Не ПОВ, а РИЛ: Как промышленному дизайнеру общаться с инженерами

Родион Усаев
Промышленный дизайнер, куратор курса Британки «Промышленный дизайн»

В идеальном мире промышленные дизайнеры и инженеры начинают взаимодействовать на самых ранних этапах разработки нового продукта. На самом деле, бывает по-разному, но такой сценарий самый продуктивный — когда инженеры во время продумывания конструкции и первой сборки сразу подключают дизайнера и консультируются с ним.

Если дизайнер участвует в процессе создания продукта с самого начала, инженеры смогут заранее корректировать свою работу с учетом требований пользовательского удобства и эстетики. Это сэкономит время в последующих итерациях – и дизайнеру, и инженеру.

Дисклеймер: для удобства в этом тексте мы будем говорить о ситуации, когда в проекте участвует всего один промышленный дизайнер. Но в разных случаях над проектом могут работать как один специалист, так и целая команда: менеджер, арт-директор, младший, старший дизайнер и так далее.

Таймлайн типичного дизайн-проекта

  1. ТЗ и предпроектное исследование
  2. Концептуальный дизайн
  3. Детализация и доработка дизайна
  4. Авторский надзор

ТЗ и предпроектное исследование

Перед началом работы над проектом обязательно формируется Техническое задание. Оно должно быть максимально подробным: в него входят вопросы, выясняющие разные нюансы работы над продуктом, ожидания заказчика от дизайна и техническое возможности для реализации. Большая часть информации имеет технический характер.

Какие доступны технологии производства? Какие материалы компания готова использовать? Какие внешние элементы будут присутствовать в этом изделии – решетки вентиляции, кнопки, стики, колеса?

Когда содержание ТЗ сформулировано, оно оформляется в документ, который заказчик согласовывает и подписывает. Относительно этого документа мы потом и судим о том, удалось ли нам как дизайнерам успешно реализовать проект. В нем мы указываем цели, характеристики и критерии, по которым оценивается дизайн-проект.

Нельзя сказать, что в индустрии есть какой-то единый стандарт по оформлению ТЗ. Это внутренний документ, который отличается в каждой дизайн-студии, но зачастую их содержание достаточно похоже.

Чем больше ТЗ стандартизировано, тем лучше. При этом всегда часть его содержания остается уникальной для каждого проекта: разработать дизайн вафельного стаканчика и зубной щетки, — это совсем разные задачи, требующие разных вопросов.

Не менее важную роль играет дизайн-исследование. В ходе предпроектного исследования дизайнер изучает позиционирование бренда заказчика, аудиторию и конкурентов, а также особенности предметной области, технологические ограничения и возможности и многое другое. По итогам составляется презентация для клиента. Это позволяет еще больше конкретизировать результат и критерии, по которым потом будут оценивать сделанную работу. Важно, что исследование позволяет сузить диапазон дизайн-концепций и лучше понять, что нужно заказчику и потребителю.

Концептуальный дизайн

Пульт управления видео-дроном Geoscan. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fusaevdesign.com%2Fru%2Fportfolio%2Fgeoscan-801-video-drone-remote-controller%2F&postId=1568463" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дизайн: Родион Усаев</a>
Пульт управления видео-дроном Geoscan. Дизайн: Родион Усаев

На следующем этапе мы предлагаем заказчику несколько дизайн-концепций, отличающихся между собой как в общем, так и в деталях. Клиент может выбрать одну из них или, что чаще происходит, выделить определенные элементы и решения, которые он хотел бы видеть в итоговом продукте.

К счастью или к сожалению, каким бы подробным ни были бриф и дизайн-исследование, на этапе концептуального дизайна всегда возникают новые критически важные детали, которые невозможно было учесть заранее. После обсуждений между клиентом и дизайнером, дизайн-концепция дорабатывается и утверждается. На этом этапе решение может быть выполнено в разных медиумах: как в 3D-визуализациях, так и в 2D, в детальных эскизах или фотореалистичных иллюстрациях — все зависит от того, каким инструментом лучше владеет дизайнер и какой из методов более уместен для продукта.

В первую очередь, цель концептуального дизайна — выбрать эстетическое направление, обозначить дизайн решение широкими мазками, не погружаясь в мелкие детали. Когда концептуальный дизайн больше не вызывает сомнений у заказчика и все готовы двигаться вперед — начинается следующий этап: детальный дизайн.

Здесь ведется подробная работа над 3D-моделью продукта, в которой воплощается утвержденная дизайн-концепция.

Когда 3D-модель готова, создаются фотореалистичные визуализации и пакет рабочих материалов передается на согласование. Обычно на этом этапе в процесс включаются инженеры со стороны заказчика. Инженерная команда подробно изучает модель и презентацию и возвращается к дизайнеру с подробным списком доработок.

Таким образом, дизайнеры разрабатывают доинженерную 3D-модель, а также презентацию с подробной информацией об изделии — его внешнем виде, графическом и цвето-фактурном оформлении. Остановимся на презентации подробнее.

Подробная презентация с описанием дизайна

Пульт управления видео-дроном Geoscan. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fusaevdesign.com%2Fru%2Fportfolio%2Fgeoscan-801-video-drone-remote-controller%2F&postId=1568463" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дизайн: Родион Усаев</a>
Пульт управления видео-дроном Geoscan. Дизайн: Родион Усаев

Она обычно занимает от 20 до 50 слайдов. В ней продукт презентуется со всех ракурсов и во всех подробностях. Выполняются визуализации на белом фоне и в контексте, например, на столе или в руках, указываются общие габаритные размеры изделия, цвета, фактуры, графика, и прочая необходимая информация.

Каждый слайд презентации — инструмент коммуникации. Этот документ включает в себя всю необходимую информацию о том, каким должен быть продукт. Она незаменима при общении заказчика с ЛПР (лицами, принимающими решения), инвесторами, инженерами и производителями. После того как заказчик получил заключительную презентацию дизайна и доинженерные 3D-модели изделия, проект можно считать практически завершенным, не считая очень важного этапа —авторского надзора, — но о нем поговорим позднее. А сейчас коротко о 3D-моделях.

Доинженерные 3D-модели

Робо-собака REX. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fusaevdesign.com%2Fru%2Fportfolio%2Frex%2F&postId=1568463" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дизайн: Родион Усаев</a>
Робо-собака REX. Дизайн: Родион Усаев

Степень проработки доинженерных моделей зависит от того, насколько детально инженеры изучили результаты работы дизайнера и какие требования они выдвигали в списках доработок, а также от того, что было решено на первом этапе. Иногда дизайнеры готовят поверхности в 3D-моделях с учетом всех технологических нюансов, а в случаях, когда инженеры планируют перестраивать поверхности в своей инженерной модели, — нет.

Мой личный опыт показывает, что какой качественной бы ни была 3D-модель и насколько хорошо бы она ни учитывала все технологические особенности, например, литьевые уклоны, все равно опытная инженерная команда будет перестраивать поверхности, чтобы получить возможность вносить в инженерную модель любые изменения. Ведь в реалиях создания нового продукта даже на последних этапах проекта может возникнуть необходимость в замене какого-то внутреннего компонента, и это неизбежно приведет к значительным изменениям во внешних поверхностях.

Тогда почему инженеры-конструкторы ценят, если дизайнеры строят 3D-модели дизайна в таком параметрическом софте, как Fusion 360, Solidworks, SiemensNX, а не 3DMax, Blender или Rhinoceros 3D?

Дело в том, что получив параметрическую 3D-модель от дизайнера, команда инженеров всегда может посмотреть, как дизайн был построен, какие чертежи и операции лежат в основе сложных трехмерных поверхностей, и учесть это при построении инженерной модели. Поэтому всем удобнее, если дизайнер глубоко погружен в проект и может предоставить максимально подробные материалы, которые учитывают технологические особенности производства.

Но раз есть изменения в конструктиве после дизайн-проекта, а еще и инженеры строят поверхности заново, может произойти деградация дизайна изделия. Чтобы избежать этого, существует авторский надзор.

Авторский надзор

Обычно авторский надзор длится два-три месяца. В течение этого времени заказчик может обращаться к дизайнеру за комментариями и доработками касательно изменений в дизайне, возникающих в процессе индустриализации изделия.

Авторский надзор нужен, чтобы инженеры уже в своей 3D-модели могли внести доработки в дизайн и сохранить его прежний уровень или даже улучшить.

Если заказчик требует серьезных изменений, авторским надзором тут не обойтись. Так как работа делится на множество этапов и дизайн согласуется не один раз, в такой ситуации источник проблемы очевидно не в дизайнере, а в самом заказчике, –– может, он где-то ошибся, может, при производстве не хватает материалов, или управление проектом было построено недостаточно эффективно. Если заказчик требует полностью переделать проект, нужно будет сделать новый расчет и подписать акт дополнительных работ либо обращаться к другой дизайн-студии.

Как найти общий язык с инженерами

Робо-собака REX. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fusaevdesign.com%2Fru%2Fportfolio%2Frex%2F&postId=1568463" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дизайн: Родион Усаев</a>
Робо-собака REX. Дизайн: Родион Усаев

Дизайнер — профессия, в которой нужно много общаться. Коммуницировать придется и с маркетологами, и с директорами компаний, и с инженерами. Промышленный дизайнер должен уметь находить общий язык со всеми, аргументировать аспекты работы так, чтобы специалист из другой сферы понял его. С маркетологами дизайнер говорит о продажах, а с инженерами — о конструировании и производстве.

Для промышленного дизайнера никогда не будут лишними компетенции в технологиях и материалах. Поэтому стоит пользоваться каждой возможностью общаться с техническими специалистами, учиться у них и привыкать строить с ними рабочие отношения. Кроме того, важно заниматься самообразованием и приобретать технологические компетенции.

Но не стоит на этом пути превращаться в инженера с углубленными знаниями эстетики. Оставайтесь дизайнером: именно в этом ваша ценность. На ранних этапах работы важно мыслить нестандартно, креативно, не забывать об эстетике и об удобстве для пользователя. Инженерам сложно думать об этом, ведь они поглощены мыслями о технологиях производства и множестве ограничений и препятствий, которые необходимо преодолеть на пути к индустриализации продукта. Промышленный дизайнер же всегда ищет баланс между красотой и реализуемостью, эстетикой и инженерной выполнимостью.

55
Начать дискуссию