{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Пишет код «на туманном Олимпе»: физик-программист уже 2,5 года работает в виртуальной реальности по 9 часов в день Статьи редакции

При этом работа Пола Томлинсона не связана с VR, и ноутбук у него самый простой. Программист верит, что за VR-офисами будущее, поэтому рассказывает: как обустроил место, работает с тремя дисплеями, встречается с коллегами и кому такой формат не подойдет.

В апреле 2019 года физик-технолог и программист Пол Томлинсон начал работать в виртуальной реальности (VR): он проводит в ней 40–50 часов в неделю — по 8–10 часов ежедневно.

За два с половиной года Томлинсон не раз сталкивался со скепсисом в адрес VR-технологии, но в корне с ним не согласен. Мир видел множество проектов, которых, казалось, ожидал провал: Xbox, iPod, Microsoft Surface, Spotify, Nintendo Switch, криптовалюты.

Большинству требовались доработки, а человеку — время, чтобы привыкнуть. Но все они в конечном счёте увенчались успехом, пишет программист. Так и VR: пока что технология нужна и подойдёт не всем, зато в будущем может стать незаменимой.

С развитием технологии, помимо VR, появились и другие термины — смешанная и дополненная реальность, а также расширенная: она объединяет все три понятия. Автор предпочёл использовать один — VR.

Непосредственная работа Томлинсона никак не связана с VR — он занимается «старым добрым программированием» и разработкой информационных систем. Чтобы объяснить, зачем он делится опытом, Томлинсон заранее ответил на два потенциальных читательских вопроса:

  • «Зачем мне это знать». Достаточно вспомнить, как развивались ПК. В 1980-х «громоздкие бежевые ящики» были далеко не у всех, а в 2021 году практически каждый носит с собой небольшой карманный компьютер с постоянным доступом в интернет. Нынешняя VR — тот самый «бежевый ящик» 1980-х годов и изменить мир может быстрее, чем через 40 лет.
  • «Кто он такой, чтобы рассуждать о VR». Томлинсон провёл в VR около 4500 часов за «настоящей» работой. За это время он сумел настроить систему под себя и предполагает, каким может быть её будущее.
Один из возможных интерьеров в VR приложения Immersed Пол Томлинсон

Как программист оборудовал рабочее место и какие устройства использует

В работе Томлинсон использует привычные для офисной среды программы: продукты от Google, видеочат Zoom, рабочий мессенджер Slack, текстовые и табличные редакторы, а также комплекс ПО для разработки.

Пользуюсь я самым обычным ноутбуком — в целом достаточно мощным, но не игровым. Его основные технические характеристики вообще не особо соответствуют стандартным требованиям VR.

Пол Томлинсон

Впрочем, VR-среду генерирует не сам компьютер, а приложение Immersed. Именно оно, по словам программиста, «кодирует содержимое экрана в видеопотоки и передает их на VR-гарнитуру через Wi-Fi». Частотный диапазон у его роутера составляет 5 ГГц, поэтому передача информации в среднем занимает около 0,003 секунды — неощутимое для человеческого восприятия время.

В качестве VR-системы Томлинсон использует беспроводную гарнитуру Oculus Quest 2: на сентябрь 2021 года она стоит от $300. По словам автора, собственное ПО она запускает почти всегда без помощи ПК. Графика и производительность из-за этого могут ухудшаться, но зато появляется свобода передвижения.

Ноутбук → Immersed → Роутер → WiFi → Гарнитура → VR-среда Пол Томлинсон

У Томлинсона несколько сохранённых VR-макетов — в зависимости от того, какую задачу нужно решить. Но чаще всего он размещает всего три VR-экрана, поскольку его «концентрация и так на пределе, а поле зрения не безгранично»:

  1. Основной, с разрешением 4:3 — для работы.
  2. Справочный, с разрешением 9:16 — для дополнительных материалов по текущей задаче, а также плеера Spotify.
  3. Коммуникационный, с разрешением 16:9 — для чатов, календаря, документации по коду.

По словам программиста, платформа Immersed поддерживает до пяти виртуальных дисплеев, однако сам он также использует виртуальные «рабочие столы», которые превращают три дисплея в 15. На его основном рабочем экране помещается 66 тысяч символов кода — столько вмещают 4-6 стандартных программных окон.

Разрешение у огромных дисплеев среднее: 1080p у справочного и коммуникационного и 4K у основного. В системе доступно и более высокое, но эти Томлинсон счёл оптимальным для себя — по соотношению плотности пикселей, производительности и скорости передачи информации.

1. Конфигурация дисплеев: слева справочный, рядом с ним основной, а снизу — коммуникационный. 2. Вид на конфигурацию сверху: диапазон распознавания символов — 30º, поле зрения гарнитуры — 90º, диапазон бинокулярного зрения — 164º Пол Томлинсон

Управляет системой Томлинсон с помощью стандартной клавиатуры и трекбола — аналога компьютерной мыши. «Перемещать абсолютно все интерфейсы руками как в фантастических фильмах пока что нельзя. Впрочем, я только рад — иначе за день можно здорово утомиться», — рассуждает он.

