{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как понять проблемы города, даже не приезжая в него: 8 способов, которыми пользуются власть и бизнес

Типичная ситуация: большущий завод хочет понравиться горожанам и построить что-нибудь полезное. В итоге устанавливает детскую площадку среди пустыря и турники в спальном районе с бабушками — объекты просто без дела ржавеют. В статье объяснили, как избежать таких ситуаций, и подкрепили все реальными кейсами.

Привет! На связи агентство по управлению репутацией Digital Guru. Мы выясняем, что о брендах пишут в медиа и на основе этого анализируем, как сделать бизнес привлекательнее для покупателей. А еще уже шесть лет проводим городские исследования — узнаём, что нужно жителям, чтобы инфраструктура становилась уютнее и безопаснее. В статье рассказываем, как с помощью аналитики мнений понять, что нужно горожанам, и как бизнесу и администрации попасть в их запрос.

У урбанистов есть много способов офлайновых исследований вроде общественных слушаний и уличных опросов. Мы в Digital Guru работаем в интернете, поэтому и исследования предпочитаем онлайновые. Обычно для исследований в сети способы такие:

Как градостроители изучают города в сети

Анкетирование — у горожан в интернет-опросе напрямую спрашивают, что им нравится в городе, что нет и что стоит изменить.

Сбор обратной связи — администрация или крупная компания запускает сервис или приложение, где горожане пишут жалобы и предложения.

Анализ трафика — аналитики отслеживают местоположение телефонов. Это обезличенные данные, которые показывают, как путешественники перемещаются по туристическим местам.

Мониторинг социальных сетей — исследователи собирают комментарии, сообщения в открытых чатах, посты и фото пользователей. Сортируют их по географии публикаций и характеру сообщений — так определяют проблемы и запросы горожан.

Чтобы получить достоверную информацию о настроении горожан, лучше сочетать разные типы исследований либо подбирать наиболее удачный для конкретного случая. Рассказываем, какие форматы можно применять в разных сценариях.

На уровне двора — чаты и сообщения в пабликах

Чтобы в городе было комфортно жить, совсем не обязательно запускать в нем гигантские стройки и масштабные проекты. Зачастую достаточно, чтобы каждый его двор был уютным. Это большая, но малозаметная работа: ежедневно коммунальщики выявляют и решают мелкие проблемы вроде поломки качели или отсутствия пандусов. Вот несколько способов, как исследователю узнать о локальных запросах жителей:

👉 Способ 1. Анализ районных чатов и групп. Многие городские администрации для этого назначают ответственных чиновников, которые следят за небольшими сообществами. Метод помогает коммунальным службам понимать запросы граждан, а если проблема повторяется регулярно — действовать на опережение. Например, если во время сильных дождей некоторые районы затапливает больше остальных, администрация может заранее высылать туда аварийную бригаду, а через время проложить новые ливневки.

Когда пользователи пишут о проблемах в соцсетях, местные власти зачастую быстро отвечают в комментариях и берут их в работу, а через пару дней возвращаются к сообщению с готовым отчетом

👉 Способ 2. Краудсервисы. Это приложения, чат-боты или формы для сбора жалоб и предложений. Администрация может запустить сервис и выявлять проблемы силами самих же горожан. Чтобы мотивации для отправки сообщений было больше, жителям иногда предлагают небольшие подарки — например, билеты в театр за фото 15 домов без пандусов в районе.

В Москве для сбора жалоб работает платформа «Наш город» — через нее жители города могут жаловаться даже на мелкие проблемы, а после администрация отчитывается об исправлениях

👉 Способ 3. Мониторинг социальных сетей на локальном уровне. Можно собирать данные из комментариев и публичных обсуждений, а затем сужать их до уровня конкретных дворов. Например, когда мы исследовали настроения горожан в Череповце, выявили самые обсуждаемые проблемы — дороги, ЖКХ, пробки. Сообщения распределили по карте:

Чем больше упоминаний проблемы в сообществах и на страницах пользователей — тем шире круг на карте

Городская администрация с помощью таких исследований может определить районы, требующие большего внимания, а районные управы — конкретные проблемы, которые стоит решить:

В соцсетях люди жалуются на дороги и тротуары, просят отремонтировать крыши и стены, оставляют пожелания по благоустройству

На уровне района — сбор предложений и оценка комментариев

Иногда город требует более масштабных изменений, чем просто благоустройство дворов. Например, если в целом районе никто не гуляет или крупный бизнес хочет построить футбольную площадку. Чтобы не проводить изменения наугад, исследователи предварительно анализируют запросы горожан:

👉 Способ 1. Запускают сервисы для сбора предложений. Компания создает форму обратной связи на сайте или в соцсетях, где житель может расписать свою идею. Затем эти данные передают градостроительным организациям, которые реализуют задумки. Например, сервис для сбора идей от жителей запускала команда горно-металлургического предприятия «Северсталь» в Череповце. Специалисты завода собрали несколько сотен предложений, а затем отремонтировали больницу и несколько микрорайонов, возвели детские и воркаут-площадки.

Все изменения сотрудники «Северстали» нанесли на карту — жители могут оценить результаты работы, а в следующий раз охотнее поделятся мнением

👉 Способ 2. Изучают социальные сети перед запуском больших проектов. Масштабные стройки часто вызывают бурную реакцию горожан, и не всегда она бывает позитивной. Прежде чем развивать большую идею, лучше узнать мнение местных жителей. Это поможет избежать недовольства и не пустить деньги на проект, который никому не нужен.

Мы в Digital Guru проводили мониторинг соцсетей, чтобы изучить реакцию жителей на строительство новой школы в Троицке. В учебных заведениях не хватало мест, но горожане все равно осудили проект. Всё потому, что власти хотели разместить школу посреди леса, который для этого придется срубить. Этот факт был главной темой обсуждений в социальных сетях.

Всего пятая часть жителей Троицка поддерживала строительство новой школы. Все остальные встретили идею с негативом

Стройку все же запустили, и это спровоцировало много митингов, жалоб и судов. В группе во ВКонтакте «За сохранение Троицкого леса» собралось 2300 человек, и активисты до сих пор борются с застройкой. В итоге в проигрыше оказались все: застройщик испортил репутацию, администрация получила волну недовольства, а жители утратили любимый лес. Если бы аналитику провели заранее, чиновники могли бы подготовиться к возможным проблемам, пообщаться с жителями и снизить недовольство.

Протесты в Троицке даже освещали на телевидении. Вместо полезного проекта в городе запустили мощное оппозиционное движение

👉 Способ 3. Оценивают реализованные проекты. Когда в городе изменяют инфраструктуру, инвесторам стоит понаблюдать, как их воспринимают жители. Когда нововведения встречают с воодушевлением — распространять хорошие градостроительные решения дальше, если осуждают обновления — не допускать ошибок в дальнейшем. Например, после перестройки московских улиц в 2015–2017 годах по программе «Моя улица», реакцию на ремонт изучали специалисты консалтинговой компании «КБ Стрелка». Они проводили масштабную аналитику: опрашивали жителей, подсчитывали пешеходов, смотрели фотографии пользователей в соцсетях.

Фотографии из презентации «КБ Стрелка». На них видно, как преобразилась улица после ее переустройства

Исследователи выявили, что горожане позитивно отреагировали на изменения. На улице стали чаще выступать музыканты, появились новые экскурсии. Люди стали чувствовать себя безопаснее — доля ночных фотографий выросла с 18 до 32%. Это значит, что улучшения, которые провели на Новом Арбате, можно распространять и на другие улицы.

На уровне города — масштабные опросы и долгосрочный мониторинг

В некоторых городах существуют масштабные проблемы, которые требуют целого комплекса изменений. Например, в них большой отток молодежи либо редко бывают туристы. Сгладить ситуацию помогает благоустройство, но, чтобы оно сработало эффективно, нужна предварительная аналитика:

👉 Способ 1. Масштабные опросы и исследования целевых групп. Чтобы развивать целый город, нужно опросить самых разных жителей. В этом одна из главных сложностей опросов. Некоторые группы активнее других, поэтому могут перетягивать внимание на себя. Например, автомобилисты часто жалуются на дороги. Из-за этого может показаться, что это самая важная городская проблема.

Найти баланс между интересами жителей можно, если сочетать разные типы опросов и проводить деление на целевые аудитории. Такое масштабное исследование, например, проводила компания «КБ Стрелка» в городе Свободном. Специалисты запустили платформу «Чего хочет Свободный», на которой в течение года собирали мнение жителей о развитии города.

Чтобы получить максимум информации, специалисты «Стрелки» собирали мнения горожан с помощью разных форматов. Запускали викторины и опросы, проводили общественные обсуждения и читали комментарии в социальных сетях. Спустя несколько месяцев сбора информации исследователи составили рекомендации для новой стратегии развития города.

Специалисты «Стрелки» проводили слушания в Амурском техническом колледже. На них пришли студенты, работники местных предприятий и пенсионеры. Так с помощью мероприятия опросили самые разные целевые группы.

👉 Способ 2. Широкий мониторинг социальных сетей. Чем масштабнее ощущается проблема, тем больше данных потребуется для ее решения. Поэтому для изменений на уровне целого города лучше собирать информацию многие месяцы и изучать мнение людей разных профессий, возрастов и увлечений. Например, мы в Digital Guru проводили масштабное исследование социальных сетей в туристическом городе Плёсе — пытались разобраться, чего не хватает путешественникам. Для этого с марта 2022-го по февраль 2023-го проанализировали более двух тысяч обсуждений в соцсетях. Изучали, что публикуют туристы и те, кто только думает отдохнуть в Плёсе. В результате определили, как выглядит усредненный отдыхающий и чего ему не хватает:

  • Чаще всего о путешествиях в Плёс писали взрослые женщины — мужчин-туристов насчитывалось всего 19%. Большинство приезжающих взрослые, 79% путешественников старше 35 лет. Такая информация поможет местному бизнесу развивать инфраструктуру. Например, ночные клубы вряд ли будут востребованы.
  • Большинство путешественников зимой приезжает в Плес из мегаполисов, а летом — еще и из маленьких городов, которые стоят на Волге. Например, много туристов прибывает из города Иваново: туроператоры могут запустить оттуда автобусные экскурсии.
  • Многие туристы не останавливаются в Плесе из-за высокой стоимости ночлега. Доехать в другой город и снять гостиницу выходит дешевле, чем заночевать в Плесе. Предприниматели могут узнать об этом и открыть недорогой отель, который легко заполнится посетителями.
Комментарии туристов, которые ездили в Плес. Инвестор может проанализировать эти данные, опередить конкурентов и запустить прибыльный проект

Городские исследования проходят на любом уровне: они помогают понять, как улучшить жизнь маме с ребенком, у которой нет горки во дворе, или влюбить в родной город тысячи молодых людей. Когда мнения горожан исследуют, власти развивают действительно нужную инфраструктуру, а предприниматели вкладываются в востребованный бизнес.

Из всех вариантов городской аналитики больше всего нам нравится мониторинг социальных сетей. Это относительно недорогой и быстрый способ получить много данных: не приходится тратиться на работу интервьюеров, а все сообщения уже есть в открытом доступе. К тому же сообщения в соцсетях более искренние, чем ответы в формализованном опросе.

Если вы развиваете бизнес или готовите в городе инфраструктурный проект — напишите нам на почту [email protected]. Мы соберем данные в соцсетях, структурируем и проанализируем их. На выходе вы получите подробную аналитику, которая покажет, как менять город.

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Майнкрафтер Фирамир

Слежу за вашей страницей уже пару месяцев, кайфую со статей. Очень радует, что находятся агентства, которые занимаются исследованиями и следят за коллегами в сфере. Поддерживают необходимый уровень душности, так сказать)

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Мы будем расценивать это как комплимент 😀

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Крымская

Крутые инструменты. Только вот иногда появляются проблема - а как привлечь к опросу жителей? Иногда получается так, что в опросе участвует какая-то определенная группа (например, активные пенсы). А у остальных нет времени, или они не верят в честность опросов. Ну и по итогу результат получается не очень репрезентативный

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Этим, кстати пользуются иногда, когда проводят оффлайн встречи, на которые зовут определенную группу людей. Поэтому можно использовать разные инструменты, в том числе аналитику соцмедиа, чтобы охватить как можно больше людей

Ответить
Развернуть ветку
Марина Супранёнок

может товарищ BigLove прочитает эту статью и поймет, что снег в Спб надо убирать, если все на это жалуются?)))

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Санкт-Петербург - это отдельная вселенная 😆

Ответить
Развернуть ветку
Александра Веряскина

Эх, у нас бы в Минске провели такие исследования. А то рандомно понатыкали детских качелей и горок, стоят-пылятся, потому что неудобно. А там где удобно и много места - столетние ржавые стоят :((

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Вот вы предложите администрации

Ответить
Развернуть ветку
Мария Асланиди

было бы клёво, если бы в каких-то городах это еще все использовали и внедряли. У нас вон залили бетоном и заложили плиткой кусок земли и теперь довольные, гордятся своей "Московской площадью". На фига? Зачем? Хз вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Вообще говоря, во многих городах это делается и внедряется. Про Москву тут даже говорить нечего, но и во многих других городах такая работа ведется

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Воропаева

Вначале статьи есть пример с ливневками. Эх, такой бы чудный опыт да в Ростове-на-Дону. Каждый дождь утопаем и никто не чешется, не смотря на недовольство горожан. Максимум, перекрывают для машин пару-тройку опасных участков и воду кое-где откачивают.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Супранёнок

о да, сколько лет жила в Ростове, так каждый раз ливень смывает все, и наступает апокалипсис

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Вот есть интересный кейс от департамента коммунального хозяйства Москвы - они старые данные о жалобх на затопления во время дождей используют при подготовке к ливням (в частности, расставляют аварийные команды в потенциально опасных местах), почитайте https://brandanalytics.ru/cases/moscow-incident-management/

Ответить
Развернуть ветку
Мария Асланиди

ага, и в Новосибирск! В позапрошлом году меняли асфальт на дорогах возле нашего дома и сделали ливневку выше уровня остального асфальта. И всем, что натекло или натаяло, пешеходов обдает с ног до головы.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Артемова

Вывод: ныть и жаловаться — можно и нужно, это помогает городу) Круто, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Все верно :)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Рогозова

что-то жалко стало троицкий лес 🥲🥲

Ответить
Развернуть ветку
Диана Тажетдинова

Подруга живет в Троицке, всю ситуацию знаю от неё. Ужасная ситуация: леса в итоге нет, к школе один негатив, настроение у всех испорчено.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Заярная

Намекните как-нибудь мэрии Новосибирска, что пора бы тоже помониторить социальные сети и узнать, что пишут горожане про дороги, которые как после бомбежки и про них самих) Вдруг поможет))

Ответить
Развернуть ветку
Мария Рогозова

И про снег! А то так и до снежных фаллосов дойдет скоро ><

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Заярная

Фаллосами их не напугать, "само растает" жеж)

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Пришлите им на страницу в ВК ссылку на эту статью 😀

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Липатова

Мне кажется власть никогда не увидит проблем в городе))

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Проекты по мониторингу ведутся, достаточно посмотреть на опыт Москвы. Например, на сервис Наш Город

Ответить
Развернуть ветку
Анна Vin

Очень не хватает такого в моем городе :(

Ответить
Развернуть ветку
Digital Guru
Автор

Вот как раз будем популяризировать эту тему, чтобы все больше городов начинали заниматься аналитикой соцмедиа.

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда