{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Недовольные горожане влияют на городскую среду: объясняем, как мониторинг злых комментов сделает ваш город лучше

Вы удивитесь: от того, что люди матерят коммунальщиков в соцсетях, может быть польза. В статье на примерах объясняем, как исследование соцсетей помогает направить людей гулять на окраины города, оставить туристов ночевать в Плёсе и убрать школу из леса.

Привет! На связи агентство по управлению репутацией Digital Guru. Мы отслеживаем упоминания брендов в инфополе и помогаем бизнесу находить его слабые места. Еще наша команда проводит исследования с помощью мониторинга соцсетей. Изучаем, как улучшать городскую среду, чтобы жители были довольны, а бизнес и городские власти получали от этого выгоду.

В статье рассказываем о мониторинге соцсетей — методе исследования, когда специалисты собирают большие объемы данных и анализируют, что жители публикуют в интернете. Такой способ показывает, с чего начать изменения в городе: пользователи сами сообщают, что их тревожит. Показываем на своих и чужих кейсах, как фото и комментарии в соцсетях помогли перестроить реальные районы.

Как устроен мониторинг соцсетей

Один из вариантов мониторинга соцсетей работает так: специалист собирает базу городских сообществ в соцсетях и включает программу мониторинга. Она собирает все комментарии и публикации пользователей без привязки к конкретным запросам. После их вручную или полуавтоматически проверяют операторы — группируют сообщения по содержанию и вычленяют из них городские проблемы.

Узнавать о городских проблемах можно не только по сообщениям в пабликах — информация есть и в других источниках. Например, по фотографиям местных жителей с геолокацией можно понять, какие районы привлекают горожан. Некоторые исследователи также мониторят районные чаты — это тысячи сообщений в день, которые обрабатывает команда операторов или нейросеть для работы с текстами. Например, тот же ChatGPT.

Мониторинг могут заказывать городские власти и вскрывать проблемы: какие районы не нравятся жителям, на что жалуются горожане, чего им не хватает для комфортной жизни. Бизнес узнаёт о потребностях аудитории: застройщики могут определить благоприятные места для строительства, торговые сети — узнать, где разместить магазины. Показываем ниже на конкретных примерах.

Мониторинг показал, чего не хватает туристам в Плёсе

Плёс — небольшой городок на Волге в Ивановской области. Это один из самых популярных для туризма малых городов. Мы решили узнать мнение путешественников, как улучшить там отдых. Для этого проанализировали более двух тысяч обсуждений в соцсетях с марта 2022-го по февраль 2023-го. Изучали, что публикуют туристы и те, кто только думает отдохнуть в Плёсе.

Выяснили, кто отдыхает в Плёсе. Собрали публикации с упоминанием города и распределили их по полу и возрасту авторов. Узнали, что чаще всего о путешествиях писали взрослые женщины, а молодежь о таком отдыхе упоминала редко.

Половозрастное распределение туристов в Плёсе, исходя из данных мониторинга

Данные о возрасте путешественников помогают спланировать городские мероприятия и адаптировать инфраструктуру для туристов. Если город посещают преимущественно люди старшего возраста, Плёс — не лучшее место для техно-рейва. Стоит подстроить город для неспешных прогулок: добавить больше скамеек и разместить питьевые фонтанчики.

Узнали, откуда приезжают путешественники. Мы посмотрели, какие города в своих профилях указали авторы публикаций. Эти данные разбили на два блока: «зимние» и «летние» публикации. Выяснилось, что зимой поездки в Плёс обсуждали в основном жители крупных городов: Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Иваново. Летом география туристов расширяется: добавляются путешественники из небольших поселений неподалеку, растет трафик из других городов, стоящих на Волге.

На карте показали, откуда приезжают путешественники в Плёс. Чем больше окружность на изображении — тем больше туристов приезжает из поселения

Нашли важную туристическую проблему Плёса. По комментариям пользователей мы поняли, что большинство (50,6%) приезжает в город на выходные, а 42% туристов останавливаются всего на день. Причина тому — чрезмерно дорогие гостиницы. Множество пользователей жалуются на это в комментариях.

Комментарии туристов, которые ездили в Плёс. В сообщениях проявляются дополнительные детали — например, что в соседних городах можно переночевать дешевле

Сообщения туристов о дорогом ночлеге — явный намёк предпринимателю: «открывай недорогую гостиницу, и от посетителей не будет отбоя». Администрация города тоже может поучаствовать: например, переговорить с губернатором о программе поддержки для бизнеса. Широкий туристический поток окажется на руку всем сторонам.

По комментариям мы также узнали, какие места в Плёсе ругают туристы, а по фото с геолокацией — какие места пользуются популярностью. Все эти данные мы предали огласке, чтобы помочь городу развиваться.

Комментарии в соцсетях показали запросы защитников леса в Троицке

Ситуация: в школах Троицка уже несколько лет недостает места для учеников. Классы переполнены, приходится ютиться в небольших кабинетах. Чтобы решить проблему, власти решили построить в округе школу-гигант на 2100 учеников. Естественно, посреди леса ¯\_(ツ)_/¯

С помощью мониторинга мы хотели узнать, какую реакцию вызовет постройка школы в лесу и стоит ли вообще начинать проект. Работали по известной схеме: собрали комментарии в соцсетях, систематизировали и проанализировали их. Все оказались преимущественно негативными.

Пользователи находят десятки аргументов против постройки школы. В защиту проекта почти никто не высказывается

Комментарии явно нацелены против строительства школы, но мотивация у жителей разная. Кто-то переживает из-за вырубки леса, другие — из-за возможных пробок, а третьи — из-за наплыва жителей других городов. Чтобы разрешить городской конфликт, с каждой такой группой требовалось бы работать отдельно.

Всего пятая часть жителей поддерживала строительство новой школы. Все остальные встретили идею с негативом

Несмотря на возмущения жителей, школу всё же начали строить. Из этого раздулся большой скандал: люди выходили на митинги, подписывали петиции, обращались в органы власти и даже затевали драки. В группе во ВКонтакте «За сохранение Троицкого леса» собралось 2300 человек, и активисты до сих пор борются с застройкой. О Троицке рассказывали Артемий Лебедев, НТВ, Коммерсантъ и другие СМИ. Договариваться с жителями никто не стал, поэтому они всеми силами саботировали строительство.

Кадр из выпуска Вести-Москва «Строительство новой школы вызвало протесты». Картину протестов освещали на канале «Россия-1»

Во время мониторинга соцсетей мы выявили и другие проблемы, которые беспокоят горожан:

Транспортная инфраструктура плохо развита. Люди постоянно жалуются на пробки, неухоженные дороги, отсутствие парковок. Общественный транспорт ходит слишком редко, чтобы быть эффективным.

Люди фотографируют очереди на остановках и выкладывают в городские сообщества. Такие публикации собирают уйму гневных комментариев

Коммунальщики в некоторых районах не убирают мусор и снег. Жители с энтузиазмом фотографируют груды мусора и огромные сугробы. Выкладывают фотографии в городские группы и сопровождают едкими комментариями. Проблема с мусором встречается во многих городах, но мониторинг показывает, где она проявляется острее всего.

Подборка постов о работе ЖКХ от местных жителей: они показывают фотографии крыс на детской площадке и огромных сугробов во дворах

Мониторинг соцсетей помог бы и властям, и застройщику. Аналитика бы вскрыла возможные риски. Специалисты оценили бы масштаб протестов, определили группы активистов. Сообщения в соцсетях показали основные переживания горожан — проблемы можно было бы обсудить на общественных слушаниях, а застройщик мог бы учесть пожелания жителей или постараться убедить аудиторию. Так стройка прошла бы без конфликтов.

Фото ночного Нового Арбата улучшили улицы в Москве

В 2015–2017 годах улицы Москвы обновляли по программе «Моя улица», которую разрабатывала консалтинговая компания КБ «Стрелка». Специалисты организации изучают города и составляют рекомендации по их изменению. После изменения улиц нужно было оценить эффект от благоустройства, чтобы масштабировать успешные практики вроде расширения тротуаров. Этим занялись исследователи одного из отделов КБ «Стрелка».

После обновления Нового Арбата возникло подозрение, что новое освещение не понравится местным жителям: здания ярко светятся и могут мешать спать. Специалисты «Стрелки» изучали в том числе и фотографии, которые публикуют пользователи соцсетей. По постам эксперты оценивали, как изменилась привлекательность улицы:

Улица стала комфортнее и безопаснее. Доля ночных фотографий выросла с 18% до 32%. Значит, люди чувствуют себя защищенно на обновленной улице и не боятся гулять по ней ночью.

Новый Арбат стал привлекательнее для семейных прогулок. Количество фото с детьми увеличилось втрое. Тротуары стали шире, увеличилась пешеходная зона. Гулять с колясками и маленькими детьми стало удобнее.

На улице стало больше активностей. Количество видов досуга на фотографиях увеличилось в два раза. На улицах стало больше экскурсий, а музыканты и танцоры стали чаще выступать под открытым небом.

Фотографии, которые приводит «Стрелка» в презентации исследования. На них видны изменения, которые произошли на улице после обновления

Мониторинг показал, как жители Москвы и туристы восприняли изменения улиц. С помощью этих данных специалисты проанализировали, какие практики городских изменений люди встречают с воодушевлением, а какие — с досадой. Наиболее удачные решения можно масштабировать и реализовывать на других улицах.

Посты ВК показали, что изменить в Череповце

Команда Digital Guru искала подходящий город, чтобы утолить свой исследовательский интерес. Подбирали город средних размеров, в котором ведут проекты благоустройства. Выбрали Череповец. Мы захотели узнать, каких улучшений хотят местные жители — провели исследование, которое выявило проблемы и пожелания.

Чтобы разобраться в городских проблемах, мы проанализировали посты и комментарии в пяти крупных сообществах о Череповце. Собрали публикации об основных проектах благоустройства, а затем сегментировали по районам, оценили масштаб и вынесли количество оценок на карту.

Показали на карте, какие новые городские проекты обсуждают чаще всего. Чем больше диаметр — тем больше упоминаний. Красным цветом выделили объем негативных сообщений, бирюзовым — позитивных

Когда определили проблемы благоустройства, мы сделали карту более точной. Все обсуждения распределили по темам — так стало ясно, с чем связаны жалобы местных жителей. Например, в восточной части города часто жаловались на ЖКХ, а в западной — на дороги.

Размер кругов на карте отражает масштаб обсуждений городской инфраструктуры. Чем шире фигура — тем больше комментариев о проблеме в соцсетях

С помощью мониторинга мы поняли, что жители следят за изменениями в городе: критикуют проекты и вносят собственные предложения. Отсюда можно почерпнуть много идей: от того, что городу нужно больше зелени, до возвращения Советскому проспекту исторического названия. Все эти идеи находят поддержку в соцсетях.

Анализ фотографий с геометками определил общественные пространства, которые стоит развивать

В течение двух лет исследователи КБ «Стрелка» изучали, как горожане из разных округов Москвы используют общественные пространства. Специалисты проводили интервью с местными жителями и анализировали пять миллионов фотографий в соцсетях с геометками. Рассказываем о самых наглядных результатах:

Чаще всего люди гуляют в благоустроенных районах. Самые популярные точки для отдыха — места, которые преобразили по программе «Моя улица». В них максимально высокая активность по соотношению фотографий на улице и в помещении.

Разрыв по активности между благоустроенными улицами и остальными районами колоссальный. В районах, где улучшали городскую среду, сделали почти ⅔ фотографий. Они обозначены на карте более светлым оттенком

Горожане чаще гуляют в скверах и парках рядом с домом. Им нравится спокойствие и большое количество зелени. Аудитория с детьми редко гуляет в центре города и отдает предпочтение периферии.

По вечерам семьи гуляют вблизи жилых домов и не едут в отдаленный центр. Места, где люди чаще бывают с детьми, показаны на карте более темными цветами

Половина фотографий туристов сделана всего в семи районах Москвы. Это места рядом с центром. Так происходит из-за того, что о других туристических местах недостаточно информации в сети. Чаще всего путешественники посещают локации, описанные в Tripadvisor.

Почти все туристы стекаются в центр, в то время как более удаленные, но интересные районы остаются без внимания. Районы с большим количеством фото показаны на карте более светлыми участками

Подобные исследования показывают, какие места стоит активнее благоустраивать, для каких групп адаптировать изменения. Становится ясно, каким локациям недостает внимания — о них стоит чаще рассказывать в СМИ и создавать там точки притяжения, чтобы людям было интересно посещать эти места. В конечном итоге изменения сделают жизнь горожан комфортнее, а путешествия туристов — интереснее.

Мониторинг социальных сетей позволяет бизнесу и власти быть в курсе городской повестки. Предварительные исследования экономят бизнесу деньги: предприниматели заранее узнают, какие проекты лучше перенести или вовсе не начинать. Городские администрации держат более тесный контакт с местными жителями и делают их жизнь комфортнее и безопаснее.

Если вы развиваете крупный проект и хотите провести городское исследование — напишите нам. Мы соберем данные в соцсетях, систематизируем и проанализируем их. На выходе вы получите подробную аналитику, которая покажет, как менять город.

0
37 комментариев
Написать комментарий...
Бинарный Ёж

Не скрепно как-то. Можно просто запретить писать злые комменты.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова

Это ж мастхев интернета

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Заярная

Круто конечно, но вот в Новосибирске нашего мэра в пабликах полощат уже неприкрытым текстом. Фразы типа "ямы по Локоть" (Локоть — фамилия мера), "Пылесибирск" — просто классика.
Местной власти абсолютно наплевать, ничего не меняется. А одной из ям на дороге даже сделали страничку в соцсетях — "Яма на Котовского", туда приносят шарики, празднуют юбилеи ямы и тп.

Предложите свои услуги Новосибирску, пожалуйста))) Вдруг!

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Обратимся :)

Ответить
Развернуть ветку
Алла Понаморева

ой, и Ростову-на-Дону тоже предложите :-) а еще желательно разработать сервис, который внушит городским властям мысль, что этими данными нужно реально пользоваться на благо города ))))

Ответить
Развернуть ветку
Родитель 1

Пфф, власти не до ваших проблем. Там серьезные люди сидят, серьезные проблемы решают. От наты надо защищаться, геи наступают со всех фронтов, в конце концов казна сама себя не разворует.

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

У вас какое-то странное представление о властях. Думаете, специалист в районной управе занят внешней политикой? Или все же больше за местными дворниками следит?

Ответить
Развернуть ветку
Anfilatova

мне кажется, в каждом городе есть своя яма котовского, просто многие уже смирились с этим и не обращают особого внимания

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова

Хоть где то помогли негативные комменты
У нас в чатике дома постоянно орут в пустоту и, есессна, ничего не происходит

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Артемова

О боже, чатик дома) У нас в нем регулярно хотят запретить ДЕТЕЙ.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Заярная

А еще собак))

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова

это обязательно
У нас недавно хотели запретить ещё бабушек и дедушек на детской площадке

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Артемова

Они то чем насолили?)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Валетов

да они там походу вообще все запретить хотят

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Чаты соседей - это отдельный интересный мир. При желании из них можно черпать просто гигантский объем интересных данных для девелоперов, например, но, к сожалению, пока до понимания важности инструмента дошли не только лишь все

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Артемова

Визуал в этой статье просто отдельное искусство, вы молодцы

и здорово, что разбирали проблему на примерах небольших городов, а то вечно подобные проекты возникают в Москве, Питере — всем таком

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Спасибо! Тут еще есть нюанс: не получится просто взять и сделать разбор жалоб по всему Санкт-Петербургу или Москве (точнее, получится, но на это понадобится гораздо больше ресурсов, чем на анализ небольшого города).

Ответить
Развернуть ветку
Мария Асланиди

Мне кажется, горожане сами лучше любого мониторинга знают, что и где у них в городе не так. Проблема в том, что власти не слушают, им плевать и на дыры в асфальте, и на гололед.

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Мы довольно активно следим за сообщениями в районных группах Москвы, там хорошо видно, что, как минимум, часть жалоб властями отслеживается и проблемы решаются довольно быстро (до нескольких часов, если речь идет, например, о сломанной урне или неубранном мусоре).

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Лепнёва

Прекрасный материал, и не только для идей по анализу городской среды. Замечательные насыщенные презентации данных. Спасибо! К сожалению, мониторинг и аналитика (в том числе городского хозяйства) как процессы дорогие, не везде "в почете", что заметно по комментариям. Удачи авторам!

Ответить
Развернуть ветку
Мария Соболева

а правительство не пыталось этот инструмент как-то поставить прям на службу своих интересов? Я имею в виду, что если это так клево, поч все мерии до сих пор не пользуются таким мониторингом?

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Такой метод мониторинга активно применяется и используется. Многие в том числе города используют мониторинг для своих задач (например, для оперативного устранения коммунальных проблем)

Ответить
Развернуть ветку
Абырвалг Абырвалг

Вагон очевидных проблем, которые десятилетиями не решаются, мониторинг для них не нужен и проблема явно не в локализации таких проблем.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Таки не понял у вас хоть кто то купил эти исследования? Или вы их публикуете а потом шантажируете администрацию?

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Эти исследования мы делали самостоятельно. А по поводу последнего вашего предложения... Ну зачем вы так? Нехорошо

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Юмор же....

Ответить
Развернуть ветку
Майнкрафтер Фирамир

Классный, но криповатый материал)
Вроде и дело хорошее, а вроде и не покидает ощущение, что за тобой наблюдает большой брат

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Большинство людей об этом и не задумывается, да. А так, да, многие комментарии в городских и районных чатах и группах мониторятся и анализируются

Ответить
Развернуть ветку
Марина Супранёнок

Сразу вспоминаются комменты про уборку снега в спб)))

Ответить
Развернуть ветку
Константин Петровский

У нас в городе видимо интернет в администрацию так и не провели.. иначе бы хоть что-то поменялось наконец.

Ответить
Развернуть ветку
Абырвалг Абырвалг

Это все здорово и работает, когда проблема именно в поиске и локализации недостатков.
У нас в подавляющем большинстве случаев проблема в том что всем ******* потому что дачи сами себя не построят и внж в теплых странах не купятся.
Проблем настолько много и они настолько очевидны, что данный сервис ничего особенного не дает. Он в нынешних реалиях в общем то и не нужен.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Vetrov

А я всегда считал этот бугурт абсолютно бесполезным занятием. Интересненько

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Топалов

Вообще если анализировать негатив, но только конструктивный негатив, можно улучшить не только город, но и любой бренд

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Все так

Ответить
Развернуть ветку
Jaroslav Safyan

У вас сайт поломан. Не открывается. А чем вы социальные сети мониторите?

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Спасибо за сигнал, разберемся.
Мы обычно используем Brand Analytics

Ответить
Развернуть ветку
А. Иванова

Наши градоначальники всех кто недоволен и пишет о проблемах просто банят! Сейчас в чате мэра Железноводска Е.Бакулина только рукоплескатели. Всех кто хоть как то возмущался- он удалил из чата- забанил! Смайлики оставили только положительные ные. Каа можно в этой ситуации что то отслеживать? Не смешите.

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда