{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Сделано в Японии»: история основателя Sony Акио Мориты

Обозреватель vc.ru изучил биографию японского предпринимателя Акио Мориты, который построил компанию Sony и значительно повлиял на развитие рынка электроники.

Название Sony известно практически всем. Перед тем как достичь всемирного признания, японская компания прошла долгий путь, и ее успех во многом связан с одним из основателей — Акио Моритой. Предприниматель, прошедший через войну и последующий кризис, стал одним из тех, кто помог восстановить Японию и вывести ее на нынешний уровень. Морита остается примером для подражания для многих японцев, а его взгляды на бизнес даже изучают в университетах.

Ранние годы. Военная служба

Акио Морита родился в 1921 году в Нагое. Его предки более 300 лет производили сакэ — для японцев этот напиток является частью культуры, поэтому клан Морита пользовался общественным уважением. Семейное предприятие на момент рождения предпринимателя процветало — сам Акио отмечал, что это стало возможно только благодаря усилиям отца, который буквально спас бизнес.

Детство будущего предпринимателя было безоблачным. Его семья жила в большом доме с теннисным кортом, Акио учили истории и традициям его рода, а также готовили к тому, что он возглавит семейное дело. Будущему предпринимателю постоянно напоминали, что не стоит считать себя лучше или умнее других только из-за своего положения. В средней школе Акио получал практические навыки управления: посещал с отцом собрания и изучал семейное дело под его руководством.

В это же время он увлекся физикой и электроникой и стал читать журнал Wireless and Experiments. Увлечение было настолько сильным, что Акио отстал по многим предметам, хотя был способным учеником. За год до поступления в японскую высшую школу Акио, вопреки желанию родителей, решил пойти на отделение естественных наук.

Семья, несмотря на японские традиции, не стала препятствовать выбору сына. Проблема была в другом: у будущего предпринимателя были низкие оценки за экзаменационные предметы. Акио это не остановило, он стал заниматься дополнительно и за год исправил ситуацию. Успешно закончив учебу в старшей школе, он поступил в Императорский университет Осаки, где его специальностью стала физика. Лекции Акио посещал нечасто — его больше интересовала прикладная наука, и он стал ассистентом профессора Асады, известного специалиста в этой сфере. Вместе они ставили различные эксперименты и проводили исследования, работая в том числе и на военно-морские силы страны.

Мобилизация студентов усложнила жизнь Акио: он вполне мог оказаться на военном корабле. Чтобы этого избежать, он воспользовался программой командирования офицеров в университеты, где они участвовали в исследованиях для нужд армии. Ему пришлось стать кадровым офицером и пройти соответствующую подготовку.

В университете Акио проработал недолго: из-за нехватки рабочих его отправили на производство. Молодой человек, мечтавший о научной карьере, оказался в цеху, где нужно было вручную обрабатывать металлические детали. Через некоторое время его отправили в оптическую лабораторию, где задания были уже интереснее. Порученные Акио исследования и стали темой его университетской диссертации.

После окончания университета будущий предприниматель стал военным инженером и продолжил заниматься различными разработками для нужд армии. Тогда он познакомился с ученым Масаро Ибукой, с которым позже вместе создаст Sony. Ибука, настоящий гений в сфере электроники, работал в компании, выпускавшей измерительные приборы.

После окончания войны они встретились снова. Ибука организовал Токийские научно-исследовательские лаборатории и привлек к работе несколько знакомых инженеров. Через некоторое время к ним присоединился Морита, который совмещал работу здесь с преподаванием в Токийском университете.

Создание Tokyo Tsushin Kogyo

В 1946 году Морита, Ибука и его тесть, бывший министр образования Тамон Маэда, решили создать свою компанию. Мориту с детства готовили к тому, чтобы возглавить семейное дело, и предприниматели вместе отправились к его отцу за разрешением заняться электроникой. Поразмыслив, тот дал добро, хотя и отметил, что возлагал на старшего сына большие надежды как на наследника бизнеса.

Предприниматели сложили имеющиеся у них деньги — около $500 — и открыли компанию Tokyo Tsushin Kogyo. Будущая всемирно известная корпорация разместилась в здании пострадавшего от войны универмага. После того как помещение стали восстанавливать, компании пришлось переехать в небольшую лачугу по соседству с другими жилыми домами; вход в ее офис преграждала бельевая веревка, на которой соседи сушили вещи. Когда Мориту навестили знакомые, они были шокированы и даже решили, что он вступил в какую-то группу анархистов.

Запустить в консервативной Японии новую компанию, связанную с электроникой, было настоящим вызовом. До войны в стране было несколько признанных конгломератов вроде Toshiba, а к молодым компаниям относились скептически. Но Морита верил в успех: он высоко ценил инженерные способности Ибуки и знал, что ситуация в стране изменилась.

Первое время компания производила коротковолновые приставки для радиоприемников, бытовые приборы и детали для музыкальных проигрывателей. Необходимые для этого компоненты достать было трудно, поэтому их приобретали нелегально. Продукцию развозили на стареньком грузовике сами основатели, причем бензин они приобретали у американских солдат, рискуя попасть под патрульную проверку и загреметь в тюрьму.

Длительное время компании помогал деньгами отец Акио, а в сложные моменты ее спасали кредиты в банке Mitsui. Глава банка до конца 1950-х годов будет председателем Tokyo Tsushin Kogyo и поможет основателям в поиске инвесторов и продаже акций.

Одним из первых заметных контрактов Tokyo Tsushin Kogyo стал микшерный пульт для радиовещательной компании NHK. Это оборудование нужно было оккупационным властям, а потому посмотреть на потенциальных исполнителей прибыл один из генералов. Он оценил небольшой размер производства и скорее всего отказал бы предпринимателям, но прислушался к мнению Сигэо Сима — одного из работников NHK и друга Ибуки.

Следующим крупным продуктом был ленточный магнитофон, подсмотренный у американцев. Всех необходимых составляющих у компании не было — в первой версии магнитофона были бумажные ленты, и работал он, по воспоминаниям Мориты, плохо. В 1950 году Tokyo Tsushin Kogyo вышла с ним на рынок: всего было создано 50 таких магнитофонов, каждый из них весил 35 килограммов и стоил около 170 тысяч иен.

Утомленные послевоенной разрухой японцы не понимали, зачем им покупать такой товар. Найти целевую аудиторию помог Маэда: магнитофон с функцией записи голоса мог помочь стенографистам в судах. Партнеры устроили презентацию для представителей Верховного суда Японии и продали им 20 магнитофонов. Следующим крупным заказчиком стали японские школы: магнитофоны пригодились им для проведения аудиоуроков. Предприниматели технически проработали магнитофоны и улучшили дизайн, а вскоре приобрели патент на систему высокочастотного подмагничивания переменным током. Его действие распространялось только на Японию.

Ибука и Морита предупредили все местные компании из своей отрасли о запрете использовать свою технологию, а еще велели американским производителям воздержаться от экспансии в Японию. У большинства из них не было планов по вхождению на этот рынок, но Armor Research, использовавшая японского дистрибьютора, решила не реагировать на запрет.

Морита обратился в суд, и продукцию Armor Research опечатали. Американцы отправили к Tokyo Tsushin Kogyo своего адвоката, но Акио пригрозил, что поедет в США и добьется запрета на использование патента там. В 1954 году длительные переговоры закончились победой — компания Мориты получила долю с каждого проданного в Японии магнитофона Armor Research, а также возможность выйти на рынок США без покупки лицензии.

Рынок Штатов для Мориты стал самой важной целью в мировой экспансии бренда. Сравнив потенциал тогдашней Японии и США, предприниматель понял, что лучше производить дорогую, но качественную электронику для американцев, чем дешевые товары для внутреннего рынка.

Sony и инновации

В начале 1950-х годов Ибука был занят разработкой небольшого транзисторного радиоприемника. Для этого предпринимателям пришлось приобрести лицензию на транзистор у американской компании Western Electrics, а также самостоятельно создать необходимые детали. Переговорами с американцами занимался Морита. В 1955 году компания выпустила в продажу cвой первый транзисторный приемник, а к 1957 году был готов миниатюрный транзисторный радиоприемник TR-63, ставший первым в мире.

В это же время у компании сменилось название: прежнее совершенно не подходило для международной интеграции. Основатели обратили внимание на английское словосочетание sonny boys, которое японцы подхватили у американских солдат: так называли умных и неординарных парней. Оно к тому же походило на латинское sonus, что значит звук. Предприниматели решили остановиться на слове sonny, но в Японии son-ny значит «потерять деньги», поэтому Морита убрал из слова одну букву. Компания официально станет Sony Corporation в 1958 году.

Сменой названия популярного бренда воспользовались другие компании: один производитель шоколада даже поместил логотип Sony вместе с именем на обертку продукции. Морита подал на компанию в суд и спустя четыре года выиграл, доказав с помощью свидетелей, что действия кондитеров нанесли Sony урон.

Морита, изначально увлеченный инженерией, переквалифицировался в предпринимателя и продавца, в чем ему помог полученный у отца опыт. Предприниматели разделили полномочия: Ибука сконцентрировался на производстве, а Морита стал отвечать за бизнес. В этот период он налаживал продажи в США, где нашел дистрибьютора в лице компании Delmonico. Сотрудничество продлилось недолго: Акио не нравилось стремление партнеров продавать недорогую низкокачественную продукцию, его раздражали просьбы выпустить бюджетные версии приемников, которые бы продавались лучше.

В 1959 году Sony должна была выпустить первый в мире транзисторный телевизор. Руководство Delmonico начало рекламировать новую продукцию с позиции официального продавца, хотя контракты с японской компанией у них были заключены только на продажу приемников. Эта самодеятельность Морите не понравилась — он заявил, что не намерен пользоваться услугами Delmonicо для реализации телевизоров, и решил расторгнуть договор. Американцы требовали неустойку в размере $300 тысяч, но длительные переговоры позволили уменьшить сумму до $75 тысяч, к тому же Sony выкупили назад 30 тысяч своих приемников. После этого Морита решил не надеяться на дистрибьюторов и взять дело в свои руки.

В 1960 году открылась дочерняя компания Sony Corporation of America. Морита стал налаживать продажи, открыл зал для демонстраций и вывел компанию на Нью-Йоркскую биржу. Он понимал, что успех в США станет ключом к дальнейшему развитию бренда, и в 1963 году переехал в страну, чтобы решать все проблемы на месте.

В США Морита увидел нишу видеомагнитофонов, которые производила компания Ampex. Американская разработка создавалась для киностудий и не годилась для домашнего использования, поэтому Морита предложил Ибуке ориентироваться на обычного потребителя. В попытке уменьшить видеомагнитофон инженеры создали несколько моделей, и одну из первых разработок разместила в своих самолетах авиакомпания Pan America.

В 1971 году Sony выпустила первый видеомагнитофон формата U-Matic, который получил широкое распространение и стал отраслевым стандартом, а компании приобретали его для обучения сотрудников. Sony продолжила разработку и в 1975 году создала оригинальный формат Betamax с качественной картинкой, который тем не менее не захватил рынок, уступив технологии VHS. Главной причиной поражения считается низкая вместимость видеокассет и дороговизна самих видеомагнитофонов. Параллельно с этим компания разрабатывала цветные телевизоры — результат стал известен всему миру как Trinitron и прославился не только яркостью, но и экономичностью.

В 1979 году появился первый аудиоплеер Walkman: Акио захотел получить такой гаджет из-за постоянных разъездов и желания слушать музыку во время перелета. По другой версии, он просто обратил внимание на любовь американцев к музыке и понял, что удобный плеер с наушниками, позволяющий параллельно работать, будет пользоваться спросом. В 1976 году Ибука ушел из компании, поэтому грандиозный успех Walkman приписывается исключительно Акио, хотя его многолетний партнер заложил важные основы для этого продукта.

Европейская экспансия Sony

В течение 1970-х годов Sony продолжила выпускать революционную продукцию и открывать филиалы в других странах, сконцентрировавшись в первую очередь на Европе. К дочерней компании в США прибавился еще и завод, чтобы не приходилось везти товары через океан, причем детали для телевизоров приобретали здесь же.

Затем появились филиалы в Швейцарии, где было выгодное налоговое законодательство, и в Великобритании, которая была в дружественных отношениях с Японией. На одной из выставок принц Чарльз спросил у предпринимателя, нет ли у Sony желания открыть завод в Великобритании, и тот в 1974 году запустил производство в уэльском городе Бридженде, пригласив принца на торжественную церемонию открытия.

Создание филиала Sony во Франции затянулось на несколько лет, виной чему был прежний местный партнер компании, который был в отличных отношениях с министром финансов. Морита провел длительные переговоры, использовал все возможные рычаги и в итоге получил право лишь на совместное предприятие во Франции с разделением долей по 50%.

Открывая филиал в Германии (ФРГ), Акио подошел к задаче нетривиально. Казалось бы, компании следовало разместиться в Дюссельдорфе, где расположена мощная японская община. Морита же посчитал, что это навредило бы сотрудникам: для эффективной работы в Германии им нужно было научиться понимать страну и ее жителей, а в Дюссельдорфе они бы вращались в кругу японцев. Поэтому дочерняя компания открылась в Кельне.

