Надежда Макова, kampus: «Я увидела, что что-то не так — и поняла, как это починить»

На моем YouTube-канале вышло новое интервью. Гость — основатель и директор платформы для автоматизации адаптации, обучения и развития сотрудников kampus Надежда Макова.

Надежда сделала успешную корпоративную карьеру и перешла в предпринимательство: идея LXP-платформы возникла из собственного опыта, подкрепленного исследованиями.

Поговорили о том, что такое «обучение не для галочки», что на самом деле может мотивировать сотрудников компаний учиться, как Надежда собрала вокруг себя сплоченную команду, которая работает с ней много лет.

Надежда Макова, kampus: «Я увидела, что что-то не так — и поняла, как это починить»

Про старт и поиск инвестиций

— Расскажи, как родился kampus?

— В 2018 году я запускала школу МАCS, Moscow Advanced Communication School, в рамках Консорциума, который сегодня называется Universal University. Опытным путём мы поняли, что то направление, которое мы запустили, актуально больше для корпораций и B2B. Так мы познакомились с Сергеем Солониным.

Он был в моей школе наставником и принимал дипломные работы на треке «Цифровая трансформация». Мы с ним много общались, и он сказал, что верит в то, что я могу сделать что-то очень классное. И предложил мне развивать образовательное B2B-направление на бренде «Теории и Практики».

Работа над этим проектом помогла нам выяснить, с какими проблемами сталкиваются в обучении сотрудники в найме. И придумать новую платформу, которая бы эти проблемы решала. Так возник kampus.

Надежда Макова, kampus: «Я увидела, что что-то не так — и поняла, как это починить»

— Когда появились первые клиенты?

— В 2021 году. Два первых клиента: TheSoul Publishing компания, большой международный медиахолдинг, и наш первый российский клиент — Газпром-Медиа.

— У вас крутой бизнес-ангел, крупные платящие клиенты. Когда возникла идея искать дальше инвестиции и зачем?

— Сергей один и его мучить постоянно не очень удобно. Но он всегда в нас верил и верит до сих пор. В 2023-м году мы поднимали раунд, и он же в нём тоже участвовал. И, насколько мне передали эту информацию, мы были единственным российским проектом из его портфеля, в который он продолжает инвестировать.

Зачем другие инвесторы? Чтобы развиваться, конечно. У нас была идея, как сделать пивот. Я не буду её сейчас рассказывать, мы её сделаем в октябре.

Мы искали смарт-инвестора, который бы не только дал финансы, но и нетворк, и операционную поддержку.

Для меня это просто абсолютно неизвестная земля. Нужны были люди, которые умеют масштабировать.

И в этом смысле огромная удача для нашего проекта, что есть Антон Буздалин, который умеет это делать и умеет развивать из маленьких стартапов суперкомпании. Он — воплощение смарт-инвестора. Он супер вовлечен, подтягивает все ресурсы, свой социальный капитал, свой опыт, и это очень полезно. Это укрепляет и усиливает больше даже, чем деньги.

Надежда Макова, kampus: «Я увидела, что что-то не так — и поняла, как это починить»

О том, зачем учиться сотрудникам и как найти для этого время

— Во всех компаниях у всех всегда полно задач и все всегда перегружены. Когда учиться?

— Ты перегружен, потому что у тебя нет инструментов или навыков, как оптимизировать те задачи, которые ты делаешь. Как только ты до этого дойдёшь, твоя жизнь изменится кардинально.

Если ты говоришь, мне некогда учиться, то время никогда и не появится. Но и учиться ради того, чтобы учиться, не надо. Нужно сформировать для себя задачу: проблему, которая тебе мешает.

Например, ты работаешь очень много, но эффективность все равно не очень. Надо посмотреть, на что уходит рабочее время. Это можно делать с помощью кого-то: своего руководителя, ментора, наставника. Ты говоришь, смотрите, товарищ наставник, я трачу на работу вместо 8 ― 10 часов в день, но я всё равно ничего не успеваю. Давайте посмотрим, что происходит.

Можно и самостоятельно: вести дневник и записывать все, что ты делаешь в течение дня. И по итогам двух недель, а лучше месяца, ты офигеешь от того, сколько рабочего времени у тебя ушло на непонятно что. И вот это непонятно что можно оптимизировать через инструменты автоматизации, которые можно освоить, потратив 10 часов.

И уже на эти повторяющиеся задачи, которые у тебя занимали 20 часов, будешь тратить один час. Сформулируй это так, и сразу найдётся время на учебу.

— По отзывам ваших клиентов, где наиболее позитивный фидбэк, какую наибольшую ценность платформа приносит компаниям?

— Первый самый позитивный фидбэк, который мы получаем от всех клиентов: kampus помог увеличить ресурс HR или T&D команды в 5-10 раз. За счёт автоматизации один человек может теперь запустить обучение на 700 человек и больше.

Второе – выросла вовлечённость. Количество регулярного использования платформы всеми сотрудниками увеличилось в семь раз.

Обучение сотрудников – это ответственность двух сторон: сотрудника и его руководителя.

LMS – это push, например, когда топ-менеджера отправляют на вебинар по лидерству.
А LXP — это Learning Experience, то есть обучение через получение опыта.

Ты можешь выбрать, что в каком формате учиться и какой навык прокачать. Также у нас много внимания уделяется социальному обучению.

Например, любой сотрудник может загрузить свои материалы в базу и поделиться ими со всеми коллегами. Это как кейс: описали основные уроки из обучения, добавили чек-лист, какие ошибки были допущены. Оформили их, на платформе есть специальный инструмент, так что уходит три минуты. И отправил всем в компании, для кого это релевантно.

А еще есть менторинг ― он прекрасно себя зарекомендовал.

Надежда Макова, kampus: «Я увидела, что что-то не так — и поняла, как это починить»

О том, зачем опытным сотрудникам становиться менторами

— В чем преимущество менторинга и кто может принять на себя эту роль?

— Это самый крутой инструмент обучения, который давно используется во всем мире. И важно, чтобы менторами становились сотрудники компании. Это гораздо эффективнее любых курсов с внешними приглашёнными звёздами, которые примерно ничего не понимают про контекст компании. Никто лучше не посвятит, особенно в контексте адаптации, онбординга новых сотрудников, новичка в курс дел, чем опытный работник.

Для опытных сотрудников, которые 10-15 лет проработали в компании, и у которых уже всё в жизни было, это возможность попробовать что-то новое. Их сложно чем-то замотивировать. А они самые ценные, потому что если они уходят, то уносят с собой кусок ценной экспертизы.

Менторство — это про то, чтобы дать им новую роль. Мы все люди, нас всех очень подкупает новый опыт.

Для молодых новичков и джуниоров ― это самый крутой источник информации, а для самих менторов ― новое воплощение, которое помогает им вдохнуть свежий воздух в свою историю.

Смотрите полную версию интервью на YouTube.

Другие интервью с моего канала:

  • Григорий Бахин — коммерческий директор платформы email-маркетинга Unisender.
  • Алексей Боев — основатель и директор сервиса учета финансов «ПланФакт».
  • Александр Егоров — основатель сервиса сквозной аналитики Alytics и агентства интернет-маркетинга Alteasy.
Я пишу о бизнесе и разработке B2B-сервисов в России в своём телеграм-канале — подписывайтесь, чтобы не пропускать новые выпуски интервью с предпринимателями и экспертами из этой ниши.
88
3 комментария

Для меня главный инсайт из беседы с Надеждой — лучше всего работает обучение через менторство.

Как у вас, хватает времени на самообразование помимо работы?

Ответить

интересно было послушать умных людей)

Ответить

Спасибо, Пётр, рад, что вам понравилось!

Ответить