Как производство роботов адаптировалось к пандемии COVID-19. Опыт Promobot

Текст о том, как за две недели в самом начале пандемии компания смогла перестроить целое производство — и сохранить бизнес.

Игорь Еремеев
Игорь Еремеев

Мы разрабатываем сервисных роботов для бизнеса. Это человекоподобные дроиды, которые трудятся в качестве консьержей, консультантов, администраторов — словом, заменяют людей в части рутинной работы (ответы на вопросы, выдача карт доступа, сканирование документов и другие скучные занятия).

Робот-консультант в национальном банке Омана https://www.omanobserver.om
Робот-консультант в национальном банке Омана https://www.omanobserver.om

Большинство наших разработок всегда были ориентированы на отсутствие взаимодействия «человек-человек», поэтому мы хорошо знали проблемы рынка и понимали, какие решения можем предложить. Во время пандемии Promobot производит три продукта:

1. Promobot Thermocontrol

Что это: терминал для бесконтактного измерения температуры. На замер требуется около 5 секунд, точность — 0,2 °C. Работает система распознавания лиц, интеграция со СКУД — системой безопасности и доступа в здание. Терминал автоматически сохраняет все результаты в журнал: с ФИО, фото, результатом и временем измерения.

Что взяли из предыдущих решений: систему распознавания лиц, интеграцию со СКУД, элементы кейса «Робот-консьерж».

Что создали с нуля: разработали конструкцию, создали новый алгоритм измерения температуры и логику взаимодействия.

2. Робот-дезинфектор «Скорпион»

Что это: Робот на гусеничной платформе. Оборудован системой распознавания лиц и системой навигации, камерой, распылителем дезинфицирующей жидкости. Может работать как автономно, так и удалённо управляться оператором.

Что взяли из предыдущих решений: робототехническую платформу «Скорпион», созданную для патрулирования.

Что создали с нуля: конструкцию поворотной башни.

3. Робот-диагност Promobot V.4

Робот-диагност
Робот-диагност

Что за продукт: Сервисный человекоподобный робот. Распознаёт лица и речь, общается, свободно передвигается, избегая препятствия. Способен проводить первичный опрос пациента и измерять показатели здоровья — температуру, уровень сахара и кислорода в крови, объём лёгких.

Что взяли из предыдущих решений: всё.

Что создали с нуля: новый алгоритм измерения температуры и скрининговый опрос на симптомы COVID-19.

Первое телеобращение Владимира Путина, в котором он объявил о периоде нерабочих дней, состоялось 25 марта. Уже на следующий день, 26 марта, мы впервые публично анонсировали Promobot Thermocontrol. К этому моменту продукт прошёл все испытания и на него уже поступили предзаказы.

С первого мозгового штурма до поставки первой партии «Термоконтроля» прошёл ровно месяц.

Как работали сотрудники

Благодаря производству решений по борьбе с COVID-19, в конце марта компания получила статус непрерывно действующей. Для этого нужно было направить документы региональному Министерству промышленности и торговли.

Разработчики в офисе до пандемии
Разработчики в офисе до пандемии

Как производить новый продукт в период самоизоляции? В основном офисе компании работает чуть больше 100 человек. Сразу после введения ограничений подавляющее большинство сотрудников перешло на удалёнку — разработка, продажи, пиар, маркетинг, техподдержка, бухгалтерия и другие департаменты. Первые дни самоизоляции в офисе находился только топ-менеджмент, принимающий стратегические решения.

20%
сотрудников находились в офисе и на производстве во время пандемии. Остальные работали удалённо

Производство роботов и других устройств — это не только софт, но и хард. Недостаточно просто писать код — железо, корпус, схемы, платы не появятся сами по себе. Мы выводили сотрудников поэтапно. Сначала вышел «десант» R&D — инженеры и проджекты, которые протестировали гипотезы и разработали концепт. Затем — конструкторы, сборщики и тестировщики. Большую часть режима самоизоляции в офисе и на производстве одновременно находилось около 20% сотрудников — 20 человек из 100. Это не одни и те же люди: в зависимости от задач, которые мы решали, сотрудники могли меняться.

Из-за статуса постоянно действующего производства, компании пришлось соблюдать жёсткие меры безопасности — от индивидуальных мер защиты всех сотрудников до регулярной дезинфекции помещений. Рабочее пространство сократилось в 100 раз — с 2000 м² до 20 м² — все просто находились в одном месте, остальные помещения были закрыты. Каждый сотрудник несколько раз в день измерял температуру — с помощью самой первой станции «Термоконтроль», собранной компанией. Ни одного случая заболевания не было выявлено.

Как удалось быстро запустить новый продукт

С помощью технологического задела. Весной компания отметила 5 лет со дня основания — за это время стартап буквально прошёл путь от гаражного производства до статуса российского экспортёра года в IT. Пять лет мы создавали роботов: разрабатывали алгоритмы работы, систему распознавания лиц, программно-аппаратный комплекс, решали конструкторские задачи. Часть разработок уходила в продакшн — например, робот-диагност, измеряющий температуру, появился ещё летом 2019 года; другая часть — «на полку». Это были уже готовые продукты, которые просто ждали своего момента. Когда началась пандемия, мы просто оценили свои ресурсы, взяли с полки эти продукты и запустили новое производство.

Производство до пандемии Игорь Еремеев
Производство до пандемии Игорь Еремеев
Производство во время пандемии Игорь Еремеев
Производство во время пандемии Игорь Еремеев

Запуск нового продукта влияет на каждый департамент компании — от снабжения до продаж.

В течение одного месяца изменились:

  • Поставки комплектующих
  • Работа производства
  • Задачи разработки
  • Скрипты продаж

И появились новые:

  • Алгоритмы работы техподдержки
  • Инструкции и другая техническая документация
  • Сайт и PR-стратегия

Председатель совета директоров Promobot Алексей Южаков во время онлайн-конференции ТАСС сказал, что подстроиться под новую повестку могут только те компании, у которых есть технологический задел:

Очень многое зависит от команды компании, от того, насколько быстро они готовы реагировать на повестку. Если бы таких компетенций не было, стартапы оставались бы сосредоточены на своём небольшом продукте и рынке. С точки зрения венчурного финансирования это правильно: внимание компании сфокурсировано на продукте и все ресурсы идут на него, но с точки зрения «выживаемости» в такие сложные времена — эта компетенция отмирает. Когда у компании нет такого задела, то у нее получаются фактически лишь прототипы, а не готовые решения. И такие решения, к сожалению, не смогут выйти на рынок

Алексей Южаков, председатель совета директоров Promobot

Наши автономные станции «Термоконтроль» уже установили несколько российских предприятий — в первую очередь, крупные непрерывные производства: научный центр новатэк в Тюмени, производство авиадвигателей (ОДК, входит в корпорацию Ростех) и производство минеральных удобрений уралхима. Это хороший результат: за короткое время мы наладили производство абсолютно нового продукта (пусть и используя предыдущие разработки) нашли свой рынок и сохранили темп развития бизнеса, который был задан до пандемии.

Если вы работаете в компании, которая производит не только софт, но и хард — делитесь в комментариях, как была устроена ваша работа последние 2 месяца.

77
10 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

Это информационные стенды на колёсиках.

3
Ответить

кейсы смешные, продукт смешной. все плохо

3
Ответить

производства нет, просто собирают из ящиков то, что им присылают из Китая

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

А зачем промоботу руки? Что он ими делает?

1
Ответить

Там же сказано было:
Что создали с нуля: новый алгоритм измерения температуры и скрининговый опрос на симптомы COVID-19.
Вот этим пальцем и ...

1
Ответить