{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

В жизни у вас больше ничего не куплю!

Поговорим о негативных комментариях в соцсетях компаний, продающих товары или услуги. Поделюсь мнением, кто пишет гадости, как реагировать, какие могут быть трудности и результаты.

Борьба с негативом в соцсетях — это тяжело.

Первостепенная задача — не спорить с клиентом в публичном пространстве, не бороться с ним, не принимать слова на личный счет, а занять позицию медиатора между клиентом и его проблемой.

Но очень часто smm-специалисты совершают, на мой взгляд, ошибку: они быстро реагируют на то, что человек говорит. Иногда так и надо делать (чуть ниже я объясню, в каких ситуациях).

Но в большом количестве случаев реагировать стоит не на то, что человек говорит, а на то, что человек чувствует.

Если, конечно, мы считаем, что можем это понять. И здесь уже необходимость ответа зачастую отпадает.

Вот основные действия, которые мы предпринимаем с моими заказчиками в неприятных ситуациях с комментаторами:

  • Выясняем обстоятельства

  • Определяем цели комментатора

  • Решаем проблему

О каждом пункте подробнее.

Выясняем обстоятельства

Появилась жалоба… Идем в “заказы”, в CRM-систему, находим клиента, связываемся с менеджером, который обрабатывал заказ и т. д. Одним словом, собираем все детали на одном экране. Сопоставляем данные, которые есть у нас и которые человек предъявляет в жалобе. На данном этапе есть риск эмоциональных всплесков, как со стороны клиента, так и со стороны менеджера компании. Стараемся держать себя в руках, чтобы не наговорить лишнего.

Понимаю, интуитивно хочется сразу ответить. А теперь представьте, что человек просто перепутал соцсети компаний? Купил продукт вообще не у нас и мы ни при чем. А менеджер уже бахнул всем на обозрение: “Мы сейчас вам поможем!”

Поэтому правильнее сначала определить детали.

Определяем цель

Порой желания клиента понятны из его сообщения: "верните деньги!” , “извинитесь!” , "обменяйте товар!” и т. д. А если непонятно? На что тогда отвечать и отвечать ли вообще?

Вот наиболее популярные 4 причины для написания негативных постов, комментариев и отзывов — и наши возможные ответные действия или бездействия.

1 причина. Подлинная реакция на болезненную ситуацию (собственно, тот самый момент, когда нам все понятно и клиент, действительно, страдает)

Выясненные обстоятельства: наличие фактов, дат, подробностей, документов, фото, очень конкретных претензий касательно конкретных ситуаций. Например, заказал один товар, а прислали другой. Или пришло сломанное изделие. Или списали лишние деньги и т. д.

Возможная стратегия: пробуем вести себя как служба поддержки, извиняемся и начинаем немедленно решать проблему в том же публичном пространстве, в котором она озвучена. Например, в ВК. Тогда пишем комментарии в духе:

Например: Сергей, это внештатная ситуация. Спасибо, что сообщили! Наши менеджеры уже работают над решением. Пожалуйста, примите наш запрос в личных сообщениях, чтобы мы могли вам помочь с этим вопросом.

Трудности: Клиент настроен очень скептически, агрессирует.

Результат: Мы выглядим достойно в комментариях, а может быть, даже немного и выигрываем от сложившейся ситуации. Демонстрируем заботу о клиенте.

2 причина. Желание сбросить пар/желчь/развлечься за счет компании

Признаки: абстрактные рассуждения, шаблонные претензии, повторение расхожих слов или чужих аргументов; порой не начинает сам, а поддерживает кого-то из предыдущего пункта..

Например: Ой, да у них постоянно так: то трубку не берут, то заказ по 2 дня обрабатывают…

Вот примеры из группы ВК Прокат электросамокатов

В вышеупомянутой группе, кстати, много примеров реальных проблем, где нужна помощь и необходимо отвечать. А вот данные провокации лучше бы оставить без ответа.

Вот еще пример из группы Суши Мастер

В ответ на неподтвержденные претензии — ничего. Считаю, это правильным.

А вот здесь ввязались в субъективные оценки по поводу конкурса, а зря… С конкурсами всегда будут недовольные:

Стратегия: «Собака лает – караван идет». Если уверены, что никакой реальной ситуации за этими «жалобами» нет, не делаем ничего и не поддаемся на провокацию.

Трудности: очень хочется вовлечься, оправдываться, грубить, спорить, защищаться. Кормить тролля, одним словом. Но нельзя.

Результат: «Жалобщик» не мотивирован, и скорее всего, потеряет интерес после первого же комментария.

3 причина. Желание комментатора получить поддержку окружающих

Признаки: очень много призывов «поддержать» его, вовлекающие техники («люди, вы представляете!? »), риторические вопросы «как вам кажется?», «я один такой?», «это нормально вообще?», «мне одному показалось?» — и т. д.

Стратегия:

Вариант А. Не реагировать, если уверены, что подлинной проблемы нет. А вот если она есть — срочно решать, выяснять обстоятельства и т. д.

Вариант Б. Может оказаться, что проблема совершенно реальна, но человек не уверен в себе и ищет поддержки в своих жалобах. Можем пойти ему навстречу — и помочь решить проблему.

Трудности: очень быстро вовлекаемся в беседу не с одним человеком, а с “группой поддержки”. Это трудно, но выполнимо.

Результат: Мы выглядим молодцами в глазах большой группы людей, если делаем все правильно.

Вот примеры. «Констатация факта» без факта. Додо даже попытались выяснить детали, пока остальные жители Уфы не набежали…

Конкретики - 0. Например: сыра мало, колбаса заветренная, курица засохшая и т.д.

А вот и разжигатель хейтерской волный. Собственно, определенный хейт этот комментарий разжег:

Надо сказать, что Додо максимально старались реагировать на претензии по палочкам.

Вот еще пример. Не совсем разжигатель хейта, а просто халявщик. Но остерегайтесь этой механики. «Лайк комментарию, если согласен, что"… и дальше может последовать наезд. Самые »залайканные” комментарии поднимаются в ТОП. И хорошо, если там будет просто что-то вроде подобного поиска халявы.

4 причина. Комментатор хочет получить внимание, оказаться замеченным

Признаки: Агрессия в адрес компании — чаще всего провоцирующая, едкая. Риторические вопросы, лишенные конкретики. Субъективные суждения, критикующие продукт. Это похоже на троллинг, но порой психологически воспринимается командой как реальная проблема.

Например: “вы всегда нанимаете на работу неадекватных ленивых менеджеров, которые невнятно мямлят в трубку?! ”

Наша стратегия:

Вариант А. Выбрать путь, как с троллингом и не отвечать совсем.

Вариант Б. Использовать ситуацию в качестве «учебного момента» начать отвечать на абстрактные риторические вопросы спокойно и публично, особенно если аудитория большая.

Например: Анна, ваши аргументы беспочвенны и крайне субъективны, мы вынуждены отказать вам в ведении дискуссии. Агрессия и оскорбления неприемлемы на страницах нашей компании, и мы будем защищать своих клиентов и сотрудников от таких людей, как вы.

Результат: Может получиться, что нам случайно дали платформу для того, чтобы хорошо и внятно проговорить важные вещи.

Вот опять пример из группы Додо пиццы.

Попытка унизить и поумничать не увенчалась успехом. Ответа от Додо не было.

Еще одна попытка уличить компанию в некачественной рекламе и блеснуть знанием монтажа. Оцените ответ: )

Еще пример: субъективное мнение. Комментарий к позиции в меню на слоеном тесте. Это вовсе не означает, что есть реальная вина Додо.

SMM-специалистам могут помочь тактики поведения support-специалистов: не так важны конкретные слова, как стоящие за ними потребности. Хотя реагировать, конечно, хочется на слова. Ой, как хочется…

Решаем проблему (если она все-таки есть)

Если мы понимаем, что клиент, действительно, пострадал, пытаемся ему помочь. Как я уже написала выше, лучше начать диалог в этой же соцсети, даже если у вас есть контактный телефон в заказе. Обязательно оставьте публичный след, чтобы другие подписчики видели, что вам не все равно.

Например: Андрей, спасибо, что сообщили нам! Это внештатная ситуация, так быть не должно. Мы сделаем все в наших силах, чтобы вам помочь. Наши менеджеры свяжутся с вами в течение часа. Или “наши менеджеры написали вам в личные сообщения”

Что на данном этапе стоит выделить важного:

1. Мы признаем наличие проблемы

2. Обязательно переводим разговор в личные сообщения. Это даст понять подписчикам и другим потенциальным клиентам простую мысль: компания не будет выяснять отношения у всех на виду, даже если есть вина клиента. Или он просто "тупит" и вредничает в комментариях. Например "купил у вас эту сенсорную лампу, а она не включается! как можно вернуть деньги?” . Вполне вероятно, что клиент просто не разобрался с инструкцией. Но это будет выясняться уже в личных сообщениях.

3. Прописываем желаемый полезный результат. Не просто «написали вам в ЛС». А «написали вам в ЛС, чтобы помочь разобраться», «хотим вам помочь…», «написали вам, чтобы у вас не было разочарования» и т. д.

Например, ребята из компании по прокату электросамокатов стараются. Но есть, куда расти.

В этом плане, Додо, на мой взгляд, успешнее разруливают. Взять хотя бы те ситуации с сырными палочками...

В интернете мы коммуницируем не только с одним клиентом, а развиваем диалог публично. И его сценарий может примерить на себя любой покупатель. Соответственно, подписчики чувствуют, что мы не бросаем никого из покупателей, не хамим и не выставляем дураками.

Желаю всем терпения, сил и крепких нервов и в борьбе с трудностями, и с неадекватом! Не только на просторах Интернета, но и в оффлайне.

Делитесь опытом, как вы справляетесь с комментариями?

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Катя Антонова

Да уж, скандалисты и провокаторы всё больше становятся проблемой повседневности. Здорово было бы если все спорные моменты решались спокойно, или не происходили вовсе

Ответить
Развернуть ветку
Полина Мозгова
Автор

Согласна полностью.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Наумов

Всегда найдутся те, кому "просто нагадить" надо. Ладно по делу и разрулить по-человечески ситуацию, но когда людям заняться просто не чем...

Ответить
Развернуть ветку
Полина Мозгова
Автор

Абсолютно так. Поэтому и вынесла их в отдельную группу)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Голубева

Полина,вот вы приводите с пример с лампой. Почему в таких ситуациях просто не написать в комментарии, мол, посмотрите, пожалуйста, инструкцию. Сделайте, как там написано. Сначала ..., потом...

Ответить
Развернуть ветку
Полина Мозгова
Автор

Потому что многим людям трудно признать свою неправоту или невнимательность. Таким ответом мы подчеркнем невнимательность или банальную лень. В ответ на что можем получить еще больше негатива.
Сценарий может развиваться так (очень упрощаю):
- у меня не работает лампа
- сделайте, как написано в инструкции
- если бы вы нормальную инструкцию сделали "%;* !...
- инструкция понятная....
- видимо, только вам!!!
и т.д...

Мы никогда не знаем, кто нам пишет и что это за человек. Поэтому риск ответного негатива остается.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Голубева

Ох. Получается, в борьбе с комментаторами еще и психологом надо быть.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Мозгова
Автор

отчасти

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда