Инвестировать в логистику и догнать Ozon: Тигран Худавердян о развитии «Яндекс.Маркета», конкурентах и планах на роверы

Главное из разговора Forbes c управляющим директором группы компаний «Яндекс».

План «Маркета» — догнать Ozon

  • По итогам 2021 года товарооборот всего сегмента электронной коммерции «Яндекса» вырастет на 200%, прогнозирует Тигран Худавердян. За второй квартал общий объём оборота товаров (GMV) сегмента вырос на 155%, до 35,1 млрд рублей.
  • В Goldman Sachs среди крупнейших игроков российского рынка электронной коммерции называют Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и AliExpress. По словам Худавердяна, компания «сейчас сфокусирована на том, чтобы догонять ближайшего конкурента — Ozon, это важнейшая тема».
  • Стать первыми хотят многие: AliExpress видит себя в тройке лидеров, Ozon планирует достичь оборота 2,5 трлн рублей к 2026 году, заняв треть рынка, «Сбер» — стать третьим на рынке электронной коммерции к 2023-му с оборотом 500 млрд рублей, а к 2030-му — занять первое место, обогнав Ozon и Wildberries.

Если бы мы хотели оставаться маленьким игроком, то предоставляли бы сервис по онлайн-торговле только в Москве. Амбиции быть крупным федеральным игроком в числе лидеров на какой-то из позиций у нас есть. Но зачем сейчас друг друга раздражать? Кто-то из нас будет первый, кто-то второй, кто-то третий. Поживем — увидим.

Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс»
  • За весь 2021 год «Яндекс» планирует вложить $650 млн в развитие«Маркета», «Еды» и «Лавки». До этого компания хотела инвестировать $400-500 млн. По словам Худавердяна, деньги пойдут в основном на логистику: склады, распределительные центры, пункты самовывоза.
  • Сейчас у «Маркета», «Еды» и «Лавки» восемь складов общей площадью 260 тысяч м². На сколько вырастет их количество, в компании не говорят.

«Маркет» — это ещё и технологии

  • Бизнес «Яндекс.Маркета» — это не только физическая инфраструктура, но и технологии. По словам Худавердяна, в ИТ-команде сервиса сейчас около 1200 человек.
  • Чтобы контролировать качество доставки в регионах, «Яндексу» пришлось отказаться от сторонних курьерских служб в крупных городах: невозможно было узнать, доставлен заказ или нет.
  • Автопарком фургонов для доставки управляет «Яндекс.Драйв». На машинах установлены специальные платы телематики. Они позволяют следить за передвижением автомобилей и её показателями, например уровнем топлива.
  • «Маркет» также использует генеративные нейросети. Они позволяют анализировать большие объёмы текста в отзывах, а затем создавать на их основе дайджест про конкретный товар.

Скептик скажет: за счёт этой технологии нельзя победить Ozon. И я согласен. Но если у нас будет критическая масса разных технологических решений, это существенно улучшит продукт и сделает нас более эффективными в процессах.

Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс»

«Яндекс» планирует предлагать роверов другим компаниям

  • «Яндекс» начал тестировать роботов-курьеров в 2019 году, а летом 2021-го «Роверы» стали доставлять заказы в кампусы университетов США.
  • «Роверов» создаёт Yandex Self-Driving Group в Москве, которая делает беспилотные автомобили. Пока «Яндекс» может выпускать около 100 роверов в месяц, а оператор одновременно мониторить до 10 устройств.
  • По словам Худавердяна, скачок в технологии произойдёт, когда один оператор сможет следить за 100 роверами. Тогда речь пойдет о бизнесе в десятки тысяч роверов в месяц, а «Яндекс» сможет предоставлять их как услугу, в том числе другим компаниям.
«Яндекс.Ровер» «Яндекс»
«Яндекс.Ровер» «Яндекс»
7.1K7.1K открытий
80 комментариев

 По словам Худавердяна, скачок в технологии произойдёт, когда один оператор сможет следить за 100 роверами.Скачок произойдет, когда цена доставки ровером будет ниже курьера, а сам он ездить будет быстрее его. И это вряд ли получится у Яндекса в ближайшие годы.

Ответить

Не помню на каком сайте, но читал статью по исследованию распространения ии в обработке звонков в европе, короче, итог таков, 90% крупные компании имитируют ии реальными людьми, чтоб поддержать тренд и не обанкротится, т.к. введение и обучение ии в разы дороже чем стоимость оператора)
Еще долго будут у роверов вместо мозгов операторы

Ответить

Тем более, от "Яндекса" тут не зависит ровным счётом ничего. При идеальной инфраструктуре уже сейчас возможна полная автоматизация доставки.

Ответить

Почему это не получится?

Ответить

Яндекс выдающаяся технологическая компания, которая вполне успешно противостоит мировому монстру в лице гугл.

Но в торговле у них ничего не получится, по крайней мере, не получится обогнать Озон или WB, так как торговля очень сложное дело, очень много нюансов. Она должна быть главным направлением у компании, как это происходит в Амазон, Алибаба, Озон или WB.

PS Только сегодня пришло от Яндекса письмо написанное роботом, что мой магазин заблокирован, причина блокировки: не проставленные финальные статусы у некоторых заказов.
Зашел в эти заказы (всего десяток) и увидел старую боль с которой обращался к яндексу много раз, люди заказывают и не выкупают, отказаться от заказов без предоплаты нельзя, пункт СДЕК-а позволяет держать такие заказы две недели, но Яндекс считает, что неделю достаточно и тупо блокирует весь магазин. 
Возможность добавление трека в модели DBS анонсировали пару месяцев назад, но функция так и не работает в реальности, техподдержка уже месяц пытается выяснить почему программисты выкатили нерабочую фичу.
Вот как они с таким подходом собрались кого-то побеждать?

Ответить

Боюсь, тут вера Яндекса в свои технологии скорее подведёт их. Их вера уже дошла до того, что в поддержке (не) отвечают бездушные боты, не понимающие смысл сообщений, а все вопросы решаются только через VC.ru и соцсети. Впрочем, непонятно, какие у них такие технологии касательно товаров, в которых они существенно опережают тот же Озон или Алиэкспресс? Нейросети сейчас не клепают только ленивые.

В вопросах доставки важно человеческое взаимодействие с пользователями, а эта именно та компетенция, в которой Яндекс плавает. Как они могут хорошо относится к пользователям, если даже в отношении к собственным сотрудникам у них проблемы и хронические недоплаты? Причём речь не только о таксистах/курьерах, которых они тоже умудряются обижать больше конкурентов, но о вполне себе сотрудниках офиса и разработчиках. В этом ключе иронии добавляет то, что в этом вопросе их опережает тот же Тинькофф, который они чуть было не договорились купить, но тупо пожадничали. А специалистов по нейросетям легко схантят конкуренты, просто предложив рыночную зарплату.

Что же, запасаемся попкорном и ждём лулзов с описаний товаров в стиле китайских продавцов.

Ответить

Это особенно становится понятно когда начинаешь общаться с HR Газпрома или Яндекса, у них в тоне голоса всегда чувствуется "выебон", а это целая корпоративная культура :)

Ответить