Что делать и в какие соцсети бежать? Стратегия перехода для social media-коммуникации
Из-за ухода многих зарубежных компаний и блокировок сервисов, которые мы использовали для продвижения клиентов, нам пришлось буквально за несколько дней переосмыслить весь подход к продвижению брендов в соцсетях.
Блокировка социальных сетей Facebook* и Instagram* (запрещены на территории РФ) привела к:
- сужению аудитории;
- уходу авторов на российские платформы: «ВКонтакте», Telegram и «Яндекс.Дзен»;
- популярности новых платформ: TenChat, «ЯRUS», Yappie.
Но это ещё не все. Риск блокировки YouTube остаётся. Однако для блогеров, которые монетизировали свой контент на этой площадке, уже неважно, будет работать YouTube или нет: они в поиске новых возможностей.
Как же бренду сохранить контакт с аудиторией в новых реалиях?
Активность авторов контента
«ВКонтакте» и Telegram демонстрируют рост количества активных авторов и публикаций на фоне угасания Instagram*, Facebook* и Twitter.
Многое зависит от функционала площадок и характера выпускаемого контента. Из YouTube и Instagram* люди в основном уходят в «Яндекс.Дзен», Telegram или «ВКонтакте» как альтернативным вариантам работы с фото, видео и текстовым контентом.
Мы объединили площадки в группы, которые выделены цветами:
- К зелёной группе относим площадки, на которые переводим наших клиентов вместе со своими аудиториями.
- В жёлтой группе отмечаем сервисы, которые пока не пользуются особой популярностью, и мы присматриваемся к ним, изучаем.
- Далее идёт серая группа, куда включены соцсети, которые под угрозой блокировки в России.
- В самом низу чёрная группа — это площадки, которые уже заблокированы в России.
Новые платформы
Какие новые возможности появятся у ваших пользователей? Давайте разбираться.
Telegram
Согласно данным SimilarWeb за февраль 2022 года, аудитория Telegram выросла на 14,3%. Общее количество переходов из России составило 88 млн. Постоянная аудитория в 2021 г. достигла 35 млн человек.
Особенности платформы:
- основной упор на текст;
- наличие каналов, чатов, групп и секретных чатов или групп с моментальной возможностью удаления сообщений;
- возможность внедрения ботов;
- мессенджер для работы, личного общения, развлечения и отдыха: здесь можно поработать, пообщаться с друзьями, посмотреть мемы или почитать научные статьи, а также блоги;
- основной упор не на форму, как в IG, а на содержание.
- отсутствие платного промо, зато есть платная реклама в каналах: нужно только договориться с админом.
Аудитория
Мужчин на площадке большинство — 61%. Важно, что ниша брендовых каналов ещё не занята. По статистике, люди чаще заходят в телеграм-каналы с новостями, развлечениями или политической повесткой.
Форматы контента
Telegram меньше рассчитан на визуал и больше на чтение и общение, поэтому и форматы соответствующие:
- короткие текстовые сообщения новостного или экспертного характера;
- лонгриды до 2000 знаков;
- короткие видео (до минуты);
- бесплатные авторские стикерпаки, которые может создать любой пользователь;
- войсы и видео в «кружочке»;
- стримы.
Продвижение
В Telegram можно выделить три основных способа продвижения бренда:
- трафик из других платформ, например, ссылки из сториз в Instagram*;
- посевы в релевантных каналах;
- официальная реклама (на данный момент официальная реклама доступна только с бюджетом от 200 000 USD).
Кейсы и советы по продвижению
Раньше мы в «Апреле» уже работали с этой площадкой и довольно успешно. Вели аккаунты брендов «Дром», Audi Russia, Aviasales, Avito.
Ваш канал будет активнее продвигаться, если вы начнёте:
- использовать короткие видео;
- использовать теги как навигатор;
- включать комментарии и модерировать диалог;
- сопровождать контент видосами в «кружочке» и переводить трафик на сайт.
«Яндекс.Дзен»
К февралю 2021 года платформа насчитывала 65 миллионов пользователей в месяц. Этот показатель превышает месячную аудиторию всех социальных сетей в России, кроме VK. Среднее время, которое пользователи проводят в «Дзене», также превышает другие социальные сети и находится на уровне YouTube и TikTok.
Особенности платформы
- Сервис построен на бесконечной ленте пользователя. Когда пользователь дочитывает материал, на основе его предпочтений площадка сразу подгружает следующий, который потенциально может заинтересовать человека.
- Основным форматом контента являются лонгриды, однако видео также имеют определенную популярность.
- «Дзен» отвечает на несколько основных запросов пользователя, площадка ориентирована на развлекательный, познавательный или продающий контент.
Аудитория
Месячная аудитория «Дзена» составляет 65 млн человек, а 21 млн — открывают сервис каждый день. Из статистики ясно, что со смартфонов «Дзен» читается гораздо чаще, а вот среди возрастных групп преобладают люди после 25 лет.
Цели и продвижение
Мы выделяем две основные цели брендов на площадке «Дзен»:
- Построение имиджа. В этом случае главная цель — охваты. Здесь мы используем формат «Брендированная статья». Этот способ рекламы предполагает оплату за прочтение текста (100% прокрутки и 30+ сек на дочитывание) и предназначен для вовлечения аудитории в коммуникацию.
- Рост уровня продаж. Здесь основная цель — конверсии. Прибегаем к формату scroll to site. Он предполагает переход пользователя на сайт после прочтения статьи и хорошо помогает для сложных продуктов, которые требуют объяснения.
«ВКонтакте»
Проблемы с восприятием соцсети чаще возникают у зумеров, которые родились на закате девяностых годов или позже и пользовались преимущественно Instagram*. Но даже люди, которые уже давно зарегистрированы в VK, могли пропустить фишки, которые там появляются. Внешне и по функционалу площадка претерпела много изменений.
Давайте посмотрим на последние новинки сервиса:
- Pulse. Аналог сервиса «Яндекс.Дзен»: умная лента на основе длинных текстов.
- VK Клипы. Аналог TikTok, дублирует функционал практически полностью.
Аудитории Pulse и VK Клипы
Основное ядро «Пульса» – люди от 25 до 45 лет. Пользователи разных полов используют мобильные и веб-устройства примерно 50 на 50.
А вот ядро клипов совсем другое – 47% всей аудитории приходится на мужчин и женщин в возрасте от 18 до 30. Гендерное распределение примерно одинаковое.
Дополнительные форматы
- Чекбэк. Это сервис «ВКонтакте», который помогает получать кешбэк, стикеры и другие подарки за покупки в магазинах.
- Стикеры. В VK большинство стикеров платные, в отличие от Telegram. Но многие бренды выпускают свои стикерпаки, которые дают пользователям за выполнение каких-то заданий. Например, совсем недавно онлайн-школа подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Умскул» выпустила серию стикеров с медвежонком для школьников. Чтобы получить следующие стикеры, нужно выбрать к чему ты готовишься: ЕГЭ или ОГЭ.
- Подарки. Пользователи могут дарить друг другу стикерпаки и милые картинки. В государственные праздники открывается возможность бесплатных подарков, но в ограниченном количестве.
- Боты очень популярны на площадке. У большинства брендов в сообществах есть чат-боты. Установить их в свою группу можно через сторонние сервисы.
- Приложения — хорошее преимущество «ВКонтакте». Здесь много полезных приложений как для отдельных пользователей, так и для брендов. Например, есть удобные приложения с курсами валют, поиском бесед по интересам, вызовом такси или бронированием авиабилетов.
- Посты с обширным функционалом. Посты «ВКонтакте» — отдельный вид искусства. Тут можно и опросы устраивать, и постить геолокацию, и товары, и вести репортаж в посте. В общем, запостить можно практически всё, что угодно.
- Цифровые призы. Это удобный способ награждать пользователей за активность пользователей по отношению к бренду.
«ВКонтакте» за годы своей эволюции превратился в настоящий суперэпп. Сейчас это не просто мессенджер со своей лентой, музыкой и видео. Теперь там предлагается и онлайн-банкинг, и маркетплейс, и такси, и заказ еды на дом. Практически всё, что нужно для комфортной жизни, теперь есть «ВКонтакте», даже голосовой помощник.
Каждый бренд может найти в этой социальной сети инструменты для продвижения.
TenChat
Приложение представляет платформу для делового общения и установления связей, позиционируется как b2b Tinder.
Основные возможности
Будет лучше, если вы прощупаете все прелести сервиса самостоятельно, но выделим главные возможности TenChat:
- поиск людей и компаний для нетворкинга;
- поиск работы;
- экспертные публикации.
Блоги
Также мы выделяем ряд платформ, которые можно использовать для гэстрайтинга. Все перечисленные ниже площадки дают возможность заводить блоги и продвигать публикуемый там контент.
Совет
Пробуйте новые площадки, сервисы и приложения, тестируйте гипотезы и новые инструменты работы с аудиторией и не ждите взрывных результатов на старте. Многие люди еще не отошли от потрясений и не обрели свой дзен. Поэтому не стоит паниковать, если что-то не сразу получается. Дайте новой аудитории познакомиться с вашим брендом, а старой — привыкнуть к площадке ☝
Скажу пару слов о TenChat, т.к. как-то мало вы его описали. Я оцениваю его (со своей стороны естественно и со своего личного взгляда), как огромное, лояльно настроенное, комьюнити для всех. Не только для бизнеса, но и в принципе для тех, кто хочет подтянуть свои знания о какой-либо отрасли. Сравниваю его с facebook (можно это слово сейчас писать и произносить), но с куда более понятным интерфейсом и с исключением всякого мусора. Удобная настройка контента под себя - это вообще шикарно. А еще любопытно смотреть, как соцсеть развивается прямо на твоих глазах.
Станислав, TenChat действительно классная соцсеть и в него нужно залетать уже сейчас! Но он все-таки более профессионального уклона, чем фб. Наверно, больше в сторону LinkedIn. Если вы хотите прокачать проф навыки, обзавестись полезными знакомствами и прокачать статус эксперта – TenChat хороший инструмент на рынке РФ.
Но пока не понятно, как его использовать для продажи товаров/услуг бизнеса, а не личного бренда. Будем следить за его развитием, и если появятся функции, полезные для наших клиентов – обязательно рассмотрим вариант расширения SM-стратегии :)
А я вот, все не как не могу понять, как в этой соц сети публиковать качественный контент, с мобильного приложения.
Я вот в упор не понимаю, если соц сеть позиционируется как экспертная (в том числе), то какой эксперт сможет делиться экспертизой через клавиатуру телефона...
гэстрайтинга - а что это? не смог нагуглить
может, имеется ввиду гострайтинг... Написание экспертных статей для компании. (копирайтинг)