История Netflix: как стать самым популярным стримингом, уничтожить кинопрокат и заработать миллиарды долларов

Наступили на все возможные грабли, но создали уникальную корпоративную культуру и добились $277 миллиардов капитализации.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Теперь мессенджер Compass можно установить на свой сервер за 10 минут. А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию.

Сегодня поговорим о стриминговой платформе Netflix. Узнаете, как создатели трижды перестраивали бизнес-модель компании и чуть не продали её крупной сети видеопроката за бесценок. А затем изобрели стриминг и уничтожили конкурента, который безнадежно устарел.

Кто основал Netflix

Идея сервиса принадлежала Риду Хастингсу — магистру информатики Стэнфорда и талантливому программисту. Все началось в 1991 году, когда Рид создал первый стартап — IT-компанию Pure Software. Она выпускала софт для проверки качества ПО.

Рид Хастингс, основатель Netflix. Источник: РБК
Рид Хастингс, основатель Netflix. Источник: РБК

Несмотря на статус основателя, Рид большую часть времени уделял написанию программ, а не управлению компанией. Из-за этого страдала ее операционная часть. Так продолжалось до тех пор, пока в дело не вмешалась Пэтти МакКорд — одна из ключевых сотрудников Pure Software, а затем и Netflix.

Помню, как однажды искала Хастингса в офисе. Он был в своем кабинете. Но вместо подготовки к завтрашнему совещанию исправлял баги в системе. Я сказала ему: «Рид, послушай. Если хочешь, чтобы за тобой шли люди ― веди их». Затем захлопнула дверь.

На следующий день Рид выступил с речью — и ему аплодировали стоя. Полагаю, он даже не знал, что способен на такое. Но в тот момент он понял: его задача в том, чтобы вдохновлять на работу других людей, а не выполнять ее самому.
Пэтти МакКорд, бывшая глава HR-департамента Netflix

Осознание Ридом своей роли привело к тому, что к 1995 году Pure Software сделала резкий скачок вверх и смогла выйти на IPO. А уже в 1996-ом произошло слияние компании с фирмой Atria Software и последующая продажа компании-разработчику Rational Software за 700 миллионов долларов.

По тем временам успех колоссальный. Но Хастингс был неудовлетворен успехом. Он хотел создать место, в котором творческие люди могли проявить себя, а не разочароваться от однотипных задач и уйти в другие организации.

Friendly Reminder: Приведите коммуникацию в порядок в мессенджере Compass. Можно использовать облачную версию или развернуть мессенджер на своем сервере всего за 10 минут.

Идея новой компании пришла Риду внезапно — сервис Blockbuster оштрафовал его на 40 долларов за просроченную сдачу фильма «Аполлон-13».

В тот момент я подумал: что, если бы существовал кинопрокат, но без штрафов за несвоевременный возврат кассет или дисков?
Рид Хастингс, CEO Netflix

Так родился бренд Netflix. Но до современного вида ему было ещё очень далеко.

Как Netflix изобрел стриминг

Рид учредил Netflix в августе 1997 года вместе с Марком Рэндольфом — предпринимателем и бизнес-консультантом, который ранее также работал в Pure Software.

Рид и Марк запустили сайт, на котором клиенты могли арендовать DVD-диски и получить их по почте. Неделя аренды диска стоила 4 доллара, доставка — 2 доллара сверху. Ни один из существующих кинопрокатов такого не предлагал. Чтобы взять кассеты или диски в них, пользователи должны были самостоятельно прийти в магазин.

Более того, Хастингс и Рэндольф сразу уделили внимание айдентике бренда. Они рассылали фильмы не в базовых конвертах, а в насыщенно-красных — цвет сразу стал ассоциироваться с компанией.

Красный конверт, в котором Netflix рассылал DVD-диски по почте. В этом случае клиент получил фильм «Убить Билла». Источник: Quokka Media
Красный конверт, в котором Netflix рассылал DVD-диски по почте. В этом случае клиент получил фильм «Убить Билла». Источник: Quokka Media

Новый подход к обслуживанию клиентов нравился людям — о Netflix стали узнавать. Правда, компания столкнулась с ограничениями. В 1997 году мало у кого были DVD-проигрыватели, а Netflix рассылал фильмы только на DVD-носителях.

Из положения вышли мастерски — для этого понадобилось три действия:

  1. Заключить сотрудничество с производителями DVD-плееров и предложить акцию: при покупке техники покупателю дарили купон на прокат трех фильмов в Netflix.
  2. Разработать брошюры с рекомендациями кино. Постоянные клиенты получали список фильмов, которые были подобраны с учетом их интересов.
  3. Выложить в прокат не только фильмы, но и популярные видео. Их аренда стоила всего пару центов.

К 1999 году Netflix посылал клиентам по 10 тысяч дисков ежедневно. Большое достижение, однако компания оставалась убыточной. Поэтому Рид и Марк решили усовершенствовать модель работы проката — и ввели месячную подписку. У пользователей появилось две опций: они могли заказывать и оплачивать по одному фильму или платить 15,95 долларов за четыре диска сразу (с учетом доставки).

Это было очередное революционное решение, но оно мало что изменило. В 2000 году у компании было 120 тысяч подписчиков, однако она продолжала работать в минус. Дошло до того, что Рид предложил главному конкуренту — компании Blockbuster — купить Netflix за 50 миллионов долларов. Гендиректор Blockbuster Джон Антиоко отказался.

Отказ звучал логично. Что мы могли предложить им? Они могли все сделать сами, причем эффективнее.
Рид Хастингс, CEO Netflix

На самом деле Антиоко просто не верил в будущее онлайн-сервисов: несколько месяцев он увидел, как рухнули доткомы. Этого было достаточно для отказа.

Дела у компании шли все хуже. Крах доткомов, а затем и теракт 11 сентября 2001 года вынудили Netflix сократить треть сотрудников — денег катастрофически не хватало.

Поразительно, но именно глубокий кризис стал поворотным моментом в истории компании. Чтобы спасти Netflix, Хастингс и упомянутая ранее Пэтти МакКорд стали разрабатывать новую корпоративную культуру.

Пэтти, HR-директор компании, побеседовала с каждым сотрудником, изучила результаты их работы и подготовила список кандидатов на увольнение. Это и была та «треть», с которой попрощалась команда. Уволили некомпетентных — оставили ценных.

Пэтти МакКорд, HRD Netflix с 1998 по 2012 год. Источник: YouTube
Пэтти МакКорд, HRD Netflix с 1998 по 2012 год. Источник: YouTube

Рид боялся, что сокращения деморализуют команду. Но случилось обратное: оставшиеся специалисты воспряли духом — их оценили по заслугам. Селекция кадров привела к тому, что уже спустя два года Netflix отчитался о 6,5 миллионах прибыли и боролся за сотрудников с Google, Microsoft и Apple. А еще вышел на IPO: в 2002 году компании удалось привлечь 82,5 миллиона долларов.

До прообраза Netflix, каким мы его знаем сейчас, оставалось пять лет: в 2007 году компания запустила стриминговый сервис.

Как Netflix превратился в лидера индустрии

Поначалу в каталоге Netflix было около тысячи фильмов — не самых популярных и интересных. Для сравнения, в прокате зрителям было доступно 70+ тысяч кинокартин. Также за стриминг взимали почасовую оплату — на тот момент компания не предлагала тарифных планов.

Кажется, идея была обречена на провал. Но Рид и команда так не считали. Спустя год Netflix договорился со Starz Entertainment и добавил в свой каталог фильмы Disney и Sony. А дальше — подписал соглашение с MGM, Lionsgate и Paramount. Количество фильмов в каталоге выросло кратно.

До 2011 года все шло прекрасно: аудитория компании выросла до 20 миллионов подписчиков, а главный конкурент — Blockbuster — разорился и закрылся. А потом Рид совершил «самую большую ошибку в истории Netflix». Он решил отделить от компании устаревающий бизнес DVD-проката — и создал суббренд Qwikster.*

*В 2011 году крупные инвесторы, да и простые люди воспринимали онлайн-сервисы как что-то недолговечное — тренд, о котором скоро забудут. DVD-прокаты хоть и умирали, но все еще были популярны. Отсюда и хейт за неосторожное решение Netflix.

На волне негатива Netflix потерял более миллиона пользователей, а его акции упали с на 75%. Рид извинился за решение, но аудитория возвращаться не спешила.

Тогда Netflix решил поменять правила игры и снимать собственный контент. Рид Хастингс и CCO компании, Тед Сарандос, стали хантить известных режиссеров и выделять им деньги на съемку эксклюзивных картин. Например, в 2011 году компания проспонсировала сериал «Карточный домик» Дэвида Финчера — на него потратили 100 миллионов долларов.

Так выглядела библиотека фильмов и сериалов в старой версии Netflix. В популярном и трендах можно найти первые популярные эксклюзивы компании: «Карточный домик» и «Оранжевый — хит сезона». Источник: Netflix
Так выглядела библиотека фильмов и сериалов в старой версии Netflix. В популярном и трендах можно найти первые популярные эксклюзивы компании: «Карточный домик» и «Оранжевый — хит сезона». Источник: Netflix

Дальше были «Оранжевый — хит сезона», контракт с Marvel на пять супергеройских сериалов, «Очень странные дела», «Бумажный дом», «Игра в кальмара». А ещё миллиарды долларов выручки и настоящая мировая экспансия.

Но за всеми новыми достижениями компании мало кто заметил один очень занимательный — и очень символичный — факт. Рассылка DVD по почте, с которой начался путь Netflix, прекратила существовать как услуга лишь 29 сентября 2023 года. Все это время компания сохраняла ту часть бизнеса, которая позволила ей стать одной из крупнейших в мире. И, упразднив эту часть, Netflix фактически уничтожил кинопрокат.

В июле 2024 года Netflix — лидер в сегменте стриминговых сервисов. У компании 250+ миллионов подписчиков по всему миру, а ее капитализация составляет 277 миллиардов долларов.

Хотите основать стартап, который изменит мир так же, как Netflix? Начните с малого: создайте комфортные условия для своей команды. Сделайте ее общение эффективным и безопасным в мессенджере Compass. Организуйте выделенное рабочее пространство в быстром приложении, где сотрудники фокусируются только на важном.

Для команд до 10 человек мессенджер бесплатный. Для команд побольше есть бесплатный пробный период на 30 дней. Самое приятное — Compass можно установить на своем сервере всего за 10 минут или использовать в облаке.

6868
33
11
11
64 комментария

Эх, а могли бы и сейчас пакеты с дисками рассылать (-:

Классные детали в известной истории, благодарю, ребята 🤘🏻

1
1
Ответить

Оооо, помню эти дешманские диски на рынках, помню пиратские сборки игр покупал в таких местах

5
2
2
Ответить

Насколько это актуально сейчас? Вообще не вижу практически устройств с dvd приводами, уже и на ноутбуках не вижу современных

2
1
Ответить

Рынок порешал, что сказать 🥲

Ответить

Так вот почему у нас кинопрокат умер! Это всё Netflix виноват! Его надо срочно запретить и оштрафовать!
P.s. не забыть прописать это в ботных методичках!

3
Ответить

Я наверное вас расстрою, он уже давно заблочен, как минимум по оплате...

1
Ответить

По моему ничего не изменилось, разве что названия смешные придумывают для новых фильмов 😄

1
Ответить