Торговля
Иван Калин

Можно ли продавать товар под чужим брендом на маркетплейсах?

Можно ли продавать товары под чужим брендом? Частый вопрос от поставщиков, ответ на который дал этой статье.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК vs БРЕНД

Начнем с того, что в российском законодательстве нет определения «бренд». Правильно это называть «торговая марка», «торговый знак». Названия «торговая марка», «логотип» и «брэнд» («бренд») заимствованы из иностранного языка и не используются в российском законодательстве об интеллектуальной собственности. Их заменяет единственное понятие – «товарный знак».

ПРОДАЖА ТОВАРА ПОД ЧУЖИМ БРЕНДОМ

Продавать товары под чужим брендом можно, только если у вас есть разрешение от правообладателя этого товарного знака. Без разрешения правообладателя продавать товар под чужим брендом, под чужим товарным знаком нельзя. Причём разрешение в первую очередь нужно на право продажи товаров, маркированных товарным знаком производителя. Как правило, это оговаривается в официальном договоре между производителем и дистрибьютором, а далее по цепочке передаётся дилеру, который реализует товар уже в розницу.

Разрешение представляет собой письмо от правообладателя. Не от поставщика, который продаете на территории Российской Федерации, а именно от правообладателя. То есть, если вы хотите продавать товар чужого бренда и закупаетесь через дилера, а не производителя, то проверяйте документы, которые вам предоставит поставщик.

Это разрешение может быть прописано в договоре на покупку товара, соответственно там должна быть оговорка от поставщика о том, что производитель не просто продает вам товар, но и предоставляет возможность использовать свою интеллектуальную собственность, чтобы продавать товары на маркетплейсе. Альтернативой такой оговорки является заключение отдельного лицензионного соглашения о том, что правообладатель предоставляет вам как лицензиату возможность использовать свою интеллектуальную собственность.

Когда кто-то, кому-то на время предоставляет возможность использовать интеллектуальную собственность это называется лицензия. Если вы покупаете товар через дилера, то убедитесь что оригинальный правообладатель предоставил ему возможность предоставлять интеллектуальную собственность в сублицензии, то есть передавать другим лицам на временное пользование. Иначе ваша оговорка в договоре или лицензионное соглашение просто не будут иметь никакой юридической силы.

Потому, если вы решили товары перепродавать, ищите все-таки прямые контакты с производителями и с правообладателями, то есть получайте разрешения от них напрямую.

Предположим вы хотите продавать уходовую косметику чужого бренда. От производителя или дилера вам необходимо будет получить не только товар, но разрешение на продажу продукции. А также все соответствующие документы для продажи данного товара (сертификат/декларация).

ЧТО ГРОЗИТ, ЕСЛИ ПРОДАВАТЬ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ?

Если возникнет спор из-за нарушения товарного знака, то маркетплейс может просто-напросто заблокировать ваш товар, удалить всю информацию о товаре со своего портала. Если маркетплейсу предъявит иск правообладатель, то всю ответственность за нарушения несет поставщик. Так как нарушитель в данном случае - поставщик. Все расходы при споре с правообладателем несет только поставщик-нарушитель. Об этом сказано в оферте маркетплейса.

Дополнительно к этому, если суд установит действительно, что товарный знак нарушен, и партия является контрафактной, вся эта партия должна будет уничтожаться за счет нарушителя. Он должен будет заплатить штраф за нарушение интеллектуальной собственности, такой штраф составляет до 5 млн руб.

Полезные статьи для поставщиков:

0
2 комментария
Fedor Ko

Но правительство недавно разрешило воровать интеллектуальную собственность у недружественных стран

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Да делайте что хотите, похер уже...

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null