{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Продавцы Wildberries и их вероятные убытки

Продавцы пожаловались на Wildberries, который в одностороннем порядке уменьшает розничную цену товара. Но реально с онлайн-платформой судятся единицы. Хотя, утверждалось, что такой дисконт это торговля по себестоимости или в убыток.

Возможные варианты почему нет массовой подачи исков по упущенной выгоде:

- розничная цена товара изначально имеет «резерв» на скидки,

- интернет-магазин урегулировал финансовые притензии продавцов,

- продавцы принудительно терпят не только акции, но и молча упускают выгоду.

Со ссылкой на пост селлера, было опубликовано письмо с требованием установить скидку 25%. В противном случае Wildberries грозился убрать товары с сайта. Эта акция была приурочена ко дню Всемирного шоппинга и проходила в начале ноября 2020.

В результате, как сообщается, скидка была установлена принудительно на товары части продавцов, а недовольных было тысячи. В своем посте, продавец упомянул пункт договора, который разрешает Wildberries самостоятельно устанавливать и применять скидки к розничной цене продавца и продать товар по меньшей цене.

Wildberries начал уменьшать цену розницы с помощью скидок и без предварительного уведомления еще с апреля 2020 года. Здесь оферта о реализации, а здесь договор.

Скидки, установленные Wildberries, учитываются при расчете вознаграждения. Продавец получает розничную цену товара за минусом скидки постоянного покупателя (СПП) и с удержанием вознаграждения.

Вознаграждение Wildberries зависит от стоимости товара, товарооборота и категории товара. Вознаграждение выводится из розничной цены товара умноженной на коэффициент вознаграждения Wildberries (КВВ).

Размер КВВ отличается по категориям товаров и составляет 5%/10%/12%/15%. КВВ поставлен в зависимость от СПП и является динамическим — чем больше скидка тем меньше коэффициент. При максимальной СПП 14% минимальное значение КВВ составляет 1% по каждой категории товаров. А размер скидки, в свою очередь, зависит от частоты и периодичности приобретения товаров.

розничная цена товара — СПП — ВВ = выплата покупателю

Согласно парсингу данных, в мае началась трансформация агентского договора в договор реализации. Агентские договоры в части приема поставок товаров, прекратили свое действие. Но, исходя из предмета договора реализации он является агентским договором в виде поручения, поскольку Wildberries действует за вознаграждение от имени и за счет продавца. Ранее, покупатели имели дело с агентским договором в виде комиссии.

С 28.11.2020 начали действовать условия участия в акциях:

+10% к вознаграждению Wildberries для не желающих участвовать и

- 5% из вознаграждения Wildberries для согласных.

Видим, что КВВ меняется еще и в зависимости от участия продавца в акциях: либо он на 10% увеличивается либо на 5% уменьшается (но не может стать менее 3%).

После изменения условий расчетов, никакого судебного ажиотажа вокруг маркетплейса не произошло. По состоянию на октябрь у Wildberries 63 тыс. контрагентов.По данным картотеки арбитражных дел, с апреля этого года, к интернет-магазину было подано порядка 80 исков по гражданским делам. Ни право на одностороннее уменьшение цены реализации товара, ни спорные скидки в акциях, ни установление стимулирующего процента участия в акциях — ничего из этого не побудило продавцов отстаивать свои экономические интересы в суде.

80 исков в масштабах Wildberries это единичные споры

В случае неправомерного уменьшения цены товара, очевидным решением является взыскание основного долга по договору. Основание — ненадлежащее исполнение обязательств по расчетам.

Но интересно не это. Условие договора об уменьшение цены реализации в одностороннем порядке без предварительного уведомления является спорным и сразу вызывает вопросы:

1. Было ли допущено злоупотребление правом на свободу формирования условий договора?

2. Приводит ли уменьшение цены к имущественным потерям продавцов?

Убытки, как мера ответственности за имущественные потери, могут представлять собой упущенную выгоду в виде:

  • недополученных доходов продавца или
  • доходов, полученных онлайн-платформой

Возмещение убытков требует специального стандарта доказывания: факта причинения убытков, установления противоправности поведения должника, причинной связи.

Однако, согласно выработанной правовой позиции, если доказанные кредитором убытки являются нормальным, привычным для оборота и в целом предвидимым на момент нарушения договора последствием такого нарушения, то наличие причинно-следственной связи подразумевается, и уже должник вынужден доказывать, что указанные убытки возникли у кредитора по какой-то иной причине.

Смысл предпринимательской деятельности в извлечении прибыли. Для этой цели предприниматели заключают различные договоры. Условия сделки, которые не отвечают или препятствуют цели извлечения прибыли, спорные, но не сами по себе.

Передача товара на реализацию по цене ниже себестоимости означает торговлю в убыток. Затраты не окупаются, прибыли нет. В чем здесь экономический смысл сотрудничества с маркетплейсом? Если его нет, то должен ли Wildberries покрывать убыточное сотрудничество или всё же товар продан по новой согласованной цене, которая устраивает продавца?

Отступление от указаний доверителя (продавца) без предварительного запроса возможно, но в интересах последнего. Так регулируются отношения в рамках договора поручения (ст.973 ГК РФ). Согласование иного условия является недействительным, поскольку суть такого условия противоречит требованию закона.

Действия интернет-магазина (поверенного) не в интересах доверителя (продавца) может быть квалифицировано как ненадлежащее исполнение обязательств. Это позволяет требовать выплаты основного долга и возмещения убытков, причиненных неправомерным поведением.

Возможно, реализация права на уменьшение розничной цены товара без предупреждения содержит в себе признаки злоупотребления в целях получить необоснованную выгоду.

Или, что также возможно, интернет-магазин допускает недобросовестное поведение, направленное на нарушение баланса интересов сторон договора и ущемление прав слабой стороны договора.

Имеются ли в действиях интернет-магазин признаки недобросовестного поведения, может установить только суд.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Nikolay Kenig

Какой суд? Вы о чем? Пример с кофтенышами не показателен? Не нравится? Мы вас блокируем и досвидания. Это раз.
Альтернативы нет это два.
Вы знаете как валдберис обратно возвращает поставщику товар? Это три?
Вложены сотни и миллионы рублей это четыре.
Все очень просто, а не куча умных слов.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Киндеева
Автор

Ритейлеры сильная сторона договора и они ведут себя очень жестко с поставщиками, если это малый и средний бизнес. Приходится подпрыгивать, вы правы Николай, так высоко как скажут. Но это не означает, что нельзя принимать меры к обидчику. Правда, доказывает тот, кто утверждает, а не тот кто отрицает. Если, как вы говорите,  миллионы вложены, а альтернативы нет, значит это можно подтвердить. Статья как раз об этом. Если есть доказательства, почему нет исков? 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Я вроде перечислил почему нет.
Я владелец рынка, вам что-то на рынке не нравится, мы с вами что делаем? Расстаемся.

p/s Надо вообще запретить минусовать некоторым читателям без пояснения, за что поставили минус! (вот у меня на сайте так)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Киндеева
Автор

Николай, если ваши права были нарушены, с этим надо разбираться по существу. Давайте разбираться, давайте посмотрим какая у вас позиция - обоснованная или нет. Но если вы собираетесь отстаивать свои права через эмоции в комментариях, то так далеко не продвинуться.

Ответить
Развернуть ветку
ABCmarketing

Вы ведь себя решили пропиарить, как адвоката? Ну такой вы себе адвокат я вам скажу. Оферту хотя бы почитали...

Ответить
Развернуть ветку
Анна Киндеева
Автор

Критический склад ума это очень полезно ☝🏻 Но это ещё не вывод. Если конечно, вы понимаете разницу между выводом и суждением. Чтобы потешить ваше эго скажу, я ведь и правда могу себя пиарить, продвигать и рекламировать настолько, насколько мне хватит фантазии. Спасибо за идею. Жаль, что времени нет писать чаще. Но суть не в этом. У вас замечания по оферте? Отлично, давайте обсудим. Я попытаюсь прокомментировать ваши замечания, не вижу проблем.  Мы ведь не на уроке математике, нужно аргументировать. 

Ответить
Развернуть ветку
Ян Марков

Не знаю, сюр какой-то.
С другой стороны, хочу напомнить, что раньше комиссия была 30% + "обязательные скидки". 

Сейчас же 15% (у нас с катанием выходит примерно 19%) 

11% нам дают пару лямов сверху. Сделать скидку тысяч на 300 из своего кармана, (учитывая что продаж будет чуть больше) не такая уж и большая потеря.

Это первая сторона медали. Те, у кого маржинальность поваляет, не вижу смысла бунтавать.

Другая медаль, это то, что весной 2020 WB начал масштабную зазывалку и на дрожжах "Мы снизили комиссию!!!" загнали около 50000 ипешников (данные из воздуха), у которых рентабельность 1-2%. И вот тут уже грустно. Особенно те, кто недавно зашел и им вб не сделало авансом прибыли, как нам, года 3 назад. 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Киндеева
Автор

Ян, спасибо за ваш комментарий. Вы дополнили общую картину, безусловно! Что касается  ситуации с ИП, у меня такая мысль. Если WB распространял сведения (неточные, искажённые) об условиях сотрудничества, которые привели к убыткам у лиц, принявших такие условия,  то действия WB можно проверять на признаки недобросовестной конкуренции. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда