Трудоустраивайтесь поудобнее: история HeadHunter

Трудоустраивайтесь поудобнее: история HeadHunter

Сервис по поиску работы HeadHunter начинался как небольшой проект, а вырос в серьезный бизнес с выручкой более $100 млн в год. История одной из самых успешных и популярных технологической компании России в нашем материале.

От плотника до бизнесмена

История HeadHunter началась в 1990-х. Тогда 23-летний Михаил Фролкин, у которого было два незаконченных высших образования, а также опыт работы плотником, устроился в крупное кадровое агентство «Анкор». Набравшись опыта, он решил открыть свое дело. Тогда же к нему обратился бизнесмен Михаил Фридман, который попросил Фролкина найти председателя правления для Альфа-банка.

Сервис был запущен 23 мая 2000 года. Вначале он назывался National Job Club, а в HeadHunter был переименован в 2003 году. Еще позже стал называться просто hh.ru. Кстати, этот домен Фролкин выкупил за $15 тыс. А одноименный товарный знак был зарегистрирован в декабре 2007 года.

Изначально сервис специализировался на подборе топ-менеджеров и руководителей среднего звена для статусных работодателей. Однако потом концепция изменилась.

В 2007 году база насчитывала уже один миллион модерируемых резюме, а сеть представительств была в регионах РФ и странах СНГ. Также HeadHunter присоединился к международной ассоциации рекрутинговых сервисов The Network, позволяющей находить работу за рубежом.

В 2008 году Фролкин поменял свою долю в компании на акции Mail.Ru Group, заработав на этом около $60 млн. Часть денег он инвестировал в проект вьетнамского поисковика Coc-coc.

Сейчас поиск hh.ru использует искусственный интеллект, а сайт обрабатывает до 3000 запросов в секунду. Каждый месяц на портале появляется более полумиллиона вакансий.

Успешный выход на биржу

HeadHunter — лидер своего сегмента и растет быстрее остальных конкурентов. Выручка онлайн-платформы за последние пять лет, с 2017 года по 2021 год, увеличилась в 3 раза — с 4,734 млрд до 15,967 млрд рублей.

В 2019 году hh.ru вышел на американскую биржу NASDAQ, где его оценили в $675 млн. Это было первое IPO (размещение акций) российской технологической компании почти за шесть лет. Спрос на акции HeadHunter в десять раз превысил объем предложения, а стартовая капитализация уже спустя сутки выросла почти на четверть, до $837 млн.

По оценке Goldman Sachs, по итогам 2023 года доля HeadHunter на российском рынке увеличится с 54% до 60%.

Интеллектуальная собственность

В 2018 году HeadHunter перешел на цифровое управление товарными знаками на платформе «Онлайн Патент». Тогда объем портфеля товарных знаков компании составлял более 60 объектов. Летом 2018 года на платформе была проведена консолидация данных о зарегистрированных товарных знаках и заявках HeadHunter по России.

Портфель продолжает расти. Так, в 2020 году компания получила патент на способ автоматизированного поиска релевантных резюме и вакансий для рекомендательной системы Умного поиска с использованием машинного обучения.

Суть изобретения сводится к применению алгоритма сжатия данных из резюме и вакансий с минимальной потерей смысла. Это значительно ускоряет их обработку, обеспечивая при этом выборку релевантных по тексту и смыслу документов из миллионов резюме и сотен тысяч вакансий за сотни миллисекунд.

Также в патентном портфеле предприятия 4 патента на промышленный образец. Компания таким образом защитила дизайн своего сервиса.

Но были и неудачи. Так, в 2021 году Роспатент отказал HeadHunter в регистрации шести товарных знаков («Людей ищут на», элемента «hh.ru» и других). Ведомство указало, что входящий в состав обозначения элемент «hh.ru» относится к неохраняемым, поскольку представляет собой сочетание двух согласных букв «hh», не имеющих словесного характера и графического исполнения.

Компания заявила, что уже имеет ряд товарных знаков, в которых элемент «hh» является охраняемым, но Роспатент аргумент не принял.

Через HeadHunter ищут и вице-губернаторов, и уборщиц, отмечал в интервью гендиректор HeadHunter Михаил Жуков. «Очень боимся что-нибудь упустить или пропустить. У нас есть такая присказка, что наш главный конкурент — это тот, про которого мы еще ничего не знаем», — говорил он.

99
Начать дискуссию