Клавиатуру в VR-пространстве программист не видит, но потребности в этом у него нет: он печатает слепым методом. Хотя внедрить её при желании в виртуальный мир можно: с помощью специальных трекеров, которые «воссоздают» в нём физическую клавиатуру.

Томлинсон также отказался от традиционного офисного стола, поскольку для работы нужны только клавиатура и мышь. Вместо этого он работает на полу или стоя. Выбор того или иного формата зависит от задачи: будь то проверка почты и чтение документации или же написание кода. А если ему нужно быстро набросать схему или отдохнуть, он всегда может убрать VR-дисплеи и запустить дополнительные приложения: например, «рисовалку» или онлайн-гольф.

На что программист советует обратить внимание

Томлинсон дал потенциальным VR-работникам несколько кратких советов, расположив их по степени относительной важности и полезности:

  • Дисплеи нужно расположить так, чтобы не приходилось сильно наклонять голову, напрягать зрение или слишком часто «бегать глазами» из одного угла в другой.
  • Людям с плохим зрением лучше приобрести специальные линзы для шлема, вместо того чтобы надевать контактные линзы или очки. Такими пользуется и сам Томлинсон: у него астигматизм с близорукостью (-7,5).
  • Чистить гарнитуру нужно регулярно — как линзы, так и сам шлем. На последний для удобства можно установить влагостойкую силиконовую или полиуретановую накладку.
  • Нет смысла воссоздавать конфигурацию физического экрана. Виртуальный дисплей может быть любых размеров и форм: на стене или на поверхности стола, как киноэкран или круговая инсталляция.
  • Лучше разместить большой экран на небольшом расстоянии, чем маленький и близко к себе. Так глаза будут меньше напрягаться.
  • Важно помнить об эргономике и не задерживаться в статичном положении. Можно изначально размещать предметы в VR так, чтобы приходилось совершать непроизвольные, но полезные действия: немного поворачивать голову или поднимать подбородок.
  • Для комфортной работы нужно хорошее интернет-соединение. Лучше всего купить специальный Wi-Fi-адаптер, который обеспечит беспроводную связь между гарнитурой и компьютером. А если нет возможности, то подключить компьютер к Wi-Fi через Ethernet-адаптер.
  • Изучить руководство как гарнитуры, так и VR-системы, чтобы заранее знать, на что они способны, и суметь настроить их под себя.
Так выглядит гарнитура Oculus Quest 2 Oculus

Как проходит работа в виртуальной реальности

Скриншоты, по словам Томлинсона, плохо отражают то, что он видит на самом деле: разрешение слишком низкое, обозрение неполное, не хватает также глубины и масштаба. Один его коммуникационный экран соответствует размерам большого офисного стола, а основной дисплей — экрану IMAX. Программист может в любое время изменить их размер, переместить, добавить ещё один экран или удалить сразу все.

Мне не приходится щуриться, наклоняться вперёд или вытягивать шею, искать нужные вкладки и окна. Я размещаю всё необходимое в поле зрения, а остальное отодвигаю, чтобы не отвлекало.

В течение дня я постоянно двигаюсь и меняю угол зрения, благодаря чему и глаза и тело устают меньше, чем когда я работал за несколькими мониторами сразу.

Окружающую VR-обстановку, а также насыщенность цветов он выбирает в зависимости от задач. Писать код и составлять презентации он предпочитает «на туманном Олимпе во время заката», а просматривать почту «в тропической лагуне».

В системе есть множество «интерьеров» и их число продолжает расти, пишет Томлинсон: можно выбрать альпийское шале с потрескивающим камином, деревянное крылечко, бизнес-центр с площадью и фонтаном, а также хипстерскую кофейню — именно там пользователи, по словам программиста, любят встречаться с коллегами. Выбор среды зависит разве что от интернета и технических возможностей компьютера.

Любой «интерьер» при этом можно настроить под себя. На месте картины в кафе он разместил экран, а в бизнес-центре оборудовал лекционный зал: один дисплей для презентации, другой — как ноутбук с заметками для лектора, а третий поставил перед первым рядом — как таймер для выступлений.

На виртуальном съезде компании я заработал за презентацию один из самых высоких баллов за всю неделю. Всё прошло точно так, как я задумывал, репетируя речь в реальном мире.

Достичь того же комфорта сразу не получится, пишет Томлинсон: всё нужно настраивать и проверять на себе. Пробовать разные рабочие графики, привыкать к весу, габаритам шлема и ощущениям от него, следить за температурой в помещении.

Сам Томлинсон также усовершенствовал гарнитуру: заменил внутреннюю поролоновую поверхность на кожаную ($30), поменял стандартный ремешок на эргономичное крепление ($50) и купил специальные диоптрии ($70). Дополнения обошлись ему в более чем 50% от изначальной стоимости шлема, но эти траты он считает необходимым долгосрочным вложением, поскольку работает в VR постоянно.

Приложения внутри VR он использует так же, как и в реальном мире. Но виртуальная реальность даёт больше пространства, поэтому те же цифровые доски для совместной работы можно растянуть хоть на целую стену — чтобы «по-настоящему, а не метафорически увидеть картину целиком», пишет автор.

То же касается работы с терминалами, логами и модульным тестированием: задачи требуют повышенной концентрации, но наличие перед глазами всей необходимой информации позволяет понимать контекст от начала до конца.

Как проходят виртуальные встречи с коллегами

Совещания, считает программист, лучше всего проводить лично. Но если возможности нет, то VR, по его словам, удобнее, чем Zoom: она позволяет ощутить «совместное присутствие». Да, вместо реальных лиц пользователи видят «аватары», но человек всё равно может жестикулировать и менять выражения лица, как и в жизни.

Селфи в виртуальном мире Пол Томлинсон

Популярный формат для встреч по всему миру — это проведение презентаций. Иногда они помогают рассмотреть вместе идеи, но понятие «смерть от PowerPoint» появилось неслучайно. Слайды нередко содержат слишком много текста, а лекторы любят растягивать выступление, зачитывая их вслух.

Поэтому вместо классических презентаций Томлинсон предпочитает использовать приложение Mural: оно предлагает создавать интерактивные доски и позволяет легко перемещаться между отдельными идеями, видя при этом контекст целиком. Так коллеги перестают быть пассивными слушателями и вовлекаются в процесс.

Платформа Immersed, в которой работает автор, также позволяет пользователям находиться в одном пространстве и размещать в нём свои экраны, не показывая их собеседнику. «Общее место для общения и независимое пространство для продуктивности», — описывает возможность программист.

Для встреч с теми, кто не имеет доступа к VR, а также для видеозвонков, где нужно принимать активное участие, Томлинсон использует виртуальную веб-камеру, которая генерирует его «аватар». Для более личных встреч программист из VR «выходит».

На рынке также представлены специальные приложения для совместных VR-встреч — например, Horizon Workrooms: это виртуальные, но реалистичные переговорные комнаты. Правда, особого смысла в них Томлинсон не видит. Они подойдут новичкам, поскольку помогут быстро сориентироваться и включиться в совместную работу.

Но сила VR — в её безграничности. «Зачем сидеть в конференц-зале, если можно расположиться у озера?» — недоумевает Томлинсон и говорит, что такие комнаты вызывают у него клаустрофобию.

Чтобы глубже изучить варианты сотрудничества в VR, нужно провести отдельное исследование — или даже несколько.

Но лично для меня виртуальная реальность — это прежде всего возможность работать откуда угодно и как угодно. Например, взять и превратить скучный кабинет в пещеру.

Какие преимущества в VR-работе определил для себя Томлинсон

Технологии нужны, чтобы приумножать эффективность, сокращать затраты и усилия и выполнять те задачи, которые иначе сделать невозможно, считает Томлинсон. За время работы в VR он выделил для себя несколько плюсов — отмечая, что мнение других пользователей по тем же вопросам может отличаться:

  • Экономия денег. По словам программиста, все его аксессуары стоят столько же или даже дешевле, чем установка нескольких больших мониторов.
  • Повышенная концентрация. Он избавил VR-среду от отвлекающих факторов и заметил, что теперь больше успевает, лучше работает и меньше времени тратит на задачу — на 20–100%.
  • Изолированное рабочее место. Удалённые сотрудники знают, как важно иметь в доме отдельное пространство для работы. И VR — отличный для этого способ, считает Томлинсон: чтобы «полностью отключиться», достаточно выйти из приложений и снять гарнитуру.
  • Гибкость и мобильность. Эргономичный VR-офис можно обустроить где угодно. Свободное размещение экранов позволяет регулярно менять положение тела и работать даже в поездках. «А ещё благодаря VR-среде тесная комната в общежитии может стать такой же удобной, как большой угловой офис», — рассуждает программист.
  • Доступность для людей с ограниченными возможностями. Часть преимуществ VR-технологии могут оценить только зрячие. Но она может помочь слабовидящим, поскольку позволяет увеличивать объекты до любых размеров и настраивать контрастность и освещение. А ещё работать в такой среде можно в разных положениях, что хорошо для людей с физическими недугами.

В будущем, верит Томлинсон, технологию смогут настроить под себя пользователи с нестандартным восприятием цветов, нервно-мышечными заболеваниями, плохой памятью, дезориентацией, а также неврологическими различиями — например, синдромом СДВГ или дислексией.

«Впрочем, по мере своего развития VR обеспечит не только биологическую и неврологическую инклюзивность, но и социально-экономическую, — пишет Томлинсон. — Правда, пока многие страны по-прежнему много платят за электричество и интернет, да и гарнитура стоит немало, так что впереди много работы».

Через несколько месяцев после перехода в VR Томлинсон повредил стопу, поэтому работать мог только в гостиной — с поднятой на подставку ногой Пол Томлинсон

Кому технология может показаться неудобной

Работа в VR-среде подойдёт не всем и не всегда, пишет Томлинсон. В первую очередь потому, что, находясь в виртуальном мире, человек теряет «ситуационную осведомленность»: в очках и наушниках он не видит и зачастую не слышит, что происходит вокруг.

Во-вторых, работать нужно всё время в гарнитуре, однако VR-шлемы бывают тяжёлые, а их внутреннее покрытие — не всегда приятно «к лицу». Из-за неправильного положения головы может уставать шея, а из-за неверно расположенных экранов — глаза. Оборудование также нужно постоянно чистить, а ещё следить за тем, чтобы шлем не перегревался.

У каждого пользователя свои профессиональные задачи и условия труда, поэтому работа в VR может не подойти по множеству причин:

  • В системе нет необходимого для работы графического разрешения.
  • Компьютер или гарнитура недостаточно мощные, чтобы запускать много приложений одновременно.
  • Плохое интернет-соединение замедляет передачу информации.
  • В доме нет подходящего места, чтобы удобно разместиться.
  • Не позволяют личные принципы: например, если производитель требует подключить гарнитуру через учётную запись в том же Facebook
  • А, возможно, пользователю просто комфортно работать в реальном мире — с одного ноутбука за офисным столом.

Впрочем, в будущем, верит Томлинсон, VR-технологии смогут ответить на запросы совершенно разных групп и решить отличные друг от друга задачи.

На рынке много альфа- и бета-проектов: им самим нужны доработки, а человеку — время, чтобы привыкнуть. Но такова VR-индустрия. Она быстро меняется, и знать, что такое VR, недостаточно: у каждого продукта свои особые функции и своя философия.

Нынешние инструменты не просто причудливы и своеобразны: они могут быть и громоздкими, и мудрёными. Однако я готов мириться со многим, если технология упрощает мне жизнь.

Каким Томлинсон видит будущее VR

Эффективные «потребительские» технологии становятся со временем удобнее и проще и поэтому быстро распространяются, пишет Томлинсон. То же происходит с VR: виртуальная реальность, верит программист, войдёт в повседневную жизнь так же плотно, как и другие технологии, на которые человек привык полагаться.

«Мы будем жить в мире смешанных иллюзий — на стыке симуляции и реализма, а, возможно, даже гиперреализма», — рассуждает Томлинсон. По его словам, взаимодействие с виртуальными объектами человек будет ощущать так же, как и с реальными.

Главное только изначально понимать, какие задачи должны решать VR-инструменты и кто их будет использовать. Для этого, считает он, важно также оценить то, чего индустрии удалось достичь на данный момент, — чтобы понять, куда стремиться.

Человек издавна создавал виртуальные миры: в книгах, театре, кино, на телевидении и в компьютерных играх. То же самое с музыкой: живые выступления вдохновили изобретателей на создание фонографов, а позже — домашних стереосистем, бумбоксов и карманных плееров. И технологии по мере развития всё активнее вовлекают пользователя: через алгоритмы рекомендаций, иммерсивные шоу, интерактивность.

Иногда они приносят ощутимую пользу: врачи проводят репетиционные операции, а изобретатели — тестируют оборудование. Но чаще всего взаимодействие с такими «цифровыми» пространствами не имеет особого значения, поскольку оно не связано с реальным миром. Чего не скажешь о виртуальных офисах — именно поэтому они могут быть особенно интересны, считает Томлинсон.

VR и её потенциальные «преемники» помогут человеку разгрузить «ментальные хранилища» и предоставят бесконечно податливое пространство для работы, творчества и обмена опытом.

0
238 комментариев
Написать комментарий...
Jack O'Connell

Это он?

Ответить
Развернуть ветку
Like.no.other

может он

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Вячеслав Андреевич

Зато кодить удобно)

Ответить
Развернуть ветку
RobinzonCruzo

Ахуенная жизнь - обдрочиться работой в 3-ДЭ.Тим кок и безос одобряет, цифровые рабы сами лезут в оковы

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Не говори. Куда охуеннее обдрачиваться обычной ненавистной «2-ДЭ» работой с двумя отпусками в год. Но зато это нормальное жизненное рабство, а не какая-то цифровая херь!

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Нинзя

А если ещё ноги опустить в тазик с водой, то как будто на пляже кодишь

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Морозов

главное, ничего в него не упустить, подключенного в сеть))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Демидов

Где наш местный продавец морской воды???

Ответить
Развернуть ветку
Максим Назаров

Прямо как в статье и написано - первые комментарии порицают такой способ работы) посмотрим через 10 лет, к чему это приведет, и в каких шлемах будут писаться комментарии))) Доработают технологию и будут все сидеть в этих шлемах и гулять по виртуальным мирам не выходя из собственной спальни...

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

мне вообще понравилось, что он никому эту идею не навязывает и сто раз повторяет — делайте что хотите, лишь бы вам самим было удобно. только меж строк намекает, что многие излюбленные нами технологии раньше тоже «отвергали». спасибо, что прочитали! :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ivan Zamorev

Разрабатываем vr приложения. В vr привожу 1 иногда 2 часа в день иногда больше. Это прекрасно. Вместо монитора пробовал. Жуткое ощущение одиночества в искусственном мире. В приложении и играх такого нет, там взаимодействие, но сидеть часами в белом фоне с экранами страшно)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Oleg Oleg

Поверь, 10 лет назад я читал примерно такие же статьи о шлемах виртуальной реальности которые вот-вот всё заменят.
А в начале нулевых была даже собачка aibo sony которые утверждали что вот-вот роботы зверушки будут у каждого.
Технологит просто пока не доросли до этого

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Бабка в засаде

Вот через 10 лет и поговорим. Пока что нынешние VR это шляпа 

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Keksimus Maximus
Лучше разместить большой экран на небольшом расстоянии, чем маленький и близко к себе. Так глаза будут меньше напрягаться.

Это разве так работает? Глаза по-прежнему смотрят на два монитора в сантиметрах от лица, какая разница, как там пиксели на них мерцают

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Глаза напрягают другие мышцы для фокусировки и как будто смотрят вдаль, а не перед носом. Мониторы прямо перед глазами, но в линзах все иное. Оптика, бич!

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Svirin

Это вопрос про сведение-разведение глаз, а не про фокусировку. Вообще, наибольший комфорт должен достигаться, когда фокусное расстояние, скорректированное линзами, соответствует физиологичному для такого фокусного расстояния сведению глаз. Когда между ними возникает конфликт, у некоторых людей начинаются те самые приколы, на которые жалуются при просмотре кино в 3D.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan M

Это не так работает, кривой перевод. 
В оригинале так: 

“Large & far” is more comfortable than “small & close” for an equivalent field of view — it takes the same amount of visual space, but is far more relaxed for the eyes owing to the difference in convergence point.

В идеале лучше всего просто сделать экран, спроектированный на "небо" - тогда глаза расслабляются и смотрят вдаль, пока ты работаешь. Это - моя давняя мечта блин.

Ответить
Развернуть ветку
Bastard

Не смотря на то, что экранчика в паре сантиметров (у меня близорукость, но на таком расстоянии я вижу так же, как и в линзах), дальние объекты в VR шлеме для меня рассмотреть сложно, т.е. я должен к ним 'подойти' в VR, как в реальном мире, не смотря на то, что физически пиксели в паре сантиметров.

И тут в целом тоже самое, т.е. да, разница есть

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vikarti Anatra

Там хитрая оптика (точнее сочетание хитрой оптики и программных искажений картинки). Глаза видят трехмерную картинку.
Другое дело что оптике той есть куда совершенствоватся, а некоторые конторы (Facebook в Quest 2) даже регулятор межзрачкового расстояния делают на 3 фиксированных позиции  вместо плавного.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Бабка в засаде

Сижу жопой на кактусе уже 10 лет! Вот преимущества:
1. Иглоукалывание полезно!
2. Экономия денег, не надо покупать дорогое компьютерное кресло!
3. Срать можно не отходя от рабочего места, а сря, я удобряю кактус - двойное преимущество!
С VR история похожая, только преимущества ещё более высосаны из пальца, а недостатки не описаны вообще 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
S. Pha.

на слове "сря" взоржал

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Medvedev

Сидеть в шлеме постоянно - плохая идея.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Ребят, а кто-нибудь сам пробовал кодить в VR-шлеме или с текстом работать? Там действительно на экранах такая хорошая чёткость достигается? 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

Откуда ж там быть чёткости при нынешнем разрешении дисплеев в шлемах? Угловые размеры пикселя никуда не денешь.
Причём, разрешение не просто низкое, а ещё и рендерится как часть 3D-сцены. Сотни лет развития типографики и технологий отображения текста, из них 50 лет — цифровых, и всё это здесь множится почти на ноль. 

На самом деле, у меня есть подозрение, что значительная часть мнений о том, что "текст прекрасно читается на таком-то_средстве_отображения" исходят от людей с подсевшим зрением, которые искренне не замечают, как всё плохо. Я не могу иначе объяснить, как текст "сглаженный" на мониторе в 100 DPI (реально — размазанный) может оцениваться, как хорошо читаемый, и быть считаться нормой.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Павел

Я всем рекомендую купить Quest 2 по следующим причинам:
- Получить офигенный опыт погружения в разные красивые 6dof демки и игры (тот же Alyx хотя бы)
- Получить фитнес-игры совершенно нового уровня, то что было раньше на всяких wii/kinect выглядит смешно и глупо в сравнении
- Тем кого в целом игры интересуют, можно много всяких шутеров и прочих игр интересных найти.

Но сидеть в этом пытаться работать я бы не стал, тексты допустим видно как средненький FullHD монитор, но неудобно сидеть в этом тяжёлом шлеме, думать о контроллерах (через них эта тема запускается, а когда выкидываешь их на стол, начинает появляться сетка guardian - что "руки" за пределами доступной области).
Может быть если по работе сильно нужно несколько мониторов, можно использовать это в дороге с ноутбуком как экстренное решение. Но дома вместо мониторов смысла нет.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Полина Лааксо
Автор

привет, Павел, спасибо, что прочитали! :) автор, как пишет сам, использует разные приложения, чтобы «улучшать читаемость и чёткость». и в целом признаёт, что виртуальная среда — это, как ни крути, «изображение изображения», поэтому пока о высокой степени чёткости речи не идёт. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий

Текст прекрасно видно в обычном docx в обычных Quest 2. Можно лучше — есть устройства с вдвое более высоким разрешением, просто они подороже. Всё остальное рассказывают мониторные теоретики. Там надо другие проблемы решать, такие как вес, конфликт вергенции/аккомодации и индивидуальная гибкая настройка линз под каждый глаз 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mihael Isaev

Глаза за монитором-то убиваются, а когда монитор прямо в глаз пихают и глаз практически перестает двигаться и менять фокусировку, тут зрению просто настанец конец.

Ответить
Развернуть ветку
Bastard

Глаза в очках фокусируются на разные дистанции, если я правильно представляю, как это работает

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Невероятный Блондин

В реальности, монитор статичен, твой взгляд тоже статично сфокусирован на близком расстоянии - от кресла до стола.

А там ты можешь растянуть свой экран, например размером с кинотеатр, и «поставить» его дальше. Разгрузив мышцы глаз от постоянного напряжения на близком.

Об этом речь.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Степан Позняк

Глаза никак не убиваются. Зрение на дальнее расстояние ухудшается. А тут с ним как-раз всё нормально, будто в даль смотришь.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Андрей Синица

 "когда монитор прямо в глаз пихают")

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Тут не только зрение садится, представьте, что будет с поясницей... точно не всем подойдет такой образ жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Ales Lessy

Напомнило

Ответить
Развернуть ветку
Anton S
использует quest 2 

все, что нужно знать. этот шлем даже близко не может давать нормальное для работы разрешение и четкость текста, для игр подойдёт максимум, из плюсов лишь цена и компактность. если совмещать с играми, то подойдёт vive pro 2, при желании есть беспроводной адаптер.
или комфорт движений можно сделать, прицепив кабель к потолку на резиновые держатели.
а в идеале взять шлем с 4к дисплеями от менее известных производителей, они слабо подойдут для игр ввиду герцовки и пр. но для работы самое то

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Действительно, как можно читать текст на паршивом 20.58 пикселе на градус, то ли дело царский, громадный 20.4 пиксель на градус :)

Ещё такой уничижительный тон комментария, в котором вы говорите противоположность истине.
https://en.wikipedia.org/wiki/Comparison_of_virtual_reality_headsets

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dmitry Popov

На самом деле - шутки шутками, а я очень жду когда VR выйдет на действительно хороший уровень и сможет работать в хорошем качестве с настоящей 4К панорманой 3Д картинкой.

Потому что это решает кучу проблем. Например, дома я работаю за отличным сетапом, который я себе организовал (дорогой стол, 2 больших очень качественных 4К монитора, топовые клава-мышь). 

Но когда приходится ехать в офис или в коммандировку, очень становится некомфортно от перехода со всего этого на просто 16' маковский монитор. Если VR реально сможет заменить хотя бы 2 4К монитора полноценно, и так, что глаза не будут уставать, то это прям будет выход абсолютный. Я настроил себе "рабочее пространство", и неважно где я нахожусь - чтобы поработать, мне достаточно просто одеть шлем и все, я в привычном мне окружении. 

Но, боюсь, до этого еще лет 10 минимум....

Ответить
Развернуть ветку
Anton S

У китайцев уже есть 8к

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Руслан Ніколаєнко

Проблемы с шеей гарантированны

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Хубутия

А что, сидеть смотреть в мониторы лучше для шеи?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Коломенский

Мне одному хватает одного монитора? Видел я этих много-мониторных, только и делают что вертят головой как филины да таскают терминал туда-сюда
А я спокойно перевожу VS Code в дзен-режим, там есть встроенная консоль, в браузер альт-табаю и альтом ориентируюсь по вкладкам

Ответить
Развернуть ветку
Cere8ellum

Согласен. Альт+таб, навскидку, закрывает 90% проблем, при отсутствии 2 монитора.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья Дёмин

Задавайте свои ответы

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Как ты клацаешь по клавиатуре? Отклик клавишей?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Невероятный Блондин

Давай

На каком "расстоянии" твои экраны? Куда фокусируется хрусталик глаза? 
Можно ли менять «дальность» объектов, чтобы глазам не уставать

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
AShort Obzor

почему справа монитора нет? в статье тоже почему то нет..

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dee

У меня Quest2 и я пытаюсь там построить себе офис. Пока, если честно, не проникся, но в целом будущее у этого есть. Насчет кодинга не знаю, мне показалось что разница в отображении код на экране / код в шлеме сильно отличается не в пользу VR, но возможно есть варианты это под себя настроить. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Tikhonov

Больше смахивает на рекламу immersed. Окулус квест держит заряд 2-3 часа и глаза ещё болеть начинают довольно быстро, а тут чувак 9 часов в нем...верится с трудом 

Ответить
Развернуть ветку
Teriberka

Так он сидит у компа по сути, просто зарядку втыкаешь и тупишь сколько хочешь

Ответить
Развернуть ветку
Илья Дёмин

Можно подрубить к нему повербанк, а насчёт глаз все индивидуально

Ответить
Развернуть ветку
S. Pha.

глаза болеть не начинают. может уставать лицо от шлема. Новый тип крепления (прижимает ко лбу а не к щекам и скулам) позволяет хоть целый день залипать внутри. Если батарея садится - подключи провод и продолжай залипать. 

Потом шлем снимаешь, смотришь на свою унылую квартиру и думаешь - хочу туда вернуться)))) Где красиво))) 

Ответить
Развернуть ветку
Cere8ellum

А потом он заныкает несколько пасхалок, и начнётся битва за их поиск. А кто найдёт все, станет обладателем того самого шлема, в котором он проработал 40 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Dimych Pupkin

https://www.kinopoisk.ru/film/538225/
ага, тоже сразу про этот фильмец подумал

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Uvarov

От обычных мониторов глаза устают, что будет после 8 часов смотрения в не очень четкую картинку боюсь представить

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

1. Повредил стопу - ебанулся в своем шлеме об реальность
2. Надо чистить - несколько раз повторяется, но не уточняется - что. Напугало

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

1. подробности травмы, к сожалению или к счастью, неизвестны, но посыл такой: за столом с физическими мониторами он сидеть бы не смог — подставку для ноги под стол не поставить.
2. чистить нужно аксессуары, и мы, кажется, об этом говорим: линзы, шлем — вот это вот всё, чтобы не глядеть на без того не самую чёткую картинку в заляпанных, что называется, окулярах :)

спасибо, что прочитали! :)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Nathan Zachary

Ну и опять же - было

Ответить
Развернуть ветку
Илья Севбитов

Читали Лукьяненко "Лабиринт отражений"? Уже очень близко

Ответить
Развернуть ветку
vforviolence

О, линуксоиды должны оценить. Это же можно всё пространство вокруг себя тайловыми окнами завесить, с аниме и кодиком.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

А смысл? фокус внимания всё равно один, максимум два.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Alexandrov

Пробовал так поработать - сама концепция очень крутая. Действительно круто, когда ты оказываешься в какой-то космической станции, это действительно помогает сфокусироваться. Вероятно круто рисовать какие-то сложные схемы в 3д, чтобы более наглядно воспринимать взамосвязи.
Но текущая реализация с окулусом мне вообще не зашла - текст весь размазан, много глюков и лагов. Плюс шлем довольно тяжелый, некомфортно долго в нем сидеть.

Ответить
Развернуть ветку
Teriberka

Можно прикупить себе штуку для ремня на затылок, поможет сбалансировать вес

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Если я правильно помню, то почти все "пионеры" работы в VR офисе жаловались на падение зрения после пары месяцев такой практики. Было уже пару статей в первой половине года.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Морозов

Самое интересное, что у чувака в VR открыт самый обычный Vim.
Будущее разработки точно не за этим😁

Ответить
Развернуть ветку
Teriberka

Это ты просто вимом 24/7 не пользовался)

Ответить
Развернуть ветку
Teriberka

Я как владелец второго окулуса делал себе похожую штуку и пока не осилил: вроде и прикольно, а по факту быстро становится напряжно и глаза устают. Да и реальный монитор без того приличных размеров. Но конечно круто, это да, я о таком в детстве мечтал ужасно и оно уже здесь.
Ну и да, отвечать на звонки не удобно.

Ответить
Развернуть ветку
psytech consulting

VR сейчас набирает обороты в промышленности и бизнесе: обучение пилотов, инструктаж работников заводов и проч. 
Но пока VR не развит как масс-маркет продукт. Интересно следить за тем, какие решения в итоге станут прорывными в масс-сегменте

Ответить
Развернуть ветку
Teriberka

Речь не мальчика, но консалтинга

Ответить
Развернуть ветку
Ivan M

Офис в VR - это супер-охрененно и моя давняя мечта. 

Просто берёшь и ставишь столько дисплеев сколько нужно, причём проецируя их "в бесконечность", чтобы глаза не уставали - и работаешь. Плюс можно манипулировать ими как хочешь. 

Ответить
Развернуть ветку
Denys Nosov

Это все хорошо, но покажите самые важные моменты, а именно как он обустроил туалет, куда поставил холодильник и диван, и как ему удалось в vr отключить голоса тёщи, жены и детей!!!

Это более важно, а не то как он вокруг себя виртуальные мониторы поставил. 😁

Ответить
Развернуть ветку
Константин Валуйский

Протестировал с Macbook + Quest 2:

Основной косяк — в железе, точнее в оптике: при взгляде в стороны изображение расплывается (особенность оптики). Если в играх это ок, мол, боковое зрение всё равно не видит точно, то когда передо мной экран с информацией, я хочу быстро посмотреть на разные его части без потери качества и нет крутя головой. По крайней мере в Quest 2 это нельзя сделать — достаточно чётко видно только по центру FOV.

Второй косяк — контролы управления немного, но лагают. Руки на клавиатуре и трекпаде. Сеть 5GHz WiFi, пишет 10мс, но небольшое отставание курсора от движения пальца по тачпад есть. Скорее всего к этому можно привыкнуть, но всё же.

Третий косяк — совершенно не подходит для дизайнерских задач, например Figma из-за низкого разрешения и цветопередачи в sRGB 0% :)

Итого я с трудом верю, что этот программист работает быстрее. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Дудин

хотелось бы попробовать

Ответить
Развернуть ветку
Sergei E

Вижу два гипотетических преимущества:

1. Экономия на нескольких мониторах, необходимых для аналогичного физического рабочего места. Да и пространство не захламляется.

2. Отсутствие необходимости всё время сидеть "в стуле", или стоять "у станка": такая виртуальная многомониторная сборочка легко перетаскивается и на беговую дорожку, и на велотренажер, и во двор на лавочку. Сделать водонипроницаемой - можно и в джакузи работать :)

Жаль, на практике, сколько я не пробовал смотреть в эти шлемы - лично мне некомфортно.

Ответить
Развернуть ветку
Denis K

Бедный человек

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Storozhuk

Объясните куда деньги отправлять, я ничего не понял..

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кайнов

нужно быть осторожным с VR - засосет и ВСЕ! https://www.youtube.com/watch?v=aZIfsP09rY4&ab_channel=AlexeyIorsh

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Крутой способ, когда мозг работать может и хочет, а тело устало. 

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Я б попробовал... Меня, наверное, такое тоже могло бы затянуть. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Cere8ellum

Очень даже может быть....через пару сотен миллионов триллионов строк кода.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Васильев

Вспомнилась матрица

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

Все уже забыли про Джонни Мнемоника. Хотя в 2021-м это выглядит максимально крипово 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Тимур Идрисов

Как по мне, идея вполне жизнеспособная. Минус конечно из-за веса шлема, и всего что с ним связано. Однако людям кто легко отвлекается, должно помочь сконцентрироваться на работе. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Все там будем

Ответить
Развернуть ветку
Max Zarubin

Выглядит это все как проплаченная реклама quest 2 и imeersed. 
Quest 2 вышел год назад, а он говорит про 2.5 года, но о другом шлеме ни слова.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Маслов

Спасибо за перевод!

Интересный подход, надо попробовать.
Моё главное опасение - это глаза.
Полностью согласен с Полом, за VR или подобной технологией будущее.

Кто нить уже пробовал подход или пытался также работать?
Если есть такие, то напишите ощущения и какие проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Koiner

во всех этих статьях написана целая Ода виару, но есть одно НО. Как обладатель второго квеста скажу что как бы вы ни пытались получить чёткую картинку это попросту невозможно с этими технологиями. Плотность пикселей итак не велика так ее ещё и линзы уменьшают. Если вы прислоните к своему FHD монитору линзу, примерно поймёте, что происходит в виаре. Так ещё и края смазываются. Как бы вы линзы не протирали и как бы плотно или далеко от глаз шлем не одевали, картинка будет примерно как разрешение 480р на мониторе, и чем дальше объект тем больше он похож на кашу из пикселей. Ко всему наверно можно привыкнуть, но пялиться в текст с таким качеством целый день подойдёт я думаю все таки меньшинству. Оговорюсь что зрение у меня уж наверно не 10 но проблем никаких в реальности нет, вижу далеко и чётко. И второй момент, бывает что у второго квеста линзы бракованные. Такк вот у меня линзы отличные, картинка или текст видны отчётливо как они есть, только вот разрешение и сами линзы френеля так работают что максимально доступное качество все ещё слишком низкое для длительных, особенно не игровых, сессий. Для примера можно открыть любое из предложенных окружений в хваленом immersed и посмотреть вдаль. Горы или деревья за окном будут похожи на такую дикую кашу, как будто это качество 240р. Да даже в самом главном меню квеста в главной комнате можно посмотреть на отдалённые объекты, они будут буквально рассыпаться. Для игры да, этого достаточно, но не для работы.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Pliner

Села, любуясь северным сиянием открыла фигму и закрыла ее. Пока не для ux/ui дизайнеров :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Бегите, глупцы!
Людям с плохим зрением лучше приобрести специальные линзы для шлема, вместо того чтобы надевать контактные линзы или очки. Такими пользуется и сам Томлинсон: у него астигматизм с близорукостью (-7,5).

Уж не от vr-очков ли он приобрёл такие болячки?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

На данный момент не существует значимых исследований касательно влияния этих очков на зрение в смысле его долговременного ухудшения по причине того, что на масс-маркет они вышли относительно недавно. Однако известно, что они вызывают перенапряжение зрения, если ими долго пользоваться. Так что в будущем, возможно, будут разработаны какие-то рекомендации на этот счет.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Sergeev

Истинная близорукость вызвана генетически предрасположенным растяжением глазного яблока. От напряжения глаз максимум что может быть - спазм аккомодации, т.е. усталость мышц, которое может испортить зрение, емнип, на одну диоптрию, и это обратимо, а у мужика -7.5. Причем истинная близорукость развивается в детстве и подростковом возрасте, пока глаз растет, а он явно не в детстве начал пользоваться VR.

Ответить
Развернуть ветку
235 комментариев
Раскрывать всегда