«То, что работает для малого бизнеса, не сработает для бизнеса с 30 млн клиентов»

Интервью основателя «Теремка» Михаила Гончарова о проблемах, перспективах компании и советах пользователей сети по развитию бизнеса.

В закладки
Михаил Гончаров

Почему вы решили рассказать о состоянии дел «Теремка» публично?

Дело было не так. Я не решал, рассказывать или нет. Подписчик в Twitter спросил меня о повышении цен: мне нужно было кратко объяснить ему причину. Тем более, в Twitter не может быть полноценной дискуссии.

Поэтому и ответ получился краткий и смешной на уровне провокационных заголовков в газетах. Этим он, видимо и привлек внимание. Я и раньше там писал, что цены растут.

А здесь, наверное, звезды так сложились: заголовок кого-то зацепил. Естественно, я какую-то нотку провокационности добавил, но вовсе не для того, чтобы раздуть пожар.

И в этом смысле, конечно, смешно: появился твит и люди начинают писать, что блины вышли из моды. А когда их спрашиваешь, почему мы продаем 25 млн порций блинов в год — ответить ничего не могут. А посетителей у нас — 30 миллионов в год.

И в США, и в России?

Да, но большая часть — в России. В США пока мало. В России мы представлены в трех городах: в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре.

В чем проблемы «Теремка»?

Проблемы ровно те же, что и у других компаний. Если мы зайдем в чайхану и посмотрим там цены, то очень удивимся: они достаточно низкие. У Кирилла Гусева и его «Ресторанного синдиката» осталось только два ресторана: Bistrot и «Обломов». А у него была целая сеть.

Рынок достаточно сильно трансформируется. Если мы говорим про сетевые компании — «Крошка Картошка», «Воккер», «Теремок» и так далее, — то все они испытывают недостаток гостей: это общая проблема.

Вопрос вот в чем: вы знали, что в 2015 году «Кофе хауз» и «Шоколадница» закрыли по 40-50 точек?

Нет.

А мне смешно: говорят, что кофейная тема развивается, а люди 40 точек закрыли. И блины, якобы, умирают, а мы новые точки открываем. История высосана из пальца. Но реальные проблемы есть.

5-7 лет назад среднему посетителю фудкорта были доступны не только KFC, McDonald's и Burger King, но и «Теремок», «Крошка Картошка» и другие концепции, которые там есть. Сейчас «Теремок» и другие стали менее доступны.

Потому что упала покупательская способность населения.

Да-да: и покупательская способность, и желание идти питаться. Это заметили и продавцы одежды, и обуви. Если раньше человек два раза в год покупал новую коллекцию, то сейчас он говорит: «Я и в старой могу еще походить».

С ресторанами то же самое. Произошло смещение спроса в сторону классического американского фастфуда. McDonald's не был на старте дискаунтером — он не был очень дешевым, можно было и дешевле поесть.

Просто потихоньку, завоевывая все более и более массовую аудиторию, они работали над тем, чтобы удешевить свою продукцию и сделать ее доступной буквально каждому. Вплоть до того, что в США на пособие по безработице люди могут по три раза в день питаться бургерами с мясом.

Это сослужило им злую службу — компания попала в скандал, когда английский повар Джейми Оливер доказал, что при производстве бургеров в США компания использует «розовую слизь» — мясные обрезки, промытые химикатами. (После публикации видео Оливера McDonald's изменил рецептуру приготовления гамбургеров в США — vc.ru)

Там много и других всяких хитрых химических трюков. В 90-е годы McDonald's пытались продавать под видом картошки фри гибрид картофеля и сорняка — у этого растения верхняя часть была сорняком, который не ел колорадский жук, а внизу — картошка. Когда это все всплыло, они извинились и отказались от использования гибрида.

Поэтому сегодня KFC, Burger King и McDonald's — это классические представители дискаунтеров. У них самые низкие цены на рынке.

За счет того, что они могут использовать в том числе замороженные продукты? И снижать цену за счет «эффекта масштаба»?

Да, у них экономия на логистике очень серьезная. Если вы заморозили 10 тысяч котлет и развезли их по регионам — это нормально. А если у вас котлеты из охлажденного мяса, то вы так легко их не развезете — их не получится увезти далеко от производственной площадки, при какой бы температуре они ни хранились. Охлажденный фарш не хранится три недели, а замороженный может храниться полгода. Тем более при шоковой заморозке.

Я даже вам открою секрет. Мы пытались продавать мороженое. Брали жидкость, из которой в McDonald's делают коктейли. Мы купили аппарат, сделали мороженое — получилась дрянь. Такая текущая слизь.

Аппарат стоил $5 тысяч. Я спрашиваю: «Что это за гадость-то?» А мне говорят: «Что вы хотите? У вас же дешевый аппарат, там нет специальной помпы. Если возьмете такой, мороженое будет как у них». А самый дешевый аппарат с помпой стоил $10-12 тысяч.

Эта помпа взбивает жидкость — в McDonald's не мороженое, а очень густой коктейль: настолько глубоко и плотно взбитый, что выглядит как мороженое. В McDonald's аппарат для коктейлей и мороженого стоит €50 тысяч.

Если у тебя нет таких денег, то будешь готовить жидкую слизь, а посетители — плеваться и возмущаться. Это мир высоких технологий, инженерный мир, химический мир, очень сложный.

Их бизнес изначально сконструирован на выдачу самой низкой цены на рынке. А «Теремок» с самого первого дня никогда к этому не стремился.

Это нелепо — делать цену выше, чем ты можешь. Люди, которые подозревают нас в жадности, тем самым показывают свою глупость. Естественно, я всегда стремился сделать максимально низкую цену, какую только возможно.

Низкую — для вашей технологии производства? Вы говорили, что не используете замороженные продукты. Например, производите за ночь 12 тонн теста и за день вырабатываете их.

Да, например в Москве у нас есть свой цех площадью 5000 м². Там мы делаем заготовки на сутки — запекаем мясо, солим рыбу. Все это вручную режется и упаковывается.

Расскажу, как мы добились стабильного количества начинок в блинах в масштабе всей сети. Мы фасуем ингредиенты в индивидуальную упаковку по порциям — буженину, курицу, и так далее.

Какая проблема у рестораторов: на уровне 10-15 точек появляется 100 сотрудников. Из них 10-15 могут оказаться жуликоватыми: продавать три блина, а расходовать только две порции курицы. А в конце дня еще пять кусочков курицы унесет домой.

За упаковку мы платим дорого, но лишь для того, чтобы не сомневаться в количестве начинки. Доходит до смешного: например, начинка может стоить 5 рублей, а упаковка — 7 рублей.

Если бы мы фасовали ее в бидон или банку, и повар мог черпать ее ложкой, то каждая порция обходилась бы нам в 5 рублей. А в разовой упаковке — 12 рублей. И это та плата, которую мы считаем адекватной, чтобы застраховаться от таких случаев.

{ "items": [{"title":"\u0418\u043d\u0442\u0435\u0440\u044c\u0435\u0440 \u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430\u043d\u0430 \u00ab\u0422\u0435\u0440\u0435\u043c\u043e\u043a\u00bb \u043d\u0430 \u041d\u043e\u0432\u043e\u0441\u043b\u043e\u0431\u043e\u0434\u0441\u043a\u043e\u0439","image":{"type":"image","data":{"uuid":"d339d818-075b-0440-6a06-b5a72ec1dc3e","width":1200,"height":800,"size":211810,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"8f039526-60f7-6304-bde8-48c7f66bb74f","width":1280,"height":853,"size":232735,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"0d4c9c87-8b1e-4c00-d13e-2f46ba182a38","width":1200,"height":800,"size":275318,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"8b621b1b-cbc0-64fe-142f-8248e62f2536","width":1200,"height":800,"size":241959,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"17a875eb-3923-5e46-9f06-22f455c8c329","width":1200,"height":800,"size":209652,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

То есть это стандартизация — чтобы во всех точках «Теремка» были одинаковые порции? Чтобы исключить фактор вмешательства повара?

Исключить его невозможно, а свести к минимуму — вполне. Там, где мы не смогли решить задачу механическими методами — порционными упаковками, там она решается длительным обучением.

Естественно, человек может нарушить [технологию производства]. Но он везде ее может нарушить. Вообще в таких случаях нужно смотреть, что пишут в книге жалоб и предложений. Что вы увидите в McDonald's? Благодарность — «Спасибо, что так дешево продаете?» Нет.

Если интересно, зайдите в какой-нибудь Burger King и почитайте. Я однажды почитал — чуть не упал. Не буду говорить, что там было написано.

Если обобщить — перед «Теремком» стоят две проблемы: падение покупательской способности населения и закономерное увеличение расходов. В первую очередь — расходов на аренду?

Сегодня (интервью было записано 26 октября — vc.ru) я выступал на конференции «Аренда-2017». Строители торговых центров сказали — если раньше на юго-западе Москвы было два профессиональных торговых центра, то сейчас их восемь.

Причем в тех двух была площадь 100 000 м², а сейчас те восемь занимают 700 000 м². Да, конкуренция растет, и арендная ставка, по идее, должна падать. Но покупателей-то больше не стало.

Раньше большой поток ходил в «Фестиваль» на Мичуринском проспекте, а когда открылся «Авеню» — часть людей туда стала ходить, потому что он новый, красивый, модный.

Можно сравнить с бутылкой и объемом воды, который туда помещается...

(перебивает) Короче, это как разливать на пятерых бутылку, которую вы раньше разливали на троих. Это жизнь: бутылка прежняя, даже скажем, что из нее уже что-то протекло — не забываем о падении покупательской способности.

То есть арендодатели начинают прижимать арендаторов из-за падения посетителей.

Да, это самый плохой путь, но им идут все. Возьмем, например, новый ресторанный бренд. Он открылся, наторговал на миллион рублей, заплатил 400 тысяч рублей аренды — прибыли нет.

Что делать? Самое первое — придется поднимать цены. Все разговоры о том, что нужно учиться плясать от оборота, не очень работают в жизни: человек открылся и дал цены, которые он считал справедливыми.

Оборота нет, есть убыток. Снижать цены при убытке может только сумасшедший. Если цены задраны так, что не обеспечивают продаж — тогда снижение оправдано. Если цены адекватные, то снижение приведет к еще большему убытку: когда бренд неизвестный, то база клиентов не нарастает так быстро, что к тебе в следующий месяц на сниженные цены толпа набежит: «Ой, смотри, они на 7-10% цены снизили». Этого вообще никто не заметит.

То же происходит и с арендой — ситуация тяжелая, банк прессует торговый центр, ему нужно выплачивать кредиты, он увеличивает аренду.

Это приводит к еще большим проблемам у арендаторов

Что меня больше всего беспокоит: когда торговые центры создавались и покупательская способность была выше, посетители могли ходить и к другим операторам, не только в американские рестораны.

Исторически их всегда сажали на процент от оборота — у них была низкая фиксированная ставка аренды. Этот процент от оборота очень низкий. С каждого заказа на 300 рублей KFC платит 15-20 рублей на аренду. А есть такие торговые центры, где в «Теремке» на 300 рублей купили, а я 80 отдал арендодателю.

Сколько в среднем стоит аренда площади под один ресторан «Теремка» в Москве?

Например, у нас есть два торговых центра с примерно одинаковыми характеристиками, которые расположены в одном районе. И там, и там мы зарабатываем по 3 млн рублей в месяц. Но в одном мы платим за аренду 400 тысяч рублей в месяц, а в другом — 800 тысяч рублей в месяц. Арендуемая площадь примерно равна.

Проблема ресторанного бизнеса еще в том, что поскольку в каждом ресторане вы производите продукты, то можете легко уронить качество. В сегменте непродовольственных товаров ее нет: если вы торгуете обувью Ecco, то вы не можете купить ее у производителя чуть-чуть дешевле — за исключением особых договоренностей.

В ресторанном бизнесе так: вы берете помидоры, огурцы, фарш. Видите, что у вас убытки.

Тогда владелец компании едет на рынок или к оптовику и говорит: «Слушай, я у тебя фарш беру за 120 рублей — вообще не прохожу. Давай там напихай туда чего-нибудь — картона, например. Пусть это будет фарш за 60 рублей. Тогда, наверное, я заработаю».

И вы так поступать не хотите?

Нет.

То есть единственное, что вам остается, — закрывать убыточные точки, где высокая аренда не позволяет зарабатывать?

Да, верно.

Что это за точки? Где вы закрылись?

Мы закрыли пока только одну точку — неподалеку от метро «Бауманская». Процедуру закрытия проходят около 10 точек.

Из 300 по России?

Нет, я сейчас только про Москву говорю. 10 закрываем в Москве, две — в Санкт-Петербурге. Будут они закрыты или нет, зависит от итога переговоров с арендодателями.

Месяц назад я отправил письмо во все торговые центры, где нас не устраивает арендная плата. Я предупредил, что мы будем уходить и расторгать договор.

Ситуация, которая возникла после моего твита, произошла случайно. Вы видели, сколько у меня подписчиков (1,5 тысяч человек — vc.ru) — я не Ксения Собчак, чтобы писать на всю страну. Рассчитывать на то, что кто-то начнет широко это обсуждать, я никак не мог.

Но то, что получилось — это помощь для «Теремка» и тех арендодателей, которые считают, что «Теремок» можно на кого угодно заменить. Они многих меняли, но ни про одну компанию не писали столько, сколько про нас.

Например, сеть Sbarro в России полностью закрылась — были какие-то статьи, но всё прошло без особенных обсуждений, и все про них забыли.

Какая у вас была выручка по итогам 2016 года?

Чуть больше 8,03 млрд рублей.

А в 2015 году?

Наверное, — 7,4 млрд рублей.

А в этом году что прогнозируете?

В этом году, думаю будет такой же, как и в 2016 году. Мы мало новых точек открывали. Мы не можем в чистом поле и в других городах открывать рестораны. Там будет другая модель выхода.

Как вы считаете, есть ли другой способ подстегнуть продажи, помимо закрытия убыточных точек?

Есть, и я про него сказал — реклама. Возможно, это получился такой черный юмор: я писал, что если реклама не сработает, то нам конец. Но это сами читатели меня немного спровоцировали — когда первый твит был так поддержан, я вошел в азарт и стал так забавно отвечать.

Решили сгустить краски.

Да-да. Нет, ну я не скажу, что все будет замечательно, если мы сделаем рекламную кампанию, а она провалится. Но почему я думаю, что она будет успешной: в марте и апреле 2017 года мы делали особую рекламу, — снимали ролики, — и она окупилась. Это было сделано хорошо, но не на первоклассном уровне. Сейчас мы хотим сделать рекламу на уровне мощных западных компаний.

Это первый вариант. Еще часто люди советуют продвижение в социальных сетях. Но они не в теме и не знают, что цена контакта в социальных сетях безумно высокая, и не один из мировых брендов не тратит на digital больше 15% рекламного фонда. Самая низкая цена контакта — у рекламы на телевидении.

В этом случае личный опыт играет злую шутку для многих людей. Например, человек постоянно сидит в Facebook и пишет: «Сейчас никто не смотрит телевизор».

Это все зависит от целевой аудитории. Расскажите, какая целевая аудитория у «Теремка»?

В «Теремок» ходят дети, подростки, студенты, взрослые — потолка нет.

На какой возраст приходится большая доля?

В том-то и анекдот. Советчики не знают, что в McDonald's большая доля людей в возрасте от 40 до 50 лет.

Это можно понять по их рекламе.

А она где? Правильно: по телевизору. А говорят, что молодежь телевизор не смотрит. Получается, в McDonald's — дураки?

Почему? Если у них высокая доля возрастной аудитории, которая как раз смотрит телевизор, то все в порядке. Кроме того, у них такая семейная и уютная реклама.

А почему у Burger King тогда реклама вообще не уютная и не семейная, а идет по телевизору? Потому что там массовая аудитория. Здесь нельзя ориентироваться на личный опыт. Нельзя говорить «люди не любят Париж». Естественно, можно найти 1000 человек, которые его тоже не любят. Точно так же все с телевидением и рекламой.

И все же, что с аудиторией «Теремка»?

У «Теремка» аудитория массовая. Она довольно плавно распределена по годам. И аудитории 18-25 лет у нас больше, чем аудитории 40-45 лет.

И все же это молодая аудитория. Как вы будете привлекать молодежь, если продвижение в соцсетях стоит дорого и там вы не хотите рекламироваться?

Почему не хотим? Хотим. Люди часто говорят нам: «Смотрите, какую акцию провел KFC в Twitter, а вы почему ничего не публикуете?» А ты им говоришь: «Ребята, чтобы вы что-то такое прочитали, нужно отдать 5 миллионов рублей». Они-то этого не знают и не понимают.

Они думают, что мне сейчас достаточно что-то придумать, и — бабах — все тут же узнают о «Теремке», как они узнали о KFC. То, что делает KFC, стоит от 5 до 10 млн рублей ежемесячно.

Расходы на креативное агентство, которое продумывает digital-стратегию?

Да, но почему-то упор делается на придумывание. Вся Москва забита этими «придумщиками», но вопрос не в «придумщиках», а в том, сколько компания готова заплатить за то, чтобы эта придумка дошла до потребителя.

И здесь выясняется, что расходы KFC и Burger King на креатив не посильны ни одному бренду в ресторанном сегменте. Про телевизионную рекламу я вообще молчу — там бюджеты измеряются сотнями миллионов рублей в год.

Поэтому реклама, PR-активности, заметки, статьи и прочее — это вопрос инвестиций, а не придумывания. Мы тоже придумываем и пиарим — но в рамках своих возможностей.

Например, из США мы привезли 3D-принтер для приготовления блинов. Про него достаточно много упоминаний было — все крупные сайты о 3D-печати про него написали, ряд популярных изданий, Life News, «Москва-24» сюжет сняла. Но если бы мы в это продвижение вложили миллион рублей, то об этом узнало бы 6 млн человек. А так узнало 300-500 тысяч человек.

Нам очень много советов дают представители малого бизнеса. Завел такой предприниматель аккаунт в Instagram: что-то друзьям написал, где-то его упомянули, пять человек у него купило, 10 — порекомендовали своим друзьям и так далее.

Он начинает нам рассказывать свою историю, советует креативить, выходить в Instagram, понижать цены. Но это детский бизнес-сад.

То, что работает для малого бизнеса, не сработает для бизнеса с 30 млн клиентов

В месяц у нас 2,5 млн человек. Чтобы их увеличить, нужно сделать так, чтобы 250 тысяч человек как минимум пять раз увидело нашу рекламу. Очень важный момент — количество просмотров рекламного сообщения.

Реклама не работает ни после первого просмотра, ни после второго, ни после третьего — эффект в продажах начинается только на пятый раз. Со мной спорить не надо — это наука. Кто знает — тот знает. Кто не знает, пусть наматывает на ус.

Безусловно, есть люди, которые бегут покупать после первой рекламы. Но их меньшинство — это как распределение Гаусса. Основная масса идет только после пятого повторения. Видя продукт, человек вспоминает, что видел его рекламу.

Американские компании платят из расчета на то, что каждый зритель увидит их ролик 10-11 раз. Это и есть принцип работы транснациональных корпораций — так они и захватывают весь мир, потому что это мощнейший ресурс.

С каким рекламным агентством вы сейчас сотрудничаете?

Тут тоже все гораздо сложнее. Есть креативные агентства, есть агентства, которые занимаются закупками рекламы. Разработкой креативный концепции для нас занимается IQ Marketing (разрабатывали рекламные кампании для «Альфа-банка», «Шоколадницы», «Kinder Surprise» и так далее — vc.ru).

Мы провели мозговой штурм, рассказали о нашем видении позиционирования компании. Сейчас они работают над идеями, в каком направлении мы будем двигаться. И если они будут достаточно мощными, то мы, возможно, на их основе сможем построить долгоиграющую программу.

Сколько вы потратили на это?

Пока еще нисколько — сейчас только подписываем договор. Все очень индивидуально — для разных компаний разные требования есть. Да и мы выбирали по соотношению цена — качество, а не тех, кто предложит наименьшую сумму.

В комментариях к одному из материалов на vc.ru вы сказали, что разрабатываете программу лояльности. Расскажите подробнее.

Мы обратились к людям, которые делали программу лояльности «Альфа-банка» и «Спасибо» для «Сбербанка». В принципе, у нас никакого велосипеда нет. Главное, как она будет в жизни работать.

Если вы постоянно заказываете в «Теремке» какие-то супы, то вам, к примеру после девятого заказа придет сообщение: «Вам подарок от "Теремка" — десятый борщ бесплатно».

Есть же совсем примитивные вещи — купил на такую-то сумму, получил скидку. Это редкостное занудство. А здесь программа, которая с одной стороны учитывает то, что ты ешь, а с другой — что можно тебе порекомендовать.

Будут пластиковые карточки и привязка к мобильному номеру?

Да, у нас будет и приложение, и карты. Это не те «большие данные», которые использует McDonald's по всему миру, но тем не менее, это тоже «большие данные». Такая программа лояльности поможет найти душевный подход к человеку: учитывать его предпочтения при покупках, а не просто делать ему скидку.

Кроме того, у нас будет несколько «уровней» — названия пока не утверждены, но между собой мы в шутку называем их «брат», «сват», «тесть», «зять» «Теремка» и так далее.

Разработчики программы сейчас прорабатывают механику — как люди будут переходить с одного уровня на другой, что им это даст. Подробностей пока раскрыть не могу. Всего будет четыре сценария использования карты.

Смотрите, раз у вас есть карточка, к которой привязан почтовый ящик клиента, то вы можете таргетировать его в вебе. Будете ли вы разрабатывать и digital-стратегию?

Как я уже говорил выше — расходы на digital не превышают 15% от бюджета на маркетинг. Как это ни странно, мы больше увлечены digital. Но понимаем, что это похоже на стрельбу из пушки по воробьям.

В том масштабе, в котором мы занимаемся этим сейчас, получаются десятки тысяч контактов. А это просто смешно в сравнении с нашим потоком клиентов.

Чтобы выйти на сотню тысяч контактов, нужны другие бюджеты. Например, чтобы привлекать блогеров с миллионной аудиторией. И то, они дадут лишь разовый контакт: сравните с телерекламой, которая весь месяц бомбит по голове.

А с блогерами — ты каждый день заходишь к любому блогеру, а там он то с парашютом прыгает, то бежит куда-то, то новую сумку показывает, то ест где-то. Каждый день новые фото — если мы пригласим его в «Теремок», аудитория уже на следующий день забудет, что он был у нас. Дешевле разместить рекламу на телевидении, чем привлекать популярного блогера с 4 млн подписчиков.

Сколько всего у вас работает сотрудников — и в России, и в США?

В России — около 4 тысяч человек, в США — около 30 человек.

В США как было два ресторана, так и осталось, да?

Да.

Как отношения между Россией и Америкой сказываются на продаже блинов в США? Нет ли оттока аудитории?

На бытовом уровне я ни разу не замечал в США косые взгляды, не слышал каких-то резких заявлений. Все очень мило и корректно. Простые американцы хорошо относятся к русским людям.

Как в целом они воспринимают блины, борщ и гречку? Для них же это экзотическая кухня, как китайская или японская.

В Америке нет экзотической кухни. Там любая кухня — просто кухня, американская. Они совершенно спокойно заходят, совершенно не смущаясь, заказывают борщ. Это немного удивляет. Мы думали, что придется «воспитывать» клиентов, но оказалось, что им ничего разжевывать не нужно.

Приходит к нам афроамериканка и тут же заказывает борщ. Как, почему? Но вообще — американцы очень смелые. Это не как у нас: «Ой, а что такое сашими? А сибас? Это рыба вообще?» Они ничему не удивляются: «Сибас? Давайте. Борщ? Отлично».

У них очень разбалансированная страна, кругом свобода. Они знают, что их не отравят в ресторане. Не понравился сибас — впредь брать не будут.

Вы учились в Европе и Японии. В чем особенности этих рынков и отличия от российского? Чему вы там научились?

Тому, что там тоже и плохие, и хорошие предприятия, и что они тоже совершают ошибки. Это важно для личного успокоения: если в России происходит какой-то провал, компанию начинают материть. Эту моду ввели Артемий Лебедев и Илья Варламов — не дали тебе карточку: напиши в техподдержку, зачем оскорблять? Мне за это обидно.

На западе тоже совершают ошибки. Не нужно думать, что у нас тут все какие-то горбатые, а там — правильные и исполнительные.

Если говорить про теоретическую подготовку, то больше всего я узнал не из европейского, а из японского опыта. Система японского качества построена на идеях американца Уильяма Деминга. Есть такой сайт очень ценный — deming.ru.

Там очень слабый дизайн, но по интеллектуальной отдаче это, наверное, один из самых мощных сайтов в России. Деминг — это человек, который в 1946 году приехал после оккупации Японии и читал лекции для сотрудников ведущих корпораций.

Кайдзен?

Да-да — философия постепенных изменений. Она построена на идеях Деминга, и мы их очень любим.

Как именно вы их применяете?

Например, мы со многими поставщиками работаем 5-10 лет. Мы решаем совместные проблемы, изучаем возможности изменения технологии производства.

У Деминга этот пункт звучит так: «Откажитесь от закупок по минимальной цене и постройте систему долгосрочных отношений с подрядчиком». То же самое касается наших подрядчиков по строительству ресторанов: из 150 ресторанов 100 построил один подрядчик.

Это не очень большая фирма, но мы с ним долго и регулярно работаем. Он уже накопил такую экспертизу, которая позволяет нам экономить на транзакциях — на коммуникации, логистике. Он знает, чего мы хотим, мы знаем, чего от него ожидать.

Еще один пункт — «Откажитесь от массовых проверок». Но мой самый любимый — «Не ставьте произвольных количественных показателей цели». Это ошибка 99% предпринимателей.

То есть, не стоит брать показатели с потолка — они должны основываться на данных?

Даже не так. Это еще хуже, к сожалению. Вообще планов быть не должно. Вернее, план должен быть один — как вы улучшаете свою работу. Если он у вас есть, то дела будут улучшаться. Но насколько они улучшатся — ни один человек в мире сказать не сможет. Работа может улучшиться на 1%, на 3%, на 7%, на 12%.

Цель «Добиться роста сети на 10% за год» — абсурдна. А если за ее выполнение пообещать премию директору по продажам, то он будет впихивать вам те заведения, которые открывать не нужно — лишь бы ее достичь.

Добиться такой цели можно, но в ущерб компании. Вместо этого предлагается путь постоянного совершенствования модели. Когда у нас было плохо с обслуживанием, мы ввели систему «тайного покупателя» и дали людям премии за отличное обслуживание.

На сколько вырастут обороты — мы не знали. Мы придумали анкету, причем вопросы составили максимально объективно, чтобы не было таких показателей, вроде «мне показалось, что мне не улыбнулись». Там были строгие критерии оценки — «спросили ли у вас то-то» или «сказали ли вам то-то».

Когда мы ввели эту систему, мы даже не сказали рядовым сотрудникам, каких результатов мы ждем. Мы дали четкие инструкции — что нужно говорить и делать, чтобы повысить качество обслуживания. За хорошую работу люди получали премии. В результате мы увидели рост продаж на 30%.

Я не понимаю, почему ваши комментаторы на vc.ru так бесятся, когда речь заходит о «Теремке». Чтобы в стране был прогресс, нужно друг у друга учиться и друг другу помогать. Я не понимаю, зачем все друг друга гнобят. Они себя ущемленными что ли показывают? Вы их там воспитывайте, что ли.

#интервью #теремок

Статьи по теме
«"Теремок" перестают пускать даже на фудкорты»
«Еще один-два года и вообще можно будет закрываться»: основатель «Теремка» дал неутешительный прогноз своему бизнесу
{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u0435\u0440\u0435\u043c\u043e\u043a","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0432\u044c\u044e"], "comments": 409, "likes": 169, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 28100, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15395' + '50799') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 28100, "author_id": 61917, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/28100\/get","add":"\/comments\/28100\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/28100"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131 }

409 комментариев 409 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
97

Я становлюсь фанатом этого человека. На блинах я вырос. Кому то они не нравятся. Но судьба Теремка не безразлична практически всем, отсюда и "неравнодушие" комментаторов.

Ответить
54

Тоже болею за «Теремок». Лучшая сеть. Ни разу не было негативного опыта — чувствуются строгие стандарты.

Ответить
7

Он на самом деле очень крутой.

Ответить
2

Да, мы ненавнодушны к судьбе Теремка. На последние деньги неравнодушны,
потому что блин с маслом за 80 рублей, или блин с бананом и шоколадом за 200р, это все же московский ценник, привезенный в Питер, а не наоборот :)

Это как-то неприлично, как это фото блина Тропический :)

Ответить
4

Зато за эти деньги вы кушаете нормальный блин. Наверное, он мог быть и дешевле, но он точно нормальный. Попробуйте запустить свою сеть блинных с ценами вдвое ниже и посмотрите, какое получится качество блинов ))

Ответить
0

скажу за свой город миллионик, сеть блинных вкуснолюбов, сейчас в сочи открываются, так у них упаковка удобнее, сами блины вкуснее, и стоят у нас 70-200р и 200-300 в сочи.
Понимаю что в москве аренда очень большая, но заявления теремка и их мечты про смарт кэжуал питание убиваются об их цены, если за цену их борща, гречки и блина я могу поесть в любом ресторане бизнес ланч, который в разы вкуснее, и разнообразнее.

Ответить
1 комментарий
57

Клевое интервью. Таких не хватает, где реально деляться информацией, а не воду гонят об успешном успехе.

Ответить
10

Согласен ! Одни пресс релизы и агитки

Ответить
–32

Тут сказано даже слишком много - жгучая смесь недоверия к собственным сотрудникам, ужасной обиды на зажравшихся youtube блоггеров (очень, очень подробно излагаемой), зависти к сотням миллионов рублей fastfood бюджетов на ТВ, тут же про выручку собственную в 8 млрд. рублей мимоходом, тут же про то какие арендодатели плохие и жадные.
 
Кругом враги. Только застройщик "с экспертизой" хороший. И Деминг, который на самом деле кайдзен (но на английском в первоисточнике было проще читать, я полагаю, чем в двойном переводе англ - японский -русский).

Жаль, что делать. Нужно их совместное интервью с господином Т., чтобы посмотреть на настоящую ярмарку тщеславия ...

Ответить
18

а вы устроили ярмарку тупизма

Ответить
–1

Ок, пусть так. Но я хотя бы не ищу проблемы вокруг - я ищу способы их решения (когда они есть).

Ответить
12

Вы уже замучили всех своими недалекими комментариями - лезете в каждую ветку.

Ответить
3

Всех-это кого?

Ответить
3 комментария
1

Согласен с вами.

Ответить
24

Почему же про комментаторов на VC сказали, что они бесятся из-за Теремка? По мне так наоборот, все за него топят и переживают. Это как за сборную, только за блины.

Причем недавно Теремок вроде даже на главную Яндекса сумел попасть и, прошу заметить, для этого не потребовалось ни американских 3d-принтеров, ни отдавать бюджеты креативным агентствам. Достаточно лишь немного накинуть и всё, дальше комментаторы сами быстро и эффективно обеспечат охват в соц-сетях. Причем бесплатно. Чем не канал продвижения?)

Ответить
13

В этот раз много разумных комментариев и я всегда готов обсуждать

Ответить
1

Блины то все равно не берут, сударь!

Ответить
–1

Я пробовал. Я же писал (во первом _из трех топиков про Теремок_ за последние 7 дней) .... я приехал, увидел новое странное оформление, очередь из 3-х человек на 5 ... 10 ... 12 минут, закончившуюся заменой заказа первого в очереди, и уехал, не дождавшись.

Ответить
5

Поездайье в ньюйорк и постойте полчасика в Чипотле или Шейк шак

Ответить
2 комментария
22

"Если бы мы фасовали ее в бидон или банку, и повар мог черпать ее ложкой, то каждая порция обходилась бы нам в 5 рублей. А в разовой упаковке — 12 рублей. И это та плата, которую мы считаем адекватной, чтобы застраховаться от таких случаев."

Это как заплатить за аудит 3 млн., чтобы выявить недостачу в 10 тысяч. Как выше сказали - вы сами делаете свою продукцию дороже.
Года три назад часто питался в Теремке в Филионе, потом резко начали расти цены и я обнаружил, что дешевле и вкуснее брать еду с собой на работу :)

Странно, что никто не обратил внимание на цифры из интервью. 25 млн. блинов продано, 30 млн.клиентов - отмечаем, что далеко не каждый берет блины (а учитывая, что кто-то заказывает несколько блинов - ситуация выглядит совсем странно. Неужели берут гречку с сосисками?). Но самое странное то, что 30 млн клиентов и оборот в 8 млрд дают нам средний чек в 266 рублей. Либо Михаил где-то лукавит, либо в Теремок ходят одиночки, которые заказывают только экономный набор.

Ответить
8

Герман, отличный коммент! Если в каждом блине 2 начинке, то на упаковку 14 рублей. На 25 млн блинов на упаковку уходит 350 млн руб??? Бюджет рекламы на ТВ...

Ответить
2

Мне даже показалось, что "воровали" бы на меньшую (гораздо) сумму.
А что касается недовеса покупателям - так он и так произошел, только на глобальном уровне (обычные порции начинок объективно уменьшились, тогда когда появились "двойные ночинки).
Тем более, я повторюсь, каждый блин взвешивают прямо перед тем как отдать покупателю или упаковать - сверяй вес на здоровье.

Ответить
0

Дело же не в том, сколько воруют, а в том, чтобы каждый получал то, за что платит. Или Вы согласны на блин, в котором будет вдвое меньше начинки?

Ответить
7 комментариев
5

Герман, у меня момент истины был, когда я в Окее закупился на 1400 рублей (еще в 2014 году, то есть это был увесистый пакет) ... зашел в Теремок взять три блина, как-то внезапно заплатил 560 рублей .. и обнаружил что заправляться мне уже не на что :)
 
Я как-то по старой памяти думал что уложусь рублей в 350-400 хотя бы :)

Ответить
3

Герман, у меня момент истины был, когда я в Окее закупился на 1400 рублей (еще в 2014 году, то есть это был увесистый пакет)

В 2014 году это мог быть увесистый пакет если вы закупились картошкой бананами и прочей морковкой.

Ответить
0

Олег, Вам вес в граммах и содержимое по позициям?
Или у Вас увесистые пакеты начинаются от 10 кг?
Ну не смешно.

Ответить
5 комментариев
0

при том бизнес ланч даже в топовых ресторанах стоит 300-600р.

Ответить
0

В пред. постах вспоминали такие же блюда (гречка, блины, вареники) - в столовках предприятий и полудомашних кафе в БЦ - с сытным обедом в пределах 100 рублей :)

Ответить
6 комментариев
–1

В теремке тоже есть бизнес ланчи. И они не стоят 600 рублей

Ответить
27

Интервью года - крайне интересно. Хорошо бы "эксперты" из статьи по соседству с ним ознакомились.
И да, не зря я в комментариях к той статье вспоминал Макдональдс и фильм "Основатель" - про коктейли и химию там тоже есть.

Ответить
–2

Здесь-то акцент изрядно сместился в пустоту.
Интересно, что тов. Оливер найдет в блинах Теремка, если поищет?
А что найдет тов. Летучая?

Ответить
0

А что вообще такого можно найти в блинах?Простейшие рецепты из обычных магазинных продуктов.
А с Летучей уж как договоришься

Ответить
0

Теремок ведь работает с подготовленными полуфабрикатами - вот там можно много чего проверять. Например, состояние готовой смеси для блинов на протяжении дня, и т.д.
Мы ведь ничего не знаем о качестве Теремка - как у них работает система качества, по каким правилам - странно что в сетевом заведении с "конским" (с) (из пред. веток) ценником об этом не снимают пусть и рекламных, но и информативных роликов - хотя бы для своего канала на youtube.

Ответить
1 комментарий
20

Возможно, я скептик с рождения, диванный критик. И не мне судить человека-владельца сети с многомиллиардным оборотом. Но вот почему после прочтения интервью с владельцем “Теремка” меня не покидает ощущение, что концепция “Клиент всегда прав” уже давно умерла. В начале года была такая же ситуация, и сейчас. “Люди, которые подозревают нас в жадности, тем самым показывают свою глупость.” Серьезно!?


Люди готовы переплачивать, они готовы платить больше, если это действительно того стоит. В России люди стали понимать ценность подписки на сервисы Bookmate, Amediateka, Apple Music и т.п. Люди готовы стоять за бургерами Тимати, не важен вкус и цена. Ну здесь больше акцент на бренд. В питерском “Буше” бутерброд с красной рыбой на уровне блина от “Теремка”. Но в “Буше” он вкуснее. Как солят рыбу в “Теремке”, что она кажется пресной, непонятно. Если люди говорят, что дорого, может стоит прислушиваться, а не посылать их в другие фуд-корты и оскорблять тупыми. Но я не хочу спорить о вкусе. Это дело каждого. Просто, пожалуйста, перестаньте оскорблять недовольных клиентов.

В целом было бы интересно посмотреть на противостояние “Теремка” против “Вкуснолюбов”. Ну это наверно из серии фантастики.


Почему “Теремок” считается уровнем выше KFC, Burger King и Mcdonalds, но в тексте сплошные сравнения именно с этими сетями. Если вы пропагандируете себя сегментом люкс еды, но так и сравнивайте себя с подобными сетями.

В тексте сплошные жалобы. Аренда дорогая, реклама дорогая, упаковка дорогая. Все дорого. Вот прям мотивирует подобное открывать что-то свое. По-моему в целом никто так не жалуется на несчастную судьбу, как “Теремок”. Но наверно это такой маркетинговый ход. Пожаловался, что сеть на грани закрытия, и сразу столько внимания.



И зачем жаловаться, какая нынче реклама дорогая. У вас же элементарно SMM на гране провала. У вас на группу в вконтакте без слез не взглянешь. 12 тысяч подписчиков. 1 пост раз в день. Или нанять хорошего SMMщика это тоже многомиллионное вложение!? Вы о 3d-принтере в вконтакте рассказали один раз. И все. А это же действительно крутая тема, можно под каждое событие делать блин с фото персонажа. Сделал блин с Собчак, поймал хайп. Примитивно, но это не требует миллионных затрат. И народу станет интересно.


“Со мной спорить не надо — это наука.” Это самая бесценная фраза за все интервью. Хочется, еще музыку из “Бригады” или “Бумера” наложить.

Ответить
8

Они протестировали некую новую технологию раскрутки с vc.ru.
Ну кто бы еще вытащил (сам, из собственного интереса), посты тов. Гончарова из twitter?
Получилось не очень, люди просто подробно рассказали почему не нравится Теремок в текущем состоянии. Сделали второй пост. В нем тоже самое - другие люди рассказали.
Сделали, наконец третий пост, сюда магическим образом набежало несколько внезапно востороженных комментаторов (которых не было в первых двух постах), но опять нашлись те, кто не закрывает глаза на непонятное в бизнесе Теремка.
Ждем 4-й пост? :)

Ответить
20

Очень приятно читать интервью со столь адекватным человеком.

Трезвый взгляд на интернет-продвижение, раздутость цен в нашей сфере. Особенно интересно было про порционные пакетики с начинкой: на мой взгляд снижение влияния человеческого фактора — это крайне важно для устойчивости бизнеса.

Удивляют комментаторы, которые ссылаются на "неблагородность" владельца в связи с недоверием к своим сотрудникам. У вас, ребята, либо нет и не было своего бизнеса, либо вы не учитесь на ошибках.

Ответить
11

Я очень доверяю людям, но это не мешает соблюдать разумные меры предосторожности и защищать наших покупателей

Ответить
0

Михаил, совсем не в теме общепита, но помимо индивидуальных пакетиков не существует локальных дозаторов (к которым кстати было бы круто прикрутить учёт и оцифровать)? Ну и для дозаторов соответственно делать укрупнённые заготовки в цеху, исходя из ежедневных показателей конкретной точки.

Ответить
–6

Михаил. В McDonalds много воруют ингредиентов, прям вот воруют-воруют?
В McDonalds можно (реально) стать директором "ресторана", а потом в менеджмент (региональный) уйти? После McDonalds берут работать с охотой - потому что человек уже умеет работать по-западному?
А что можно сотрудникам в Теремке, где ДОРОЖЕ стоит покушать?
Украсть назло барину 2 порции курятинки?

Ответить
2

Вот тебя бомбит Серж))) не сгоришь так от напруги?
Горелым станешь, не дай Бог)))

Ответить
–2

Конечно, чё там базарить с этими холопами.. .

Ответить
15

Невероятно, и почему блины по 300р плохо покупают в точках дешевого фастфуда? Странно, странно.

Ответить
3

Почему плохо то ? Вы читали что покупают 25.000.000 в год ? Это плохо ?

Ответить
0

Это вроде как средне. Я где-то может ошибся, но ...
Я пробовал делить 8 млрд / 291 заведение / 365 дней в году
и получаются средние цифры - повторяю, может где-то ошибка?

Ответить
2

Так может быть проблема в том, что среднее находишь?))

Ответить
15 комментариев
10

В Маке не воруют, так как нет ни времени свободного, ни карманов. По-моему, тратиться на упаковку ради борьбы с воровством - значит забить на экономию в принципе. Вы сами делаете продукт дорогим, а не арендодатели и поставщики.

Никогда не ел в Теремке, даже не знал что там можно простой гречки с котлетой поесть. Надо будет попробовать. Для меня Теремок - это всего две ассоциации - блины и "лубок". И я не один такой. У жены спросил: что в Теремке продают? Она: блины, по-моему.

Ответить
3

В маке может и не воруют, но в кфс – воруют по страшной силе. Девушка моего однокурсника умудрялась кормить всю нашу общагу.

Ответить
2

Мне кажется, это супер PR, т.к. на определенную еду подсаживаешься :)
Потом вся эта общага сама начала в KFC ходить :)

Ответить
3

значит забить на экономию в принципе

Вы сами делаете продукт дорогим, а не арендодатели и поставщики.

Угу, товарищ еще и гордится этим :(
Как тот старый анекдот про ручку за 1 млн долларов чтобы писать в космосе (что так-то неправда оказалоась, но сам анекдот хорошо иллюстрирует).

Ответить
0

В Маке не воруют _деньги_, потому что я не знаю как можно в Маке своровать что-либо съестное - ведь по внутренней инструкции каждое блюдо (бургер, картошка и т.д.), имеет фикс. в минутах срок "годности" - после чего становится "джанк" - т.е. по их же правилам надо просто брать с выкладки и выкидывать ... Они иногда нарушают (слегка), но так-то у них часами тоже ничего не лежит - это именно что пищевая технология, мини-завод.

Ответить
2

У них в принципе так работа организована, что спрятать сворованный бургер некуда и некогда. Но и в Маке есть способ схитрить, хоть и с риском. Знакомому пробиваешь один бургер, а кладешь 4. Но это палево, делают так редко и убыток от этого минимален.

Ответить
0

Вот именно - минимален, потому что 100 бургеров не положишь вместо 1.
А ошибки с комплектацией случают - из-за этого стараюсь не пользоваться drive in Мак Дональдсами - там сразу вручают пакет с заказом, не видишь что и как туда положили, а потом и разбираться уже поздно.
В Теремке на блины с собой пару раз были нестыковки (вместо 5-ти разных, только 4), но ехать возвращаться было лень .. Сейчас скажу - 1 раз наутро ездил с чеком, предварительно позвонив им, и сообщив что так и так ... доложили 1 пропущенный блин без вопросов.
Возможно, в том числе и потому, что в лицо уже меня узнавали :)

Ответить
11

Если я захочу поесть блины, я зайду в ту же шоколадницу или кофе хаус, и спокойно съем их с нормальных тарелок и нормальными приборами. Мне их еще и принесут и уберут за мной.

Странно что вы сравниваете себе с мировыми сетями фаст-фуда и совершенно другими блюдами. Давайте возьмем именно блины которые есть на рынке и есть везде.

Кофе хаус - 2 блина со сгущенкой, вареньем или медом 190 рублей.
Шоколадница - 3 блинчика домашних с вареньем, медом или сметаной на выбор 200 рублей.
Теремок - блин со сгущенкой 176 гр. - 146 рублей. Самообслуживание и бумажная посуда в подарок).

И пусть их выпекают на фабриках, они такие же съедобные как и у вас, если говорить о таком простом блюде как блин. Формат банальной подачи блинов в кофе-хаусе и шоколаднице, намного приятнее чем у вас. Удобный диван вместо стула на фудкорте или барной стойки в проходе. Нормальные приборы и тарелки, и обслуживание официантами а не самообслуживание и ожидание как у вас.
Логично что к блюду я возьму напиток, опустив бутылочные напитки я скорее тоже выберу плохой кофе из кофе-хауса или шоколадницы, потому что ваш кофе, это откровенные помои.

И я напомню, это если я захочу поесть блины!
А если я захочу фаст-фуда, то судя по рекламе, я найду чем перекусить на 146 рублей в КФС, Маке, БК. и порция явно будет больше вашего блина 176 гр. А пока в нашей стране перекус не воспринимается из разряда "гурме", а все еще имеет четкую зависимость Цена/Порция.

Про ваши понятия в рекламе и продвижении, есть только одна рекомендация - вам нужно срочно отойти от дел и дать дорогу молодым головам и главное не мешать им.

А еще вас жизнь ничему не учит, и ваши высказывания в адрес блоггеров с ютуба, если хоть один не так поймет, то вам мало не покажется.
Уже вижу как пойдет хайп, и блоггеры массово начнут соревнования на выпечку блинов.

"Закупи продуктов на 146 рублей и напеки блинов! Докажи Теремку (Гончарову) что он не прав."- а-ля модная тема ютуба - "Обед (десерт, недельный перекус, к чаю и т.д.) в России на 2 доллара".

Ответить
9

Ну блины в кофейне и блины в Теремке - это разные вещи. Если вы не чувствуете разницы между разогретым в микроволновке позавчерашним блином, и приготовленным на ваших глазах, то вам Теремок не нужен. К тому же в Теремок в основном ходят за сытными блинами с несладкими начинками, их в кофейнях нет.

Ответить
0

Позавчерашних там нет, давайте спросим Кофе-хаус и Шоколадницу, прежде чем такое заявлять, правда?
А утренние блины вечером - после холодильника - пожалуй даже вкуснее (иногда). Даже без подогрева, кстати.

Ответить
6

С логикой у вас прямо беда.

Ответить
1

Кофе хаус - 2 блина (с начинкой) ... 190 рублей.

Шоколадница - 3 блинчика (с начинкой) ... 200 рублей.

Угу, и еще мелкие кафе в которых тоже делают блины и блинчики - тоже на норм. посуде и тоже в других интерьерах.

блоггеры массово начнут соревнования на выпечку блинов.

Кстати, запросто - сейчас много про еду и готовку снимается всего, причем на постоянной основе.

Ответить
0

Ну и добавлю, я естественно переживаю за вас, и выступаю категорически против КФС, Бургер Кинга и МакКлоуна - гореть им в аду)

Ответить
0

Вообще-то в теремке нормальные столовые приборы. И порция блина там больше, чем в других местах.

Ответить
0

Пожалуйста, указывайте город и адрес.
А то вот в Питере кроме 2-х точек - пластиковые, например.
И "туалетов" именно теремковских - нет и не было во многих Теремка.
У них же 4 типа возможных представительств.

Ответить
0

А что вы собрались брать на 149 рублей в Макдональдсе? Роял чизбургер или бигмак? В каком месте они больше, чем блин за 179р?

Ответить
6

Почему Михаил всегда избегает в своих сравнениях прямого конкурента в виде "Чайной ложки"? Это типа как слово-фамилия "Навальный" на ТВ, которое нельзя произносить? Каждую статью жду хотя бы упоминание ложки "вкольз", но нет. Было бы очень интересно узнать от Михаила его мнение и какую-то сравнительную аналитику между двумя сетевиками фастфуда (ой, извините, один из них фаст-кажуал).

Ответить
7

Чайная ложка сократилась с 90 точек до уже наверное 20-30. Возможно уже меньше. Это говорит о многом. Они выбрали неверную модель. И одна из их ошибок - продажа блинов дешево и продажа блинов из стопки. Все это и привело к убыткам

Ответить
4

Да, в том то и дело, что вижу сокращение чайной ложки и именно поэтому хотелось узнать подробнее о причинах и каких-то аналитических данных в сравнении с вашей моделью

Ответить
0

Про Чайную Ложку еще лет .. да, 10 назад, ходили смутные слухи про тесто для блинов ая-яй-яй (подробностей не помню) - с резюме, не покупать ни в коем случае.
Видимо, по сарафанному радио это разошлось достаточно широко - и регулярно видел пустые Чайные Ложки, где с бесплатным WiFi сидели парочки, взяв для приличия ... ну кофе и пироженку (они тоже, как и Теремок сейчас, открывали кондитерское направление).

Ответить
7 комментариев
1

Особенность российских предпринимателей.
Мысленно они конкурируют только с мировыми брендами.

Ответить
10

Сергей, я никогда ни с кем не конкурирую. Меня интересует только работа и развитие Теремка. Если вы внимательно читали интервью я против количественных планов и целей

Ответить
–2

Читал внимательно. Радости не прибавило. Извините, я был постоянным клиентом Вашей сети, но сейчас им быть перестал.

Ответить
1 комментарий
4

А какая связь между Чайной ложкой и Теремком? В чём они конкурируют? В том, что блины там и там? Так в ЧЛ невозможно есть – невкусно и мало. А в Теремке – вкусно, и порции нормальные. И быстрее. И нет этого приложения дебильного, и всего дебильного остального. И туалеты нормальные. Надо сравнивать то, что соизмеримо.

Я не знаю, первый ли Теремок был на ул.Марата в Питере, но один из первых – точно. И я ходил в него каждый день, брал блин "Емейл с сыром", а потом ругал себя, но брал ещё. На днях заказал такой же в ТРК на Энгельса (забыл, как называется) – уже он как-то по-другому называется, но вкус был тот же.

Хоть тресните все, но Питер – это Теремок, Буквоед и Петрович. И за ними люди, которые сделали великие городские бренды. И никто не сможет их надрать. И интервью – отличное.

Ответить
1

Чайная ложка просто не умеет выёбываться как Теремок

Ответить
0

Чайная ложка просто не умеет готовить как Теремок, тру стори.

Ответить
0

Так в ЧЛ невозможно есть – невкусно и мало

А скоро будет и негде :)

Питер – это Теремок, Буквоед и Петрович

Предлагаю разместить в "Это Питер, Детка" - и послушать ответы :)
Если не занудничать - то Питер это еще Север-Метрополь, Максидом, и даже Дарья с пивом Тинькофф :) Ну и еще у нас есть один всенародно обожаемый чисто питерский бренд :)

Ответить
0

Вообще-то Теремок - это Москва сначала, а потом уже Питер.

Ответить
0

Тогда понятнее стало. Я-то думал - наоборот.

Ответить
3

Чайная Ложка вообще топчик, желаю им поглотить все точки Теремка. Круче их куриного крем-супа и блинов с курицей в сливочном соусе вообще нет!

Ответить
2

Суп, кстати, правда ничего. И был когда-то вкусный чай. А блины – не чета теремковским. Особенно тесто.

Ответить
1

в Теремке супы какие-то маленькие и "пустые", если только в них не накидать сметаны или хрустиков, в отличие от тех-кого-нельзя-называть

Ответить
0

Ага, настолько топчик, что сейчас все оставшиеся 20 Чайных ложек в Питере в Две пиццы переделываются.

Ответить
0

В чайной ложке есть невозможно, надеюсь, вам не повезет отравиться их салатом.

Ответить

Комментарий удален

4

В Москве одни дважды пытались работать. Год назад закрыли 5 точек. Сейчас сеть распродается

Ответить
1

По многим, в отличии от тех, исходя из которых Михаил в статье "Крошку-картошку" упоминает. Например, пластиковая/бумажная низкокачественная посуда и блины.

Ответить
1

Один раз в жизни был в Крошке-картошке. Более отвратительного процесса готовки никогда в жизни не видел. В самой грязной шаурме во Всеволожске и то эстетики больше. А в Теремке ни один человек еды не касается, заметили? Это очень круто – любо-дорого посмотреть. Это настоящее уважение к еде и гостю – делать всё на виду и делать всё так. А как ребята рисуют тестом разные фигурки детям – сказка. Простейшая манипуляция, а столько говорит о компании и её владельце.

Ответить
6 комментариев

Комментарий удален

Комментарий удален

5

Конечно история хорошая и переживательная, но то что я кушал в теремке - борщ из воды и блины непонятного вкуса...это ужас

Ответить
23

Давайте еще один заход - я вас угощу и расскажу

Ответить
0

Михаил, я не против! А я расскажу в какой точке я познакомился с Вашей сетью и почему выбрал из 10-ка точек именно теремок в надежде на приятный перекус.

За личный ответ тут 10 баллов!

Ответить
–1

Меня тогда тоже угостите))

Ответить
5

Вот ваш рассказ уже ближе к правде, и похож на мои попытки поесть в этом заведении. Просто в статье мне кажется описывают другой ресторан, на деле все по-другому.

Ответить
0

Возможно есть флагманские, где удается следить за качеством?

Ответить
–1

А Вы бы из чего хотели борщ? Самогон? Кефир? Редбулл? Бутират?

Ответить
1

Хотя бы чтобы там было что-то кроме красной воды и капусты.

Ответить
0

Там едят обычно, а не кушают

Ответить
–3

Алексей, сорри, но «кушают» дети. Для мужчины правильно говорить «есть».

Ответить
1

В контексте теремковых "сударей" - как раз то, что надо.

Ответить
0

Меня не обидело, но я не Алексей 🙂

Ответить
6

Я все равно не понимаю: столько разговоров про охлажденнное мясо и отсутствие консервантов, которое, по сути, никто не замечает. И при этом пластиковая посуда, которая у всех на виду. Да, не фаст-фуд, а фаст-кэжуал и бла-бла-бла. Но все зависит от восприятия и человек, приходящий на фудкорт логично воспринимает вас как очередной фаст-фуд и шарахается от цены 300 р. за блин

Ответить
1

А представляете, 25.000.000 раз в год не шарахнулись. Вы все-таки логику включите. Если от нас шарахаются, тогда что от других делают 😂

Ответить
16

Михаил, да что же у вас на всё один ответ то?
- У вас слишком высокие цены для такого продукта.
- Если бы это было так мы бы не продавали 25 млн блинов в год, сударь.
- Так может если перестать тратить на упаковку больше чем на сам продукт, то и бюджет на рекламу тут же появится?
- 25 млн блинов в год, не надо мне советов от малого бизнеса.
- Но пластиковые тарелки, я чувствую себя бомжом!
- 25. Миллионов. Блинов. В год.

Ответить
0

Цена средняя. На что-то высокая, да. На морс например. Но альтернативы нет. Блины больше негде поесть нормально. Так что приходится мириться с ценником.

Ответить
–1

25 миллионов леммингов не могут быть не правы :)
Но теперь только 24 999 999, меня и раньше долбали "перестань брать в Теремке, давай я лучше блинов на всех вечером сделаю", а теперь и подавно. Я просто не знал все это время что плачу 60% цены за пластиковые упаковки ингредиентов, призванные (см. выше).

Ответить
3

Забронзовел. Видит то, что хочет видеть. Это нормально.

Ведь очень тяжело ежегодно откладывать, ну например по $10 млн,
а потом вдруг скатиться до того, чтобы доплачивать за собственный бизнес.
Это все враги. Youtubeры, западный junk food, и особенно комментаторы vc

Ответить
0

Вы, видимо откладываете по 10 млн долларов в год? Так подробно всё описали...

Ответить
0

Скажем так, вести с полей таковы, что многие бизнесмены действительно привыкли _ОТкладывать_ деньги в кубышку, а с 2008 .. или чаще с 2014 года столкнулись с необходимостью _ДОкладывать_ из кубышки в бизнес - чтобы ... ну через год же все нормализуется ... ну через два ... ну уже почти.
 
Я вижу здесь тот же паттерн, а Вы что видите?

Ответить
1

Пластиковая посуда только в фудкортах, где она у каждого заведения. Я хожу в отдельные рестораны, где нормальные столовые приборы.

Ответить
0

Нет, не только.

Ответить
0

Разная ... разная - и пластиковая и бумажная и даже обычная.
Рестораны в ТРК - очень разные, хорошие обычно на нижних этажах с отдельным входом, и никак с фудкортами не связаны.
С фудкорта просто несет сочетанием запахов всего что там есть, ну какой тут ресторан и ожидание заказа .. либо просто сбежишь, либо сбежишь в тот же МакДак, пока официант телепается где-то там.
Не знаю, может у Вас иначе?

Ответить
4

Опять наезд на комментаторов VC...

Ответить
33

Ну так уровень комментариев на vc.ru — позор, с которым нужно срочно что-то делать.

Ответить
6

Make comments great again

Ответить
2

Что можно сделать с комментаторами? Карма уже есть. Сделать вход по инвайтам?

Ответить
8

У нас есть идеи, мы работаем.

Ответить
9 комментариев
4

Как что? Воспитывать!

Ответить
4

Довести хотя бы до уровня комментариев на Youtube!

Ответить
0

да-да, срочно ))
А по сути, это просто издержки популярности. А то будет как на Роеме: все комментирование - один условный Ашманов с ответами по любым вопросам да пара блаженных.

Ответить
3

Я не большой фанатик "зеленой темы", но только к ночи дошел простой и странный вывод - Теремок, крупная сеть по продаже "полезной еды из натуральных продуктов", получается, на каждые 50 рублей съедобного, навязывает нам еще 70 рублей одноразовых материалов (бумажной и пластиковой посуды и приборов, фольги и салфеток) ... И потом все это выбрасывается (в один контейнер).
 
Кхм, а разве не экологичнее (и дешевле) было бы все же мыть тарелки-ложки-вилки, по крайней мере в больших Теремках с водой (и канализацией)?
 

Ответить
2

В СПб точно есть теремки с нормальной посудой. Проблема в том, что на фудкортах это не работает.
Тем более, они не позиционируют себя как "зеленые".

Ответить
0

Не знаю, пока не видел таких.
Зеленость их напрашивается от упора на "натуральность" и "естественность" продуктов и собственно от цен тоже. "Без консервантов и заморозки", все свежее ... и что с кучей пластика и картона?
На сайте они пишут "начинки .... и вся остальная еда имеют строго ограниченный срок годности, и после его окончания всегда списывается".
Но какой? И как это соотнести с острой необходимостью индив. упаковок для начинок - чтобы работники не утащили пару куриных филе? Как утащили, если их все равно спишут вечером (условно)?
 
Есть странное ощущение, что маркетиновое легендирование шло без готовности информационного раскрытия - что для натуральной-естественной-без консервантов пищи ТРЕБУЕТСЯ всегда, как доказательство.

Ответить
5 комментариев
0

Update: Mike Cosulin пояснил что в Питере есть два Теремка с норм. посудой - на Достоевской и Восстания. Хм, почему там есть, а в других местах нет? Нам же только что рассказали что все должно быть одноразовое, и в этом некая идея.

Ответить
0

не Cosulin, а Kosulin

И не 2 теремка, а какой-то из этих точно был с норм посудой.
Я вообще из Москвы, мне не так просто называть места в СПб, тем более вне центра.

Ответить
0

В Питере уже больше чем половина, с нормальной посудой. И в центре и на окраине. На фудкортах же естественно картон и пластик

Ответить
9

Вот меня сейчас заминусуют, ну да ладно - ИМХО надо не рассказывать, как они по пакетикам фасуют начинку, чтобы ее не сперли, а класть ее в блины. Мой опыт говорит - не вкусно и не сытно. Да еще и чувствуешь себя нищебродом пиля блин пластиковым ножом, потому что трубочкой его не свернуть и не откусить.

Да, конечно, проблема в арендодателях и снизившейся покупательной способности. Только вот, один продавей на Савеловском рынке мне сегодня сказал, кто хочет работать заработает, кто не хочет жалуется.

Ответить
0

На рынке сейчас сложно - в гипермаркетах летом такие скидки на фрукты (с тех же баз), что на рынке иногда в 2 раза дороже. В-целом, специализация на рынке довольно жесткая - торговцы мясом, или фруктами, или сухофруктами, или чаем ... у всех постоянный круг клиентов, сложившийся ...

Ответить
1

Это московская фича, Савеловский - это известный с 2000-х компьютерный рынок.

Ответить
1

1. А ок, классно я, да? :) А у меня шеф в СПб на продовольственный рынок ходил по воскресеньям и все вышесказанное относится конечно к продовольственным :)
2. Рынок компьютерный в Питере - это Юнона на Казакова, но ее лучшие дни в прошлом (несмотря на реконструкцию). Она в странном положении между розницей и оптом зависла ... в Москве Савеловский засчет регионалов выживает или как?
3. Торговля комп. штуками и общепит, все же разные конечно вещи :(

Ответить
2 комментария
0

Хотел спросить (без Гугла), а куда делась Горбушка, про которую в компьютерной РФ 90-х знали все?

Ответить
9

Теремок, живи

Ответить
9

Приходит к Михаил к управляющей компании и просит понизить аренду в ТЦ.
А в ответ:
- У вас же 30 мил довольных клиентов? И гречка с сосиской 200 рублей? И оборот многомиллиардный. И 3 мил борщей в год продаете. Платите как прописано в договоре, сударь, не выеживайтесь.

Ответить
0

Да заради такого дела, можно и милостивым государем назвать.
И поднять аренду, соотв.
Потому что 25 млн же!

Ответить
4

Михаилу не нравятся комментаторы и арендаторы.
А людям не нравятся цены в Теремке и снобизм. Что не так?
Я бы лучше прислушался. Это ж тот самый фидбэк, за который маркетологи платят. Только на vc он бесплатный и аудитория та самая.

Ответить
20

Та самая, которая разницу между "арендодателями" и "арендаторами" не вдупляет.

Ответить
–1

Непонимание сути сказанного и корона на голове, вот что не вдупляет. А фикситься на опечатках - детсад для взрослого дядьки. И кстати, да, вашего протеже в арендаторах у меня нет. Потому что я работаю на своих условиях, а не на чужих, как бы сабж себя не нахваливал и что-там не пытался диктовать.

Ответить
1

Проблема в посте описана отлично: никто не заметит изменения цен. Поэтому лучше программа лояльности, хоть это и в долгую.

Ответить
0

))

Ответить

Комментарий удален

10

В Питере есть дом, в котором работают две "Пятёрочки". В одном доме. Два магазина. В совершенно одинаковых, зеркальных помещениях. Где-то в районе улицы Шелгунова. Для меня это было загадкой, и при первом же случае – спросил у одного из директоров. Оказалось, что люди обходят дом с разных сторон, и у магазинов разный трафик. В дом упирается улочка, ведущая от автобусной остановки, и половина района идет налево, а другая – направо.

А люди, наверное, у виска крутят – "вот дебилы, в одном доме две пятёры". Я не знаю людей, у которых был бы работающий бизнес, и они бы в нём не понимали, что они делают. Ты можешь не помнить свой оборот, забыть количество блинов в год или ещё чего-то, но ты знаешь, как у тебя всё работает, и свои решения обосновываешь, в первую очередь, для себя. Когда-то у меня было несколько магазинов одежды. Открыть каждый стоит примерно 100 000 долларов/200 метров. Думаю, ресторан – дороже. Уверен, когда открывают два Теремка рядом – Михаил понимает, что делает, как и зачем.

Ответить
7

У Гинзы разные?) Ну бренды - да, разные, но когда люди идут в гинзовский ресторан (любой), они с 99% вероятностью идут именно в Гинзу - на еду а-ля Кавказ и на псевдо-понтовый ресторан (кроме Мансарды и МариВанны), чтобы потом похвастаться фоточками с одинаковыми везде гранёными бокалами и одинаковой везде мебелью в Инсте. Так что гинзовские рестораны практически все одинаковые. И Питер проглотит ещё с десяток таких, уверен. Разные рестораны у Food Retail Group, и то на Невском и в его окрестностях 6 ресторанов Две Палочки, и все они в достаточной степени прибыльны. А Терема в Питере реально много, обособленно в центре, но пока они себя не каннибализируют, это - ок. В текущих реалиях, наверное, можно начинать сокращать наиболее близкие точки, но только в том случае, если какие-то из них начинают генерить убыток.

Ответить

Комментарий удален

1

Макдональдсу вы бы тоже посоветовали побольше брендов?)

Ответить

Комментарий удален

0

Тем не менее у них есть McCafe и теперь вот эти Гурмэ-бургеры.

Ответить
10

Теремок - это Марианская впадина по подаче, это донное дно по тому, какое ощущение и какие впечатления остаются после посещения этого заведения. Дизайн-то изменили, а феодальная структура осталась: несчастные бабушки на кассе со своими нелепыми "сударь-сударыня" (ну каким я могу быть сударем для женщины, которая старше меня на полвека), забитые хиленькие мальчишки в этих дурацких колпаках на выпекании и неизбежная необъятная тётя-мотя, которая грозно возвышается над всеми. От этой картины у меня такие же впечатления, как от просмотра реалистической живописи на тему нравов этой страны во второй половине 19 века. Молодцы, приблизились к традициям максимально. Музыкальное оформление, составленное из низкосортной попсовой обработки русских народных хитов на протяжении нескольких лет заставляло затыкать уши каждое помещение. А уж если я заходил с девушкой, то это был отличный повод посмеяться и такой же весомый повод не пойти в Теремок в следующий раз. Молодёжи в заведении днём с огнём не сыщешь, чаще всего компании молодых заходят ради гастрономического эксперимента, либо исключительные студенты-славянофилы с усиками. В Теремок хаживают старообрядческие семьи как бы в противовес американизации. Правда, делают это они не чаще раза в месяц и с удовольствием уплетают бургеры в соседних фастудах, потому что это сытнее и дешевле. Ещё одна убийственная зарисовка: в Теремке в моем родном Новогиреево на двери туалета стоит навороченный японский замок, шифр от которого пишется кассиром на чеке. Прямо вижу, как эта расеянская деревенская прижимистость завлекает в блинную новых адептов. Нет, экономия мыла и воды - это замечательно, только с маркетинговой точки зрения это выглядит катастрофой. Я даже не написал ничего о ценах на блины, так как тратить 500-700р раз в неделю на выходных можно было бы без проблем, если бы Теремок вписался в новую информационную реальность, а он, к сожалению, до сих держится феодально-людоедских корней, за что и отправится в небытие. Заслуженно.

Ответить
0

Господи, какой же омерзительный человеконенавистнический пост. В таких же тонах при желании можно и персонал Макдональдса описать, состоящий из студентов не самой модельной наружности с проблемной кожей.

Ответить
0

Однако, они не обращаются к Вам "Милорд" или "Ваша милость", правда?

Ответить
0

Марк, соглашусь и повторю - мне тоже неприятно, когда человек в странном наряде, старше меня, передо мной натужно лебезит ... особенно когда это женщина. Меня по-другому воспитывали.
 
Насчет прочего - не уверен, тем более что в известном мне Теремке своего туалета (с замком или без него) нет, потому что в древности такого не было, и посконность-исконность Теремков видимо нарастает с продвижением на Север.

Ответить
7

Регулярно после тренажерного зала беру спорт обед, с девушкой если в ТРЦ перекусить беру Русский цезарь и Добрыню и тп. На протяжении 3 лет регулярно питаюсь, более 50 раз ! Всегда высокое качество ! Постройте сами сеть обслуживания и наберите хотя бы 100 человек персонала, который будет выдерживать качество, а потом оценивайте уровень компетенции selfmade man с миллиардными оборотами, еще и в b2c рынке.

Ответить
0

А "обед с девушкой" стоит добавить в меню ...

Ответить
1

тогда это будет "уже совсем другая история"

Ответить
1

Цены Теремка уже приближаются к заведениям со стриптизом ...

Ответить
4 комментария
1

Благодарю вас !

Ответить

Комментарий удален

9

Извините, не понял зачем мат. И среди множества как-будто фактов ни одной мысли. Хочется дать совет доктора Преображенского, научиться излагать свои мысли

Ответить
2

1. Моменты про упаковку удивили тоже сильно - ну кроме анти-воровства, может так более гигиенично .. хотя все равно непонятно
2. Вопрос про ручной труд на линии ... аналогично не порадовал - много рук - больше вероятность нарушить стерильность. Наверное, это решается установкой веб-камер на линии - транслирующих желающим весь процесс ... но это можно делать в рамках программа раскрытия информации "Почему Теремок?", а пока мы знаем все со слов, ну и по личным органолептическим ощущениям от продукции Теремка :)

Ответить
0

Со стерильностью у Теремка всё ок. Это же они получали приз в Германии за самое стерильное производство в Европе? (могу путать – давно было).

Ответить
1

могу путать – давно было

Хотелось бы ежегодно, правда?
Экскурсию на производство комплектующих для Теремка, например.
На постоянной основе для школьных групп.

Ответить

Комментарий удален

–18

"Порадовало" ну очень сильное беспокойство о том, чтобы сотрудник не украл домой немного еды. Ох уж эти сотрудники-подъедалы ... Блин, как же обидно за тех отличных людей, с которыми я годами здоровался в Теремке, вот как к ним шеф относится :(
 
Настолько сильное беспокойство, что цена упаковки должна быть непременно выше стоимости начинки. То есть все другие варианты (зарплата больше, камеры-контроль, продажа продуктов по себестоимости сотрудникам, бесплатное питание сотрудников) - видимо не годятся ...

Ответить
36

Как-то лет семь назад работала в не самом плохом ресторане в хорошем питерском отеле. Там администраторы в сговоре с официантами, баром и кухней наворовали за месяц больше 3 миллионов рублей. Камеры были, бесплатное питание (очень хорошее) было.
Это, увы, с отношением к сотрудникам никак не связано. Вообще. Просто в российском общепите, к сожалению, так принято - на работе ты не гость - укради хотя бы гвоздь!

Ответить
–8

Инга, я в курсе (в курсе).
Так вот, чтобы такой сговор возник, нужен серьезный разрыв между ценами отеля/ресторана и зарплатой сотрудников. Нужно ежедневное вытирание ног мелкого боссика да об сотрудников. Его только что средний нагнул, а того неделю назад главный ... Нужна крепкая ненависть всех к главному.
 
А служба безопасности должна либо спать с утра до вечера, либо лютовать по поводу 5-минутных отлучек. Оба варианта годятся
 
Про российский общепит я с Вами не согласен, извините.
 
Что же это за странность такая - что в русском McDonalds и в русских лобби-барах гостиниц 4* - 5* люди улыбаются, и в-целом не видно что их барин плетьми бьет на конюшне по вторникам ... а в noname ресторане или - к сожалению - в Теремке - у людей за стойкой такой несчастный и заморенный вид?
 
А самое главное, что такое магическое происходит с русскими аниматорами, работающими в европейских гостиницах, или русскими на reception хороших гостиниц _во всем мире_, что они ведут себя иначе, чем в "русском общепите"?
 
Может степень удовлетворенности своей работой выше?
Может, количество явных психов в средних менеджерах пониже, и полномочия их пожиже (в общей системе прав и обязанностей?)

Ответить
6

Так вот, чтобы такой сговор возник, нужен серьезный разрыв между ценами отеля/ресторана и зарплатой сотрудников.

Вот тут я совсем не соглашусь. В ресторанном бизнесе заработная плата никак не коррелирует с ценами в меню и не может коррелировать. По Москве (и по любым другим городам) средняя зарплата в общепите примерно одинаковая и редко хоть как-то бьется с уровнем заведения. Повар в "Якитории" и в "Пушкине" получает примерно одинаково, как и администратор. Официантов не беру в пример, так как кейс к Теремку, например, не применим.

Ну и не поленилась, загуглила. В "Теремке" на вакансию повара предлагают 35-50к, в "Крошке-картошке" до 25, в "Му-му" от 25 до 32к. Так что, "Теремок" еще и зарплату предлагает выше рыночной.

Ответить
5 комментариев
1

Что у человека в голове, который пишет вот это: "...чтобы такой сговор возник, нужен серьезный разрыв между ценами отеля/ресторана и зарплатой сотрудников..." Что имеется в виду? Что сейчас "разрыв" недостаточно "серьезен"? Что зарплата сотрудников примерно равна цене на порцию борща в ресторане? Или наоборот - порция борща стОит как месячная зарплата сотрудника?

Ответить
1 комментарий

Комментарий удален