Как работают алгоритмы социальных сетей

Все социальные сети работают на базе искусственного интеллекта. Алгоритма действий, по которому какой-то контент продвигается, а другой остается в тени, нет. Но есть сигналы, по которым ИИ понимает, что показать конкретному пользователю и в какой последовательности

Разберем на примере Instagram сигналы, на основе которых работает система рекомендаций, и кто ею управляет. Берем Instagram, потому что это наиболее прозрачная соцсеть.

У каждой соцсети и внутри них у разных форматов контента свои принципы рекомендаций и сигналов. Они постоянно меняются по мере того, как система обучается и совершенствуется. Для справки, у одного Instagram более 1000 моделей ИИ. Поэтому можно игнорировать предложения типа "Купите курс, и я расскажу секрет, как набирать миллионы просмотров в Reels", "Секрет алгоритмов" и подобное. Алгоритмы могут измениться в любой момент — ещё до того, как вы пройдёте курс.

Во всех соцсетях вы сами выстраиваете ленту, возмущение "почему я это вижу?" неуместно. Instagram пошел ещё дальше и сделал отдельную кнопку под каждой единицей контента "Why Am I Seeing This?" Даже рекомендательный контент, который встречается после просмотра ленты в Instagram или в разделе explore строится на основе вашего индивидуального пользовательского опыта.

Как работают алгоритмы социальных сетей

Раздел интересное или рекомендации

Разделы и во ВКонтакте, и в YouTube, работают по примерно одинаковому порядку. Вот как это происходит в Instagram в разделе интересное:

  • Сбор данных — всего контента, который соответствует правилам. Запрещенное правилами сюда не попадает.
  • Анализ сигналов — система анализирует входные сигналы. О них поговорим чуть позже.
  • Ранжирование контента — в начале вкладки "интересное" вы увидите тот контент, который система определила как более ценный для вас.
Как работают алгоритмы социальных сетей

В каких-то соцсетях добавляется применение дополнительных фильтров и составление прогнозов. Но базовый алгоритм состоит из трёх пунктов.

После клика на какой-то пост, reels или карусель включается следующий этап алгоритма, который рекомендует похожий контент на основе того, на что вы нажали. Подробнее об этом читайте тут.

Сигналы

Их очень много, и все их знать не обязательно. Достаточно базово понимать, каких действий “хочет” от вас алгоритм соцсети.

Например, для ленты рекомендованное:

  • вероятность, что вы нажмете на публикацию;
  • вероятность, что вы нажмете "Не интересует";
  • вероятность, что вы поделитесь публикацией;
  • вероятность, что вы поставите "Нравится" публикации;
  • вероятность, что вы подпишетесь на автора публикации;
  • вероятность, что вы сохраните публикацию.

Для сторис:

  • вероятность, что вы ответите на историю после ее просмотра;
  • вероятность, что вы перейдете к следующей истории;
  • прогнозируемое количество времени, которое вы потратите на просмотр историй;
  • вероятность, что вы и автор истории — родственники или друзья;
  • вероятность, что вы сделаете репост просмотренной истории.

Для Reels:

  • прогнозируемое время, которое вы потратите на просмотр определенного видео Reels;
  • вероятность, что вы сделаете репост видео Reels;
  • вероятность, что вы подпишетесь на автора видео Reels;
  • вероятность, что вы просмотрите видео Reels в течение менее трех секунд.

Список бесконечный.

Reels

Система на основе ИИ, регулирующая показ связанных видео Reels в Instagram, автоматически выбирает ролики, которые с большей вероятностью вас заинтересуют или побудят к взаимодействию, а также определяет порядок их воспроизведения.

Прогнозы системы основаны на ряде факторов, включая информацию о том, на кого вы недавно подписались, с чем взаимодействовали и какому контенту поставили "Нравится".

Как видите, какого-то значимого отличия от раздела “рекомендованное” нет. По прежнему важно: реакция пользователя на контент, реакция на профиль, вступание во взаимодействие с автором и сохраняемость.

Как работают алгоритмы социальных сетей

Истории

Показ историй в Instagram и в ленте, и в reels персонализируется на основе ваших действий. Если вы не хотите видеть чью-то историю, скройте ее или отпишитесь от акккаунта. Если хотите видеть истории от этого человека выше в ленте: досматривайте, взаимодействуйте и пересылайте.

Instagram учитывает огромное кол-во сигналов, о существовании которых могут не знать даже очень опытные пользователи и SMM-щики.

Для примера:

  • вероятности того, что у вас есть связь с автором истории за пределами Instagram;
  • количество сообщений, которыми обменялся автор истории;
  • среднее дневное и максимальное время, потраченное вами на просмотр историй;
  • количество просмотров вами историй автора;
  • времени суток в вашем местоположении;
  • платформы устройства, на котором вы просматриваете контент (сеть, Android или iOS).
Как работают алгоритмы социальных сетей

Резюмируем

Алгоритмы динамичные, меняются постоянно, причем индивидуально для каждого пользователя. Поэтому все рекомендации типа “включи музыку чтобы попасть в топ”, быстрый текст, чтобы видео досматривали, секреты сторис, секреты reels — абсолютно беполезны.

Instagram дает органический охват почти всем открытым аккаунтам, если публикации соответствуют правилам.

Для любой социальной сети важна реакция пользователей на их контент. Каких-то конкретных цифр нет, но важно:

  • удержание (сколько смотрят, смотрят ли повторно);
  • просмотр другого вашего контента и подписки (перейдет ли пользователь на ваш профиль, будет ли смотреть что-то еще, как часто смотрит, подписался ли после просмотра);
  • взаимодействие (лайки, комментарии, сохранение);
  • распространение (пересылка друзьям, в каналы, репост в сторис, отправка себе, пересылка в другую соцсеть).

Выводы

Отношение лайков/комментариев/сохранений к просмотрам — не самый важный критерий. Главное — чтобы пользователь хотя бы на несколько секунд удержался. И далее включаются остальные сигналы, которых тысячи, и которые все имеют важность. Много лайков не равно много просмотров, то же самое касается любого другого показателя.

Блоги с большой аудиторией набирают органический охват за счет того, что весь их контент на старте имеет толчок от подписчиков, которые создают большинство позитивных сигналов. Как следствие, если у блогера 100.000 подписчиков, а видео собирают по 30.000-50.000 просмотров, в этом нет ничего особенного. Гораздо важнее — динамический стабильный рост подписчиков на дистанции.

Социальные площадки в массе становятся более прозрачными. У того же Instagram, данные которого я сегодня освещал, они находятся в открытом доступе. Такая же информация есть и у ВКонтакте, и y YouTube. Цель — донести до аудитории, что они сами выстраивают показы контента в ленте и сами продвигают те или иные блоги.

Информацию касательно сигналов и алгоритмов можно дополнительно изучить в справке Meta.

Больше подобного контента читайте в моем telegram канале

1212
реклама
разместить
6 комментариев

Жду разнос алгоритмов ВК. Мне очень интересно, как работает их ИИ, если просто написав человеку сообщение, ты будешь ещё долго встречать в ленте его посты. Даже если они противоречат твоим интересам.

1

Соц сети точно слушают о чем мы говорим и подбирает алгоритмы исходя из этого

😂 У меня также супруга считает, у нас скоро свадьба, так у нее весь Инстаграм с свадебных рилсах, думает, что они все подслушивают)

Точно слушают? Откуда узнали?

Важное правило любой информации в эфире "правило 15 секунд" из за этого такая бешеная конкуренция у всех операторов, которая и формирует информационное пространство, ритм жизни и потребление с производством.