{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

История сервиса Shazam

От распознавания музыки по телефону до интеграции со Snapchat, миллиардной оценки и сделки с Apple.

История приложения Shazam началась в 1999 году, когда два студента Калифорнийского университета в Беркли Крис Бартон и Филипп Ингелбрехт решили создать программу, которая могла бы распознавать музыку. С ними в команде оказались друг Криса Дираж Мукерджи и инженер Эйвери Ванг.

Зарождение

Крис Бартон увлёкся высокими технологиями, когда ему было всего 11 лет. Его мама, преподававшая информатику в университете, принесла домой один из первых персональных компьютеров Sinclair. На нём подросток научился писать простые программы.

Отец Криса — профессор в области ядерной физики — всегда говорил сыну, что главная мечта его детства — изобретать. Бартону понравилась идея создавать что-то новое и он решил, что тоже займётся изобретательством.

Будучи студентом колледжа, Бартон много изучал компьютерные технологии. Молодой человек любил бизнес и всегда хотел соединить два своих увлечения — науку и предпринимательство. Осознание того, что он действительно готов создать свой проект, пришло на первом году обучения по программе MBA в Беркли.

Один из студентов, Скотт Кусирек, который был старше Бартона всего на год, рассказал о старте своего интернет-бизнеса в сфере недвижимости. За несколько лет до этого он оставил карьеру пилота ВВС. Тогда Бартон подумал: если кто-то запустил бизнес после карьеры лётчика, то что мешает ему работать над своим делом?

Бартон решил, что его проект будет связан с мобильными устройствами. В 1998 году у него появился первый телефон. Держа его в руках, молодой человек задумался над изобретениями для устройства, которое люди постоянно носят с собой.

Лето между первым и вторым курсом MBA Бартон провёл в Лондоне на стажировке в Microsoft, там же находился его друг детства Дираж Мукерджи.

Вместе они и проводили мозговые штурмы в местных кафе. Друзья решили, что им нужен ещё один партнёр, и взяли в команду однокурсника Бартона по колледжу — Филиппа Ингелбрехта.

В это время сразу несколько компаний работали над распознаванием музыки, но они делали акцент только на мелодиях, которые играли на радио. Неохваченными оставались песни, которые играли в клубах, кафе, магазинах.

Изначально и Бартон думал только о радиостанциях. Он даже работал над программой звукозаписи для диджеев. Это и были первые шаги по созданию Shazam. Бартон уже остановился на идее создать программу по распознаванию музыки, играющей на радио, когда профессор из бизнес-школы рассказал студентам, что для изобретения действительно инновационного продукта нужно выйти за привычные рамки.

Молодой человек попытался представить: если его приложением будут пользоваться все радиостанции страны, что могут сделать конкуренты, чтобы обойти его? Если кто-то предложит систему по распознаванию звука из любого источника, то программа Бартона окажется не нужна.

Команде Бартона оставалось опередить вымышленных конкурентов и разработать такую программу. Многие профессора в области звуковых технологий говорили им, что это просто невозможно, но Бартону и его партнёрам удалось создать инновационный продукт.

Разработка

Первое, с чем столкнулись разработчики — это то, что музыка тонет в потоке посторонних шумов и голосов, свойственных любому общественному месту. Предстояло создать кодировщик, который смог бы выделять одни звуки и блокировать другие. На этом этапе к команде присоединился инженер Эйвери Ванг.

Самым продвинутым телефоном в 1999 году был маленький Nokia 8210 с чёрно-белым экраном. Самой сложной операцией, которую совершали тогда мобильные устройства, была установка ринтгтона.

Разработчики поняли, что их алгоритм — это не только технология распознавания музыки, с её помощью можно идентифицировать любой звук: телевизионное шоу, рекламу, фильм. Реализовать это на мобильных устройствах того времени было нереально: уже тогда возможности Shazam были гораздо шире.

Изобретение студенты представили инвесторам. Проект опережал своё время — реализация многих функций была возможна только после появления смартфонов. Тогда, в 2000 году, оставалось ещё три года до выхода iTunes, семь лет до iPhone, восемь — до App Store. В августе 2000 года с помощью инвесторов компании удалось собрать $1 млн. Во втором раунде к этой сумме добавилось ещё $7,5 млн.

Запуск

Во время запуска Shazam рынок мобильных устройств был развит в Европе и Японии. Там пользователям компания предложила услугу «Премиум SMS», с помощью которой можно было заплатить, например, за рингтон. На этом и рассчитывали зарабатывать разработчики.

В США такая услуга была ещё не доступна. Площадкой для тестирования новой программы стала Великобритания, страна с самым большим количеством музыки на душу населения.

Shazam была запущена в 2002 году. На первом этапе 95% владельцев мобильных телефонов в Великобритании (все, кроме клиентов Virgin Mobile), могли распознать мелодию, позвонив по номеру 2580. Пользователь в течение 30 секунд держал телефон у источника звука, после чего ему приходило сообщение с именем исполнителя и песни.

Если идентификация была невозможна, плата не взималась, если распознание проходило успешно, то со счёта списывалось 50 пенсов. Вскоре появилась новая услуга — покупка рингтонов, связанных с идентифицированными песнями.

Через несколько лет появилась функция неограниченного распознавания звуков для подписчиков за три доллара в месяц. Только появление App Store помогло приложению Shazam стать популярным на весь мир.

Постепенно основатели Shazam покинули компанию, только Эйвори Вонг позже опять присоединился к делу. Крис Бартон в 2003 году ушёл работать в Google, позже — в Dropbox. В том же году Дираж Мукерджи покинул компанию, следующим его местом работы стала организация Save the children.

После он работал в таких компаниях, как Bauer Media, Virgin Money и другие. Филипп Ингелбрехт остался в компании чуть дольше, построил b2b-бизнес и в 2004 году также перешёл в Google, а после занялся новыми стартапами.

Путь

В 2004 году система Shazam была запущена в США в сети AT&T. Через три года у компании изменился логотип и дизайн, практически в этом виде он существует до сих пор.

В качестве основного цвета был выбран голубой, который, как отмечают маркетологи, вызывает лояльность и доверие потребителей. Поэтому этот цвет и его оттенки используют многие крупные бренды: Facebook, Skype, Twitter. В 2007 году на сайте Shazam появился список треков, которые мог оценить пользователь.

Основная услуга (набор четырёхзначного номера 2580) оставалась до 2008 года — тогда появилось приложение для iPhone. Программа стала одной из первых в App Store. Это упростило сервис, позволяя запускать iTunes и покупать песню напрямую, если пользователь подключен к Wi-Fi.

Теперь все функции были в приложении, распознать песню стало намного легче. Все теги сохранялись в телефоне — их можно было просмотреть в любой момент. Услуга стала бесплатной, в ней появилась реклама.

Вскоре приложение было запущено на Android. Shazam начал сотрудничать и с другими брендами, расширяя список своих услуг. Например, покупка треков — ежедневно продавалось в среднем около 400 тысяч музыкальных произведений. Артисты могли публиковать для фанатов песни, которые им нравятся, чтобы быть ближе к поклонникам. Также появились опции — тексты песен и ссылки на видео.

К декабрю 2009 года приложение Shazam было установлено десять миллионов раз в 150 странах по всему миру. Около восьми процентов пользователей покупали песню после того, как она была идентифицирована. В январе 2011 года компания Apple объявила, что Shazam находится на четвёртом месте по количеству загрузок среди бесплатных приложений в App Store за всё время существования.

В 2012 году в дополнение к музыке появилось распознавание телевизионных шоу и рекламы. На идентификацию звуков требовались секунды. Программой уже пользовались более 250 млн человек с двумя миллионами активных пользователей в неделю.

Сейчас у приложения есть опция Auto Shazam, которая позволяет обнаруживать музыку непрерывно, даже когда телефон заблокирован.

В качестве одного из бизнес-решений было предложено новое направление, названное «Shazam для брендов». Оно позволяет заинтересованным компаниям рекламировать контент в стиле Shazam, получать доступ к артистам, которые соответствуют их ценностям. Пользователи приобретают скидки, бренды — рекламные возможности, а Shazam зарабатывает.

Shazam интегрировала функции в Snapchat, аудитория которого в среднем достигает 166 млн пользователей в день. Теперь они имеют доступ к контенту Shazam и могут делиться песнями со своими друзьями.

Пользователи приложения делятся на две категории: одни используют Shazam только по основному назначению — распознать понравившуюся песню. Других больше интересует социальный аспект — смотреть, чем делятся артисты, пользоваться сотрудничеством с брендами.

Семь из десяти пользователей младше 35 лет, 36% — молодёжь от 16 до 24 лет. Более 70% пользователей Shazam говорят, что постоянно подключены к приложению, открыты для тестирования новых продуктов и рекомендуют услуги друзьям и семье. 35% пользователей заявили, что заплатили за скачивание музыки в прошлом месяце.

В 2016 году приложение было загружено один миллиард раз, в среднем насчитывается 120 миллионов активных пользователей в месяц. Каждый день миллионы новых пользователей загружают приложение Shazam.

В ходе последнего раунда финансирования в 2015 году компанию оценили в $1 млрд. Приложение используется в 190 странах мира. В 2016 году доход Shazam составил $54 млн.

12 декабря 2017 года Apple подтвердила покупку компании Shazam за $400 млн.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Vyacheslav Lyan

Если все так хорошо, то почему оценка упала в 2.5 раза?

Ответить
Развернуть ветку
Yan Katel

Shazam стали прибыльными только в 2016 году, а до этого 17 лет жили без прибыли. Впрочем, наличие прибыли не обязательное условие для высокой капитализации: 250 млн уников в месяц уже достаточно дорогой актив. 400 млн, действительно, выглядит скромно, особенно на фоне капитализации стартапов, существующих по 2-3 месяца. Полагаю, что не все условия сделки раскрыты и 400 млн - это только cash, к которому будут прилагаться еще и акции.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Митюшов

Капитализировать могут на любую сумму, а вот цена покупки за реальные деньги это уже абсолютно другая история. Это как в недвижимостью, вы можете считать что ваша квартира стоит X долларов, но какой от этого толк если никто ее за такие деньги не покупает, а если 10 покупателей готовы приобрести ее за 0.2X то это с высокой долей вероятности и есть ее реальная цена.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Katel

Капитализация определяется стоимостью последней транзакции с акциями или долями в компании. Если за 10% вашей компании 12 декабря заплатили 10 млн долларов, значит, капитализация вашей компании на 12 декабря - 100 миллионов долларов.

Ответить
Развернуть ветку
Max Yankov

Если вы можете привлечь к своей квартире инвестора, который вложит 0.05*X долларов за 5% квартиры, то всё-таки можно считать, что квартира стоит X.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Митюшов

Да, но это все на уровне предположений. Если это было бы так, то вы не выставляли бы на продажу - уже были бы желающие купить с предложениями.

Ответить
Развернуть ветку
Max Yankov

Почему на уровне предположений? Инвестиции Shazam получал по этим оценкам, если я правильно понимаю.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dembovski

По-русски не говорят "взял множество уроков". И даже не пишут.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Да фиг с ним, но чем он с 11 лет до MBA занимался-то?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dembovski

Брал множественные уроки, видимо)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чупилко

"В 2016 году доход Shazam составил $54 млн" - серьезно? Сервис со 120 млн. активных пользователей на рекламе и продаже контента зарабатывает как пельменная на Баррикадной?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда