{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Гид по самым технологичным галереям мира от эксперта по museumtech​

Музей на набережной Бранли, Космический центр Кеннеди, Музей Русского Зарубежья в Москве и еще 3 галереи all-over-the-world для ценителей искусства в технологиях

Меня зовут Наталия Дьяконова, я директор департамента телекоммуникаций в #КРОК Museumtech для меня и всей нашей команды — это работа, при чем, конечно, любимая.

Я хожу в музеи не только ради их коллекций. Мне нравится, как они устроены: как размещены экспозиции, продумана навигация, освещение, подача информации, опыт посетителя. Мне интересно наблюдать за людьми, когда они взаимодействуют со средой музея. В этом есть что-то близкое моим задачам — разрабатывая цифровой продукт, тоже думаешь, как его воспримут пользователи.

Тем приятнее, что музеи все чаще используют технологии, чтобы «достучаться» до аудитории.

Привлечь внимание к экспонатам только за счет исторической и художественной ценности сегодня сложно. Важно говорить с посетителем на одном языке, вовлекать в диалог, обращаться к личным впечатлениям и видению мира

Некоторые музеи, на мой взгляд, справляются с этим особенно хорошо.

1

Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург, Россия

Я ни разу не была в Эрмитаже. В привычном смысле. Не получалось туда попасть - каждый раз, когда я приезжала в Петербург, казалось, что на улице слишком холодно, а перед музеем будут стоять очереди на вход. И тем не менее, недавно я насладилась экспонатами и погуляла по Галерее истории древней живописи. Правда, в VR! Оцифровка настолько точная, что можно разглядеть живопись на стенах, мозаику, скульптуры. А еще послушать виртуальную экскурсию.

Отмечу, что не зря залы галереи считаются одними из самых красивых в Эрмитаже. Интерьеры создал немецкий архитектор Лео фон Кленце, в стены вмонтированы композиции художников 19 века. Коллекцию составляют выполненные в подражание античной технике картины Георга Хильтеншпергера, а также произведения Антонио Кановы, Бертеля Торвальдсена и других мастеров 18 — 19 веков.

VR экскурсия позволила детально рассмотреть 3D копии 60 экспонатов галереи. И все это буквально не выходя из дома. Даже в очереди стоять не приходится

Кстати, такой детализации виртуальной модели музейных залов удалось добиться благодаря специальной методике визуализации данных фотограмметрии в виртуальной среде. Проект реализовали мои коллеги из CROC VR. Ранее они создали виртуальную модель другой части Эрмитажа — зала Юпитера. Здорово, что сокровища главного музея страны теперь можно увидеть с экрана компьютера.

2

Музей Ван Гога

Амстердам, Нидерланды

Ван Гог известен любовью к ярким краскам и контрастам, а многие его работы строятся на взаимодействии противоположных оттенков. «Без желтого цвета не было бы синего», — писал художник брату Тео. При этом он же говорил, что «картины увядают как цветы», имея в виду, что со временем краски на полотнах неминуемо тускнеют.

Сейчас есть способ увидеть его картины в первозданном виде — такими, как их видел сам художник. Это стало возможно благодаря компьютерному анализу

Совместно с Тилбургским университетом, Делфтским техническим университетом, Агенством по сохранению культурного наследия Нидерландов и Технологическим институтом Рочестер музей Ван Гога в Амстердаме запустил проект REVIGO (REassessing VIncent van GOgh). Его цель — показать, как выглядели картины Ван Гога изначально, и как время повлияло на цветовую палитру мастера.

Для достижения этой цели использовались технологии визуального анализа и машинного обучения. Сначала в лаборатории были воссозданы оригинальные краски, которыми пользовался Ван Гог. После этого лабораторные данные были обработаны специальным ПО. С помощью компьютера удалось рассчитать, насколько насыщенным был пигмент и как художник сочетал цвета. Более того, оцифрованные краски смешали друг с другом в виртуальной среде. Далее программа заменила цвета картин-экспонатов музея на те, что получились в ходе исследования. Вышли цифровые копии картин, близкие к оригиналам в момент их создания более века назад.

Результаты показали, что силу отчасти потеряли красная и желтая краски, а «Поле ирисов в Арле», «Спальня» и другие картины Ван Гога изначально были даже ярче, чем мы привыкли думать.

3

Национальный музей Сингапура

Сингапур

Думаю, все, кто был в Сингапуре, согласятся: это ультрасовременный многонациональный мегаполис, удобный и передовой во многом. Здесь уверенно смотрят в будущее и не боятся экспериментировать. При этом у города богатая история, а к культурному наследию тут относятся бережно. Хороший пример — местный Национальный музей.

В Национальном музее Сингапура с 2017 года работает выставка Story of the Forest, визуальная интерпретация колониального прошлого города, выполненная с помощью VR технологий. В основе экспозиции — 69 рисунков Уильяма Фаркуара, одного из первых европейцев на острове. Технологии позволили оживить картины и создать трехмерное анимированное шоу, иллюстрирующее путь, который страна прошла от зарождения и до наших дней. Получилось красочно и эффектно — незабываемый иммерсивный опыт.

Сегодня, в эпоху всеобщей доступности технологий (в том числе и виртуальных), у посетителей Национальной галереи появились новые возможности для знакомства с культурным наследием. Такие цифровые решения расширили привычные границы выставки и позволили зрителям погрузиться в атмосферу искусства.

4

Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына

Москва, Россия

В Москве, в районе Таганки, расположен музей, о котором слышали немногие. Музей в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына был основан в прошлом году. Ранее, с 1990-х, в здании располагалась библиотека, а также выставлялись работы известных писателей, запрещенные в советское время (среди них Николай Бердяев, Сергей Булгаков и конечно Александр Солженицын). Я очень советую посетить его всем, не только поклонникам русской литературы. Музей представляет уникальную мультимедийную экспозицию, посвященную истории русской эмиграции.

Экспонаты оцифрованы и составляют единый арт-объект. Знакомство с ними начинается с показа фильма о судьбах известных эмигрантов, а финал сопровождается видеомэппингом — визуализацией полета птиц по всему помещению музея. Птицы перелетают с правой стены на левую, символизируя эмиграцию, и появляются на каждом экране, установленном в пространстве музея. В то же время в залах меняется освещение, цветовое оформление, звук. Все это погружает тебя в интерактивную среду, знакомит с письмами, документами, фильмами. На сенсорной панели можно прочитать электронную книгу «Русские в Шанхае» и оцифрованные дневники генерал-лейтенанта А.П. Будберга.

Как и Национальный музей Сингапура, Дом русского зарубежья использует инновационные музейные технологии. Здесь установлены мультимедийные сенсорные экраны, система направленного звука, датчики движения. Технологии для музея разработала моя команда — мы провели масштабную работу и рады видеть результаты.

5

Космический центр Кеннеди

Остров Меррит, США

Когда-то экспедиции американских астронавтов вдохновили Дэвида Боуи на написание Space Oddity и Starman. Сегодня об этих экспедициях можно узнать в Космическом центре Кеннеди во Флориде. Обещаю — фанаты технологий здесь равнодушными не останутся.

Центр Кеннеди с середины прошлого века — сердце космической программы США. С ним связаны имена первых астронавтов: Алана Шепарда, Нила Армстронга, Гаса Гриссома, Юджина Сернана. Экспозиция центра составлена так, чтобы дать людям почувствовать атмосферу периода первопроходцев и посмотреть на мир глазами астронавта.

Чтобы добиться этой цели, коллекция музейного комплекса на острове Меррит представлена в форматах цифровых проекций, 3D моделей, визуальных инсталляций и виртуальных экспириенсов — считаю этот подход наиболее эффективным.

Например, второй в истории человечества выход в открытый космос, выполненный Юджином Сернаном в 1966 году, воссоздан в музее с помощью AR голограммы

Я читала, что сам астронавт вспоминает опыт со смешанными чувствами: скафандр перегрелся, что вызвало бесконтрольное вращение за пределами капсулы. Вернулся в нее он с большим трудом. Теперь эмоции и ощущения Юджина — вращение, вид Земли с орбиты, пустоту космического пространства — может ощутить любой желающий. Графически точная голограмма сопровождается записью голоса Сернана, описывающего ощущения Центру управления полетами.

6

Музей на набережной Бранли

Париж, Франция

Музей на набережной Бранли в Париже часто остается в тени достопримечательности по соседству — Эйфелевой башни. И зря: интересна не только оригинальная архитектура здания музея, но и его содержание — самая популярная в мире коллекция не европейского искусства.

Половину площади традиционно занимают временные экспозиции, а руководство широко смотрит на вопросы оформления залов, презентации экспонатов и использования технологий

Например, сейчас в музее работает выставка, посвященная обрядам погребения на Тайвани. На ней представлены макеты, изображающие материальные блага, которые на острове принято преподносить умершим. Считается, что такие подарки позволяют им чувствовать себя комфортно в загробном мире. Здесь есть и бумажные лакомства, и бутафорские ноутбуки и планшеты — настоящие символы современной цивилизации.

А в 2016 году музей организовал выставку под названием Persona, посвященную тонкой грани, за которой объект становится живым. В экспозиции были представлены полинезийские маски, наделенные местными поверьями человеческими или даже божественными способностями. А также роботы, интеллект и функциональность которых — плод не воображения, но технологического прогресса человечества.

Я нахожу подход Музея на набережной Бранли очень остроумным. Его кураторы не просто соотносят традиционное и новое, древнее и современное. Они смотрят на инновации иначе.

Мы привыкли к тому, что технологии, будь то мобильные устройства, виртуальная реальность или роботы, имеют практическую ценность. Здесь же они не служат искусству, а сами им становятся. Это новый уровень взаимодействия IT и культуры

И новая возможность для сотрудничества.

Кажется, еще недавно основной задачей музеев и галерей было лишь сохранение исторических экспонатов и предметов искусства. Однако время выдвигает свои требования к культурным пространствам. Все больше музеев в России и мире используют технологии. Думаю, так проще не только сохранить наследие общества, но и сделать его жизнь более интересной, насыщенной и наполненной смыслом.

0
3 комментария
Valentin Dombrovsky

Вот этот кейс из недавнего приглянулся:
https://youtube.com/watch?v=Okq9zabY8rI 

Ответить
Развернуть ветку
Olga Abdullina

Согласна про дом русского зарубежья, очень крут. И где можно VR экскурсию в Эрмитаж найти?) 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Подколзина

Я хожу в музеи за атмосферой. Ценность VR прогулки по Эрмитажу = 0. Посмотреть на шедевры можно в просто картинки в инете.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда