{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Topface: так ли страшен дейтинг, как его малюют

Любой приличный человек знает, что дейтинг-сайты — ужасные места с проститутками, похотливыми мужчинами и грудой спама. Но при этом приличный человек на них никогда не бывает, так что, на чем основано его знание, — непонятно.

Мы в Цукерберг Позвонит не доверяем слепо стереотипам, но считаем, что и на пустом месте они тоже не возникают. Поэтому, встретившись с Дмитрием Филатовым, возглавляющим сервис знакомств Topface, напрямую задали все острые вопросы. А после острых задали тупые вопросы вроде «как достичь такого успеха»: как ни относись к дейтингу, невозможно отрицать, что это большая индустрия, а Topface — один из ее главных российских игроков (причем вышедший на зарубежный рынок), так что у компании много интересного и полезного опыта.

Дмитрий Филатов

Евгений Трифонов: Многие пользователи (причем самые продвинутые и успешные, вроде читателей Цукерберг Позвонит) брезгливо относятся ко всем дейтинговым сайтам, считая их борделями и помойками. Вам хочется что-либо противопоставить этому образу? Известны ли вам случаи, когда дейтинг приводил к знакомству не на одну ночь, а на всю жизнь?

Дмитрий Филатов: К сожалению, в России сложилось такое отношению к дейтингу вообще из-за обилия рекламы платного секса на некоторых сайтах. Мы изначально к этому очень плохо относились и много сил тратим на модерацию сервисов, которые его рекламируют.

Кстати, меня поражает, как много ресурсов тратится на изобретение новых способов спама — очень неглупые люди этим занимаются, могли бы свою энергию направить на создание какого-то действительно полезного стартапа.

Что касается удачных примеров знакомств — у меня несколько знакомых создали прекрасные семьи, познакомившись через интернет, а наши сотрудники, которые активно тестируют Топфейс, постоянно приводят на вечеринки красоток – даже не предствляю, где в реальной жизни таких можно встретить.

А как вы боретесь с проститутками? Понятно, что алгоритмы раскрывать не станете, чтобы не помогать их обходить, но хотя бы в общих словах.

Проституток вычислять не очень сложно: главная задача рекламирующих их аккаунтов в том, чтобы получить как можно больше контактов с другими пользователями, а этого можно добиться небольшим количеством способов — в этих точках мы и стараемся их отлавливать.

Проблема состоит в том, что их очень много и они очень изобретательны, как я уже говорил. Но с внедрением новой системы модерации мы практически справились с их наплывом, случаются только кратковременные набеги.

На дейтинг-сайтах процветает промискуитет. Вы вообще никак его этически не оцениваете и прагматично мыслите бизнес-категориями, или вы принципиально за фрилав?

Мы прагматики и следим за настроениями и поведением нашей аудитории. Вообще у нас, как и в реальной жизни, мужчины больше склонны искать секс, женщины — отношения. Раньше крен был в сторону секса, в последний год мы видим более романтичный настрой у пользователей (в том числе и мужчин) и тоже меняемся в эту сторону.

Заметная часть аудитории дейтинг-сайтов — невежливые похотливые мужчины, так что прекрасные одинокие девушки могут не регистрироваться у вас, опасаясь их неприятных сообщений. В вопросах приватности, бана и жалоб на пользователей Topface похож на не-дейтинговые сайты, или у вас есть какие-то специальные функции для того, чтобы бороться с нежелательным вниманием?

Приватности у нас меньше, что естественно для сайта, ориентированного на общение между незнакомыми людьми (зато есть, например, возможность скрыть вашу активность внутри приложения от друзей из соцсетей, что бывает полезнее). Что касается жалоб и бана — именно в силу нашей специфики эти функции сделаны более доступными для пользователей, чтобы мы могли получать больше обратной связи и быстрее модерировать их. В последнее время мы также много работаем над различными алгоритмами, призванными автоматически блокировать неадекватных пользователей. Грустно констатировать, но этим отличаются в основном пользователи из России и Турции, остальные ведут себя гораздо приличнее.

На slon.ru в 2012-м публиковали текст о Topface, но по нему не все понятно про запуск: у двух предпринимателей откуда-то взялись миллионы долларов, откуда — неизвестно, сколько именно — непонятно, и даже личность второго не раскрывается. Наверняка у части читателей это вызывает подозрения. Если не хотите раскрывать точные суммы и имена — можете ли рассказать хоть что-то, что делало бы историю менее темной?

Мы не скрываем, что у нас есть офлайновый производственный бизнес, просто интернет с ним, кроме как через акционеров, никак не связан и потому не особо интересен в этом контексте – если захотите поговорить про производство, мы с удовольствием расскажем. Второй партнер предпочитает быть непубличным без каких-то конспирологических причин, просто он больше занимается офлайновым бизнесом, а я онлайновыми проектами. И мы решили, что в отношении онлайна буду спикером именно я. Что касается денег — я рассказывал, что у нас был инкубатор и проектов было довольно много, суммарно было потрачено $1,5-2 млн, точную цифру просто не считали, так как в этом не было необходимости.

В адрес Topface звучат обвинения в спаме, особенно от пользователей Facebook, вам есть что на них ответить? Добавлю тут историю от себя: я в своем профиле на Topface снял все галочки в “разрешенных уведомлениях”, письма продолжили приходить, возникло ощущение “да что ж за спамеры-то” — а потом оказалось, что у меня на сайте два профиля, потому что как-то раз я авторизовался через Facebook, а не через ВКонтакте. Снял галочки во втором аккаунте, и уведомления перестали приходить. С другими обвиняющими что-то похожее происходит?

Претензии были в основном от “продвинутых” пользователей Фейсбука на то, что друзья их слишком часто приглашают в Топфейс. Во-первых, мы постоянно анализируем количество негативного фидбека в Фейсбуке, и его совсем немного относительно всей аудитории, во-вторых, приглашают этих продвинутых пользователей их же друзья, и мы никого не заставляем это делать.

В любом случае, есть кнопочка Settings в уведомлениях, которая позволяет настроить уведомления от конкретных приложений – просто снимите галочку с Топфейса и вы не будете их больше получать.

Перехожу от провокационных вопросов к просто интересным. ВК-приложение "Лицемер", из которого вырос Topface, предлагало выставлять чужим фотографиям оценки, но теперь можно лишь выразить симпатию/восхищение. Почему вы отказались от оценок?

Чтобы пользователи лучше понимали, что сервис все-таки направлен на знакомства, а не оценку фотографий. Хотя до сих пор заметная часть пользователей пользуется приложением именно для того, чтобы посмотреть чужие фотографии и показать свои максимальному количеству людей, что практически невозможно в рамках социальных сетей. Возможно, через некоторое время мы вернем оценку фото в старом виде как дополнительный сервис.

Вы в Topface размышляли насчет возможного открытия офиса в Лондоне — почему именно там, если там же базируется ваш главный конкурент Badoo? Не хотелось разделить рынки?

На самом деле Баду не очень силен в Великобритании, несмотря на наличие там штаб-квартиры. И у нас тоже нет цели захватить именно этот рынок. Основная цель открытия офиса (который пока остается только прожектом) — это найм специалистов по международному маркетингу и пиару, которых просто нет в России. Правда, чем мы дальше движемся, тем меньше ощущаем в этом реальную потребность: нам часто удается находить решения, которыми и на Западе еще никто не пользуется.

Ранее вы говорили, что не тратите деньги на раскрутку, предпочитая виральность, но при этом инвестиции для продвижения за рубежом вас интересуют. Там виральность работает хуже, чем в России, или дело в другом?

Дело в том, что виральность хорошо работает после некоторого количества пользователей — критической массы. Во многих странах она у нас еще не набралась, и виральность работает очень слабо, именно для ускорения мы и рассматриваем возможность привлечения инвестиций. К тому же мы в последние несколько недель провели эксперименты, показывающие, что вложения в рекламу могут окупаться буквально за месяц-полтора — очевидно, что это хороший стимул для инвестиций.

На Topface обычно знакомятся в пределах своего города, чтобы затем с легкостью встретиться, или у вас много знакомств между разными городами и даже странами?

Мы стараемся показывать пользователям людей именно из их города, но наши наблюдения показали, что многие специально меняют фильтр на «все города», так как им интересны люди со всей страны. Активные пользователи, которые хотят познакомиться, могут взаимодействовать только с теми, кто им интересен – в ленте входящих лайков мы их выделяем желтым цветом.

Хотя анализ реальных кейсов показывает, что много общения между пользователями происходит несмотря на географическую удаленность, а иногда и даже вопреки ей: у нас есть примеры пар, когда молодой человек из Турции женился на девушке из Мексики, найдя ее через Топфейс, ну и масса русских и украинских девушек общается с англичанами, например. Таких кросскультурных коммуникаций происходит у нас очень много.

Поделитесь с читателями Цукерберг Позвонит накопленным опытом. Вот, например, вы как вышедшие на зарубежный рынок можете сказать, какие там подстерегают неожиданности и подводные камни? Чем отличается зарубежный пользователь от российского?

Подводных камней много: сделать качественно переводы на большое количество языков — намного сложнее, чем кажется на первый взгляд, менталитет людей в разных странах сильно отличается и понять его крайне сложно, даже консультируясь с местными, надо не забывать про то, что сигнал с российских серверов идет намного дольше, использовать CDN.

В Турции, например, мужчины гиперактивны и это компенсируется полным отсутствием активности женщин, мексиканцы ничего не платят, зато легко ведутся на виральность и постят друзьям на стену что угодно.Не стоит думать, что вот у нас везде бардак, а за рубежом все очень формально и правильно — очень много субьективности и странных решений и у Facebook, и у Apple (например, мы не могли на iOS сделать приложение, в котором будет оценка фотографии — вот нельзя людей оценивать и все тут. Симпатии слать можно, оценивать — нельзя!).

Надо понимать, что все, что хоть как-то связано с эротикой, очень тяжело воспринимается на Западе — у нас была группа в ВКонтакте, в которой пользователи сами выкладывали свои эротические фотографии, так вот одни наши потенциальные партнеры ее как-то нашли и чуть не отказались с нами встречаться из-за этого. Пришлось ее спешно удалять.

У вас есть опыт в масштабировании — прошли большой путь от “Лицемера” к сегодняшнему состоянию Topface, наверняка по пути возникали технические сложности, связанные с возрастанием нагрузок. Что надо сделать в самом начале, чтобы потом не хвататься за голову и не переделывать все с нуля?

Главное, что мы сделали в этом отношении — первым сотрудником в компанию позвали Дмитрия Бородина, очень сильного специалиста по высоким нагрузкам. Можно сказать, что нам очень сильно повезло в тот момент. Он уже сам выбирал правильную платформу и переписывать ее в дальнейшем не пришлось, хотя определенная модернизация на каждом этапе развития проводится.

Но те решения, которые он выбрал, были бы бесполезны без того опыта и знаний, которые у него были в тот момент. Поэтому вопрос технологических решений — это скорее вопрос о том, каких людей выбирать себе в команду, а не собственно вопрос о технологиях: правильные люди принесут с собой правильные технологии.

Хотите добавить что-то от себя, что будет полезно начинающим стартаперам, но о чем мы не догадаемся спросить сами?

Когда мы только начинали строить сервис, нам (фаундерам) казалось, что мы четко знаем, как надо делать: что идеальное решение - это наше собственное мнение. И сейчас, общаясь со многими людьми, особенно стартаперами, я понимаю, что это очень распространенная иллюзия и при том довольно опасная. Наш опыт показал, что реально работает только тестирование гипотез (причем желательно всех возможных), а гениальные озарения обычно хорошо работают только для того, кого они озарили.

На каждом этапе развития надо уметь найти ключевой показатель, от которого зависит выход на следующий виток развития, и концентрироваться именно на нем: в первый год мы думали только о посещаемости, потом сконцентрировались на качестве и скорости работы сервиса, сейчас больше волнует монетизация. Каждый виток обычно требует перегруппировки ресурсов, смены KPI почти всей команды и важно не пропустить такие поворотные моменты.

Очень важный момент - это финансы. Финансы — это то, что убьет вашу компанию. Не плохая идея, не партнеры, не сотрудники, а именно финансы. Грубо говоря, если вы решите по каким-то причинам закрыть свой сервис, но у вас при этом будут деньги — у вас будет еще шанс как-то развернуть модель или сделать новый запуск, но если у вас глобальный минус в кешфлоу, вы просто умрете как бизнес.

Поэтому очень важно делать прогноз кешфлоу на несколько месяцев, формировать резервы, а не тратить все, что заработали, а также просчитывать негативные сценарии (обычно худшим считают сценарий — "будет как сейчас, не будет роста", но в жизни бывает, что в самый неподходящий момент ситуация резко ухудшается).

Мы с самого начала очень сильно экономили деньги — помню, первое лето нашей работы (2010 год) было очень жарким, у нас не было в офисе кондиционера, и посредине офиса стояло ведро с водой, к которому периодически подходили разработчики и поливали себя.

Ну и я всегда был убежден, что самое главное в интернет-бизнесе — это люди. Если финансы — это то, что вас убьет, то взлетит все только благодаря правильной команде. Если у вас будет супер-идея и деньги, но не будет соответствующих задаче людей, ничего не выйдет.

Мы на первом этапе фактически сначала собрали команду под целую группу проектов и когда стало понятно, что локомотивом является Топфейс, большая часть сконцентрировалась именно на нем. Выстрелил бы другой — команда работала бы над ним. То есть для нас команда точно была первичным фактором успеха.

Спасибо! Ну и последний вопрос.

У меня семерка BMW и водитель, хотя летом я стараюсь пешком ходить, когда есть возможность.