История китайского автопрома. Глава вторая, в которой начинаются реформы и заканчивается изоляция

В прошлой главе мы оставили китайскую автомобильную промышленность на этапе одного из самых грандиозных провалов. Теперь нам предстоит выяснить, как же она от него оправилась. Итак, на дворе 1978 год, у власти Коммунистическая партия Китая под руководством Дэна Сяопина, а впереди множество изменений.

История китайского автопрома. Глава вторая, в которой начинаются реформы и заканчивается изоляция

Сяопин, открой рыночек

С приходом Дэна Сяопина в политике КНР начинается оттепель. Сглаживаются последствия «культурной революции», цементировавшей китайскую идеологию и серьезно подкосившей интеллигенцию. Во внешней политике тоже происходит огромный сдвиг. После полной изоляции КНР начинает восстанавливать связи с другими государствами. Во время своего пребывания в США Дэн Сяопин провел 5 встреч по вопросам укрепления китайско-американских отношений и другим темам с президентом и другими лидерами страны. В ходе встреч стороны подписали договор о научно-техническом и культурном сотрудничестве.

Была внедрена система децентрализованного управления экономикой и рационального, гибкого долгосрочного планирования. Китайские крестьяне получили возможность самостоятельно контролировать своё производство и прибыль. Это привело к значительному росту сельскохозяйственного производства в течение нескольких лет, начиная с 1981 года. Китайские предприятия открылись для зарубежных инвестиций, была выбрана стратегия «социалистической рыночной экономики».

Все это приводит к усилению промышленности в целом, но давайте вспомним о теме статьи и разберемся, что это значило для автопрома.

А-а-а-автомобиль!

Если раньше купить легковой автомобиль могли исключительно рабочие артели, то с приходом новой политики такая возможность юридически появилась у каждого гражданина. При этом на фоне быстрого роста производства материальное положение крестьян и рабочих сильно улучшилось. Все это сдвинуло баланс спроса на автомобили. От полной сосредоточенности на спецтехнике производители перешли к балансу между машинами для производства и частного пользования.

Идеальные условия для развития отрасли, не так ли? Да, но есть нюанс. Спрос серьезно превышал предложение. Заводы банально не успели накопить достаточно технологий и производственных мощностей. С начала 1980-х годов в структуре китайской автомобильной промышленности начали происходить изменения. Произошло постепенное объединение производителей из-за расширения рынка сбыта и появления новых моделей автомобилей. Поставщики комплектующих частей, заводы производители и оборонные предприятия создали объединенные компании, что привело к формированию системы «Большой Тройки, Малой Тройки и Мини-Двойки» в середине 1980-х годов. Целью данной системы было специализировать производства с помощью привлечения зарубежных автомобильных транснациональных компаний. Низкие темпы роста производственных мощностей и отсутствие квалифицированных работников и инженеров требовали сотрудничества с мировыми производителями автомобилей. В свою очередь, мировые производители также стремились попасть на китайский рынок, видя огромный потенциал для реализации своих автомобилей.

Горшочек, не вари

В 1984 году объем импорта японских автомобилей в Китай увеличился в семь раз - с 10 800 единиц до 85 000 единиц, и уже к середине 1985 года Китай стал вторым по величине рынком для Японии после США. В тот же год Китай потратил около $3 миллиардов на импорт более 350 000 автомобилей, включая 106 000 легковых и 111 000 грузовиков. Три крупнейшие частные компании такси приобрели престижные японские модели, такие как Toyota Crown и Nissan Bluebird.

Из-за увеличения расходов на импорт автомобилей в стране начался серьезный дефицит торгового баланса. Китайское руководство начало замедлять этот процесс с помощью пропагандистских усилий и ограничения валютных операций. В марте 1985 года были повышены таможенные пошлины на импортные автомобили, а позже был введен также «защитный» акциз. В сентябре того же года был введен двухлетний мораторий на импорт автомобилей.

И вот мы оказались на подступах к китайскому экономическому чуду. Его семена были заложены в 80-х, однако именно в 90-х их плоды стали действительно впечатляющими. Однако эту историю мы расскажем вам в следующей части.

Продолжение следует 20.03.2024

С вами был магазин автозапчастей АВТОДОК. Мы любим машины и интересные истории. Оставайтесь с нами и узнавайте об автомобилях больше!

Если вам понравился этот материал, возможно, вам будет также интересна история ПДД.

11
Начать дискуссию