{"id":14288,"url":"\/distributions\/14288\/click?bit=1&hash=7892f9ec59fbe57cbbf7dc08e942a15777e95f336ce498c73b1574f3c858cf79","title":"\u041c\u043e\u0434\u0435\u043b\u044c \u00ab\u041a\u0443\u043f\u0438 \u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441, \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u00bb \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Телеграм обогнал ВКонтакте — но не обогнал. Что происходит?

Короткий разбор: кто на самом деле лидер российского рынка соцсетей

10 августа «Коммерсантъ» со ссылкой на Mediascope сообщил, что аудитория Телеграма в России обогнала по размеру аудиторию ВКонтакте — то есть, проект Павла Дурова стал самой популярной соцсетью страны (даже с поправкой на то, что формально это мессенджер).

В тот же день свой отчет опубликовали и VK. Ее представители начали поправлять многие каналы и медиа, указывая, что лидером российского рынка остается именно социальная сеть ВКонтакте.

Третий отчет за день опубликовал ВЦИОМ — и, согласно его данным, Телеграм уступает не только ВКонтакте, но Тиктоку, официально ушедшему из России уже больше года назад.

Что же происходит на медиарынке, что все источники выступают с разными заявлениями — но при этом у каждой находятся подтверждающие эти заявления цифры? Давайте разбираться.

Начнем с Mediascope. Согласно их данным, Телеграм действительно обогнал ВКонтакте по популярности в России — почти на два миллиона пользователей. Проблема в том, что это лишь один из показателей.

В отчете Mediascope одновременно приводятся две метрики: дневная и месячные аудитории, DAU и MAU. И если смотреть на DAU, лидирует Телеграм — 54,3 миллиона человек против 52,6 миллиона у ВКонтакте.

Но в том же отчете есть и MAU — и по нему лидирует уже ВКонтакте (87,6 миллиона человек против 81,2 миллиона у Телеграма). И именно на MAU, только без отсечки пользователей младше 12 лет, опирается отчет VK.

Вы можете каждый день пользоваться Телеграмом — но стоит лишь один раз случайно нажать на пуш о чьем-нибудь дне рождения или открыть из поиска страницу какого-нибудь заведения, и вы попадает в категорию людей, которые «раз в месяц пользовались ВКонтакте»

Кристина Утробина, Expert Media Manager DeltaClick x Dinnovate Group

Стоит заметить, что MAU Телеграма тоже растет — пусть и не так стремительно, как DAU. С марта 2022 года месячная аудитория мессенджера увеличилась на 22% — с 66,6 миллиона до 81,24 миллиона человек. MAU Вконтакте за то же время выросла лишь на 6%.

Правда, есть еще одна деталь. Если подставить точкой отсчета начало 2023 года, то MAU ВКонтакте и вовсе сократилась — пусть и в пределах одного процента. Из семи месяцев 2023 года, данные по которым публикует Mediascope, MAU ВКонтакте росла лишь в марте и в июне.

MAU Телеграма же за текущий год падала только один раз, в апреле, в пределах -0,4%. Зато в июле, по данным Mediascope, месячная аудитория мессенджера выросла сразу на 5,8% — или, если считать в абсолютных значениях, примерно на четыре с половиной миллиона пользователей.

Мы не до конца уверены, что послужило причиной такого буста аудитории. Основным виновником кажутся мятежные события, за которыми в начале месяца многие следили именно в неподцензурном Телеграме. А вот в то, что на ситуацию как-то повлияло появление сторис, верится с трудом

Кристина Утробина, Expert Media Manager DeltaClick x Dinnovate Group

Впрочем, при всей разнице темпов роста, обогнать ВКонтакте по месячной аудитории Телеграм сможет еще не скоро. По достаточно грубым оценкам, без серьезных пиков вроде июльского и при сохраняющейся стагнации ВКонтакте, только на уравнивание уйдет около двух лет.

Что касается исследования ВЦИОМ. В нем приводится еще одна метрика: количество времени, которое пользователи проводят в том или ином сервисе. В тройке лидеров — ВКонтакте, Тикток и Телеграм.

Но и тут есть нюансы. Согласно релизу ВЦИОМ, респонденты «заполняли вопросник онлайн». То есть те средневзвешенные значения, которые мы видим в этом исследовании — это округление от приблизительного.

Из этого исследования есть только один вывод: в России самыми популярными являются именно эти три соцсети. Но и этот вывод не очень точен, так как в опросе нет YouTube — а его цифры, согласно Mediascope, очень близки к показателям ВКонтакте и Телеграма

Кристина Утробина, Expert Media Manager DeltaClick x Dinnovate Group

Ранее наши эксперты также разбирались, что не так с новой соцсетью Марка Цукерберга Threads — и почему потенциальный конкурент Твиттера стал очень спорным проектом уже спустя пару недель после запуска.

А в мае наше digital-агентство DeltaClick исследовало, насколько успешно продвигается замещение Тиктока на российском рынке коротких видео — и поговорило об этих динамиках с несколькими популярными тиктокерами.

Больше обзоров важных событий, а также записей с крупнейших конференций и историй успешного применения маркетинговых практик вы найдете в нашем новом телеграм-канале «Точки опоры»

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда