Омский ноутбук bitblaze Titan, анализ характеристик

Омский ноутбук bitblaze Titan, анализ характеристик

Почитал я интервью с Максимом Копосовым директором компании, которая будет производить эти ноутбуки. Попробую проанализировать его слова и собрать доступную информацию.

Можно конечно испытывать гордость за наших разработчиков и это на самом деле так, без всякого сарказма. Определенно, это уже не то российское производство электроники, что было 10 лет назад, когда по факту только переклеивали наклейки на китайских устройствах. А технические характеристики еще не вышедших, но разрабатываемых Эльбрус 16С 16 ядер 16нм или Эльбрус 32С 32 ядра 7 нм вселяют большой оптимизм.

Однако, как говорится, есть нюансы.

Цена

Начнем с цены, вот что говорит производитель:

— Стоимость версии в алюминиевом корпусе закладывалась в 100–120 тысяч рублей, в титановом — 200 тысяч рублей. Но текущая ситуация может скорректировать наши планы по ценовой политике.

Про титановый корпус давайте забудем, считаем стоимость алюминиевого. Компания производитель считала стоимость еще по курсу где-то 70 рублей за доллар. Почему это важно, ведь вроде мы делаем в России, причем здесь курс доллара. В России производится только сборка, изготовление материнской платы и монтаж на нее готовых элементов и изготовление корпуса, в конечной стоимости это максимум процентов 20-30% от себестоимости.

Откуда я взял, что 100–120 тысяч рублей это не розничная стоимость, ну во первых производитель и не должен считать розничную стоимость, в бизнес планах они считают себестоимость и заводскую цену, для того, чтобы понять при каких объемах производства они смогу выйти на прибыль и посчитать эту самую прибыль. Также в открытых источниках была объявлена стоимость процесса Байкал. Производитель процессоров анонсировал стоимость в 250$ за сам процессор и 500$ за Mini-ITX материнскую плату с впаяным процессором. Поэтому с большей долей вероятности 100–120 тысяч рублей это не розничная стоимость, а отпускная цена завода изготовителя.

Итак стоимость продажи компанией производителем ноутбука закладывалась в районе 1400-1500 долларов. Дальше приплюсовываем логистику, наценку розничных сетей, налоги государству и получается стоимость в розничном магазине будет около 2000-2200 долларов по курсу в рублях. Если брать курс в 100 рублей за доллар, то получится 200-220 тыс. рублей за ноутбук.

Характеристики

Что мы получаем за 200-220 тыс. рублей (для самых-самых оптимистов 140-150 тыс. рублей, это если я ошибся и производитель все-таки считал розничную стоимость) при курсе примерно 100 рублей за доллар:

  • Процессор: 8-ядерный «Байкал-М», ядра ARM Cortex A57 1,5 Ghz, 28 nm, TPD 35W;
  • Дисплей: 15,6-дюймовый с IPS-матрицей и разрешением 1920х1080 пикселей;
  • Видеокарта: интегрированная в ЦП Mali-T628 8 ядер, 750 Mhz;
  • Оперативная память: 16 ГБ DDR4;
  • SSD-накопитель: SATA III 250/512 ГБ;
Рабочий прототип 
Рабочий прототип 

На корпус внимание пока можно не обращать, внутри этого прототипа с пластиковым корпусом напечатанном на 3D принтере размещается полноценная плата формата Mini-ITX от настольного ПК, разработка платы для настоящего ноутбука еще продолжается.

Процессор Байкал-М состоит их 8 ядер ARM Cortex A57. На базе ARM Cortex A57 выпускались в основном мобильные процессоры для смартфонов и планшетов на базе Android в 2014 году, также для низкопроизводительных серверов с малым энергопотреблением был выпущен процессор AMD Opteron A1100 в 2016 году, по сути это и есть близкий аналог Байкал-М. Производительность соответствующая и достаточно невысокая по современным меркам.

Вот предназначение этого ноутбука со слов производителя:

— Наш ноутбук ориентирован на корпоративный рынок, на компании с госучастием.

— Текущая модель — для школ, больниц, для работы с офисными приложениями и в интернет-браузере.

В сети доступны результаты тестирования производительности процессора Байкал-М который используется в этом ноутбуке. Производительность, в некоторых задачах, на уровне начального Intel Core i3-7300T 2017 года выпуска, а в некоторых задачах и вовсе не превышает показателей скромного Intel Atom E3940. Например низкая производительность зафиксирована при работе JavaScript-движков, при работе PHP-интерпретатора, движка SQLite и парсера Python (Phoronix Test Suite), то есть это задачи относящиеся к работе в браузере с сайтами и веб-приложениями, а также в веб-разработке.

Сравнение с аналогами

Посмотрим, что примерно аналогичного можно купить с подобными характеристиками на текущий момент, когда все розничные сети уже пересчитали стоимость товара по новому курсу 100+ рублей за доллар:

  • Модель: HP 15-dw1208ur
  • Процессор: Intel Core i5 10210U
  • Дисплей: 15,6-дюймов, IPS, разрешение 1920х1080
  • Видеокарта: интегрированная в ЦП
  • Оперативная память: 16 ГБ, DDR4, 2666 МГц
  • SSD-накопитель: PCIe 512 ГБ;

Цена 63000 рублей.

  • Модель: IRBIS NB NB510 (тоже российский бренд, сборка правда китайская)
  • Процессор: Intel Core i3 5005U
  • Дисплей: 15,6-дюймов, IPS, разрешение 1920х1080
  • Видеокарта: интегрированная в ЦП
  • Оперативная память: 8 ГБ, LPDDR3
  • SSD-накопитель: 256 ГБ

Цена 41000 рублей.

Первый ноутбук чуть лучше практически во всем, второй немного уступает по некоторым параметрам омскому ноутбуку.

Есть еще одна немаловажная деталь: Windows на этот Омский ноутбук установить не получится, так как процессор имеет архитектуру ARM, но можно установить Linux, даже есть специальные российские сборки под этот процессор.

Ну то есть, как можно заметить, на рыночную конкурентную способность рассчитывать не приходится. Хорошо, допустим нам не оставят выбора и это будет единственный доступный вариант на рынке. И производителю необходимо будет значительно увеличить производство, что в конечном итоге несколько снизит стоимость готового устройства.

Производство

Посмотрим что у нас с производством. Эльбрусы и Байкалы делаются на тайваньских заводах TSMC. TSMC еще 27 февраля остановили отгрузку и производство процессоров Байкал и Эльбрус из-за санкций, в России такие процессоры произвести на данный момент невозможно. Более того, процессоры Байкал-М как в этом ноутбуке, производятся по лицензии британской компании ARM. ARM конечно отзовет эти лицензии из-за санкций, также, как они это сделали для компании Huawei пару лет назад. После чего компания Huawei не может производить свои процессоры Kirin. Без лицензии никто, даже Китай не станет производить эти процессоры для нас. Это все прекрасно понимает и директор компании и в этом интервью об этом и говорит:

— Для того, чтобы преодолеть последствия санкций, мы будем искать альтернативные каналы, изучать наработки как внутри страны, так и на других доступных рынках. Например, я недавно узнал, что у Индии есть свой микропроцессор, правда, хуже нашего «Эльбруса», но тем не менее.

То есть он признает, что сейчас из-за санкций на производстве процессоров Эльбрус и Байкал можно поставить крест.

А почему бы тогда не произвести эти процессоры в самой России наплевав на лицензии? А сделать это невозможно, все просто, у нас нет таких заводов. Сейчас в России на заводах «Микрон» возможно производство микросхем с топологией минимум 65 нм. А у Байкала-М как мы помним 28 нм. Вообще, два года назад была принята Национальная стратегия развития электронной промышленности до 2030 года, по которой в России должны появиться фабрики по производству чипов с топологией до 5 нм. Но это скорее напоминает альтернативную реальность. Сейчас в России нет ничего, что требуется для такого производства: ни оборудования (его не продадут из-за санкций), ни опытных специалистов для наладки современных EUV-степперов. Про монополиста в этой области голландскую компанию ASML уже писали на VC. Хотя есть вероятность, что к 2030 году топология 5 нм морально устареет, так что появится возможность купить где-то подержанные степперы или даже всю производственную линию за полцены. Возможно, даже в обход санкций.

Также, кроме процессора в ноутбуке есть куча другой микроэлектроники о чем он и сообщает в интервью:

— А иностранные детали вы используете? Есть ли сейчас с ними проблемы?

— Да, используем. Электронная продукция — это Тайвань, США, Япония, Евросоюз. То есть все те государства, которые сейчас ввели санкции.

И далее:

— А планируется ли полная замена иностранных деталей на российские?

— При условии наличия отечественных деталей и их конкурентоспособности — конечно.

Очевидно в ближайшей перспективе это не предвидится, так как физически нет такой возможности. И именно поэтому:

— Какие изначально были сроки запуска массового производства?

— Начальные сроки — первый квартал этого года, то есть примерно сейчас, в марте, мы планировали запустить производство. Но в итоге всё сдвинулось на конец 2022 года.

Выводы

Выводы делайте сами.

11
1 комментарий

Выводы - очередные понты на ровном месте.

Ответить