E-commerce в России и США: сравнительный анализ

Опыт вывода стартапа на эти два рынка навел меня на некоторые выводы о том, что стартапу неизбежно приходится видоизменять бизнес модель и не ждать того, что те инструменты, которые работают на одном рынке, сработают и на другом.

Ключевые отличия:

Оплата: В США 100% товаров предоплачены и процедура получения является не более чем получением товара, никаких расчетно-кассовых-чековых процедур в момент получения товара не происходит. В России более 90% товаров оплачиваются при получении и, очень важно, осмотре товара!

В ввиду первого пункта в США курьер играет лишь роль курьера, как бы это не было странно, а именно бросает товар под дверь (включая айфоны и макбуки). Никакой связи с курьером у вас нет! Как и коммуникации - вы друг друга просто не видите. В России можно даже смс-ми переписываться с курьером, его важная функция - принять оплату.

Возврат товара - функция интернет-магазина в США, он предоставляет марки к заказу, чтобы его при желании можно было бесплатно вернуть забросив на ближайшую почту (без очереди, для этого есть просто ящик). Все сделано так, чтобы обращение в службу поддержки было минимальным (это же человеколюбий-часы!). В Росси часто возврат можно оформить в ПВЗ после осмотра и зачастую марки на возврат нужно искать на сайте магазина. А затем искать определенные постулаты, где этот возврат можно кинуть, и уж Боже упаси пойти для этого на почту!

45% рынка электронной торговли - Amazon, но и он и другие игроки возместят вам товар, если он был утерян! Так как заплаты в США запредельные, магазинам выгоднее возмещать потери, чем платить курьеру за доставку товара в руки. Хотя именно этот пункт мы и будем дизраптить, так как 3-5% посылок крадут. В России Ozon пока не занимает такой доли, но и возмещения утерянного товара нет, в том числе потому, что товар отдается в руки.

Фулфилмент центры - a must даже для небольших интернет-магазинов в США, сами по себе они скорее просто центр маркетинга и приема заказов, остальное отдается на аутсорс. В России хрому маркетплейсов, редкие магазины пользуются фулфилментом.

Весь рынок доставки товаров поделен между 3мя игроками - UPS, USPS (Почта США) и Fedex. И единственный способ получить товар - доставка под дверь (и у Амазон еще есть свои локкеры/постоматы). И это делает этот рынок таким привлекательным для нас. И службу доставки выбирает либо сам онлайн магазин, либо фулфилмент центр, но никак не конечный покупатель. В России в любом интернет-магазине у клиенты выходит целая простыня из служб доставки, среди которых он выбирает.

Это обусловлено тем, что в России конечный клиент платит за доставку (и выбирает по цене), а в США - конечный клиент все чаще и чаще не видит цену доставки, они зашита в товар!

И это приводит к тому, что в России для интернет-магазина цена доставки играет роль, влияет на брошенную корзину, а в США - нет. Там самое главное слово - customer experience. Как думаете, на рынке e-commerce в России возможна революция с бесплатной доставкой для конечного клиента?

Больше на моем канале start-up girl

1313
26 комментариев

Я была бы рада оплатить товар вперёд в получить его в точно назначенное время в точно назначенную дату. Платная доставка в 2021 году меня несколько удивляет, т.к. в голову приходит сравнение с AliExpress, где всякая мелочь идёт к тебе через пол-планеты бесплатно! А тут надо за доставку не то, чтобы WB/Ozon, даже из соседнего ресторана платить. Я думаю, что мы медленно, но верно движемся в сторону отказа от платной доставки для конечного покупателя, но в связи с этим на рынке останется лишь несколько крупных игроков, которые смогут себе позволить собственные фулфилмент-центры и организовать доставку.

Ответить

Чудес не бывает.

4
Ответить

Во всем есть экономика и смысл, если кто-то оплачивает вам доставку шняги за 3$ значит это кому-то надо и как правило это не вопрос рыночной экономики. Малый бизнес в России это именно про бизнес, а не про прожигание инвесторских бабок для наращивания пузомерок. А бесплатная доставка - самый очевидный и легкий метод. Продают рубль за 90 копеек

1
Ответить

Копеечная мелочь через полпланеты - это баг трансграничных почтовых договоров, а не фича.

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

ну что за любители халявы: почтовые отправки из китая, как из страны третьего мира, субсидируются - это значит мы за них платим. Отправка кулька с безделушкой из китая стоит дешевле чем отправка из спб в мск. Ничего бесплатного не бывает. Наивность людей поражает.

Ответить

А почему только крупные? у мелких что нет других способов конкурировать кроме цены?

Ответить