Основатель «2ГИС» Александр Сысоев: «Мы научили мир делать локальные сервисы, а "Яндекс" многие вещи у нас перенял»
Интервью с предпринимателем о новой стратегии компании, пользе от конкуренции и уроках управления сотрудниками.
19 сентября картографический сервис «2ГИС» представил новые функции: добавил на платформу карту России, на которой показаны все федеральные трассы и крупные населённые пункты, а также возможность искать товары в офлайн-магазинах.
Точки продаж определённого товара (например, дрели или саморезов) отмечаются на карте, при этом пользователь может отфильтровать результаты по цене, габаритам и другим характеристикам.
Данные о некоторых товарах публикуют продавцы — сети «Петрович», OBI, «Леруа Мерлен» и другие. Данные о других товарах собираются автоматически, например, когда пользователи сканируют чеки в кэшбек-сервисе «2ГИС.Чек».
Сейчас в «2ГИС» доступно 37 млн товаров в 33 тысячах точек продаж. Функция поиска работает для магазинов со строительными и отделочными материалами, сантехникой, строительными инструментами, электротоварами и автомобильными шинами, а до конца 2019 года к ним добавятся лекарства в аптеках.
По словам основателя «2ГИС» Александра Сысоева, в будущем на базе сервиса появится маркетплейс с доставкой товаров. В интервью vc.ru он рассказал, в чём заключается стратегия компании, как он относится к конкуренции с «Яндексом» и какие уроки усвоил, когда учился руководить сотрудниками.
Что происходит в «2ГИС» сейчас
В конце августа издание РБК сообщило, что «Сбербанк» начал переговоры о покупке «2ГИС». Как вы это прокомментируете?
Это немного преждевременная информация. Мы действительно ведём переговоры со «Сбербанком», но в части партнёрской программы.
«2ГИС» — это огромная площадка, совокупная аудитория которой составляет 50 млн пользователей, поэтому грех этим не пользоваться. У нас есть партнёрские программы: через наше приложение можно заказать такси, забронировать номер в гостинице, выбрать недвижимость и так далее. Мы подключаем дополнительные сервисы, которые платят нам за трафик.
Но нам не хватает внутренней платёжной системы — это и был предмет разговора со «Сбербанком».
Во сколько вы оцениваете компанию сейчас?
Я не могу сходу оценить. Давайте будем ориентироваться на оценку Forbes (по оценке издания, стоимость «2ГИС» составляет $243 млн, и компания занимает восьмую строчку в рейтинге самых дорогих компаний рунета — vc.ru). Но я думаю, что мы стоим больше, чем было указано в Forbes.
На сколько больше?
Не могу сказать — это всё в динамике. И мы же не публичная акционерная компания, которая каждый день на бирже торгуется.
Раньше сервис зарабатывал на том, что продавал рекламу самостоятельно и получал доходы от франчайзи. На чём зарабатывает сервис сейчас?
Концептуально и глобально ничего не поменялось.
В «2ГИС» уже интегрированы сервисы такси, например Gett, «Яндекс.Такси», есть возможность изучить цены и выбрать жильё из базы данных сервиса ЦИАН, забронировать номер в отеле с помощью Booking. Партнёры получают дополнительную аудиторию и платят нам за трафик. Это большое и перспективное направление.
Но реклама по-прежнему приносит основную часть выручки. Ещё около 23% в структуре выручки составляют доходы от франчайзи и продажи данных. Сегменты рекламы и продажи данных растут. Но в перспективе партнёрские программы тоже будут приносить приличный доход.
Во сколько вы примерно его оцениваете?
Сложно сказать. Один только сегмент недвижимости может приносить 100 млн рублей в месяц.
Как в ближайшие три года изменится соотношение между доходами от рекламы, партнёрских программ и продажи данных?
Через три года глобально ничего не изменится. Доходы от рекламы растут. Сегмент продажи данных растёт быстрее, но он вряд ли догонит доходы от рекламы. Здесь разная ёмкость рынка — компаний, заинтересованных в рекламе, больше, чем тех, кому нужны геоданные.
Кто сейчас покупает данные?
Государственные структуры, частные предприятия, консалтинг (например, PwC), ритейл для геомаркетинговых систем.
О каких данных идёт речь? Как они их применяют?
В «2ГИС» большой массив геоданных: от расположения организаций и времени работы до среднего чека в общепите и стоимости номеров в отелях.
Предприниматели заказывают данные о количестве компаний в определенной сфере в интересующих городах или других локациях. Это помогает им найти потенциальных партнёров в нужных регионах и оценить уровень конкуренции.
Кроме стандартной выборки справочных данных есть спрос на цифровые карты. Их используют городские и региональные власти, аварийно-спасательные службы, сервисы такси и так далее. Мы постоянно обновляем данные на местности, поэтому их актуальность на высоком уровне.
Мы начинаем предлагать рынку тепловые карты на основе обезличенных пользовательских запросов, которые отражают интересы аудитории.
У нас был кейс с одним из крупных сетевых фастфудов. Они искали, в каких точках им стоит ввести меню с завтраками. Мы показали на тепловой карте городов, где пользователи с мобильных устройств чаще всего ищут завтраки. Сеть фастфуда не только увидела нужные локации, но и поняла, в какие часы на услугу самый высокий спрос.
Ещё пример — про киоск мороженого. С помощью тепловой карты можно увидеть, что чаще всего люди ищут мороженое в двух кварталах от него — логично перенести точку продаж туда. Где лучше открывать супермаркеты, кафе, отделения банков или ставить банкоматы — всё это тоже решается с помощью геоаналитики.
Одним из конкурентных преимуществ «2ГИС» был локальный поиск. Сейчас тот же «Яндекс» уходит в локальную тематику — например, запуская сервис «Яндекс.Район», а ещё раньше — продавая рекламу на картах. Не боитесь конкуренции?
Мы научили мир делать локальные сервисы, а «Яндекс» многие вещи у нас перенял.
Два года назад «Яндекс» начал активно продавать рекламу на картах, хотя раньше не уделял этому направлению особого внимания. Мы одни ходили и говорили: «Купите рекламу на карте». Нам отвечали: «Нет, мы лучше разместимся в интернете».
Сейчас «Яндекс» ходит и нашими же словами говорит: «В поиске люди мечтают, а конкретное место покупки выбирают на картах».
«Яндекс» не то чтобы у нас что-то отъел, скорее, мы стали вместе формировать рынок. Я ему очень благодарен и говорю это в глаза топам «Яндекса».
Ещё один важный момент — конкуренция всегда подстёгивает. Стороны начинают работать активнее и бодрее. В конечном счёте, это идёт только во благо пользователям — конкуренты стараются обогнать друг друга по удобству и функциональности. Мы в любом случае друг другу помогаем. Конкуренции я не боюсь.
Сейчас вы запустили поиск товаров в офлайн-магазинах, а в будущем пользователи наверняка смогут покупать их на вашей платформе. Я правильно понимаю, что вы понемногу начинаете конкурировать с «Яндексом», Ozon и другими игроками рынка электронной коммерции?
Не совсем. Мы замахиваемся не на ecommerce, а на офлайн-сегмент: до нас никто не мог придумать, что делать с магазинами у дома и офлайн-ритейлом.
Как возникла эта идея?
Как ни странно, она возникла на чердаке технического университета, где родился «2ГИС». В 1997 году я бегал по чердаку с лозунгом «Хочу знать, где дешевле "Доширак"!». Это была базовая формулировка — то, чем должен был стать наш справочник для пользователя. Но в тот момент таких технологий ещё не существовало.
В 2018 году разработчики в шутку сделали для меня мониторинг цен на «Доширак» в Новосибирске. Мы поняли, что это рабочая история и запустили кэшбэк-сервис «Чек». В нём пользователям возвращается часть денег от покупок продуктов в супермаркетах и магазинах у дома. Они сканируют чеки, а к нам попадает информация о ценах на продукты. Эти цены теперь в карточках магазинов в «2ГИС».
Данные дают новую глубину нашему сервису — можно выбирать не только компании, но и товары. Есть хорошая фраза: «Люди покупают не дрель, а дырки в стене». Тут та же самая история. Пользователю нужен не магазин сантехники, ему нужен смеситель.
В чём заключается нынешняя стратегия компании?
Мы были, есть и будем самым точным справочником и картой. Дополнительно к этому идём в поиск товаров в офлайн-магазинах. Становимся гигантской партнёрской платформой с релевантным трафиком для любого бизнеса.
Мы не планируем создавать собственные вертикали, как это делает, например, «Яндекс», но мы открыты к партнёрству со всеми сервисами, которые могут быть полезны нашим пользователям, как в России, так и в других странах нашего присутствия.
В каких странах сейчас работает «2ГИС»?
1 сентября мы запустились в Узбекистане — в Ташкенте, в этом году запустимся в Азербайджане — в Баку. Кроме России, «2ГИС» работает в Казахстане, Киргизии и Украине. За рубежом наш бренд представляют местные компании, работающие по франчайзингу.
Если говорить о дальнем зарубежье, работаем в Чехии, Дубае и на Кипре.
В каком городе наиболее активная аудитория?
По моим ощущениям — в Алматы.
Почему?
В Алматы большой объём UGC (user generated content, контент, который производят сами пользователи — vc.ru). Пользователи активно добавляют сообщения и фотографии дорожных событий, пишут отзывы о местах и компаниях.
Высокий уровень проникновения мобильного приложения «2ГИС» видим, например, в Якутске — отношение количества MAU (monthly active users, количество устройств, с которых обращаются к «2ГИС» в течение месяца — vc.ru) к численности жителей здесь более 90%. Особенность города — широкополосный интернет появился относительно поздно, поэтому жители привыкли решать все вопросы через смартфоны.
В каком городе самый большой прирост пользователей?
Я бы отметил Москву — здесь наше мобильное приложение растёт на 20–25% в год, хотя в столице мы работаем уже восемь лет. Но прирост — вещь относительная.
Чем ниже исходная база, тем он выше. Поэтому новые проекты всегда растут стремительнее. Например, в Киргизии прирост количества пользователей — 78% за год.
Из-за того, что нет сильных местных игроков?
Конечно. Google глобален: формально он есть везде, но чтобы обеспечивать хороший сервис, нужно работать на земле. Поэтому самый высокий прирост аудитории мы видим там, где, условно, слабый Google и нет других сервисов, но есть в них потребность.
Сколько всего у компании франчайзи?
79 франчайзи-партнёров.
Как изменилось их количество по сравнению с 2018 годом?
Незначительно. У нас нет цели активно наращивать количество партнёров. Заявки поступают часто, но мы для себя решили — взвешенный отказ от рисков всегда лучше невзвешенного согласия. Нам важно быть уверенными, что партнёр будет поддерживать качество данных, актуальность продукта.
Трудности роста
Сейчас «2ГИС» входит в десятку самых дорогих компаний рунета. В какой момент вы ощутили и прочувствовали, что стали ИТ-гигантом?
Переломного момента не было. Долгие годы мы вообще не были ИТ-компанией. Продукту уже 20 лет, но департамент R&D мы начали создавать с 2009 года.
До этого был аутсорсинг, но десять лет назад мы поняли, что не успеваем за рынком, нужно создавать inhouse-разработку. Это был сложный путь, потому что у нас не было HR-бренда в ИТ. На построение команды нам потребовалось три-четыре года, и сильный R&D-отдел появился только шесть-семь лет назад.
Мы долго разгонялись, какое-то время у нас было до 450 разработчиков, но со временем их численность стабилизировалась на 350. А всего под брендом «2ГИС» работают 4500 человек.
Как вы считаете, что общего и в чём различия между десятью и тысячью сотрудников?
Глобально отличий нет, потому что десять — это стандартная норма управляемости, когда ты до каждого успеваешь добежать.
Дальше начинается построение команды и делегирование. На этапе перехода от стартапа к крупной компании было нелегко.
Людей становилось много, непонятно, кто за что отвечал.
Мы обратились к консультантам, с их помощью смогли преодолеть этот кризис.
Потом стало проще: подбираешь под себя первую линию людей с нужными компетенциями, они подбирают свою первую линию и так далее. В итоге ты общаешься с теми же десятью людьми.
Я заметил, что возраст большинства сотрудников компании 25–35 лет. Набирать молодёжь — сознательное решение или так получилось?
Так получилось. У нас нет возрастного регламента, но есть специфика работы, которая накладывает свой отпечаток. У нас много людей, которые работают «в полях». И это тяжёлая физическая работа — в месяц они проходят сотню километров, когда выверяют данные на местности. Поэтому там, конечно, в основном молодые люди.
А в департаменте разработки, например, многие сотрудники взрослеют вместе с компанией — текучка там совсем небольшая.
Я пообщался с сотрудниками. Одна девушка сказала, что работает из дома, но в офис приходит, потому что там нравится. Также слышал, что вы присылаете заболевшим людям коробки с фруктами и желаете выздоровления. А ещё — что со всеми здороваетесь за руку. Расскажите, как вы формировали корпоративную культуру?
Это получилось само собой. Когда у тебя небольшой стартап, чем ближе контакт с коллегами, тем лучше идут дела. И мы постарались сохранить атмосферу.
Я — заядлый лыжник, поэтому сначала мы выезжали зимой на горнолыжные базы. Я лично поставил на лыжи 60 человек в компании.
Но когда нас стало больше сотни, начал искать другие способы и вспомнил студенческую практику, которую проходил в 1980-ые годы в ГДР. Там все здоровались за руку, и я ввёл эту традицию у себя в компании. Сейчас, конечно, со всеми с утра не поздороваешься, но стараюсь, по возможности.
Вы говорили, что вас учили делегировать. На что были похожи упражнения?
Сейчас уже не вспомню. Мы ездили на специальные интенсивы, и там я услышал фразу, которая очень сильно запомнилась: «Если хочешь управлять, умей быть управляемым». Сперва я её не понял, а сейчас понимаю, что это важно.
Расскажите, как именно вы её поняли.
Она про стиль руководства. Если ты сам неуправляем, то как ты можешь кем-то управлять — не понимая, как человек воспринимает команды и задания? Как можно руководить, если ты сам не понимаешь, каково это — быть подчинённым?
А если ты сам был в той позиции, ты понимаешь, как правильно себя вести. Можешь встать сверху и использовать этот инструмент, понимая, как твои подчинённые слушают тебя.
Основная проблема в компаниях — разрыв коммуникаций: разница между тем, что сказал руководитель и как его услышали сотрудники. У меня до сих пор достаточно часто происходят такие ситуации.
Сейчас я не занимаюсь оперативной деятельностью напрямую, но курирую некоторые проекты. Например, я записал на видео встречу с командой в одном из креативных агентств в Стокгольме. Мне понравился их подход к креативу и дизайну — как делать вещи быстро и дёшево.
Вернулся, начинаю рассказывать о подходе сотрудникам, но чувствую, что меня не понимают. В итоге говорю: «Ладно, пойдёмте все смотреть видео». С первого раза тоже не уловили суть. Получилось только с третьего.
Как можно охарактеризовать ваш стиль руководства — авторитарный или демократичный?
Демократичный. И я транслирую его на всех руководителей подразделений. Принцип такой — твой подчинённый в своей области должен быть умнее тебя.
Это накладывает ограничения на подбор команды, но стоит того. Потому что тогда каждый занимается своим делом, и руководитель в том числе. Он не работает руками, а смотрит вперёд, занимается стратегией.
Насколько легко вы прощаете ошибки сотрудников?
Прощаю дважды. Так и говорю ребятам, глаза в глаза. Разрешаю сделать две ошибки, и мы их вместе разберём. Возникнет третья — мы больше не в одной команде.
Вы развиваете сервис 20 лет. Был момент, когда вы хотели его бросить, потому что всё достало?
Такой момент случился в первые годы. А потом задачи начали меняться — это же не 20 лет чинить обувь. Работа радикально поменялась много раз, поэтому сильно не заскучаешь.
А на третьем-четвёртом году жизни компании мы ещё не умели продавать рекламу и не знали, как монетизировать справочник. Я даже думал, а не продать ли сервис? Обратился к людям, которых считал менторами. И кто-то произнёс легендарную фразу: «Не продавай, ты на нём $10 тысяч в год всегда заработаешь». Стало обидно, ведь $10 тысяч в год — это даже не зарплата. И я сказал себе: «Нет-нет, давай-ка сделаем из этого что-то получше». И сделал.
Вы не очень вовлечены в операционную деятельность компании, но что заставляет вас вставать по утрам, приходить в офис, работать, развивать её?
Просто мне интересно. Это идеальное состояние, когда работа становится твоим хобби. Сейчас моя основная задача — новые идеи. Езжу на конференции, встречи основателей ИТ-компаний и что-то оттуда привожу. После таких конференций, кстати, и рождается много партнёрских программ.
Насколько знаю, помимо «ДубльГИС», у вас с супругой была швейная фабрика и агентство недвижимости.
Всё верно. Но продажей недвижимости мы занимались для себя, до профессионального агентства не дошли.
Эти предприятия развивались параллельно?
Да.
У вас три компании, везде нужно быть в курсе — чему вас научила такая мультизадачность?
Банальный ответ — научился переключаться. Получается так, что ты должен держать в фокусе несколько больших задач и не отпускать ни одной. Это большая нагрузка, но вопрос решается делегированием.
Потому что варианта три — ты удлиняешь свой рабочий день либо повышаешь эффективность труда, либо делегируешь.
Я прекратил заниматься операционным управлением швейной фабрики в 2002 году.
Расскажите, как вы заработали первые деньги?
Самые первые — в советские времена в ИТ, как это ни странно. Я работал на кафедре «Автоматика и телемеханика» (окончив Новосибирский государственный технический университет, Сысоев остался работать научным сотрудником — vc.ru).
Тогда было такое понятие как научно-исследовательский сектор — в этот сектор приходили представители разных заводов, заказывали разработки и платили за них по хоздоговору.
То есть они заключали договор с вузом, но исполнители конкретных работ получали дополнительное вознаграждение — выше зарплаты. И вот свои первые деньги я заработал, когда продал какому-то из университетов программу — графический редактор.
О какой сумме шла речь?
700 рублей при средней зарплате в 120 рублей. Это были хорошие деньги.
Я не бросал историю с ИТ, потому что был глубоко уверен, что рано или поздно она выстрелит.
У нас был чердак, на котором сидели студенты и программировали. Мы искали, куда можно применить накопившийся опыт, а сам параллельно ездил в Варшаву и работал челноком, продавая на барахолке товар.
Что за товар?
Блузки. У меня был график, когда утром я прилетал из Москвы с товаром, ехал на барахолку, распродал товар и в два часа дня бежал на свой чердак к программистам.
Вы легко расстаётесь с деньгами?
Да. Я много раз терял деньги и достаточно крупные суммы.
Например?
Неважно, но того, что оставалось, на проекты хватало. Я сторонник идеи Вадима Зеланда, который в книжке «Трансерфинг реальности» чётко сформулировал, что деньги — это не цель и даже не средство, а только некий атрибут на пути достижения цели.