Профилактика выгорания: 7 лучших практик команды цифрового продукта

Выключаем режим критика и расставляем приоритеты.

Профилактика выгорания: 7 лучших практик команды цифрового продукта
Профилактика выгорания: 7 лучших практик команды цифрового продукта

“На мероприятиях я не раз слышала от владельцев продукта, что работа сопряжена со стрессом, что это за год-два приводит к выгоранию. Нам повезло, культура внутри Digital Tele2 направлена на сплочение и поддержку. В материале я рассказываю о наших практиках”.

1. Равное распределение фокуса на эксперименты с негативным и позитивным результатом

В школе в контрольной работе не подчеркивают места, где человек справился, наоборот, красной ручкой выписывали все ошибки, которые надо исправить. В определенной степени это формирует мышление и во взрослой жизни.

Тем временем в работе продакта, да и любого взрослого человека, бывают эксперименты или проекты с негативным результатом. По умолчанию в этом случае человек активно изучает, что пошло не так, как все исправить, в итоге хорошо усваивает полученный опыт.

А вот в успешных экспериментах такой большой и глубокой работы обычно не производится. Получилось? Классно! Идем дальше. В итоге менеджер может не получить более качественного понимания создания фичи для роста продукта.

Важен баланс между исследованием и негативного, и позитивного опыта. Как в езде на мотоцикле, чтобы доехать до точки, важно смотреть прямо, если смотреть только налево – в сторону негативных экспериментов – есть риск вылететь на обочину.
Важен баланс между исследованием и негативного, и позитивного опыта. Как в езде на мотоцикле, чтобы доехать до точки, важно смотреть прямо, если смотреть только налево – в сторону негативных экспериментов – есть риск вылететь на обочину.

Наши продакты равномерно обращают внимание и на успешные, и на неудачные эксперименты. На выходе мы получаем больше экспериментов с позитивным результатом и вдохновение делать больше и круче.

2. Режим внутреннего критика “ВЫКЛ”. Правильное восприятие себя при выполнении рабочих задач без страха

Культура ошибок (No Blame Culture — от англ. «виноватых нет») говорит о том, что негативный результат – это тоже результат, вопрос только в том, что с ним сделать. В идеале, увидеть возможность для улучшения и роста.

Страх появляется из-за того, что в момент ошибки включается сильный критик внутри, который создает чувство вины и стыда, но не помогает справиться с полученным опытом. Не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает.

Например, в момент получения результатов менеджер фокусируется не на конкретных действиях и причинно-следственных связях, а на оценке личных качеств в стиле: «я — плохой сотрудник», «меня должны уволить». Этот путь не помогает изучить реальные дыры реализации.

Представьте, человек пролил на клавиатуру чай. Вместо того, чтобы вытереть его и ставить кружку подальше, он перед зеркалом будет смотреть на руки и говорить какие они неуклюжие и бесполезные. Самонаказание отнимает силы, снижает мотивацию.
Представьте, человек пролил на клавиатуру чай. Вместо того, чтобы вытереть его и ставить кружку подальше, он перед зеркалом будет смотреть на руки и говорить какие они неуклюжие и бесполезные. Самонаказание отнимает силы, снижает мотивацию.

Наша команда в экспериментах смотрит на логические причинно-следственные связи и варианты снижения рисков в последующих экспериментах. И всегда держит в голове, что негативный результат – это тоже результат, вопрос только в том, что делать с этим результатом. Такой подход помогает поддерживать высокий уровень энергии в сложных ситуациях.

3. Цели и ценности продукта соотносятся с ценностями и целями продакта

Реальная заинтересованность в продукте и его понимание увеличивает количество энергии и количество идей. У нас это работает, поскольку продакты осознанно выбирают свое направление работы, которым они реально увлечены.

Интерес может появляться там, где закрываются потребности и реализуются ценности человека. Где интерес, там энергия. Где энергия – неиссякаемое вдохновение и эффективная работа, там же те решения, что ведут к кратному росту ключевых для продукта метрик.

Представьте, вы – жокей, а продукт – конь (да, про коней мы уже <a href="https://vc.ru/tele2/884464-kak-lokalnyy-mem-s-konyami-privlek-trafik-v-novyy-servis-dlya-sotrudnikov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">писали</a>). Если всадник и конь побегут навстречу, где-то они встретятся, а потом потащат друг друга к разному финишу. А если сесть на коня и отправиться в одном направлении, это win-win.
Представьте, вы – жокей, а продукт – конь (да, про коней мы уже писали). Если всадник и конь побегут навстречу, где-то они встретятся, а потом потащат друг друга к разному финишу. А если сесть на коня и отправиться в одном направлении, это win-win.

4. Поддержка и доверие руководителя

Поддержка – это не просто одобрение.

  • Начальник не транслирует готовый результат директивно, а делится своим опытом, задает важные вопросы. Кроме того, обращает внимание продакта на возможные зоны риска, это помогает принять самостоятельное решение и здорово мотивирует.
  • Еще это об уважении личного пространства, границ и времени своих сотрудников, это снижает негатив в процессе работы, а значит человек не тратит силы на раздражение и остается более энергичным.

Только объединив усилия и поддерживая друг друга, команда сможет реализовать самые амбициозные проекты и достичь поставленных целей.

Благодаря этому внутренний кувшин эмоционального ресурса продакта не разливается в деструктивных сценариях общения, а сохраняется для решения сложных задач.
Благодаря этому внутренний кувшин эмоционального ресурса продакта не разливается в деструктивных сценариях общения, а сохраняется для решения сложных задач.

5. Четкие цели и подведение итогов

Наша команда проводит тщательный анализ, уделяет достаточно времени правильной постановке целей, выделению метрик, выбору решений до начала разработки. После того, как цели понятны, нужно следить за результатами каждой активности. Тогда продакт, вся команда и смежные подразделения понимают, что они приносят пользу и эффективны. Это главные критерии мотивации.

Как плыть в океане на лодке: если не знать «зачем» и «куда», можно плыть абсолютно в любую сторону. Тогда, вполне вероятно, не получится доплыть до берега. Мозгу проще выделить энергию на конкретные цели и понятную мотивацию.
Как плыть в океане на лодке: если не знать «зачем» и «куда», можно плыть абсолютно в любую сторону. Тогда, вполне вероятно, не получится доплыть до берега. Мозгу проще выделить энергию на конкретные цели и понятную мотивацию.

6. Расстановка приоритетов

Одним из главных вызовов для менеджера является управление своим временем и приоритетами. Он должен осознавать, что невозможно сделать все сразу, и уметь правильно распределять свое время и внимание на ключевые задачи, чтобы достичь успеха в работе. Новые обстоятельства, изменения в потребностях клиента, команды, бизнеса могут потребовать корректировки приоритетов.

<p>Наши продакты постоянно пересматривают и обновляют приоритеты задач в своем бэклоге. </p>

Наши продакты постоянно пересматривают и обновляют приоритеты задач в своем бэклоге.

Это влияет на ценность принимаемых решений и создает опыт, на который можно опираться. Релевантный профессиональный опыт дает стабильную профессиональную самооценку и поднимает мотивацию развивать продукт.

7. Получение опыта и рост Product Owners

Одна из частых причин выгорания - ощущение стагнации и невозможности реализовать свой потенциал. Наша команда выступает на конференциях, при этом компания предоставляет возможности для обучения, участия в профессиональных мероприятиях и активно развивает продуктовую культуру, где можно брейнштормить задачи и перенимать опыт не только внутри компании.

Профилактика выгорания: 7 лучших практик команды цифрового продукта
2020
15 комментариев

О, Боже... неужели это все написано всерьез? "Наши продакты постоянно пересматривают и обновляют приоритеты задач в своем бэклоге." А мы все регулярно моем руки, после посещения уборной... Что за "розовый ванильный компот" в этом изложении? "Начальник не транслирует готовый результат директивно, а делится своим опытом, задает важные вопросы" Что в голове, то и в работе. Если используется слово "начальник", который "задает важные вопросы" - идите обратно в школу, а? Советчики....

11
Ответить

Вообще выгорание это страшная вещь, мне кажется чтоб от выгорания избавится, нужен очень хороший и продолжительный отдых, что бы хоть чуть чуть забыть о работе

9
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Оно вроде бы как написано все верно. Но как же страшно далеко это все от реальной жизни. Действительно как-то все очень "ванильно", как сказал Арсений.

7
Ответить

Инструкция от выгорания: Здоровый пофигизм и отпуск на 7-10 дней каждые 3-4 месяца. Всё.

5
Ответить

Статья написана ИИ как и фотки, не человечно или с малым опытом, примеров из жизни нет, опытный чел дал бы опыта а тут вода какая та. Гороскоп что-ли.

4
Ответить

Было бы круто если эти правила взяли для себя в компаниях, но к сожалению очень далеко это не так везде

1
Ответить