Маркетплейс — плохой способ зарабатывания денег? Зачем тогда эта модель бизнесу?

Год назад только ленивый не говорил о развитии и росте e-commerce. Мы решили немного актуализировать тему и пригласили друзей и коллег на онлайн-дискуссию, чтобы ответить на вопрос “Куда движется рынок e-commerce?” теперь, когда хайп поутих, а вопросов меньше не стало.

В онлайн-дискуссии участвовали компании Scallium, ПаркТехно, Дизайн Склад, а также другие ритейл-бизнесы СНГ.

Уточнение: мы говорим о маркетплейсах с точки зрения их владельцев, а не поставщиков.

Ниже краткая выжимка с нашей встречи и выводы.

Андрей Павленко, CEO Scallium:

Есть 5 классических уровней развития e-commerce.

Маркетплейс — плохой способ зарабатывания денег? Зачем тогда эта модель бизнесу?

Сегодня мало кто использует какую-либо из этих моделей в чистом виде. Чаще всего компании находятся на стадии классического e-commerce, но при этом обладают характеристиками другого этапа — являются гибридным бизнесом.

Например, модель системного маркетплейса выглядит наиболее оптимальной, и ее стараются использовать в том или ином виде даже нишевые игроки. Более того, именно за счет нишевости и гибридности они могут конкурировать с существующими топовыми маркетплейсами широкого профиля.

Андрей Сушкин, директор по развитию ПаркТехно:

Маркетплейс для нашего бизнеса — слишком сложная задача. Наша история — как раз гибридная модель. У нас есть свои товары и товары постоянных поставщиков. И мы столкнулись с потребностью быстро создавать большое количество карточек товаров, и дальше отправлять их на различные ресурсы. Создавать в каждом канале карточки товаров для одних и тех же SKU не эффективно. Учетная система нас не устраивала по скорости. Поэтому мы начали внедрять PIM систему.

Маркетплейс — плохой способ зарабатывания денег? Зачем тогда эта модель бизнесу?

Что же касается маркетплейса, эта модель пока не совсем за кадром. Возможно, мы придем к этому в будущем. Но пока это видится больше форматом для масс-маркет рынка. Мы же хотим предложить что-то, что нельзя найти на маркетплейсах. Например, мы предлагаем клиенту консультации как дополнительную ценность.

Маркетплейс — плохой способ зарабатывания денег? Зачем тогда эта модель бизнесу?

Андрей Павленко, CEO Scallium:

Добавлю о важности дистрибуции контента. Любая PIM-система должна уметь следующее:

  1. Собрать и консолидировать данные о товарах из разных источников: например, из 1С и данные со складов;
  2. Обогатить эти данные. Сейчас уже требуется не просто описание товара, а rich-контент: видео, стримы и так далее.
  3. Раздать информацию по разным каналам продаж и рекламным каналам. Задача PIM — каждому из каналов дать ту информацию, которая ему необходима, без лишних деталей.

Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что PIM важная система для компаний на любом этапе развития. А для маркетплейсов — это одна из основных и центральных компонентов системы. Но важно понимать, что маркетплейс — это не только техническая сторона. Маркетплейс — это IT + маркетинг.

Игорь Чернов, СЕО маркетплейса мебели Дизайн Склад:

Сам по себе маркетплейс — это не способ зарабатывания денег. Если говорить о росте прибыли, то эта модель — один из худших вариантов, потому что расходы на администрирование и маркетинг также растут стремительно.

Маркетплейс стоит запускать, чтобы растить конкретную метрику. В нашем случае — конверсию. Мы обозначили путь развития нашего бизнеса через рост конверсии. То есть, нам нужно было предоставить клиенту больше ассортимент, больше выбор.

Так или иначе это способ получить высокочастотных клиентов. Но изначально должна быть основа аудитории — люди, которые заинтересованы в вашем продукте. Которые готовы преодолеть какие-то препятствия, чтобы этот продукт купить. У нас на старте был совсем простой сайт. Было достаточно сложно сделать заказ онлайн. Но людей это не останавливало, они звонили и заказывали по телефону.

Маркетплейс — плохой способ зарабатывания денег? Зачем тогда эта модель бизнесу?

Поэтому я считаю, что в истории с маркетплейсом нужно работать сначала над привлечением, а остальное доработается. Иначе вы построите процессы, а потом окажется, что аудитории нужно совсем другое.

Выводы

  1. Маркетплейс — это IT + маркетинг.

  2. Маркетплейс в чистом виде встречается не так часто, но большинство развивающихся в екоме компаний имеют те или иные характеристики маркетплейса.

  3. Центральный элемент IT-системы маркетплейса как и екома в целом — PIM, управление товарным ассортиментом.

  4. Модель маркетплейса не принесет быструю прибыль, но поможет решить насущные задачи в процессе масштабирования бизнеса.

  5. И главное: Куда движется e-commerce? Через модель маркетплейса к экосистемам (см. схему уровней зрелости) благодаря тому, что бизнес предлагает дополнительные ценности для клиента.

Вся запись онлайн дискуссии на Youtube>>

5
19 комментариев

Думал, что то полезное, совершенно нечитаемый формат. Видео тем более смотреть нет смысла.

5
Ответить

Вживую, конечно, лучше. Подключайтесь в следующий раз к дискуссии! Пришлем вам ссылку, если вам интересно.

Ответить

Такая статья очень помогает в освоении космоса, например полет человека на Марс.

Ответить

5 фанатов PIM собрались на дискуссию Куда движется e-commerce? и решили что в сторону PIM. Как неожиданно.
Вы много лет пытались натянуть эту сову на глобус офлайн ритейла, и ни фига, с e-commerce будет тоже самое. Причина прозаична и вы про нее стыдливо не пишите - 1С
Если действительно хотите узнать куда движется e-commerce проведите дискуссию с владельцами крупных интернет магазинов, они вам много интересного расскажут.

4
Ответить

Отвечу по порядку:
1. PIM - это инструмент, а движется все к платформенной модели.
2. Что касается учетных систем, об этом как раз тоже один из спикеров говорил, есть в тексте. У нас есть отдельная статья об этом на Хабре. Если хотите, дам ссылочку куда-то в личку, не уверен, что тут можно внешние ссылки давать. Опять же, если вкратце - 1С это совершенно другой класс систем. Хранить там каталог товаров можно, но очень часто неудобно.
3. С крупными тоже общаемся. Но здесь намеренно хотели привести пример игроков поменьше. Показать, что не обязательно иметь ресурсы, как у крупных маркетплейсов.

1
Ответить

Применительно к маркетплейсам все невероятно просто:

Если вы производитель или нормальный белый импортер - маркетплейс ваш бро. Он - ваша розница, на построение которой вы не убьете 10 лет и миллиард денег. Он - генератор ваших прибылей. Он - дешевая и удобная площадка для теста новых товарных категорий и брендов.

Если вы перепук обыкновенный - маркетплейс вам не бро. Он будет доминировать над вами и унижать вас. А конкурировать вы на нем будете с десятками тысяч таких же перепуков. И с потолком маржи в 10%.

Вот исходя из вышеизложенного и формируйте понимание, надо вам на МП или нет.

3
Ответить

Да, все так. Я только уточню, что мы обсуждали маркетплейсы с точки зрения вадельцев маркетплейсов или тех, кто хочет создать маркетплейс. Тут немного другая история.

Ответить