Гид по самым технологичным галереям мира от эксперта по museumtech​

Музей на набережной Бранли, Космический центр Кеннеди, Музей Русского Зарубежья в Москве и еще 3 галереи all-over-the-world для ценителей искусства в технологиях

В закладки

Меня зовут Наталия Дьяконова, я директор департамента телекоммуникаций в #КРОК Museumtech для меня и всей нашей команды — это работа, при чем, конечно, любимая.

Я хожу в музеи не только ради их коллекций. Мне нравится, как они устроены: как размещены экспозиции, продумана навигация, освещение, подача информации, опыт посетителя. Мне интересно наблюдать за людьми, когда они взаимодействуют со средой музея. В этом есть что-то близкое моим задачам — разрабатывая цифровой продукт, тоже думаешь, как его воспримут пользователи.

Тем приятнее, что музеи все чаще используют технологии, чтобы «достучаться» до аудитории.

Привлечь внимание к экспонатам только за счет исторической и художественной ценности сегодня сложно. Важно говорить с посетителем на одном языке, вовлекать в диалог, обращаться к личным впечатлениям и видению мира

Некоторые музеи, на мой взгляд, справляются с этим особенно хорошо.

1

Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург, Россия

Я ни разу не была в Эрмитаже. В привычном смысле. Не получалось туда попасть - каждый раз, когда я приезжала в Петербург, казалось, что на улице слишком холодно, а перед музеем будут стоять очереди на вход. И тем не менее, недавно я насладилась экспонатами и погуляла по Галерее истории древней живописи. Правда, в VR! Оцифровка настолько точная, что можно разглядеть живопись на стенах, мозаику, скульптуры. А еще послушать виртуальную экскурсию.

Отмечу, что не зря залы галереи считаются одними из самых красивых в Эрмитаже. Интерьеры создал немецкий архитектор Лео фон Кленце, в стены вмонтированы композиции художников 19 века. Коллекцию составляют выполненные в подражание античной технике картины Георга Хильтеншпергера, а также произведения Антонио Кановы, Бертеля Торвальдсена и других мастеров 18 — 19 веков.

VR экскурсия позволила детально рассмотреть 3D копии 60 экспонатов галереи. И все это буквально не выходя из дома. Даже в очереди стоять не приходится

Кстати, такой детализации виртуальной модели музейных залов удалось добиться благодаря специальной методике визуализации данных фотограмметрии в виртуальной среде. Проект реализовали мои коллеги из CROC VR. Ранее они создали виртуальную модель другой части Эрмитажа — зала Юпитера. Здорово, что сокровища главного музея страны теперь можно увидеть с экрана компьютера.

2

Музей Ван Гога

Амстердам, Нидерланды

Ван Гог известен любовью к ярким краскам и контрастам, а многие его работы строятся на взаимодействии противоположных оттенков. «Без желтого цвета не было бы синего», — писал художник брату Тео. При этом он же говорил, что «картины увядают как цветы», имея в виду, что со временем краски на полотнах неминуемо тускнеют.

Сейчас есть способ увидеть его картины в первозданном виде — такими, как их видел сам художник. Это стало возможно благодаря компьютерному анализу

Совместно с Тилбургским университетом, Делфтским техническим университетом, Агенством по сохранению культурного наследия Нидерландов и Технологическим институтом Рочестер музей Ван Гога в Амстердаме запустил проект REVIGO (REassessing VIncent van GOgh). Его цель — показать, как выглядели картины Ван Гога изначально, и как время повлияло на цветовую палитру мастера.

Для достижения этой цели использовались технологии визуального анализа и машинного обучения. Сначала в лаборатории были воссозданы оригинальные краски, которыми пользовался Ван Гог. После этого лабораторные данные были обработаны специальным ПО. С помощью компьютера удалось рассчитать, насколько насыщенным был пигмент и как художник сочетал цвета. Более того, оцифрованные краски смешали друг с другом в виртуальной среде. Далее программа заменила цвета картин-экспонатов музея на те, что получились в ходе исследования. Вышли цифровые копии картин, близкие к оригиналам в момент их создания более века назад.

Результаты показали, что силу отчасти потеряли красная и желтая краски, а «Поле ирисов в Арле», «Спальня» и другие картины Ван Гога изначально были даже ярче, чем мы привыкли думать.

3

Национальный музей Сингапура

Сингапур

Думаю, все, кто был в Сингапуре, согласятся: это ультрасовременный многонациональный мегаполис, удобный и передовой во многом. Здесь уверенно смотрят в будущее и не боятся экспериментировать. При этом у города богатая история, а к культурному наследию тут относятся бережно. Хороший пример — местный Национальный музей.

В Национальном музее Сингапура с 2017 года работает выставка Story of the Forest, визуальная интерпретация колониального прошлого города, выполненная с помощью VR технологий. В основе экспозиции — 69 рисунков Уильяма Фаркуара, одного из первых европейцев на острове. Технологии позволили оживить картины и создать трехмерное анимированное шоу, иллюстрирующее путь, который страна прошла от зарождения и до наших дней. Получилось красочно и эффектно — незабываемый иммерсивный опыт.

Сегодня, в эпоху всеобщей доступности технологий (в том числе и виртуальных), у посетителей Национальной галереи появились новые возможности для знакомства с культурным наследием. Такие цифровые решения расширили привычные границы выставки и позволили зрителям погрузиться в атмосферу искусства.

4

Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына

Москва, Россия

В Москве, в районе Таганки, расположен музей, о котором слышали немногие. Музей в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына был основан в прошлом году. Ранее, с 1990-х, в здании располагалась библиотека, а также выставлялись работы известных писателей, запрещенные в советское время (среди них Николай Бердяев, Сергей Булгаков и конечно Александр Солженицын). Я очень советую посетить его всем, не только поклонникам русской литературы. Музей представляет уникальную мультимедийную экспозицию, посвященную истории русской эмиграции.

Экспонаты оцифрованы и составляют единый арт-объект. Знакомство с ними начинается с показа фильма о судьбах известных эмигрантов, а финал сопровождается видеомэппингом — визуализацией полета птиц по всему помещению музея. Птицы перелетают с правой стены на левую, символизируя эмиграцию, и появляются на каждом экране, установленном в пространстве музея. В то же время в залах меняется освещение, цветовое оформление, звук. Все это погружает тебя в интерактивную среду, знакомит с письмами, документами, фильмами. На сенсорной панели можно прочитать электронную книгу «Русские в Шанхае» и оцифрованные дневники генерал-лейтенанта А.П. Будберга.

Как и Национальный музей Сингапура, Дом русского зарубежья использует инновационные музейные технологии. Здесь установлены мультимедийные сенсорные экраны, система направленного звука, датчики движения. Технологии для музея разработала моя команда — мы провели масштабную работу и рады видеть результаты.

5

Космический центр Кеннеди

Остров Меррит, США

Когда-то экспедиции американских астронавтов вдохновили Дэвида Боуи на написание Space Oddity и Starman. Сегодня об этих экспедициях можно узнать в Космическом центре Кеннеди во Флориде. Обещаю — фанаты технологий здесь равнодушными не останутся.

Центр Кеннеди с середины прошлого века — сердце космической программы США. С ним связаны имена первых астронавтов: Алана Шепарда, Нила Армстронга, Гаса Гриссома, Юджина Сернана. Экспозиция центра составлена так, чтобы дать людям почувствовать атмосферу периода первопроходцев и посмотреть на мир глазами астронавта.

Чтобы добиться этой цели, коллекция музейного комплекса на острове Меррит представлена в форматах цифровых проекций, 3D моделей, визуальных инсталляций и виртуальных экспириенсов — считаю этот подход наиболее эффективным.

Например, второй в истории человечества выход в открытый космос, выполненный Юджином Сернаном в 1966 году, воссоздан в музее с помощью AR голограммы

Я читала, что сам астронавт вспоминает опыт со смешанными чувствами: скафандр перегрелся, что вызвало бесконтрольное вращение за пределами капсулы. Вернулся в нее он с большим трудом. Теперь эмоции и ощущения Юджина — вращение, вид Земли с орбиты, пустоту космического пространства — может ощутить любой желающий. Графически точная голограмма сопровождается записью голоса Сернана, описывающего ощущения Центру управления полетами.

6

Музей на набережной Бранли

Париж, Франция

Музей на набережной Бранли в Париже часто остается в тени достопримечательности по соседству — Эйфелевой башни. И зря: интересна не только оригинальная архитектура здания музея, но и его содержание — самая популярная в мире коллекция не европейского искусства.

Половину площади традиционно занимают временные экспозиции, а руководство широко смотрит на вопросы оформления залов, презентации экспонатов и использования технологий

Например, сейчас в музее работает выставка, посвященная обрядам погребения на Тайвани. На ней представлены макеты, изображающие материальные блага, которые на острове принято преподносить умершим. Считается, что такие подарки позволяют им чувствовать себя комфортно в загробном мире. Здесь есть и бумажные лакомства, и бутафорские ноутбуки и планшеты — настоящие символы современной цивилизации.

А в 2016 году музей организовал выставку под названием Persona, посвященную тонкой грани, за которой объект становится живым. В экспозиции были представлены полинезийские маски, наделенные местными поверьями человеческими или даже божественными способностями. А также роботы, интеллект и функциональность которых — плод не воображения, но технологического прогресса человечества.

Я нахожу подход Музея на набережной Бранли очень остроумным. Его кураторы не просто соотносят традиционное и новое, древнее и современное. Они смотрят на инновации иначе.

Мы привыкли к тому, что технологии, будь то мобильные устройства, виртуальная реальность или роботы, имеют практическую ценность. Здесь же они не служат искусству, а сами им становятся. Это новый уровень взаимодействия IT и культуры

И новая возможность для сотрудничества.

Кажется, еще недавно основной задачей музеев и галерей было лишь сохранение исторических экспонатов и предметов искусства. Однако время выдвигает свои требования к культурным пространствам. Все больше музеев в России и мире используют технологии. Думаю, так проще не только сохранить наследие общества, но и сделать его жизнь более интересной, насыщенной и наполненной смыслом.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Наталия Дьяконова", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0440\u043e\u043a"], "comments": 3, "likes": 7, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tech", "id": 88715, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 21 Oct 2019 14:39:44 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Трибуна
ApiX-Drive — онлайн-коннектор разных сервисов и приложений между собой без программистов
Привет, меня зовут Игорь Шамин, я основатель сервиса ApiX-Drive.
0
{ "id": 88715, "author_id": 379955, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/88715\/get","add":"\/comments\/88715\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/88715"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199117, "last_count_and_date": null }
3 комментария
Популярные
По порядку
1

Вот этот кейс из недавнего приглянулся:
https://youtube.com/watch?v=Okq9zabY8rI 

Ответить
1

Согласна про дом русского зарубежья, очень крут. И где можно VR экскурсию в Эрмитаж найти?) 

Ответить
0

Я хожу в музеи за атмосферой. Ценность VR прогулки по Эрмитажу = 0. Посмотреть на шедевры можно в просто картинки в инете.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }