{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Таможня, которая работала сама по себе: история Chinese Maritime Customs Service

Мы привыкли, что у государства есть флаг, герб, гимн — и таможня. Но иногда таможня может быть отдельно — как таможенное агентство Chinese Maritime Customs Service

Серия марок почтовой службы CMCS, 1895 год. Источник: https://oldbid.com/lot/1895-chinkiang-zhenjiang-local-post-china-mi-1-8-full-set-canceled-cv-360_1731854/

Эта история началась в Шанхае: в 1842 году, после проигрыша в Первой опиумной войне, Китай открыл свои рынки для международной торговли и крупнейшим китайским центром этой торговли быстро стал Шанхай — среди всего прочего город находился вблизи других крупных китайских центров и шанхайский порт был одним из нескольких портов, где западным иностранцам разрешалось постоянно жить и работать.

В 1850 году в Китае началось колоссальное Тайпинское восстание и Шанхай стал местом боев между войсками повстанцев и правительства. В Шанхае регулярно происходили сражения, город несколько раз переходил из рук в руки, для армий обычным было грабить и убивать гражданских. Районы иностранцев находились под защитой западных флотов и не пострадали, но в ходе войны китайская государственная администрация в Шанхае перестала работать — и в том числе шанхайская таможня. Западный экспорт и импорт, вся экономика вокруг них были уже достаточно большими чтобы их невозможно было не замечать — и, после согласований с пекинским правительством, американский, британский и французский консулы стали сами и своими силами, пока китайские чиновники отсутствуют, собирать пошлины с импорта и экспорта от имени пекинского правительства и назначив руководителем в этом деле британского дипломата Томаса Уэйда. В Шанхае 1854 года это была спонтанная инициатива в ситуации военного хаоса, но практика быстро стала постоянной и скоро была расширена на все доступные иностранцам порты Китая. Так началась история Imperial Maritime Customs Service, после революции 1911 года сменившей название на Chinese Maritime Customs Service (СMCS)

Порт Шанхая, 1869 год. Фотография авторства John Thomson, https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Bund_in_front_of_the_British_concession_in_1869,_Shanghai.jpg

Зачем это все было надо

Зачем иностранным консулам было нужно собирать пошлины c иностранного импорта в Китае? По результатам Опиумной войны в Китае были введены выгодные для экспорта (2,5%) и импорта (5%) тарифы ad valorem и иностранные правительства не видели смысла снижать их еще больше. Хаос в Китае 1850-х позволял использовать китайские государственные институты и это открывало уже свои возможности:

  • Независимость таможни могла гарантировать стабильность таможенных тарифов: СMCS фактически не подчинялось китайскому правительству и могло проигнорировать решение Пекина о повышении или понижении пошлин
  • Выплата или невыплата доходов CMCS могла быть инструментом в переговорах: Пекин не имел прямого доступа к выручке таможни и доходы таможни можно было отправлять или не отправлять по решению руководства CMCS, неподсудного китайским судам согласно международным договорам
  • Сборы таможни могли быть залогом при кредитовании Пекина: независимость CMCS от пекинского правительства гарантировала выплаты по китайским долговым обязательствам даже при объявлении дефолта, в такой ситуации правительство в Пекине просто получало бы меньшую долю от доходов таможни

Как это все работало

Официально, СMCS находилось в подчинении китайского правительства в Пекине, но это была более или менее формальность. В XIX веке все руководители службы были британцами, корпоративная политика не допускала продвижение китайцев на позиции в топ-менеджменте, языком документооборота внутри агентства был английский язык. Другие великие державы с интересами в Китае, как например Россия, Япония или Германия, могли рассчитывать на учет своих интересов в делах CMCS или какое-то количество своих граждан среди топ-менеджмента, но все время до Второй мировой войны только Лондон мог определять направление движения. Фактически, CMCS в XIX веке было автономной институцией с преобладающим влиянием Великобритании.

Основным интересом CMCS был западный экспорт и импорт — таможня работала преимущественно с западными судами и западным бизнесом. Как пишет в своей книге историк Hans van de Ven, китайские суда с китайскими командами — не смотря на все усилия их контролировать — были почти что вне досягаемости СMCS на протяжении всей истории агентства.

Китайские джонки вблизи порта Гуанчжоу, ок. 1880 года. Фотография авторства Lai Afong, https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Junks_(ships)_of_China#/media/File:Guangzhou,_Chinese_Boats_by_Lai_Afong,_c%D0%B0_1880.jpg

Довольно ли были всем этим китайские власти? Конечно нет, но внутренние проблемы и слабость Китая — Пекин проиграл Лондону две Опиумные войны — заставляли Китай принимать все как есть. К этому можно добавить определенную эффективность CMCS, современной и относительно некоррумпированной структуры. В XIX веке аппарат CMCS действительно собирал пошлины лучше, чем аппарат китайского правительства и в Пекине это понимали.

Первый современный колледж, первая современная почта, первая современная статистика

Главной сферой ответственности CMCS была морская таможня и все, что было вокруг нее: борьба с контрабандой, защита торговли от пиратства, развитие прибрежной инфраструктуры вроде гаваней и сети маяков. Внимание к таможне не мешало CMCS развиваться и в других направлениях — агентство, как очень крупная структура, смогло создать вокруг себя целую экосистему и нередко первым вводило в только открывшийся Китай западные сервисы и практики. Так СMCS курировало в 1860-х работу первых современных колледжей в Китае — среди прочего там должны были готовить персонал для самого CMCS и новосозданного по западному образцу Министерства иностранных дел Китая. Качество образования в этих колледжах вряд ли было слишком высоким — среди сотрудников-иностранцев были откровенные мошенники, преподаватели и студенты могли не знать языков друг друга и надеяться только на переводчиков, но, впрочем, других и лучших учреждений с западными программами в Китае тогда не существовало.

Кроме просвещения, CMCS занималось также почтой — агентство создало первый в Китае современный почтовый сервис. Для выхода на рынок в 1878 году СMCS использовало свою развитую сеть отделений таможни в портах Китая — клиенты подключались к уже существующей структуре внутрикорпоративной почты. К 1878 году относится и появление первой серии китайских почтовых марок. Сейчас эти марки — серия «Большой дракон» — большая коллекционная редкость, цена набора может достигать $498 тыс.

Первая китайская серия марок «Большой дракон», 1878 год. Источник: http://www.luoyang2009.cn/news/cn/xw/gfxw/20090527/20090527183422998.shtml

Контроль над импортом и экспортом нескольких китайских портов сделал CMCS первым в Китае современным статистическим ведомством. В силу специфики работы — CMCS, например, очень плохо контролировало движение незападных судов — точная статистика по некоторым категориям товаров отсутствовала или была неполна, но до 1907 года других современных статистических служб в Китае не было. Не всегда такая статистика было полезна Китаю — так, имея доступом к документам таможни, Великобритания и Франция определили максимальный возможный, в условиях того времени, размер китайской контрибуции по результатам проигранной Второй опиумной войны.

Персонал таможни в Тяньцзине, ок. 1900 года. Фотография авторства Reginald Hedgeland, источник: School of Oriental and African Studies Archives и Historical Photographs of China, University of Bristol (www.hpcbristol.net)

Редкий для того времени опыт работы одновременно с западными и китайским правительствами позволял людям из CMCS быть посредниками при решении множества международных вопросов вокруг Китая. Сотрудники CMCS участвовали в переговорах между Парижем и Пекином в момент Франко-китайской войны, представляли Китай на международных выставках и организовывали инспекции условий труда китайских рабочих по всему миру — хорошие отношения с CMCS были большой ценностью для всех акторов эпохи.

Новые времена

Эпоха перед Первой мировой войной в истории СMCS часто определялась как «золотая»: рост китайского экспорта и импорта вместе с абсолютным преобладанием Великобритании в торговле Китая (в 1912 году 54,8% доходов CMCS) обеспечивали устойчивость агентства в его привычном виде. Шок Первой мировой войны — и падение значения Великобритании в китайской торговле (в 1918 году 31,0% доходов CMCS) — поменяли баланс сил, теперь от ослабшего Лондона ожидалась большая готовности к реформам и уступкам в структурах СMCS.

В конце 1910-х в Китае фактически исчезла центральная власть: правительство в Пекине более или менее потеряло контроль над регионами, страна распалась на независимые и воющие между собой области. CMCS осталось сама по себе, но это не было для агентства большой проблемой — в Китай продолжал поступать западный импорт, флоты великих держав в Китае гарантировали безопасность сотрудников, страны-кредиторы Китая нуждались в обслуживании агентством китайского долга. У CMCS не было поводов чувствовать потерю миссии.

сейчас [агентство CMCS] это imperium in imperio, независимое в вопросах правительственных финансов, но в крайних случаях полагающееся не на правительство, а на иностранные силы»


Фрэнсис Аглен, руководитель CMCS, в тексте 1922 года
Шанхай, 1928 год. Здание с часами — головной офис CMCS. Авторство неизвестно, источник https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Bund,_1928.jpg

Такая ситуация длилась недолго — к 1928 году партия Гоминьдан добилась относительного объединения страны, в Китае появилось центральное правительство и оно стало пытаться брать контроль над CMCS в свои руки. Агентство оказалось готово сделать определенные уступки — так головной офис CMCS формально переехал из Шанхая в Нанкин, новую столицу Китая, руководство агентства допустило продвижение первых китайцев на позиции в топ-менеджменте.

Более серьезный удар по устоям агентства нанесло, однако, уже японское правительство — Япония, начав Вторую мировая война в Азии, разгромила силы Китая, флот Великобритании не смог помешать японскому захвату китайского побережья и инфраструктура этого побережья — в том числе само CMCS — попали в распоряжение Токио. Победа союзников в войне не была возвращением в прошлое — послевоенная Великобритания радикально ослабла и не имела сил и средств вести в Китае прежнюю политику, новая сверхдержава США поддерживала рост влияния Гоминьдана в топ-менеджменте CMCS, гражданская война в Китае между партией Гоминьдан и Компартией Китая парализовала повседневную работу таможни. Полная победа коммунистов в материковой части Китая и захват контроля над его побережьем означало конец работы CMCS, афилированного с Гоминьданом, на этих территориях — и в свою очередь после отступления на недоступный для противника остров Тайвань в 1949 году, гоминьдановское правительство трансформировало доставшийся ему аппарат CMCS в обычное таможенное ведомство с эффективным контролем правительства. Почти вековая история CMCS к 1950 году завершилась.

0
2 комментария
Tony Joke

Интересная история , спасибо что окунаете в историю

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Демьянович
Автор

Пожалуйста, это еще не самое удивительное (будет что-то еще более)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда