Что лежит в основе наших желаний "создать свое дело?"

Психологическое и психодинамическое представление о предпринимательском призвании.

У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознаётся даже себе самому. – Зигмунд Фрейд

Перед тем как вы начнете читать выдержку из исследования, остановимся на двух важных вещах.

Первое)
Первое)

И второе:

Для кого написана эта статья?

Она написана для предпринимателей и для тех, кто хочет начать свой предпринимательский путь. Для тех и других она будет полезна, если читатель попробует сопоставить то, что здесь написано со своим опытом, своими переживаниями. Я предлагаю читателю, еще один взгляд на то, что происходит с предпринимателями, помимо бизнесовых и организационных процессов.

Подумайте над этими вопросами:

Что мною движет? Какой бизнес и в какой форме подходит мне лучше всего? Что даст мне силы не сдаваться и быть стойким? Почему я смогу довести дело до конца или почему я его брошу? Какое мое желание придает мне сил? Какая моя любимая игра из детства похоже на бизнес, который я строю или хочу построить?

Отвечая на эти вопросы вы отправитесь в путешествие-знакомство со своими мотивами и желаниями.

Итак, приступим.

В рамках моей магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ ВШЭ у нас был целый курс посвященный поиску призвания. Серьезный, вдумчивый курс, с анализом научной литературы и современных подходов, где мы, организационные консультанты знакомились с приемами и техниками, помогающими находить свое призвание, свою профессию. Раскрывать свое мастерство и навыки через осмысленный подход.

Учитывая мою специализацию и опыт работы больше с топами и бизнесом, я решил поисследовать тему «Психологическое и психодинамическое представление о предпринимательском призвании».

Здесь, на vc.ru опубликую часть эссе, основные тезисы и выдержки. Если хотите подробнее на эту и схожие тематики, то можно читать тут.

Мой главный вопрос исследования звучит так: какие факторы являются фундаментом предпринимательского призвания?

Психоаналитическая природа предпринимательства

Безусловно, основное внимание культуре предпринимательства и его природе уделяется такими науками как социология, экономика и менеджмент. Их основной акцент расставлен на влияние предпринимательства на социальные и экономические факторы.

Первые же клинические (организационная психология) исследования начали появляться в 1960–1980 г.г, и чаще всего сводились к определению предпринимательских черт с помощью различных тестов, однако из-за их несогласованности картина была запутанной и не точной (К. де Вриес, 1996).

В этом же исследовании Манфред Кетс де Вриес говорит, что в психоаналитической литературе призму предпринимательской деятельности, в первое время изучали через семейную историю. Здесь можно было бы коснуться вопроса о культуре предпринимательской, коммерческой деятельности в советских семьях, но мне кажется, слишком обширно и объемно для этой работы. Поэтому пока «выносим за скобки».

В статье К. Металло (2021) «Предпринимательское поведение и создание новых предприятий: психоаналитическая перспектива» коллектив авторов пишет:

«Предпринимательский процесс можно рассматривать как проекцию сознательных и бессознательных мечтаний предпринимателей с помощью которых они формулируют и реализуют свои бизнес идеи, путем созданием новых предприятий. В то же время убеждения, ценности и символы, усвоенные из окружающей среды или коллективного бессознательного через интроекцию играют роль в реализации бизнес идей».

Здесь, я предложу вам вспомнить о своих детских мечтах и играх и соотнести с тем, чем вы занимаетесь… или… чем хотели бы заняться?

Что лежит в основе наших желаний "создать свое дело?"

Мне вспоминается история одного моего клиента, кратко, изменяя все важные детали и сохраняя конфиденциальность поделюсь ею.

Рассмотрим историю Артема, основателя ИТ стартапа, который обратился ко мне, в психоаналитический коучинг, с запросом: «с одной стороны невыносимая жажда результата в его стартапе, при этом «идеальность процессов ему мешает», а с другой стороны он чувствует опустошение и бессмысленность»

Его сознательное желание заключалось в том, чтобы решить проблему неэффективности в логистической отрасли, используя инновационные технологии.

Однако на бессознательном уровне его мотивация была глубже и связана с его семейной историей. Артем вырос в семье, где его отец владел небольшой транспортной компанией. Всю жизнь он наблюдал, как его отец борется с проблемами логистики, тратя много времени и ресурсов на решение задач, которые, как казалось Артему, можно было оптимизировать. Эти наблюдения заложили в нем глубокое бессознательное стремление исправить систему, которая столько лет мешала его семье.

С этой мотивацией Артем создал стартап, разрабатывающий программное обеспечение для интегрированной логистики, которое позволяет компаниям автоматизировать и оптимизировать свои доставки, управление запасами и маршрутизацию.

На первый взгляд, проект казался лишь техническим решением текущих проблем отрасли. Однако для Артема это было чем-то гораздо большим: способом реализовать свою давнюю мечту о помощи отцу и, в широком смысле, о внесении вклада в семейное дело, преодолев барьеры, с которыми его семья сталкивалась на протяжении многих лет. Познакомившись со своими бессознательными желаниями, пересмотрев свои мотивы, Артему удалось создать новые смыслы для себя и для своего бизнеса. С этими смыслами, благодаря работе над собой и над своими моделями поведения Артем перестал стремиться к идеальности, перестал чувствовать опустошение и бессмысленность. Вместо этого он принял новые решения, которые вывели его и его бизнес на новые уровни.

Следуя концепции К.Металло, мы можем предположить, что предприниматель реализует свои сознательные и бессознательные желания через бизнес-идею. Сама по себе бизнес-идея – пустая фантазия, она обретает «плоть и реальное существования» через создание действующей организации. Это организация обрастает людьми, процессами и другими составляющими, которые также привносят свои акценты, создавая новое образование.

Итак, про призвание. Призвание - это не запись в трудовой книжке, в виде должности. Это не просто «принадлежность человека к профессии». Совокупность множества факторов, которые определяют ключевой деятельностный процесс (КДП) и его реализация становится призванием человека.

Одно из составляющих КДП предпринимателей - создание организации, которая, через создание ценностей для потребителя, реализует какие-то детские желания основателя, чаще всего происходящее из бессознательного.

К.Металло пишет, что бессознательные желания и мечты предпринимателя реализуются через различные проекции (мысли, фантазии, желания, страхи, мотивы и пр.) в бизнес-идею, которая в свою очередь дает обратные интроекции (включение в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и прочего).

Сама бизнес-идея проецируется в создание организации, которая, через деятельность, служит интроекцией для предпринимателя, для его мечты.

К. Металло
Что лежит в основе наших желаний "создать свое дело?"

Мы можем предположить, что в случае, если предприниматель смог создать постоянный устойчивый процесс реализации этой концепции (рис выше), то возможно для него это еще является и состоянием потока, необходимым для того, чтобы человек чувствовал, что нашел свое призвание.

Для предпринимателя неважно наличие организации как таковой. Организация — это всего лишь инструмент, через который реализуется КДП.

Об этом говорит Манфред Кетс де Вриес (1996), что предприятие становится продолжением предпринимателя и его мечты: «пространство между внутренней и внешней реальностью, место, где он может воплотить свои фантазии».

Вернемся к вопросу, что, если бизнес-идея сама по себе пуста, она обретает свое существование через организацию. А организация – носитель многих бессознательных процессов сотрудников, клиентов и пр. Где тогда место мечтам предпринимателя? Что остается от него?

Обратимся к концепции «хочу-могу-надо». В рамках предпринимательской деятельности можно было бы рассмотреть эту концепцию следующим образом:

Хочу - мечты и фантазии о создании какой-то ключевой ценности; на основе анализа конкретного случая Манфред Кетс де Вриес (1996), показал что стратегическое решение, такие как выбор отрасли или портфеля продуктов могут быть связаны с игровыми фантазиями детства. В этом очень много энергии! Один из главных ресурсов, без которого успеха достичь невозможно.

Могу - построение бизнес-моделей и реализация в ней своего «хочу»; превращение бизнес-модели в реальную, действующую организацию;

Надо - вся деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования бизнес-модели. Опора на свои навыки, личность, набор характеристик.

Надо – можно рассматривать как операционную деятельность. Чаще всего она реализуется за счет других людей. Здесь главную роль играет дисциплина и менеджерские навыки.

Бизнес-модели – это всегда талант предпринимателя. Придумать такие связи различных ресурсов, которые создают ценность и рождают прибыль.

Выходит, что «хочу» и «могу» - то, что создает уникальное отличие. Уникальный код конкретного человека, который стал предпринимателем.

Значит, в организациях предпринимательское «хочу» и «могу» - главный ингредиент и авторский стиль. Его мечты и желания.

Предпринимательское призвание — это всегда реализация детской мечты. Но не все так просто.

Можно мечтать лечить людей. Вырасти и стать врачом. И тогда ты лечишь людей сам, своими руками и головой.

А можно стать биоинженером и придумать лекарство, благодаря которому другие лечат людей.

А можно стать предпринимателем и построить сеть клиник, в которой другие люди будут лечить людей.

Мечта, казалось бы, одна – а КДП разные, призвание разное.

Теперь вы можете вернуться к вопросам, которые были в начале статьи и связать с исследованиями, которые были приведены. А главное - свяжите с работой. Со своей деятельностью и найдите новые ресурсы для новых результатах. Возможно и в предпринимательском треке.

3
Начать дискуссию