Основы финансового планирования для селлеров Wildberries

Давайте обсудим самую нелюбимую многими тему финансового учета при работе с маркетплейсами. Да, цифры считать скучно и неинтересно, но грамотная экономика для Wildberries — залог вашего успеха на маркетплейсах. В этой статье расскажу про основы финансового планирования.

Чтобы повысить свою маржинальность и больше зарабатывать, вы должны понимать, как и на чем можно сэкономить и сократить расходы. Сейчас полно информации, как делать анализ ниш, выбирать и закупать товары, строить стратегии и заниматься продвижением, но финансовый вопрос затрагивается редко.

При этом каждому селлеру нужно знать, где он зарабатывает деньги, а где — теряет. Без этого стабильный бизнес вы не построите.

Основные понятия

Прежде всего разберемся в терминах «бухгалтерский учет» и «финансовый учет».

Бухгалтерский учет – ведение налоговой документации, оплата налогов и обязательных взносов, сдача квартальной и годовой отчетности в налоговую инспекцию. Здесь выгодоприобретателем является государство, так как налоги вы платите именно ему.

Финансовый учет не обладает таким жестким регламентом и ведется по желанию собственника. Здесь отчетность не обязательна, так как ее не нужно никуда сдавать. Финансовый учет нужен только продавцам, чтобы торговать и зарабатывать.

Основные ошибки финансового учета

Ошибка №1 — не знать о финансовой ситуации компании и балансах.

В худшем случае это приведет к кассовому разрыву. Это ситуация, когда вы потратили денег больше, чем заработали. В лучшем — будете стрессовать в моменте, дожидаясь новых выплат с Wildberries.

Основы финансового планирования для селлеров Wildberries

Это касается всех счетов и наличности. Многие начинающие предприниматели очень часто не могут ответить на вопрос про количество денег в конкретный момент.

Ошибка №2: Учитывать только стоимость закупки товара и комиссии маркетплейсов, закрывая глаза на мелкие расходы. Мелочи, которых может набегает много, сильно влияют на рентабельность, прибыль и ваши дивиденды.

Помимо учета расходов, нужно их структурировать и анализировать. Потому что анализ дает наиболее полное представление, на чем можно сократить расходную часть, и наоборот добавить там, где это необходимо.

Ошибка №3: Не знать, сколько денег у вас в обороте. В финансовом учете есть такое понятие, как оборотный капитал: он состоит из запасов товара, который уже произведен, оплачен и производится, продается. Его тоже нужно считать.

Ошибка №4: Не понимать, не сравнивать и не знать прибыль с разных каналов продаж. Если у вас помимо Wildberries есть собственный интернет-магазин, соцсети и прочие каналы продаж, вы должны понимать, сколько приносит каждый канал.

То же самое касается SKU. Вам нужно знать, какой товар в ассортименте приносит наибольшую прибыль, а какой не пользуется спросом. Товары, на которые нет спроса, снижают вашу прибыль за счет расходов на длительное хранение не складах маркетплейсов.

Ошибка №5: Не знать свою чистую прибыль после уплаты всех налогов. Здесь есть риск вытащить из бизнеса больше денег чем было заработано.

Ошибка №6: Не планировать дольше, чем на месяц. Стройте горизонт планирования как минимум на пару месяц вперед, а лучше на квартал. Заранее готовьтесь к распродажам и закупайте товар заранее по лучшим ценам. Не пытаться спрогнозировать как будет вести себя бизнес на следующий месяц или в следующем квартале.

Иногда бывает сложно планировать дальше, чем на пару дней или неделю, но в целом надо стремиться к тому, чтобы бизнес не приносил неприятных сюрпризов.

Cashflow

Каждому селлеру нужно как минимум знать, как двигаются его деньги. Простая таблица будет наглядно показывать приход и расход денег в компанию по разным статьям. По итогу месяца этот отчет показывает вам положительный или отрицательный денежный поток.

Можно усложнить контроль финансов и следить еще и за балансом. Так вы сможете отследить переход денег: например, при покупке товара сумма будет заноситься в баланс, так как деньги превратились в товарные единицы, но их от этого меньше не стало.

Как считать прибыль?

Предприниматели часто совершают одну и ту же ошибку – закупив партию товара, заносят потраченные деньги в расходы. Это фундаментальная ошибка, которой стоит избегать если вы хотите понимать прибыль своего бизнеса. Разберем на примере, чтобы выглядело нагляднее.

Вы продаете пальто и у вас есть один поставщик, у которого вы берете эти пальто и продаете их на Wildberries. Начинается месяц, у вас в кармане лежит 1 млн. рублей. И на все деньги для товаров вы решаете закупить партию пальто и отгрузить на продажу.

По cashflow деньги ушли на покупку пальто. Не спешите записывать расходы, занесите сумму в статью запас. Открыв балансовый отчет, вы увидите, что у вас в запасе на складе Wildberries лежит товар на 1 млн. рублей.

Закупочная стоимость пальто – 10 000 рублей, цена для покупателя на маркетплейсе – 15 000 рублей.

В середине месяца была продана половина партии пальто, на сумму 750 тыс. рублей без учета комиссий маркетплейса.

В отчете о движении денег это отразится так:

В начале месяца был куплен и отгружен товар на 1 млн рублей.

В середине месяца было продано 50% партии на 750 тысяч рублей.

Wildberries удержал комиссию и прислал на счет 680 тысяч рублей.

Для того, чтобы посчитать прибыль, вам необходимо будет в своей учетной системе завести финансовую операцию, которая спишет в расход себестоимость проданных товаров.

Таким образом, половину проданной партии вы списываете в расходы по себестоимости, и только в этот момент у вас появляется расход. До этого никакого расхода у вас не было. В итоге отчет о прибыли и убытках покажет прибыль с проданной партии 180 тысяч рублей.

Это и есть ваши свободные деньги, которые вы можете вкинуть в оборот или забрать себе.

Неверно считать прибылью остаток на конец месяца. Прибыль нужно считать через себестоимость проданных товаров, учитывая все комиссии.

Здесь приведен самый простой пример с одним поставщиком, артикулом и одним маркетплейсом. Когда у вас большой ассортимент и несколько каналов сбыта, все становится гораздо сложнее. И без учета легко все потерять.

Первое правило финансового учета – записывать все транзакции.

Селлеры, которые начинают считать прибыль таким образом, растут быстрее, потому что они знают, сколько денег сейчас обороте, а сколько — свободно.

Самые умные продавцы заводят «несгораемый остаток», когда, например предприниматель решает никогда не брать больше 70% от прибыли. 30% всегда остается на подушку безопасности.

Николай Шапкин

Как планировать расходы?

Есть два варианта, которые можно взять за основу: сверху вниз и снизу вверх. Эти схемы не противоречат друг другу и их можно использовать одновременно.

Первая — это тип планирования, который часто называют бюджетированием. Вы планируете свой заработок за месяц. Например, вы хотите продать в конце месяца пальто на 3 миллиона рублей, заносите эту цифру в план и стремитесь к ней.

То же самое делаете со своими расходами. В итоге получаете таблицу, а в течение месяца вы отслеживаете, насколько ваш план выполнен. Это помогает контролировать сотрудников, которые отвечают за продажи.

Планирование снизу вверх означает, что если вы знаете, что через неделю вам поступит платеж 100 тысяч рублей, то в учетной системе вы заранее заносите эту операцию в поступления.

Также вы можете заранее завести в систему операции, которые для вас являются ежемесячными и предсказуемыми. Например, это аренда склада, зарплата сотруднику и проч. Все эти расходы вы ставите в план и четко понимаете какие платежи вам предстоит сделать. Такая таблица называется «Платежный календарь». Компании, у которых много платежей, отводят под оплату отдельные дни.

Полезные советы

Есть несколько лайфхаков, которые связаны непосредственно с маркетплейсами. Это будет особенно полезно продавцам, которые хотят стабильно расти.

Считайте стоимость самовыкупов. Здесь ваши деньги оборачиваются с небольшими потерями на комиссиях и налогах. Нужно знать суммы до копейки.

Считайте комиссии маркетплейсов и отслеживайте обновления. Это сильно влияет на то, какая сумма вам придет в очередном отчете.

Попробуйте сэкономить на налогах. Посмотрите на свою систему налогообложения и поймите сколько налогов вы платите в год. Есть несколько вариантов налогообложений для юрлиц: УСН, патент и ООО. Одна консультация юриста может сэкономить вам не только существенные суммы, но и избежать возможных проблем с законом.

Регулярно обновляйте планы. Раз в полгода (а лучше чаще) анализируйте списки расходов компании и подвергайте их сомнению. Смотрите, что можно сократить, а куда стоит инвестировать. Ревизия расходов часто помогает найти места, куда утекают деньги.

Знание и применение финансового планирования поможет вам избежать ошибок, потери денег и развить свой бизнес быстрее, сделав его не более устойчивым во время неожиданных событий.

Вместо эпилога

Эта статья — пример лонгридов и полезных подборок из моего телеграм-канала. Подписываться не призываю, но уверен, каждый найдет что-то полезное. Например, недавно я рассказал несколько фишек, как собирать с покупателей отзывы для карточки товара, не нарушая правил Wildberries. Там же в закрепе я собираю всевозможные таблицы, шаблоны и чеклисты в помощь продавцу на российских маркетплейсах.

А еще я собираю бесплатный чат селлеров, в котором больше 1500 селлеров обмениваются опытом.

И поддержите эту статью, пожалуйста, если считаете, что нужно публиковать больше разборов, как нужно работать с финансами на маркетплейсах и в принципе в товарном бизнесе.

208208 показов
2K2K открытий
11 репост
3 комментария

Считаю, что основы финансового планирования важны ну вообще везде от товарного бизнеса до личного бюджета. А вы ведет финучет? Если да, то чем пользуетесь?

Ответить

У вас можно приобрести такую таблицу? Поиски оказались безуспешны - все не то.

Ответить

Здравствуйте, хотелось бы узнать чем пользуетесь, Николай..
Я пока размышляю над пользованием

Ответить