Сибирская IT-история: 13-летний опыт компании Smartup

Сибирская IT-история: 13-летний опыт компании Smartup

Привет всем! Я Дмитрий Пашкевич — СЕО Smartup. 13 лет назад у меня был партнер, компьютер и желание покорить этот мир. В статье расскажу, как появилась международная компания, родом из Омска.

Как все начиналось

Я преподавал в ОмГУ, и мой коллега пригласил помочь с проектом на UpWork. Так я познакомился с Бенджамином — заказчиком и будущим напарником. Поначалу Бен занимался клиентами и архитектурой, а я кодил. Через пару лет Бен приехал в Омск, а я — в США. Мы поняли, что разделяем общие ценности, что стало основой для создания Thumbtack (Тамтэк), из которого позже появится и Smartup.

Первые успехи

Первым крупным клиентом была зарубежная платформ поиска работы для «белых воротничков» — аналог hh.ru. Для них мы разработали систему персонализированных рассылок и выполнили работу на отлично. Этот опыт помог получить контракт с одним из самых известных в мире издательств, для которого создали почтовую систему и систему монетизации онлайн-ресурсов PayWall, изменившую их бизнес и отрасль.

Затем у нас были проекты в интернет-паблишинге и разработке почтовых систем. Бум на рынке AdTech сделал наши навыки востребованными, и мы сосредоточились на этой отрасли и даже разработали собственный framework для быстрого запуска подобных высоконагруженных систем.

Наши первые проекты заложили схему работы. Офис в США фокусировался на клиентах: поддержание отношений, подготовка и презентация технических решений. Офисы в России сосредоточились на создании программных проектов и продуктов: подготовка архитектуры, кодинг, тестирование и управление процессами.

Сибирская IT-история: 13-летний опыт компании Smartup

От Омска до Санкт-Петербурга через Саратов

Мы росли очень быстро! От 3 до 300 человек за 10 лет, выполнили сотни проектов. Когда делаешь то, что нужно людям, и делаешь это лучше других, спрос на твои услуги растет.

Со временем мы открыли офисы в Саратове и Санкт-Петербурге. Саратов близок к Омску во многом: передовая промышленность, сильные технические вузы, достойные конкуренты. Санкт-Петербург популярен как направление для релокации и позволял нанимать специалистов, которых сложно найти в Омске или Саратове.

Мы — изначально распределенная компания, поэтому управлять командами в трех городах было хоть и сложно, но реально. Важно сформировать сильную команду на месте, перенести туда часть аутентичного духа и учесть местную специфику. Ключевые факторы — эффективные коммуникации и доверие к местным руководителям.

Сибирская IT-история: 13-летний опыт компании Smartup

Пандемия и перемены

У нас была офисно-ориентированная компания: много мероприятий, живого общения, найм в конкретных локациях. Когда началась пандемия, все перешли на удаленку, и мы стали нанимать людей из других городов, культура поменялась. Меньше живого общения, больше процессов.

Зарплаты сильно выросли — из Омска стали хантить москвичи с московскими деньгами. Это было золотое время для работников, когда они получали по 15-25% прибавки в год, и любой выпускник IT-курсов находил работу в течение месяца.

Для нас это был сложный этап, зарплатная ведомость трещала — приходилось повышать зарплаты при тех же доходах. Прибыльность страдала, и иногда приходилось расставаться с людьми, если не могли повысить зарплату по их запросам.

Новый старт для Thumbtack и Smartup

До 2022 года у нас в России было всего два проекта. Первый — с Тинькофф Кредитные Системы в 2014 году. Мы помогали им создавать систему по сбору данных из соцсетей для таргетирования рекламы на получателей дебетовых и кредитных карт. Второй проект был с Яндексом в 2019-2020 годах для Яндекс Услуг.

В 2022 году, когда мир сильно изменился, я решил развивать бизнес на российском рынке. Запустил новый бренд — Smartup — это идеологический наследник Thumbtack, с полной преемственностью опыта.

Сибирская IT-история: 13-летний опыт компании Smartup

Разница между IT-бизнесом на западе и в России

В Thumbtack продавали через прямой контакт с клиентом. В России иначе — все крупное и самое «‎вкусное» проводится через тендеры. Чтобы участвовать в них нужно удовлетворять многим формальным критериям.

Сейчас мы изучаем российский рынок, обрастаем партнерами и активно погружаемся в российский бизнес. Перед индустрией стоит много вызовов — надо импортозамещаться, особенно в критической инфраструктуре. Несмотря на то, что в России, например, хорошо развит финтех, в качестве сервисов для разработчиков и корпоративном софте приходится догонять. Участвовать в этом очень интересно.

13 лет мы работали без аналитиков, но на российском рынке без них никуда. Мы быстро завели таких специалистов, чтобы делать пресейлы. На западе отношения менее формальные, больше на доверии, чем на подписях в документах. Например, проект на пару человеколет и несколько сотен тысяч $ делали без жестких спецификаций. Мы адаптируемся и учимся писать ТЗ, завели аналитиков.

Еще одно отличие — за рубежом деньги в IT идут от частных инвесторов. В России — от государства и крупного бизнеса. «Крупняки» тратят их на себя, редко аутсорсят, в основном аутстафят, поэтому это направление у нас в России развито лучше. Но и заказную разработку мы постепенно развиваем.

13 лет изменений и уроков

За это время многое изменилось во мне и в моем отношении к работе. Я повзрослел, набрался опыта, научился лучше понимать людей и доверять им, ценить профессионализм выше лояльности. Теперь понимаю свои сильные и слабые стороны. В компании я тоже стал выбирать более разумные пути, хотя готов к радикальным мерам, если это необходимо. Я давно не программирую и не управляю проектами, а радуюсь успехам других. Делиться знанием и опытом — моя сильная сторона.

Меня драйвит, когда жизнь ощущается как приключение, где многие события зависят от наших поступков, а другие предопределены судьбой. Жизнь — это парадокс: чтобы ускориться, нужно замедлиться; чтобы быть сильным, нужно принять слабости.

В работе главное — осознание развития, которое получают все, кто присоединяется к нам. Smartup помогает многим начать или открыть новую главу в профессиональной жизни, показывая, как строить работу и отношения. Компания может нравиться или не нравиться, но никого не оставит равнодушным, и я рад, что она оставляет след в людях.

Сибирская IT-история: 13-летний опыт компании Smartup
66
11
Начать дискуссию