«Apple работает как мафиози»: Epic Games, Basecamp, Tinder и другие раскритиковали комиссии и «монополию» App Store Статьи редакции

Конфликт возобновился на фоне начала расследований Еврокомиссии против Apple, которые могут закончиться для компании штрафом в размере 10% от всей выручки.

Европейская комиссия открыла два антимонопольных расследования в отношении Apple. Расследования начали после того, как Spotify и другие медиасервисы обвинили Apple в том, что она удерживает комиссию за подписку и встроенные покупки и ограничивает продвижение в App Store конкурирующих с Apple сервисов.

Apple продвигает собственные приложения вроде Apple Music и Apple Book и взимает комиссию с конкурентов, потому что спрос на её смартфоны замедляется. Продажи музыки, электронных книг и других сервисов составляют большую часть выручки компании, пишет Bloomberg.

В 2019 году пользователи через App Store совершили платежи и покупки на $519 млрд, сообщила сама Apple. Компания получает комиссию в 15–30% с продаж в магазине приложений. Больше 85% из $519 млрд — доходы сторонних разработчиков, заявляет Apple.

Siri и Spotify

18 июня противостояние с Apple поддержал основатель Telegram Павел Дуров. По его мнению, комиссии с продаж в App Store и Google Play «безумны». Из-за них пользователи больше платят за услуги, стартапы и целые индустрии гибнут или вовсе не появляются, и регуляторы игнорируют «этот абсурд» уже десять лет.

В качестве решения Дуров предложил устанавливать приложения напрямую или через альтернативные сервисы. Так пользователи и компании избавятся от комиссий, цензуры и проблем с конфиденциальностью.

Жалоба Spotify

13 марта 2019 года музыкальный стриминговый сервис Spotify обратился в антимонопольную комиссию Евросоюза с жалобой на Apple. Он сообщил, что компания требует от Spotify платить комиссию 30% за покупки пользователей через приложение на iOS. Этот же сбор распространяется и на другие приложения.

Таким образом, по мнению Spotify, Apple вытесняет конкурентов: если музыкальный сервис согласится оплачивать комиссию, ему придётся поднять цены. Тогда они станут выше, чем у Apple Music, с которым конкурирует Spotify.

Основатель Spotify Дэниел Эк признался, что стриминговый сервис предлагал пользователям купить подписку в обход платёжной системы и комиссий Apple. После этого App Store перестала обновлять приложение Spotify.

  • Также Apple не предоставила доступ к Siri и «умной» колонке HomePod.
  • Отклонила приложение Spotify для Apple Watch.
  • Угрожала удалением сервиса из App Store.

В ответ на претензии Apple сообщила, что Spotify «прикрывает ложной риторикой финансовые мотивы». «Spotify стремится сохранить все преимущества экосистемы App Store, в том числе доход, который он получает от клиентов App Store, не делая никакого вклада в этот рынок», — заявили представители Apple.

Они подтвердили, что взимают комиссию с сервисов, продающих цифровые товары и услуги внутри приложений с помощью платёжной системы Apple. Однако размер комиссии составляет 30% только в первый год, а в последующие снижается до 15%.

Мы одобрили и распространили почти 200 обновлений Spotify, в результате чего было загружено более 300 млн копий приложения. Мы запросили корректировки только один раз, когда Spotify попытался обойти правила, общие для всех приложений.

Мы часто помогали распространить сервис на большее количество устройств: несколько раз обращались к Spotify по поводу поддержки Siri и AirPlay 2, но нам ответили, что работают над этим.

Spotify интегрирован в такие платформы, как CarPlay, и имеет доступ к тем же инструментам разработки и ресурсам, что и любой другой разработчик.

Заявления Spotify об Apple Watch нас особенно удивили. Когда Spotify представила своё приложение для Apple Watch в сентябре 2018 года, мы рассмотрели и одобрили его с той же скоростью, что и любое другое приложение. Сегодня Spotify Watch занимает первое место в категории Watch Music.

Представители Apple, заявление компании

Конфликт с Hey.com

16 июня 2020 года у Apple разгорелся конфликт с новым почтовым сервисом Hey.com от основателя Basecamp Джейсона Фрида и автора фреймворка Ruby on Rails Дэвида Хэнссона. Бета-версию запустили 15 июня, в тот же день мобильное приложение появилось в App Store.

Затем разработчики выпустили обновление с исправленными ошибками, но рецензенты App Store отклонили его, сославшись на нарушение пункта 3.1.1 правил App Store. Согласно правилу, разработчики должны использовать API Apple для встроенных покупок, в противном случае приложение удалят из магазина.

Разработчики Hey.com возразили: пользователи почтового сервиса оплачивают подписку на сайте компании, а приложение служит только для входа в систему. По такому же принципу, по словам Хэнссона, работают Netflix, Slack и Microsoft Outlook.

В Twitter он сравнил Apple с мафией, которая сначала «разбила окно магазина», ограничив обновления, и теперь угрожает «сжечь весь магазин», удалив приложение из App Store, если Hey не отдаст компании часть доходов.

Like any good mafioso, they paid us a visit by phone. Stating that, firstly, that smashing our windows (by denying us the ability to fix bugs) was not a mistake. Then, without even as much of a curtesy euphemism, said they'd burn down our store (remove our app!), lest we paid up.

В ответ представители Apple упомянули, что приложение Hey попало в магазин по ошибке и первую версию изначально не должны были одобрить.

Жалобы Match Group, Rakuten, Epic Games, Tile

В мае 2020 года производитель поисковых bluetooth-маячков Tile подал жалобу в Европейскую комиссию. Компания заявила, что Apple затрудняет использование Tile на iPhone, так как разрабатывает аналог, маячки AirTag.

Например, Apple запрещает продуктам компании использовать технологию Ultra WideBand (альтернатива Bluetooth с более широким радиусом и высокой скоростью работы) и убрала Tile из своих магазинов.

Также представители Tile заявляют, что приложение могут удалить из iOS, тогда как конкурентный «Локатор» — системный и активируется ещё на стадии настройки iOS.

16 июня 2020 года Match Group, материнская компания Tinder, OKCupid и Match, пожаловалась на высокие комиссии за подписку в iOS-приложении.

«Apple — наш партнёр, но в то же время доминирующая платформа, действия которой вынуждают потребителей платить больше. Apple получает 30% комиссии с электронных книг, стриминга музыки и видео, облачных хранилищ, игр и онлайн-знакомств, а затем сама заходит на эти рынки», — рассказали представители Match Group изданию Axios.

Компания считает: так Apple ограничивает выбор пользователей в пользу собственных сервисов для музыки и чтения.

В тот же день с аналогичной жалобой в Европейский союз обратилась японская Rakuten. Она заметила, что её дочерняя компания Kobo платит 30% комиссии за продажу электронных книг через App Store, тогда как Apple Books не платит ничего, поэтому находится в лучшем положении.

В ответ на жалобу Apple заявила, что предоставляет приложениям возможность продавать собственные услуги на платформе с огромной клиентской базой.

В завышенной комиссии Apple обвинила и Epic Games, разработчик видеоигры Fortnite. Она зарабатывает на продаже цифровой валюты, которую обменивают на игровые предметы. Apple получает комиссию с этой суммы.

Исполнительный директор Epic Games Тим Суини рассердился: «Монополия App Store защищает только прибыль Apple, а не безопасность устройств».

Антимонопольные расследования

16 июня 2020 года Европейская комиссия объявила о двух расследованиях относительно деятельности Apple. Первое связано с жалобой Spotify на большую комиссию. Также Еврокомиссию заинтересовал запрет App Store уведомлять пользователей iOS-устройств о более дешёвых альтернативах сервисов Apple (например, оплатить подписку через сайт сервиса).

Второе расследование связано тем, что Apple ограничивает использование NFC в своих устройствах сервисом Apple Pay. Поэтому банки и другие финансовые сервисы не могут встроить функцию в свои приложения.

Представитель Европейской комиссии сообщил, что Apple, вынуждая компании продавать через собственные платёжную систему и магазин, по-видимому, имеет «полный контроль над отношениями конкурентов с клиентами» и получила «ценные данные о деятельности и предложениях своих конкурентов».

Apple не признала обвинение и «расстроилась из-за необоснованных жалоб нескольких компаний, ищущих лёгкой наживы и не желающих играть по тем же правилам, что и остальные».

Комиссия заявила, что завершила «предварительное расследование» и обнаружила проблемы, которые мешали конкуренции с собственными сервисами Apple.

«Соперники Apple либо полностью отключили возможность подписки в приложении, либо подняли цены на подписку и платили комиссию. В обоих случаях им не разрешалось информировать пользователей о подписке за пределами приложения», — обобщили в Еврокомиссии.

Что будет с Apple, если компанию признают виновной

Европейская комиссия может наложить на Apple максимальный штраф в размере 10% от всей выручки, сообщает The Financial Times. В 2019 финансовом году выручка компании составила $260 млрд.

Но конкуренты предполагают, что комиссия выберет другие меры.

«Решение оштрафовать Google за нарушения антимонопольного законодательства Евросоюза показало, что штрафы — всего лишь издержки ведения бизнеса, они не оказывают существенного влияния на изменение деловой практики», — поделился The Financial Times анонимный советник конкурента Apple.

17 июня 2020 года Bloomberg сообщил, что Apple может разрешить пользователям выбирать сторонние браузеры и почтовые приложения в качестве приложений по умолчанию на iPhone и iPad. Браузер и почта — наиболее часто используемые приложения на iOS, передаёт издание.

На условиях анонимности знакомые с вопросом источники Bloomberg рассказали, что Apple также рассматривает возможность ослабить ограничения на HomePod для сторонних музыкальных приложений, включая Spotify.

С момента запуска App Store в 2008 году Apple не позволяет пользователям заменять предустановленные приложения, что затрудняет конкуренцию для других сервисов.

Потенциальные изменения всё еще находятся на стадии обсуждения. Если Apple разрешит пользователям устанавливать сторонние приложения по умолчанию, обновления могут появиться в iOS 14, которую представят 22 июня.

0
174 комментария
Написать комментарий...
Buzz Killington

Как это выгляди в глазах нормальных людей:
-
- Ты (Apple) строишь и открываешь свой торговый центр (мега-красивый и дорогой, для дизайна зовешь людей с британским акцентом, директором берешь самого толерантого бухгалтера в мире).
- Говоришь арендаторам (стартаперам-разработчикам): "ребят, денег у вас нет, арендную плату я брать не буду, но приходите ко мне, открывайте магазины, если будут продажи, то платите мне процент от выручки"
*Прибегает куча арендаторов, ТЦ становится самым популярным во вселенной*
- Продажи арендаторов ТЦ идут вверх, и тут самые ушлые начинают продавать свой товар со склада на окраине города, а ТЦ используют как шоурум
- Говоришь им: "Вы не прифигели ли часом (ну не так конечно - вежливо, с юристами говоришь). Или валите или продавайте все в ТЦ
- слышишь ответ:
ТЫ ОХРЕНЕЛ, ЩАС В СУД ПОДАДИМ, МЕСТО ГОНИ НАМ БЕСПЛАТНО КАПИТАЛИСТ

-
борцы за социальную справедливость не понимают основ экономики

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
Ты (Apple) строишь и открываешь свой торговый центр (мега-красивый и дорогой

А ЕС сделала свой торговый центр (рынок) с конкурентными и антимонопольными правилами.

Если Эппл на нем не нравится торговать по его правилам, так никто же не держит.

Ответить
Развернуть ветку
K. A.

Но Apple — не монополист, у iOS в разы меньшая доля, чем у Android.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

как продавец телефона не монополист
как рынок приложения для айфона - монополист, приложения не с их рынка туда ставить нельзя как в Андроиде

Ответить
Развернуть ветку
K. A.

Ну тогда и Tesla — монополист на рынке Tesla, и должна позволять ставить сторонние прошивки и производить свои автомобили сторонним компаниям.

А VC — монополист статей на VC. Вот если я хочу запилить рекламную статью, могу выложить только через редакторов VC, а надо сделать возможность альтернативных площадок публикации статей на VC.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
А VC — монополист статей на VC.

сравнение не корректное

я как пользователь не привязан к VC, могу зайти на другие площадки и почитать, я не ограничен статьями только на VC

пользователь айфона привязан к нему, он не может поставить другие приложения или платить не через апстор, его права страдают

Ответить
Развернуть ветку
K. A.

Но это не так. Пользователь может просто купить другой телефон.

Хорошо, на Ведомости подписка платная. Если я купил подписку на Ведомости, я могу требовать, чтобы они делали альтернативные площадки публикации новостей в газете?

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Подписка это не платформа, у человека может быть десятки подписок.

Но телефоном подавляющее большинство пользуются одним. Никто не будет покупать зоопарк телефон ради разных приложений.

Правильным сравнением было бы что я заключил договор с провайдером интернета, а он мне дает доступ только к VC.
А для Ведомостей мне надо было бы с другим провайдером интернета договор заключать.

Ответить
Развернуть ветку
K. A.
 Правильным сравнением было бы что я заключил договор с провайдером интернета, а он мне дает доступ только к VC.

Это было бы ОК (вернее не ОК, но уже другая история - Net Neutrality, никто о монополии здесь не говорит, если только о злоупотреблении отсутствием этого принципа отдельными монополистами, например, Google).

Я просто выберу другого провайдера. Проблема была бы только если бы у меня дома не было бы других опций.

Хорошо — пример выше с Tesla. Завод АвтоВАЗ-а может потребовать, чтобы они производили машины Tesla? Или чтобы они поставляли альтернативные прошивки? А то Tesla — монополист на рынке своих машин и не дает независимым заводам их изготавливать.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Причем тут заводы? Они не потребители, как их права могут быть нарушены?

Какая-то каша если честно.

Ответить
Развернуть ветку
K. A.

Так я как потребитель могу захотеть купить сборку Tesla с другого завода — там дешевле будет. Может, они еще какие-то свои кастомные модели придумают.

Я как пользователь iPhone могу захотеть купить приложение с другого App Store — там дешевле будет. Может, там какие-то кастомные приложения, которых нет в официальном App Store, будут.

Монополия не бывает монополией на рынке своего бренда — Mercedes не может быть монополистом на рынке Mercedes, только на рынке автомобилей.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
Так я как потребитель могу захотеть купить сборку Tesla с другого завода — там дешевле будет. Может, они еще какие-то свои кастомные модели придумают.

Это какая-то демагогия. Продукта такого же нет, твои права на покупку несуществующего продукта нарушаться не могут.

Монополия не бывает монополией на рынке своего бренда

Да причем тут рынок бренда? мы не о продаже телефона говорим

приложения в аппсторе не только Эппл выпускает

они создали рынок, где торгуют другие бренды, наравне с Эппл, но условия этого рынка сделали нерыночными, с более плохими условиями для конкурентов, это нарушает принципы конкуренции

Ответить
Развернуть ветку
K. A.
 они создали рынок, где торгуют другие бренды, наравне с Эппл, но условия этого рынка сделали нерыночными, с более плохими условиями для конкурентов, это нарушает принципы конкуренции

Но рынок приложений iOS — это не весь рынок мобильных приложений. Большая часть рынка — за Android.

iOS — только один из каналов доставки приложения до пользователей, который покрывает порядка 25% аудитории. Если разработчику не нравятся условия владельца канала — у него есть другой. Если пользователю не нравятся условия владельца канала — он может сменить "провайдера" и взять другой телефон.

Я, например, как пользователь сознательно взял именно устройства на iOS _из-за_ этих условий. Для меня они являются рыночным преимуществом этого канала, т.к. он дает хотя бы в какой-то степени curated content.

Ответить
Развернуть ветку
K. A.

Это не вопрос монополии — это вопрос расширенной трактовки тивоизации: насколько широки должны быть права у пользователя устройства.

Пока есть свободный Android, меня тивоизация как сознательный выбор устраивает (и я этот выбор делаю). Если бы Android не было — тогда мне было бы грустно.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
Это не вопрос монополии

Это вопрос именно монополии.

Без ЕС сейчас мы бы все так и сидели на Internet Explorer. Это ЕС добились, что можно было ставить другие браузеры и чтобы он не шел как часть Windows, что Майкрософт пыталась доказать.

Ответить
Развернуть ветку
Buzz Killington

"Без ЕС сейчас мы бы все так и сидели на Internet Explorer. Это ЕС добились, что можно было ставить другие браузеры"

Кеша, ты опять (что-то принял)?
до решения ЕС нельзя на винду было ставить другие браузеры?
Это прямо в золотой фонд цитат.

Ответить
Развернуть ветку
171 комментарий
Раскрывать всегда