Ой, кажется я ошиблась аудиторией

Привет! С первой статьи про запуск каналов в Telegram прошел месяц. За это время я успела устроить взаимный пиар, запустить две рекламы и потратить на них 16500 рублей. Расскажу на цифрах про то, сколько удалось набрать людей и сколько их должно было набраться по моим ожидания, поиск нужных каналов и безответственности других.

Ой, кажется я ошиблась аудиторией

Основные вещи не изменились: я веду каналы про Дубай, Барселону и Париж, только за это время там стало больше подписчиков. Как так получилось? Спасибо VC, взаимному пиару, двум рекламам, щепотке спама, репостам, усилиям и немного органике.

Начнем с поиска своих людей

Есть несколько способов найти подписчиков: за большие деньги, за средние и бесплатно; на той же площадке, на которой делается проект или с другой; через статьи, приложения, блоги и форумы.

Реклама в правильно подобранном канале — половина успеха. Аудитория не отпишется, позовет друзей, будет читать, пользоваться сервисами и рекомендациями и ставить реакции. Хотя вовлеченность стремительно падает — внимание людей не бесконечно, а контента становится больше.

Например, если с проставлением реакцией на посты всё просто, то с участием в опросах, общении и общей мотивацией участвовать все гораздо хуже. Тут уже надо вкладываться. В подтверждение — опыт эксперта, ведущего хантера рунета Алены Владимирской.

Ой, кажется я ошиблась аудиторией

Поиск аудитории делю на две основные категории: платно и бесплатно. Об этом немного было в первой статье (про бесплатный спам и рекламу), добавлю к общим формулировкам детали, прогнозы и выводы.

Сейчас у меня есть возможность безболезненно экспериментировать и тестировать свои рекламные теории, пробовать все способы продвижения, и я этим пользуюсь — пока нет миллиона подписчиков, взаимных обязательств с другими проектами, рекламных обещаний и побочного продукта и заработка, которые зависели бы от контента. Например, если бы каналы были прогревом моего курса: «Путешествуем по Европе за 500 рублей в день без загранпаспорта». Кстати, осталось всего 3 места!

В поиске и дальше важно учитывать контекст, чтобы не переоценить результаты или наоборот. Может, это не рилз в посте сработал, а была суббота и люди больше времени проводили в телефоне? Или реклама была в новостном паблике и в этот день что-то произошло, все искали и листали каналы в поисках подробностей.

Пример контекста: в 2022 появилось множество чатов и каналов по релокации, зарубежной работе и другим актуальным новостям. Каналы я завела только в ноябре, рекламироваться там (по сравнению с показателями марта и сентября) было глупо. И хайпиться на актуальности так не хотелось.

Наглядные цифры сентября
Наглядные цифры сентября

Изменилось и восприятие контента: то все время читаешь новости, то не читаешь их месяцами, подписываешься на важные проекты, больше их лайкаешь, проверяешь свои посты на соответствие повестке и больше фиксируешь хорошую рутину.

Сегодня будет больше про платную рекламу, но как маленький проект, я честно предпринимаю и партизанские попытки найти людей: например, добавляюсь в тематические чаты и дожидаюсь момента для идеальной нативной и 100% личной независимой рекомендации. Качество этих попыток меняется — иногда это дистиллят из спама, а иногда я отвечаю на вопрос человека постом, в котором есть нужный ответ.

Ой, кажется я ошиблась аудиторией

Как выбрать правильный канал?

По каким ключевым словам одному околотуристическому проекту искать другой туристический проект? Вот таким был первый круг ассоциаций: туризм, иммиграция, релокация, визы, жизнь в Европе, новости для путешественников и так далее. Двигаемся по той же тематике.

В каталоге TGStat большая часть активных туристических оказалась посвящена внутреннему туризму. Они мне не подходят, аудитория совсем не пересекается, хоть и тоже заинтересована в перемещениях по планете. Но они никогда не обещали мне переехать в Дубай, пользоваться ботом и ходить по рекомендованным кофейням, и пообещать такого не могут, даже себе.

Потом поиск стал глубже. У меня каналы про Барселону, Париж и Дубай, названия городов стали основными маяками во второй заход. В TGstat по ключевому слову «Барселона» вывелись футбольные каналы, по «Дубай» мусорные чаты и каналы про недвижимость, по «Париж» — языковые каналы, «Эмили в Париже» и «Бомжи в Париже». В общем, все в Париже, кроме нас.

В третий заход попали языковые каналы, каналы про заведения и недвижимость Москвы, где я хотела прорекламировать канал про Дубай, но пока до этого не дошла. По моим подсчетам, с «недвижимости» пришло бы 368 людей, каждый стоил 163 рубля. Цифра базируется на дневных охватах и классических 3%, которые не только прочитают и заметят, но и подпишутся.

Каталог «Французский язык» в TGStat насчитывает 33 канала, «Испанский язык» — 37, а «Арабский» больше всех — 42, и не один из них нам не пригодится. Тут сразу будет вывод: языковых каналов немного, и хоть размещение в них логично, но большая часть каналов не подойдет из-за формата контента (языковых тестов, книг для изучающих), неактивной аудитории. Да и интерес к языку не равен намерению переезжать.

Четвертый круг: каналы про работу, образование за рубежом, стажировки, инвестиции и финансы. Ещё немного, и таблица пополнилась бы каналами про кулинарию и аниме.

Если кажется, что в своем проекте вы не дойдете до такого далекого круга, то тут все зависит от тематики проекта и подхода. Я готова спорить или завидовать.

После выбора каналов я смотрела на их охваты, узнавала цены, вычисляла накрутки и обращала внимания на красные флаги (красный кружок в TGStat, упоминание канала в 1993746 других каналах и плюс 1938774 подписчиков за раз и когда на запрос цены присылают прайс на 10 других каналов).

Тот самый красный кружок
Тот самый красный кружок

Наблюдение по проблемам:

  • Часть не принимает платежи по расчетным счетам.
  • Часть не отвечает, не подходит по стоимости или отпугивает незаинтересованностью в работе.
  • Аудитории проектов одной тематики сильно пересекаются.
  • Фавориты могут отказать. Моя самая большая потеря: канал шеф-повара из Испании. Авторский, добрый, живой. И не мой.
  • Рекламу я провожу официально, а это значит, что присутствуют договор, акт оказания услуг и подписи на них (у меня уже все готово, только впиши себя, оставь автограф и пришли фото/скан). У админа может не быть самозанятости и сильной заинтересованности в деньгах и работе (чаще второе).

Есть и противоположная история — админ крупного канала сам спрашивает не хочу ли я прорекламиться. Что это? Желание заработать или искреннее внимание? Решайте сами.

  • Нет органического алгоритма продвижения без рекламы. Каким бы классным не был пост, его не покажут на странице «может быть интересно», потому что её тут нет.
  • Бесконечно хочется говорить про отсутствие глубокой аналитики. Из-за этого сложно оценить эффективность рекламы, цифры могут говорить ни о чем, нельзя даже отслеживать места, из которых пришли подписчики. В будущем хочется, чтобы TGStat становился точнее. Сейчас я ещё пробую разных ботов для аналитики, если вы на этом уже роботов съели, то расскажите о своем опыте.

Про сам рекламный пост и его содержание

Кто-то делает один пост с удачным триггером и использует его везде. Например про то, что Европа раздает бесплатные деньги и чтобы их забрать надо только подписаться. Мой внутренний цензор такое не приветствует, только если немножко.

Первый пост рекламы был в предыдущей статье. Сегодня сразу ко второму.

Второй пост — тест эффективности Fomо. Результаты еще горячие: пост вышел 14 февраля и принес гораздо меньше подписчиков, чем ожидалось (опираясь на расчеты и проценты). Помните, я говорила про контекст? Тут он есть: это и 14 февраля, и вторник, и канал, который выкладывает много контента и рекламы, это не авторский проект, а общий, и его много кто не читает.

Ой, кажется я ошиблась аудиторией

Вот как я считаю потенциальных подписчиков: 137000 людей, читают посты в 24 часа 12%, то есть 16440 (совпадает с цифрой TGStat: там средний охват обычного поста 20 111, а рекламного 16 758). Теперь берем живых и заинтересованных 3%, это 493 человека. Подписалось в 4 раза меньше. Пост не будет удаляться, но инструменты мессенджера не позволяют отследить придет ли кто-то по рекламе позже.

Третий пост совпадает по тексту, но по аудитории это должно быть бОльшее попадание. Это первый авторский канал, один из лучших, которые я встречала. Этот ламповый и качественный канал ведет путешественник Иван, передаю ему привет!

По привычной схеме: 32000 подписчиков, читают в первые 24 часа 16% (то есть 5120). 3% от этой цифры — 153 человека. Что получилось в результате? Суммарно подписалось 360 человек, на все группы. Это первый раз, когда цифры себя не только оправдали, но и превысили по качеству и количеству.

Вывод? Подбирать каналы надо тщательнее, анализировать, почему люди подписаны — ради мемов или им нравится то, как автор пишет? И это много-много временных затрат, которые себя окупают.

Ставку в текстах я делаю на пользу и красоту поста, человеческий подход и отсутствие пустых обещаний. Текст рекламы я корректирую, если мне очень нравятся новые посты и я хочу вставить ссылку на них. Или если в дело вмешивается жизнь — вот какой должен был быть заголовок у поста. Из-за событий в Турции от него я отказалась.

Ой, кажется я ошиблась аудиторией

По наблюдениям, больше заходит кликбейт, личные рекомендации и несбыточные обещания. Проваливается то, где нет ссылок, обещаний и полезной информации. Если учесть, что мы уже давно слепо относимся к рекламным объявлениям, интересно, как они в будущем изменятся и что изменится в нас.

Кэш, бабки, флоу, переводы на карту

Цены за рекламный пост разнятся. Минимальная цена, которая мне попадалась — 3000. Максимальная — 75к рублей. Знаю, что крутаны (очень известные и очень крутые) берут и 330 тысяч.

В будущем не планирую тратить на рекламный пост больше 9к.Также мне бы хотелось попробовать прорекламироваться через TStat и Telegram Ads. Но это желание требует денег: больших и ненужных. Плюс сложно посчитать разумность этой траты: становится все больше подписчиков с Premium, они рекламу не видят, но при этом именно они платежеспособная аудитория.

Когда публиковать?

Тут можно играть со временем самостоятельно или смотреть на время постинга других. По этому исследованию, наибольшая активность наблюдается по вторникам, средам и четвергам в 9 или 10 часов утра. Утро середины недели — удачное время на большинстве социальных платформ, включая две запрещенных, принадлежащих одной компании, в Twitter и LinkedIn. Худший день для поста — воскресенье.

Бесплатновые способы

  • Каталоги. Пробовала один, не сработало.
  • Спам. Много времени, но это работает.
  • Взаимный пиар. Тут хочется упомянуть Аветика, который в прошлом году вместе с женой переехал в Дубай и сейчас они ведут канал «Эмигранты в Эмиратах». Это мой первый взаимный пиар, который принес мне больше людей, чем им. Даже на одном посте можно сделать вывод, что короткий шутливый комментарий (который написала я) работает хуже, чем длинный дополняющий.
Ой, кажется я ошиблась аудиторией

Что с рекламой будет дальше?

  • По прогнозам исследовательской компании Magna, глобальный рынок в 2023 году вырастет на 4,8%. Это на 1,5% меньше прогноза, сделанного в июне. Всё из-за ухудшения макроэкономической среды.
  • Продажи цифровой рекламы вырастут на 8%.
  • Видео и дальше будут набирать обороты и станут самым эффективным рекламным форматом.

Прогнозы на 2023 год выглядят более оптимистично: Media Instinct Group ожидает, что индустрия может продемонстрировать рост от 6 до 10%, а OMD OM Group допускает, что рекламный рынок может побить объемы 2020 года (473 млрд рублей).

По словам коммерческого директора VK Ирины Алексеевой, растет спрос на технологические решения и автоматизацию рутинных процессов в рекламе и он будет укрепляться. Из-за того, что рекламодатели стремятся к максимальной финансовой эффективности инвестиций в рекламу и пониманию, что происходит на каждом этапе рекламной коммуникации. Также рекламный инвентарь становится все сложнее. Он включает новые возможности продвижения, игры, работу с мессенджерами, совместные проекты с инфлюенсерами.

Вот тут есть несколько исследований Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), вдруг вам будет интересно: про влияние кризиса на рынок труда в рекламной отрасли, про участие рекламных агентств в социальных проектах 2022, а вот тут про объем рынка рекламы в средствах ее распространения в январе-сентябре.

Мы больше времени проводим в соцсетях, читаем и большие материалы, и маленькие. Восхищаемся рекламой и ненавидим. А что ещё?

Большинство пользователей считают, что реклама в социальных сетях занимает всю их ленту, но это не останавливает их от кликов.

Инфлюенс-маркетинг работает: согласно исследованию, 51% покупателей совершат покупку у бренда, продукт которого рекламирует знаменитость.

8% заявили, что совершат покупку, даже если продукт их не интересует.

Однако 56% сомневаются в искренности мнения инфлюенсера.

В качестве вывода:

Это все отлично работает с продуктом. Моим продуктом станут боты, но пока их нет, и инфлюенс-маркетинг мне не подходит. Ради эксперимента, я бы попробовала заказать рекламу у подкаста или ютубера. Не знаю, насколько это эффективно для канала. Кажется, что работает для сервисов, а еще там сложнее найти там свою ЦА.

И финальное

Сейчас знаю все крупные каналы в лицо, найти идеальный ощущается как невозможно (факторы идеальности: стоимость не в 60к, официальная оплата, отсутствие политического контента и накрутки).

Тратиться на большие каналы не хочется: стоимость высокая, отдача есть, но не проходит по критериям искренней заинтересованности. По результативности они часто оказываются такими же, как молодые каналы, только в х10 дороже.

Надеюсь, что в будущем у Telegram появится своя точная аналитика, возможность отслеживать откуда пришли подписчики по меткам и фильтровать поиск каналов в самом приложении.

Мне понравилась эта статья про рекламу «Рейтинга Рунета»: там другой масштаб, бюджет, аудитория и интересный чужой опыт. Я пролистала их таблицу с каналами, увидела много неизвестных, полюбовалась иллюстрациями и грустно кивнула выводу, что большинству каналов как-то на всё просто плевать.

Буду рада, если вы тоже поделитесь своим опытом в комментах: за или против Fomo, сколько денег готовы тратить и сколько времени обычно уходит на поиск подходящего канала?

77
15 комментариев

не беда, всегда можно извиниться, закрыть дверь и найти свою по табличке на двери и расписанию.

2
Ответить

Тоже так думаю! Исключение: лекция в другой аудитории оказалась интереснее нужной, тогда можно и задержаться

Ответить

я могу это сравнить с тем моментом, когда ты в детстве стоишь на кассе, подошла твоя очередь, а мамы нет, тебе нужно собраться и сказать, что ты ждешь маму
так и тут, тебе нужно собраться и сказать, что ты ошибся, а может даже спросить куда идти ))

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Спасибо и велком! :)

1
Ответить

Рекламу я провожу официально, а это значит, что присутствуют договор, акт оказания услуг и подписи на них (у меня уже все готово, только впиши себя, оставь автограф и пришли фото/скан). У админа может не быть самозанятости и сильной заинтересованности в деньгах и работе (чаще второе).

а еще может у админа принтера нету
а вообще разве фотография документа имеет юридическую силу?

у телеграма есть возможность отслеживать откуда пришли подписчики, заходишь в "управление каналом", "пригласительные ссылки" и создаешь ссылку специально для канала в котором будешь рекламироваться, а по ней уже будет стата количество подписчиков

ну а про тесты креативов... я вообще хер знает как их тестировать в телеге, у меня по одному креативу может быть конверсия и 1,5% и 6% в зависимости от канала, настолько неоднородный трафик, что про достоверность тестов даже говорить смешно

Ответить

Про выводы согласна в том, их надо анализировать не так просто. Надо сделать много реклам, понять что именно сыграло в плюс или в минус, плюс мой любимый контекст. У вас креативы сильно меняются? Прям формат, текст?

Про ссылки знаю, это немного не то.

Айфон делает очень качественные сканы. Я так документы в налоговую отправляю и на работу устраиваюсь, пока никто не жаловался.

Ответить