продолжает существовать как практически самостоятельная боевая единица, неплохо монетизируется, и дела у него идут хорошо. В то же время, MySpace, купленный в свое время News Corp за $580 млн, впоследствии растерял пользователей и был продан лишь за $35 млн. Как все будет на этот раз — увидим.