Параллельно с этим открывались новые заводы в Японии, а также достаточно крупная исследовательская лаборатория. Усилиями Акио в Токио был создан торговый центр с французским рестораном: японских заведений в столице хватало, а кухня другой страны была новинкой. Такая идея пришла предпринимателю в голову после деловой поездки в Корею, где его постоянно угощали национальной едой, что ему в конце концов надоело.

Предпринимательские взгляды

При Акио Морите главной целью Sony было создание новых революционных разработок. Он не любил следовать за идеями других и считал, что успешная компания сама должна создавать новые рынки и удерживать на них лидерство, а главная задача руководителя — выстраивать отношения между рядовыми сотрудниками и руководством. Добиваются успеха только те компании, сотрудники которых объединены общей целью.

Каждый, кто имеет свой бизнес, должен понимать, что его успешность зависит от каждого отдельного работника, независимо от положения в иерархии. Талантливым сотрудникам нужно обеспечивать достойные условия труда, а топ-менеджеры ни в коем случае не должны считать себя королями — иначе это гибельно скажется на компании. Морита не предоставлял руководителям отдельных кабинетов, а сам по возможности обедал с рядовыми сотрудниками.

На становление Sony повлияло то, как Морита понимал менталитет и историю своей страны. Он считал вредной японскую традицию, которая обязывает человека всю жизнь работать на одном месте: если человек не счастлив на работе, он должен ее сменить. Для недовольных Морита издавал в Sony специальную газету, где размещал вакансии из других отделов. Так он предлагал альтернативу сотрудникам, а заодно проверял эффективность руководителей.

Акио считал, что для бренда плохо, если все в компании придерживаются одного мнения: в руководстве должны быть различные точки зрения. В своей автобиографии «Сделано в Японии» он рассказал о случае, когда один из консервативных топ-менеджеров Sony решил, что ему нужно уйти в отставку. Морита заявил, что разница взглядов не мешает им успешно действовать совместно и увольнение будет нелояльностью к компании. Еще один пример такого подхода — прием на работу Норио Ога, раскритиковавшего первый магнитофон компании.

Акио всегда запрашивал обратную связь у рабочих, ведь именно они лучше остальных знают, как упростить и улучшить рабочий процесс. Также, по его мнению, каждый сотрудник компании обязан уметь действовать без дополнительных инструкций.

Интересно отношение предпринимателя к приему на работу и выходу на пенсию. Волей Мориты опытные руководители, достигшие пенсионного возраста, могли остаться на работе в качестве консультантов. Новые сотрудники во время обучения знакомятся со всеми аспектами работы компании: инженеры месяц проходят практику в отделе сбыта, а продавцы — на фабрике.

Акио с детства учили, что само по себе образование не приносит никакой пользы — человек должен сам учиться и получать необходимые навыки. Принимая на работу новых сотрудников, Морита не интересовался их учебными успехами и ориентировался лишь на то, что соискатель продемонстрировал на собеседовании. В дальнейшей карьере образование также не играло особой роли — сотрудников повышали за конкретные заслуги и достижения.

Значительную часть жизни Морита посвятил поиску золотой середины между американским и японским подходами к бизнесу. Он подчеркивал, что предприниматели из США не любят брать на себя ответственность и много думают о дивидендах и бонусах, а японцы слишком холодны и им не хватает дружелюбия. Сам Акио был в хороших отношениях со многими представителями мировой деловой элиты, и видное место среди них занимает Стив Джобс, который был примером для японца.

Джобсу нравился Walkman, и он хотел сделать из Apple «Sony в мире компьютеров». Предпринимателей роднит еще и пренебрежение к исследованиям рынка: Морита однажды заявил, что маркетологи не смогли бы предсказать успех Walkman.

Именно у Sony Джобс позаимствовал идею рабочей формы, которую пытался внедрить в Apple. В 1980-х годах он был на экскурсии по заводам Sony и задал Морите вопрос о форме одежды рабочих. Акио ответил, что эта традиция появилась после войны: проблемы с одеждой заставили крупные компании обеспечивать сотрудников униформой. Сейчас же форма позволяет построить более прочную связь работников с компанией.

Sony в 1980-е годы. Уход Мориты в отставку

В 1980-е годы Морита переложил часть своих функций на Норио Огу, но, несмотря на солидный возраст, продолжал летать по миру по делам компании и активно заниматься спортом. Получивший всемирную известность и множество международных наград, бизнесмен стал писать книги, а также критиковать США и американских предпринимателей.

Sony по-прежнему занимала лидерские позиции в электронике. Вместе с Philips компания поучаствовала в создании первых компакт-дисков, а также выпустила дискету в 3,5 дюйма и привод для нее. В 1982 году Sony представила компьютер SMC-70 — первый в мире, который поддерживал дискету в 3,5 дюйма. Также компания выпустила первый в мире CD-проигрыватель СDP-101.

В 1986 году Морита был назначен вице-президентом японской федерации экономических организаций — Кэйданрэн. До него эту должность занимали только представители традиционной промышленности.

В 1987 году Sony приобрела звукозаписывающую компанию CBS Records, которая в то время сотрудничала со многими звездами уровня Майкла Джексона. С Джексоном Морита познакомился на концерте в Японии, и между ними установились приятельские отношения. Музыкант относился к Акио как к учителю, обращался к нему за советами, а также всячески поддерживал во время тяжелой болезни. CBS Records через три года сменила название на Sony Music — сейчас она контролирует около 200 музыкальных брендов.

Морита тяжело воспринял провал видеомагнитофонов Betamax и считал, что Sony могла бы победить, владей она тогда киностудией. В 1989 году он осуществил давнее желание и за $3,4 млрд купил кинокомпанию Columbia Pictures. Время для этого было не лучшее: в конце 1980-х американские компании пережили волну японских поглощений. Обложка Newsweek гласила: «Япония вторглась в Голливуд».

Морита отмечал, что не собирается кардинально менять производственную политику Columbia Pictures и создавать какие-либо ограничения. Он сманил несколько сотрудников из Warner Brothers, но успеха так и не добился: в 1994 году Sony сообщила о том, что убыток от их кинокомпаний составил $3,2 млрд.

В этом же году предприниматель покинул пост главы компании. Это решение было связано с тяжелой болезнью: 1993 году, когда Морита по своему обыкновению утром играл в теннис, у него случилось кровоизлияние в мозг, а реабилитационный период затянулся. Предприниматель до конца жизни сохранил за собой должность консультанта, но особой активности не проявлял. В 1999 году Морита умер от пневмонии. Это вызвало острую реакцию в обществе, а Стив Джобс в одной из своих речей упомянул об основателе Sony, подчеркнув его влияние на мир.

Предприниматель, начавший карьеру как военный инженер и наследник семейного бизнеса, серьезно повлиял на развитие индустрии электроники, создал одну из крупнейших в мире корпораций и превратил японские товары в глобальный бренд. Сейчас созданная Акио компания переживает не лучшие времена, и многие подчеркивают, что Sony просто не хватает людей уровня Мориты.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Захаров

Долго думал о феномене Сони, почему она стала сдавать свои позиции начиная с конца 90-х.

Ну вот, как оказалось - всё держалось на одном человеке. Как только основателя компании не стало, так все и посыпалось.

Много говорится о каких-то там "бизнес-процессах", которые якобы после внедрения заменят всех и вся, а вот и нет. Настоящий лидер - это самородок, его нельзя вырастить и клонировать. Он или есть или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Gregory Golovanov

Отличный обзор! Спасибо VC и обозревателю лично.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kozlov

Очень крутая вдохновляющая статья. Побольше бы такого, ребята!

Ответить
Развернуть ветку
sf

"Сам Акио был в хороших отношениях со многими представителями мировой деловой элиты, и видное место среди них занимает Стив Джобс [...]"
"Именно у Sony Джобс позаимствовал идею рабочей формы, которую пытался внедрить в Apple. [...]"
"Это вызвало острую реакцию в обществе, а Стив Джобс в одной из своих речей упомянул об основателе Sony,[...]"
статья точно про создателя Sony?)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шураков

Ну а че, рецепты то старые - только вместо "Ленин" вставляем где нужно и не нужно "Стив Джобс" и все))

Ответить
Развернуть ветку
Антон Токарев

А сейчас Сони скатывается в говно (в большей части), что доказывает роль личности в развитии корпорации и бренда.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Сейчас понятие "премиум" бренда нивелировалось.

Упадничество везде и во всем.

Может я ретроград и консерватор, но рассматривая вещи из 80-х и 90-х я не устаю поражаться их дизайну. По одному взгляду понятно - люди работали, искали, творили, выбирали и что-то хотели сказать, донести до потребителя. А сейчас что ?

А самое главное: осталась ли целевая аудитория, готовая платить за качество ? Совсем не очевидно, увы...

Ответить
Развернуть ветку
slugge

оказывается Джобс в своих мудачествах и тупизмах был далеко не первый

Ответить
Развернуть ветку
Антон Лапшин

сони, конечно, мудаки, но местами очень годные штуки делают

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Морозов

Потратил время с удовольствием! Круче статьи не читал! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда