Расскажи, с чего началась история франшизы 150bar?

Открытые МСО уже давно существуют в южной и европейской частях нашей страны, но для других регионов эта бизнес-модель не подходит по объективным климатическим причинам. В летнее время они активно работают, а большую часть времени (с конца октября и примерно до середины апреля) — простаивают и не приносят владельцам никакой прибыли.

Нужно было переосмыслить формат и адаптировать под российские реалии. Ниша теплых моек на тот момент была свободна и мы заняли ее одни из первых: разработали концепт, создали инженерные решения и оборудование. Написали необходимое программное обеспечение. А также наладили бизнес-процессы для успешного роста наших партнеров.

Еще на старте стало ясно, что 150bar будет построен по формату франшизы. Это позволяет быстро и регулярно развиваться, а также закрывает сразу несколько больших задач:

  • Высокий темп разрастания сети;
  • Реализация качественной поддержки партнеров;
  • Формирование единых стандартов качества предоставления услуг;
  • Приток инвестиций;
  • Постоянное развитие модели.

Сейчас нашей основной целью является усовершенствование бизнес-процессов нашей франшизы. Для этого мы учимся на своих и чужих ошибках, накапливаем опыт и знания. Из них формируются:

  • Новые услуги для партнеров;
  • Новое оборудование и улучшения для него;
  • Обучающие и вспомогательные материалы, которые будут полезны на любом этапе открытия: от подписания договора до ежедневной работы.

Автомойки — универсальный бизнес. Количество машин на дорогах с каждым годом только растет, а классические автомойки с нагрузкой часто не справляются. Отсюда и высокий ценник на услуги, и длительное ожидание в очереди. Открытие МСО позволяет стать владельцем бизнеса с высокой рентабельностью.

Как ты пришел в нишу автомоек самообслуживания? С чего начинал и как дошел до поста генерального директора?

Изначально компания управлялась учредителями: кто-то занимался продажами, кто-то разработкой ПО, кто-то проектированием инженерных решений. Иными словами, они были включены во все рабочие процессы. Со временем, когда стало понятно, что компания может существовать самостоятельно, собственники занялись другими проектами. И управление этим бизнесом доверили мне.

Я пришел в 150bar в самом начале 2021 на позицию Product owner. Задача “продакта” – проводить анализ уже существующего продукта и определять направление его дальнейшего развития в балансе с потребностями рынка и новейшими техническими решениями. Мне хорошо знакома эта работа, так как за плечами уже было участие в нескольких стартапах на этой позиции да и по образованию я “айтишник”. Плюс, был опыт управления бизнесом на разных позициях от директора по ИТ до генерального, поэтому через некоторое время мне предложили возглавить компанию.

Кто чаще всего присоединяется к 150bar?

Для начала обозначим, что всех покупателей нашей франшизы мы называем “партнеры”. В чем заключается партнерство? Это взаимовыгодное сотрудничество всех сторон. В данном случае — франшизы и предпринимателя, который доверяет бренду.

Нам важно выстроить доверительные отношения с каждым владельцем мойки, чтобы они могли спокойно повышать свою доходность. А мы помогаем им в этом, опираясь на наш опыт. Вместо того чтобы навязывать условия, мы предлагаем нашим партнерам всестороннюю поддержку. Поиск помещения, юридические вопросы, маркетинг — только малая часть того, что получают владельцы моек 150bar.

При этом партнеры могут быть полностью уверены в качестве оборудования и программного обеспечения. Те, кто однажды стал нашим партнером, регулярно открывают под брендом новые объекты, постепенно расширяя свои сети. На их примере я хочу сказать: для бренда важно, чтобы те, кто его продвигают, были уверены в качестве.

К нам приходят люди, которые мечтают выйти из найма и открыть собственное дело. Или выгодно вложить денежные средства. Следует понимать, что 150bar — это история не про мойку автомобилей, а про бизнес. И продаем мы в первую очередь не просто оборудование для МСО или логотип. Мы продаем рентабельность.

Каждый наш партнер уникален. Со своей историей. Много приходит новичков — тех, кто открывает бизнес впервые и еще не имеет опыта в ведении бизнеса. Наша задача — помочь им освоиться, показать как вести дела правильно и получать при этом высокую прибыль.

А по твоему опыту, кому категорически не подходит автомоечный бизнес? Когда смотришь на человека и понимаешь: он не потянет.

Такого ни разу не было. Благодаря тому, какую модель ведения бизнеса мы предлагаем, многие останавливающие факторы просто нивелируются. Сейчас нет таких людей, кому бизнес на автомойке самообслуживания категорически не подходит. Это может быть и студент вуза, и пенсионер. Пол тоже не играет роли.

Предположим, потенциальный партнер не разбирается в технической стороне вопроса, не может починить что-то сам. Или, банально, не понимает какого специалиста вызвать в случае поломки: электрика или сантехника. Для таких случаев в нашей команде есть специалисты поддержки и кураторы. Позвони им — и они подскажут что можно сделать, какие шаги предпринять в сложившейся ситуации. Помимо этого мы предоставляем всю необходимую документацию, обучающие и вспомогательные материалы. Короче говоря — оказываем всестороннюю поддержку и до открытия мойки, и во время ее работы.

Решение можно найти для любого подхода к ведению дел. Бывают партнеры, которые хотят открыть бизнес, но не хотят им управлять. Для них у нас есть пакет “управление автомойкой”. Что дает его приобретение? Все задачи по объекту полностью ложатся на нас, а человек освобождается от операционных моментов и выступает скорее как инвестор и получает прибыль вообще без заморочек. При этом они могут быть уверены в надежности нашего сотрудничества.

Если человек хочет чтобы бизнес точно приносил деньги — это про нас. Мы приглашаем работать в нишу где конкурентность не такая высокая, свободные рынки еще есть, а доходность выше и среднеотраслевых и чем в других бизнесах.

Помимо помощи в управлении мойкой, какие еще преимущества вы предлагаете своим партнерам?

Основное конкурентное преимущество нашего бизнеса — это высокая рентабельность. Обеспечивается она с помощью системы unit control. Она работает на всех наших мойках и влияет на поведенческие факторы клиентов, которые приехали помыть машину. Unit control позволяет сильно повысить количество вымытых машин на пост за счет взаимодействия с находящимся в боксе пользователем.

Голосовое сопровождение подсказывает, что и в какой момент посетителю нужно сделать: внести деньги, нанести пену, воск и т.д. Это ускоряет процесс помывки авто, ведь клиенту не надо тратить время на то чтобы разобраться в инструкции и опциях киоска. А когда в конце мойки истекает время протирки, система вежливо попросит посетителя покинуть бокс. Так мы уменьшаем время ожидания для других автомобилистов и сводим к минимуму возможность образования очереди.

Второе преимущество — легкость привлечения новых людей на наши мойки и высокая возвращаемость клиентов. Обеспечивается это посредствам маркетинговых инструментов, которые мы используем в мобильном приложении. Это функциональный инструмент, полезный и для посетителей, и для партнеров. Оно позволяет нам запускать рекламные кампании среди клиентов автомоек 150bar, проводить акции, развивать бонусную программу.

Изначально планировалось сделать универсальное приложение, к которому могли бы подключаться мойки других брендов. Что-то вроде “яндекс.заправки”. Задачу мы решили и сейчас в списке объектов есть мойки не относящиеся к бреду “150bar”.

Третье преимущество бизнеса 150bar — прозрачность. У каждого партнера есть личный кабинет, в котором можно отслеживать все показатели мойки, начиная с технических и заканчивая финансовыми. В любой момент можно посмотреть:

  • Сколько денег в киоске;
  • Сколько оплат было произведено за любой интервал времени и каким способом;
  • Состояние оборудования и степень его износа;
  • Количество химии на посту;
  • Нужно ли проводить инкассацию;
  • Когда и сколько пользовались разными программами лояльности;
  • Среднее время помывки.
  • Время простоя поста

Это лишь начало списка — на самом деле возможностей и показателей намного больше. Это позволяет партнерам быть уверенными в нашей честности как франчайзера и свободно строить стратегию своего дальнейшего развития.

Что-то прятать или утаивать - не честно, а без доверительных отношений с партнерами сильный бизнес построить невозможно.

Еще в качестве преимущества могу назвать свободу партнеров во многих аспектах управления мойкой. Обязательным является только использование нашего ПО и электроники.

Многие франчайзеры не поддержали бы такое решение. Чем оно обусловлено?

Особенностями нашей страны. Другие франшизы действительно навязывают своим “дочкам” поставщиков, цены, даже возможность самостоятельно определять тарифы на своих объектах. И из-за этого бизнес становится менее гибким, хуже подходит для разных регионов. Мы же учитываем эти нюансы. Поставщика химии партнеры 150bar выбирают сами. Стоимость услуг тоже сами настраивают, исходя из особенностей ценообразования своего региона.

Головной офис в свою очередь выступает как средство поддержки бизнеса внутри сети. Мы обязательно инструктируем будущего бизнесмена, даем рекомендации по ведению дел. В любой момент к нам можно обратиться по любому вопросу — обязательно проконсультируем, поможем, направим. Главное чтобы было рвение и желание что-то делать.

И все же у вас есть рекомендации, которые вы даете своим партнерам. Насколько важно их соблюдать?

Рекомендации франчайзера — не условия ради условий. Они строятся на основе многолетнего опыта франшизы. Так что в первую очередь это опыт, который мы накопили, набивая шишки и совершая ошибки. И мы делимся им с нашими партнерами, чтобы те могли сразу начать зарабатывать.

По итогу партнер 150bar покупает не только бизнес, оборудование и софт для автомойки. Он также покупает выверенную бизнес модель, которую люди изначально формировали за куда большие деньги.

Даже у самых успешных брендов были промахи. Их сейчас любят называть “факап”. С какими факапами приходилось сталкиваться команде 150bar?

Большая часть наших факапов пришлась на начальные этапы становления франшизы. В основном это были сложности технического характера: разработка программного обеспечения, проектирование и сборка киосков, подбор комплектующих.

Основой этих сложностей стали два важных фактора:

  • Время. За короткий период нужно было не только занять нишу, но и охватить сразу несколько сложных направлений.
  • Непредсказуемость. Иногда даже самый “скиловый” специалист не может предсказать, как поведет себя новая “начинка” продукта. Будет она работать стабильно или начнет сбоить.

Создать технически сложный продукт хорошего качества можно только методом проб и ошибок. В технике часто нельзя увидеть проблему невооруженным взглядом. Потому работоспособность любого продукта определяется в полевых условиях, когда становится очевидно: что и где идет не так.

Учась на своих ошибках и постоянно совершенствуя оборудование, мы в итоге получили почти совершенный продукт, который уже не требует каких-то доработок. Те проблемы, с которыми сталкивались собственники первых моек и наши первые партнеры, давно решены.

А какой промах был самым крупным на твоей памяти?

В первый год существования наша сеть начала расширяться настолько быстро, что мощности серверов, к которым привязаны личный кабинет и мобильное приложение, стало не хватать. Такого рода проблема напрямую влияет на принцип прозрачности нашего бизнеса для партнеров. Плюс нестабильно работающий личный кабинет мешал функционированию всех моек сети: ни статистику не посмотреть, ни стоимость режимов не настроить, но мойки функционировали надежно - без сбоев.

Первое что мы предприняли — временно отключили мобильное приложение. Шаг не самый приятный для клиентов сети, ведь в его основе лежит вся наша система лояльности. Но зато разгрузили сервер.

Далее начался процесс, который сложно описать простыми словами, а не техническими терминами. Если обобщать и говорить простым языком — наши разработчики оптимизировали процесс обработки данных на сервере. Иначе собрали базу данных.

Программных преобразований оказалось достаточно для решения сложившейся ситуации. Переходить на другой сервер не понадобилось. Более того, даже спустя 3 года все работает стабильно, хотя с того момента количество объектов возросло в десятки раз.

Вторым по величине факапом могу назвать падение оценок мобильного приложения 150bar в Google Play и AppStore. Иронично, что обвал этот был связан не с качеством приложения, а с отсутствием в нем рейтинговой системы для моек.

Видите ли, когда человеку все нравится, он скорее всего промолчит, не оставит отзыв. А когда что-то идет не так — клиент об этом обязательно расскажет. Еще и оценку плохую поставить не забудет. И что делать, когда в брендовом приложении нельзя поделиться своей оценкой работы мойки, сервисом которой ты не доволен? Конечно оставить отзыв в карточке самого приложения! В итоге, страдало именно приложение.

То есть выходит ситуация, когда оценка у софта низкая, но к его работе это не имеет никакого отношения.

Мы исправили это досадное упущение и ввели рейтинговую систему моек в нашем приложении. Теперь оценка и отзыв доходит до нужного адресата.

Раз уж зашла речь о софте и разработке. Бренд 150bar часто делает акцент на собственном производстве киосков и программного обеспечения к ним. Чем хорош такой подход с точки зрения бизнеса?

Разработка своего оборудования и ПО позволяет отстраиваться от конкурентов. Разрабатывая решение с нуля мы можем реализовать свои задумки как есть, не пытаясь искать компромиссы в плане технических характеристик или функционала. И не отказываясь от прикольных “фишек”, которые потенциально могут привлечь и удержать клиента.

Нужен полноценный product-market fit чтобы реализовать свое видение продукта, выступая новаторами в своей нише и мы делаем это каждый день.

В то же время мы всегда рады обратной связи по работе нашего продукта, а потому прислушиваемся к замечаниям и предложениям тех, кто с нами работает. Некоторые идеи берем на вооружение и используем при разработке новых версий - это тоже про product-market fit.

Поскольку ПО мы пишем сами, то и обновление лежит на наших плечах. Разные части программного обеспечения обновляются удаленно и в разные промежутки времени. Это связано со сложностью разработанной нами системы. Отдельно личный кабинет, отдельно — софт для микроэлектроники. И главное, обновляется все то автоматически, удаленно. Партнеру не нужно что-либо делать, что-то переподключать. Всем занимаются наши специалисты технической поддержки.

Каково это — открыть автомойку самообслуживания в России? С чем приходится сталкиваться владельцам в процессе?

Открыть автомойку проще чем кажется, особенно под руководством франшизы. Главная проблема — найти подходящее помещение. Бизнес на автомойке самообслуживания плотно связан с местоположением объекта: город, улица, приближенность к трафику. При выборе локации для МСО мы ориентируемся на следующие факторы:

  • Автомобильный трафик;
  • Удобные въезды/выезды для авто;
  • Удаленность от дороги;
  • Наличие парковки или места для ее устройства;
  • Наличие рядом точек притяжения (СТО, шиномонтаж, ТЦ и т.д.);
  • Физика помещения (площадь, высота);
  • Качество воды.

В целом, удачное место — это 80% успеха для автомойки. Высокий поток машин рядом с локацией или стоящие неподалеку СТО обеспечат хорошую клиентскую базу. Удачная физика помещения повлияет на количество, размер боксов и на возможность расширения. По воде можно понять, какую химию выбрать и понадобятся ли системы водоочистки.

Не опытному человеку выбрать хорошее помещение сложно. Слишком много нюансов нужно учесть как с юридической, так и с маркетинговой точки зрения. В общей сложности проанализировать нужно как минимум 20 различных критериев. Поэтому мы помогаем партнерам в поисках и оценке локации для будущей автомойки.

Оставшиеся 20% успеха — то, как за объектом ухаживают. Мойки, за которыми владелец присматривает видно сразу: на них царит порядок, химия всегда в достатке, ничего не сломано и не изношено. Клиентам это нравится, потому они приезжают на ухоженные объекты чаще, чаще оставляют хорошие отзывы. Репутация мойки растет и закономерно она показывает лучшие финансовые показатели.

Ежедневные показатели мойки с хорошими отзывами и оценками

В то же время, когда за объектом перестают следить, резко повышается количество негативных оценок от клиентов. И появляются они значительно быстрее, из-за чего мойка скатывается в рейтинге и доход падает.

На что важно обратить внимание понятно. А какие моменты в процессе открытия можно “опустить”?

При открытии автомойки самообслуживания нет неважных событий. Все имеет свой вес, главное правильно расставить приоритетность задач на каждом этапе. Нет смысла искать поставщика автохимии, когда мойка только строится. И в то же время прокладывать канализацию, когда вы уже вот-вот должны открыться — поздно.

Все действия и решения будут влиять на конечный результат и выручку. Где-то напрямую, где-то косвенно. Например от качества химии зависит ее расход и качество помывки автомобилей. Если пена моет плохо — это обязательно скажется на мнении клиентов. То же с наличием парковки, качеством комплектующих, да даже с чистотой в боксах.

К примеру потек в боксе шланг. Один клиент облился из него, второй, третий… Каждый из них поставит одну звезду и ударит по репутации не только отдельной автомойки, но и всей франшизы. Мы тот момент обязательно подсвечиваем для партнера, но не все партнеры нас слышат, к сожалению.

Если человек не хочет ничего делать для прибыльности своего бизнеса, мы его не перевоспитаем и не переубедим.

Насколько для вас важен вопрос репутации? Как плохая репутация может повлиять на бренд?

Вопрос репутации важен для каждой компании. И в то же время сложен по своей сути. Начнем, пожалуй, с того, что репутация — понятие комплексное. Она состоит из нескольких отдельно стоящих блоков, с каждым из которых компания должна постоянно работать.

Сюда можно отнести:

  • Рейтинг и отзывы в справочниках (Яндекс.Карты, 2гис и тд);
  • Рейтинг мобильного приложения в PlayMarket и AppStore;
  • Рейтинг моек в мобильном приложении;
  • Работа с будущими и действующими партнерами;

Из всего этого в глазах стороннего наблюдателя складывается целостный образ бренда, его “лицо”. Чтобы поддерживать этот образ, мы собираем информацию о мнениях людей о нас на разных уровнях. Где-то используя открытые источники, где-то собирая обратную связь. Это — точка роста нашей компании.

Вот так вот не надо

Работать с репутацией безусловно важно. Если предприниматель не готов предоставлять услуги на должном уровне, это ударит и по его карману, и по репутации бренда в целом. А разрушить доброе имя проще, чем снова завоевать доверие у потенциальных клиентов.

Что можешь посоветовать тем, кто только задумывается о приобретении автомойки самообслуживания?

Не бояться нового. Не бояться масштабирования. Опираясь на наш опыт, опыт партнеров и конкурентов, могу точно сказать: большие деньги появляются тогда, когда у партнера начинает появляться сеть из нескольких объектов. Таким образом выстраивается сеть и один предприниматель может “забирать” города или целые регионы.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда