Инструкция: проверить сообщество во «ВКонтакте» перед покупкой

Что нужно учесть перед сделкой, чтобы не быть обманутым.

С 13 июня продажа сообществ больше не запрещена правилами «ВКонтакте» — соцсеть изменила правила, указав, что администраторы смогут как угодно распоряжаться группами и публичными страницами.

Однако «ВКонтакте» не выступает стороной или гарантом сделки, а лишь даёт возможность передавать права, а значит, возможность обмана со стороны участников сделки увеличивается.

Общие рекомендации «ВКонтакте»

  • Представители «ВКонтакте» рекомендуют составить договор между владельцем и покупателем и подписать его в двух экземплярах. Есть рекомендованная форма.
  • Передавать права может только истинный владелец сообщества — сделка не должна вызывать претензий со стороны третьих лиц, считающих себя владельцами страницы.
  • Для подготовки договора и совершения сделки лучше задействовать юриста и гаранта, а не договариваться напрямую. Гарант должен быть проверенным. Непроверенный гарант может быть частью мошеннической схемы, которую создаёт участник сделки, например, чтобы получить деньги от покупателя и не передать права, или наоборот — не отдать деньги продавцу, передав при этом права на сообщество.
  • Если сообщество закреплено за юрлицом, нужно убедиться, что это продавец, а не сторонний человек. Для этого «ВКонтакте» советует покупателям попросить права администратора и открыть пункт «Руководители» в меню «Участники» для проверки. После оформления сделки можно отменить привязку к прошлому юрлицу и загрузить в системе администрирования новые документы для привязки сообщества.
  • Правилами «ВКонтакте» запрещено менять тематику купленного сообщества — если нарушить правило, его забанят.

На что обратить внимание покупателям сообществ

Перед покупкой нужно изучить метрики. Есть два варианта — обратиться к техническим специалистам или проанализировать самостоятельно.

При самостоятельном анализе нужно: проверить аудиторию на ботов и неактивных пользователей

Для этого можно воспользоваться сервисом AdSpoiler, который покажет долю активных и «живых» пользователей и ботов. Чем выше процент неактивных пользователей, тем хуже.

Максим Сальников
Максим Сальников

Изучить пол и интересы аудитории

Через системы парсинга, например TargetHunter, собрать и изучить аудитории по полу, возрасту и интересам, чтобы определить, насколько они соответствуют тематике для нативной интеграции.

К примеру, для интеграции бизнеса по продаже конструктора нужно обратить внимание на пол (женщины-мамы), возраст (от 22 до 45 лет) и интересы — подписки на другие сообщества, касающиеся женских тематик.

Сравнение подписчиков двух сообществ одной тематики Александр Чижов
Сравнение подписчиков двух сообществ одной тематики Александр Чижов

Изучить возраст аудитории

Определить численность несовершеннолетней аудитории (младше 18 лет). Этот параметр сильно влияет на дальнейшую монетизацию, к примеру, если в планах сделки заработок на продаже рекламы, считает директор рекламного агентства «Студии Чижова» Александр Чижов.

Если монетизация через продажу рекламу в сообществе, то любой заказчик обращает внимание на платёжеспособность. Аудитория до 18 лет в соцсетях традиционно считается неплатёжеспособной, и никто не хочет за неё платить.

Вдобавок к этому, такую аудиторию проще всего накрутить, так как дети подписываются на всё и вся, не понимая, что там вообще за контент.

Александр Чижов, директор «Студии Чижова»

Изучить охват

Это можно сделать через стандартные инструменты статистики, уделив особое внимание охвату подписчиков и виральному охвату.

Эти данные показывают, насколько контент интересен аудитории и как сама «ВКонтакте» оценивает качество контента. По словам Чижова, при покупке сообщества лучше всего опираться на значения вирального охвата и охвата подписчиков — это самая качественная характеристика, в которой «дорого подделывать цифры». Он советует обратить внимание на охват за неделю, месяц и средний охват каждой записи.

Изучить прирост и отток аудитории

Если был резкий скачок прироста за короткое время, скорее всего, аудиторию накрутили перед продажей сообщества. Необходимо смотреть на показатели за несколько месяцев, а не последнюю неделю.

Смотрите естественный рост аудитории без рекламы. Если он есть — это показатель сообщества, которое велось бережно. Вы легко можете посчитать его саморост при поддержании схожего стиля ведения.

Если рост нулевой — не смертельно. Но если сообщество ежедневно теряет аудиторию — это повод значительно сбить цену. За ним, мягко говоря, не ухаживали, либо произошло что-то, пошатнувшее его статус.

Антон Болховитин, основатель рекламного агентства Paprika.Media

Изучить вовлечённость аудитории

Нужно проверить индексы вовлечённости (engagement rate)— ER post, ER view с разбивкой по месяцам. Это можно сделать, например, через сервисы Popsters или AdSpoiler.

Чем выше ER, тем больше аудитория заинтересована в контенте и взаимодействует с ним. Это один из самых качественных показателей для оценки сообщества, считает генеральный директор рекламного агентства Topshare Digital Максим Сальников.

Чем больше количество подписчиков, тем сложнее удержать внимание и добиться хорошего показателя ER. Покупая сообщество с низким ER, будьте готовы к плотной и долгой работе с аудиторией, ведь от этого зависит ваш будущий заработок с площадки.

Меньше интерес подписчиков к сообществу и контенту — это меньше охвата на публикациях и меньше интерес рекламодателей к площадке.

Максим Сальников, генеральный директор Topshare Digital

Перед продажей сообщества владелец может накрутить отметки «Мне нравится» и комментарии, чтобы увеличить ER. Чтобы определить накрутку, нужно сравнить публикации за последние несколько месяцев, количество «Мне нравится» и комментариев.

Заказчики генерируют небольшое количество вариантов комментариев, и с пятого-десятого комментария текст начнёт повторяться Максим Сальников
Заказчики генерируют небольшое количество вариантов комментариев, и с пятого-десятого комментария текст начнёт повторяться Максим Сальников

Первый «звонок» — это аномальные «прыжки» количества лайков на сомнительных публикациях. Второй — отсутствие или малое количество комментариев на публикациях с большим количеством лайков. Это не всегда явные показатели накрутки, но повод задуматься.

Максим Сальников, генеральный директор Topshare Digital

Также нужно смотреть на количество просмотров и материалов в день, считает основатель рекламного агентства Paprika.Media Антон Болховитин. По его мнению, если за день в группе публикуется две-три записи, каждая получит значительно больший охват и может «создать иллюзию успешности».

Возьмём за пример небольшое сообщество в 1 млн человек. Если публикации в нём собирают 50–100 тысяч просмотров — хорошо, если меньше 50 тысяч — плохо. Около 10 тысяч — ужасно.

Это повод снизить цену, ведь если материалы собирают менее 10 тысяч просмотров, то вероятно, что перед вами сообщество с совершено незаинтересованной аудиторией, которая, возможно, уже и не помнит, как в нём оказалась.

Это будет работать с небольшими сообществами от 100 тысяч до 1 млн человек. Если отдельная публикация в них собирает 5–10% просмотров от числа аудитории — очень хорошо. Мелкие сообщества до 100 тысяч человек зачастую имеют приоритет в ленте и получают значительно больше просмотров, крупные анализируйте индивидуально.

Антон Болховитин, основатель Paprika.Media

Изучить источники трафика

Нужно проверить, где пользователи «ВКонтакте» видят контент. Если высокие показатели по прямым ссылкам и внешним сайтам — возможно, была накрутка.

Проверить страйки

Также желательно запросить у продавца информацию о «страйках» сообщества — штрафных санкциях за использование чужого контента без указания авторства, советует Сальников. Каждый активный страйк несёт за собой наказание, например, отключение внешних ссылок. Как результат — покупатель какое-то время не сможет публиковать рекламу.

Максим Сальников
Максим Сальников

Как определить стоимость сообщества

Рынок сообществ до разрешения «ВКонтакте» находился в тени и не сформирован. Существует несколько вариантов оценки, которых придерживались покупатели и продавцы.

Оценка по подписчикам

В этом случае итоговая стоимость определяется ценой за одного подписчика, умноженной на их актуальное число. Стоимость одного подписчика определяется владельцем и рассчитывается по затраченным на рекламу деньгам, объяснил Максим Сальников. Он считает, что в этом случае продавец может завышать стоимость и с ним можно торговаться.

Оценка по выручке

Стоимость сообщества может рассчитываться по его выручке за определённый период, например, за один-два года.

Сообщества получают доход от следующих форматов рекламы: рекламная сеть «ВКонтакте», маркет-платформа, прямая реклама, нативная реклама.

Нужно попросить предоставить информацию о монетизации за последние месяцы, рассчитать средний доход за один месяц и умножить на 12. Это и будет примерная сумма сделки.

Эта формула работает в большинстве случаев, но есть исключения — сверхпопулярные сообщества. Бренды и группы с лицом всегда будут стоить дороже.

Антон Болховитин, основатель Paprika.Media

Оценка по окупаемости общей стоимости проекта

По словам основателя SMM-агентства Social wave Павла Стативки, стоимость оценивается по окупаемости сообщества за 10–12 месяцев, она учитывает как доход проекта, так и его аудиторию.

Стоимость определяется по совокупности многих факторов с учётом методов продвижения, маркетинговой стратегии, способов получения контента и целого ряда статистических нюансов. Даже показатель лояльности аудитории в различных тематиках будет оцениваться по-разному.

Юмористические сообщества всегда активнее, а молодые мамы — менее активны, но более перспективны в платёжеспособности целевой аудитории. Слишком молодая аудитория может быть фантастически активна, но рекламодателей товаров для такой аудитории значительно меньше, чем для сегмента 25–35 лет. Всё же есть то, что можно продвигать и на молодой сегмент.

Сейчас оценку проводят, исходя из показателей рекламной сети «ВКонтакте», маркет-платформы и нативных интеграций. Если же рекламная сеть не подключена, а продавец говорит, что хорошо продаётся прямая реклама, то это тоже можно проверить через аналитические сервисы. Например, с помощью AdSpoiler посчитать количество реклам и понять, есть ли там постоянная реклама или нет.

Павел Стативка, основатель SMM-агентства Social wave

Поиск гарантов и этапы сделки

Поиск гарантов и покупателей можно проводить на проверенных форумах, например, Searchengines, считает Павел Стативка. По его словам, гарантов часто взламывают, а сайты подделывают, поэтому следующим полезным шагом «ВКонтакте» было бы создание доверенного гаранта от имени соцсети, чтобы исключить мошенничество.

Необходимо проверять гаранта — оценивать отзывы, количество сделок, связываться с его предыдущими клиентами и узнавать у них, как проходил процесс сделки.

Сделка и оплата

По словам Павла Стативки, оплачивают с помощью гаранта следующим образом:

  • Покупатель переводит средства на полученные от гаранта реквизиты.
  • Гарант подтверждает перевод.
  • Продавец после подтверждения гаранта передаёт данные для входа (логин и пароль), покупатель проверяет на соответствие страницу и статус владельца. Если всё в порядке, покупатель перепривязывает сообщество на свой номер телефона и меняет почту.
  • Продавец видит сообщение об успешной перепривязке и даёт сигнал гаранту, после которого гарант перевод деньги продавцу сообщества на указанные им реквизиты.

Чаще всего вариант оплаты согласуется под каждый конкретный случай и зависит от суммы сделки, говорит Антон Болховитин. Небольшие сообщества продаются через электронные кошельки, а крупные — при личной встрече, но возможны разные варианты.

Как определить мошенника

Существует несколько возможных способов мошенничества, большинство связаны либо с подделкой статистики сообщества, либо с недобросовестными гарантами.

Основной способ обмана — подмена контактов гаранта, считает Антон Болховитин. Мошенники создают похожие домены сайтов или ники, выдавая себя за известные площадки или людей.

Люди попадаются из-за «срочности» сделки. Схема примерно такая: продавцу пишет человек, готовый к покупке здесь и сейчас, кидает список гарантов, в котором есть одно-два узнаваемых имени или площадки.

Эти самые площадки, вероятнее всего, сайты подмены, полная копия узнаваемого сайта, но с изменением буквы домена. Продавцы частенько не смотрят на это, и деньги за сообщество уходят мошенникам.

Ещё довольно часто часто кидают ссылку на официальный сайт гаранта и при создании чата (чаще всего в Skype) добавляют в чат пользователя (предположительно гаранта), ник которого также отличается одной-двумя буквами.

Skype гарантов часто ломают, и тут уже пользователь никак не застрахован.

Антон Болховитин, основатель Paprika.Media

Также злоумышленники могут узнать номер телефона владельца и восстановить SIM-карту у оператора связи, считает Павел Стативка. Это позволяет захватить сообщество, удалить остальную администрацию и быстро продать его.

Злоумышленники могут предложить провести сделку без гаранта, перевести деньги вперёд без подтверждения и заставлять владельца передать права на сообщество. После этого платёж отменяется.

Чтобы удостовериться, что владелец — не мошенник, нужно попросить добавить в администраторы и проверить его владельцев и администраторов, считает Антон Болховитин. Если же во владельцах фейковый аккаунт, а владелец говорит про потерю SIM-карты или «специальный аккаунт для ведения сообщества» — ему доверять не стоит.

Советы экспертов

Не спешите с покупкой

После снятия запрета на продажу на рынке начнётся вакханалия продаж и, что естественно, мошенников. Если вы хотите приобрести качественное сообщество и не жаждете моментального заработка, лучше дождаться выявления всевозможных мошеннических схем и появления чётких метрик оценки стоимости сообщества. А после чего обратиться к надёжным специалистам.

Если решите всё же покупать сами — внимательно изучите все скачки показателей. Чаще всего любое резкое отклонение от нормального состояния в сообществе — это чьё-то желание вас обмануть.

Александр Чижов, директор «Студии Чижова»

Прежде чем купить, разберитесь, зачем

Перед покупкой нужно ответить на вопрос, с какой целью покупается сообщество, советует Максим Сальников. По его мнению, есть два варианта: распространение собственного контента и заработок на площадке.

В первом случае имеет смысл не покупать сообщество, а развивать собственное за счёт рекламы, чтобы не переплачивать за чужое с большим охватом, считает он.

Крупные сообщества с большими охватами стоят приличных денег. В большинстве случаев для этого варианта (распространение контента) подходит развитие своего за счёт рекламы. Вариант «хочу сразу» частенько оказывается проигрышным, и аудитория начинает терять интерес и уходить, а сообщество умирать.

Второй вариант самый частый. На хороших сообществах можно заработать неплохие деньги, но сразу стоит понимать, что это не просто публикация картинок и шуточек или текстов различной тематики. Сообщество — полноценный бизнес, которым нужно заниматься. Он будет требовать определённых вложений времени, сил и денег.

Максим Сальников, генеральный директор Topshare Digital

Александр Чижов рекомендует перед покупкой сообщества проработать контент-стратегию, чтобы не отпугнуть его аудиторию.

Если вы представляете бренд и хотите таким образом сразу заполучить целевую аудиторию — проработайте грамотную контент-стратегию, которая позволит сделать переход нативным и не отпугнёт аудиторию.

Александр Чижов, директор «Студии Чижова»

Оценивайте маркетинговый потенциал сообщества

Аудитория определяет его потенциал для рекламодателей.

Например, сообщество с исключительно женской аудиторией эффективнее того, где аудитория по гендерному признаку поделена пополам. Поскольку продавцы чисто мужских или чисто женских товаров будут отдавать приоритет размещения той площадке, где совпадение ЦА их товара с ЦА сообщества стопроцентное.

Аналогично с возрастом. То есть иметь сообщество-миллионник с аудиторией 20–30 лет и миллионник с аудиторией 14–20 лет выгоднее, чем иметь сообщество-двухмиллионник с аудиторией 14–30 лет.

Павел Стативка, основатель Social wave

Проводите сделки вживую

Самым безопасным способом покупки станет личная встреча, считает Максим Сальников. Это позволит не только оценить сообщество и задать вопросы его владельцу, но и получить промежуточные акты передачи прав, расписку о получении денег и подписать NDA при необходимости.

Все операции по запросу передачи прав владельца будут сделаны при вас. Продавец не сможет исчезнуть с вашими деньгами. Естественно, не стоит использовать наличные, чтобы не рисковать. В этом варианте особенно актуально запросить у продавца подтверждение получения выручки с сообщества.

Максим Сальников, генеральный директор Topshare Digital
2525
17 комментариев

Судить только по возрасту, что накручена аудитория, серьезно?

5

Внимание на тематику канала, видимо

Серьезно) Она либо накручена, либо нецелевая, если там не сообщество мам, а например что-то из разряда развлекательного паблика "Мы любим своих мам".

Тут дело не только в "до 21", на которое приходится на глаз более 20 %, что дико много для целевых пабликов, так и по дальнейшему возврастному распределению.

1

Не знаю как у других, в прошлом году были прекрасные каналы продаж моей услуги в некоторых группах. Думал развивать свою. В этом году они умерли. Наверное и продвигать там уже не вижу смысла.

2

в 2014 году создал группу и вел себе потихонечку, абсолютно не запариваясь с пиаром и прочей лабудой, добавляя посты пару раз в неделю. За 5 лет, туда набежало 150к человек. В прошлом году продал за 110к.

1

Осталось дождаться того момента, когда Вконтакте еще начнет и регулировать продажу.
Разрешения на продажу ждали многие и давно. Это достаточно крупные деньги, если умеешь раскручивать группу.

быстро канеш меил ввел эту функцию, всего через пару дней после тг 😏