История китайского автопрома. Глава первая, в которой у производства в КНР все очень плохо
Китайские автомобили захватили российский рынок в рекордные сроки. Их любят, их ненавидят, но все это не важно, с учетом того, в каких количествах их покупают.
Давайте разберемся, как из отстающей в техническом развитии страны Китай превратился в одного из главных производителей машин с 32.8% долей продаж на мировом рынке. Добро пожаловать в историю автомобильной промышленности КНР.
На руинах аграрного государства
До коммунистической революции автомобиль в Китае являлся предметом роскоши, доступным исключительно элитам. Собственное производство в стране практически отсутствовало. Первая официально зафиксированная машина была создана в 1931 году. Грузовик Ming Sheng собрали и разработали в арсенале правителя Маньчжурии. Важно понимать, что на тот момент Китай представлял собой аграрную страну, с крайне низким уровнем технологического развития. В период с 1931 до 1949 ситуация только ухудшалась. Страна несла тяжелейшие потери во Второй мировой войне и продолжительном внутреннем конфликте между консервативной партией Гоминьдан и коммунистической КПК. Так что к моменту, когда на карте появилось государство с названием КНР, местную экономику было проще добить ударом милосердия, нежели выправить.
Коммунистическая революция дала серьезный толчок развитию промышленности в Китае. В 1949 году после образования КНР на формирование ее экономики огромное влияние оказывал Советский Союз. При его поддержке 15 июня 1953 года в Чанчуне начал свою работу первый автомобильный завод FAW. В силу изолированности от капиталистических стран, основным ориентиром для автопрома являлся СССР. В нем проходили стажировку сотрудники FAW, его чертежами пользовались при создании первых машин. Что уж говорить, даже проходная завода была точной копией таковой у ЗИЛа. Так что первым и единственным автомобилем, производимым в Китае до 1958 года, был ЗИС-150 под звучным именем Jiefang (освобождение).
Большой скачок в лужу
С 1958 года на политическую и экономическую арену входит китайский реваншизм, очевидно, позаимствованный у СССР вместе с чертежами ЗИСа. Мао Цзэдун провозгласил политику Большого скачка. Она подразумевала ускоренную модернизацию страны за счет формирования народных коммун. Главным лозунгом стало «Догоним и перегоним Британию».
При чем здесь автопром? Соревновательная горячка коснулась и его. В период с 1958 по 1961 была создана компания Nanjing Automobile Works, открылись заводы в Пекине, Шанхае и Нанкине. Наибольшее внимание уделяется производству грузовых автомобилей, необходимых для наладки производства в стране, но и без легковушек не обошлось.
Если основным вдохновением для грузовиков служила советская техника, то легковые модели заимствовались из куда более разнообразных источников. Одним из первых «не клонов но почти» стал седан Heping №1 из Тяньцзиня, практически дословно повторявший японский Toyopet Crown RS. Иронично, что при правостороннем движении в Китае автомобиль был оборудован правым рулем. Также позаимствовали советскую М-20 Победа, превратившуюся в Yuejin CN-750 и многие другие модели.
Такое количество ремейков можно объяснить сразу несколькими факторами. Во-первых, необходимость удовлетворить запредельные требования руководства при отсутствии должной теоретической базы, во-вторых, возможность использовать детали от зарубежных автомобилей, компенсировавшие нехватку отечественной продукции.
В тот же период китайский автопром столкнулся с нехваткой качественной стали. Достижение нужных показателей по ее производству обеспечивалось работой в практически домашних условиях и массой технологических нарушений. Конечный продукт позволял формально исполнять план, но мало годился для практических целей. Это привело к таким шедеврам инженерной мысли, как, например прицеп вагонного типа, созданный преимущественно из бамбука и дерева. Из этих материалов были выполнены даже амортизаторы.
Так или иначе, попытка экстренно взрастить промышленность привела к кризису. Массовый голод, вследствие которого по минимальным оценкам погибло от 20 миллионов человек, и кустарное производство необходимой для модернизации стали серьезно пошатнули экономику КНР. Финальным ударом для политики Большого скачка стал отзыв всех советских специалистов, работавших в Китае по программе обмена. В результате ускоренные темпы роста автомобилестроения сменились застоем. Следующее заметное событие произошло уже в 1968 году, был основан The Second Automobile Works.
С вами был магазин автозапчастей АВТОДОК. Мы любим машины и интересные истории. Оставайтесь с нами и узнавайте об автомобилях больше!
Если вам понравился этот материал, возможно, вам будет также интересна история ПДД.